Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 09.01.2003 N КАС02-645 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЖАЛОБЫ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ П. 2 ПРИКАЗА ДИРЕКТОРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ РФ ОТ 12.02.2000 N 043 ОТКАЗАНО, ПОСКОЛЬКУ ДИРЕКТОР ФПС РФ, ДЕЙСТВУЯ В ПРЕДЕЛАХ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ, ВПРАВЕ БЫЛ ОТМЕНИТЬ РАНЕЕ ИЗДАННЫЙ ИМ ПРИКАЗ, КОТОРЫЙ НЕ БЫЛ ЗАРЕГИСТРИРОВАН В УСТАНОВЛЕННОМ ЗАКОНОМ ПОРЯДКЕ И НЕ СООТВЕТСТВОВАЛ ТРЕБОВАНИЯМ ДЕЙСТВУЮЩЕГО

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                    от 9 января 2003 г. N КАС02-645
   
       Кассационная  коллегия Верховного Суда Российской  Федерации  в
   составе:
   
       председательствующего                             Федина А.И.,
       членов коллегии                                     Кебы Ю.Г.,
                                                   Петроченкова А.Я.,
       с участием прокурора                          Расторгуева В.В.
   
       рассмотрела  в открытом судебном заседании 9 января  2003  года
   гражданское  дело  по жалобам Б., К. и К.И. о признании  незаконным
   (недействительным)  с  момента  издания  п.  2  приказа   директора
   Федеральной пограничной службы Российской Федерации от  12  февраля
   2000   года  N  043  "Об  объявлении  Перечня  органов  управления,
   соединений   и  воинских  частей  Федеральной  пограничной   службы
   Российской  Федерации,  входящих в состав Объединенной  группировки
   войск   (сил)  по  проведению  контртеррористических  операций   на
   территории  Северо-Кавказского  региона  Российской  Федерации"  по
   кассационной    жалобе    представителя    директора    Федеральной
   пограничной  службы  Петренко  Д.А.  на  решение  Верховного   Суда
   Российской Федерации от 8 октября 2002 года.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Петроченкова    А.Я.,    выступление    представителей    директора
   Федеральной  пограничной службы Российской Федерации Петренко  Д.А.
   и  Пыпко Н.В. в обоснование доводов жалобы, выступление Б. и  К.И.,
   представлявшего    также    интересы   К.,    возражавших    против
   удовлетворения   требований  кассационной   жалобы   и   заключение
   прокурора  управления Генеральной прокуратуры Российской  Федерации
   Расторгуева  В.В., предложившего кассационную жалобу  оставить  без
   удовлетворения,  Кассационная коллегия Верховного  Суда  Российской
   Федерации
   
                              установила:
   
       Б.,  К.  и  К.И.  обратились в Верховный Суд РФ с вышеназванным
   требованием, поскольку с момента издания оспариваемого приказа  они
   были лишены льгот, гарантий и компенсаций вопреки действующим в  то
   время  Постановлениям  Правительства  Российской  Федерации  от   9
   декабря  1994  года  N  1360  и от 28 октября  1994  года  N  1276,
   которыми  выполнение военнослужащими задач на территории Республики
   Ингушетия   якобы  отнесено  к  выполнению  задач  при  вооруженных
   конфликтах,   а  также  вопреки  действующему  в  настоящее   время
   Постановлению Правительства РФ от 31.03.1994 N 280.
       Приказ директора ФПС России от 12 февраля 2000 года N 043 к ним
   в  часть  не  поступал  и  до  них не  доводился,  хотя  они  имели
   соответствующие допуски к работе с секретными документами.
       Решением Верховного Суда Российской Федерации от 8 октября 2002
   года  жалобы заявителей были удовлетворены, п. 2 приказа  директора
   Федеральной  пограничной  службы от 12  февраля  2000  года  N  043
   признан    незаконным    (недействующим)   (в    период    действия
   Постановлений Правительства РФ N 1360-94 г. п. 10, N 1276-96 г.  п.
   5  до признания их утратившими силу Постановлением Правительства РФ
   от 26 декабря 2001 года N 896).
       В   кассационной  жалобе,  не  соглашаясь  с  данным  решением,
   представитель  директора Федеральной пограничной службы  Российской
   Федерации  Петренко Д.А. просит об отмене этого решения,  поскольку
   суд   не   принял   во  внимание  требования  п.  2   Постановления
   Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1995 года N  1210,
   приказа директора Федеральной пограничной службы от 29 апреля  1998
   года  N 207 "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций
   военнослужащим ФПС Российской Федерации, проходящим военную  службу
   на  территориях  государств  Закавказья,  Прибалтики  и  Республики
   Таджикистан,  а  также выполняющим задачи в условиях  чрезвычайного
   положения   и   при  вооруженных  конфликтах",   а   также   и   то
   обстоятельство,   что  приказ  директора  Федеральной   пограничной
   службы  Российской Федерации от 27 марта 1996 года N  0102  не  был
   зарегистрирован в установленном законом порядке. По  этой  причине,
   а  также  по  причине  того,  что он не соответствовал  требованиям
   Постановления  Правительства Российской  Федерации  от  11  декабря
   1995  года N 1210 о том, что к зоне вооруженного конфликта возможно
   относить   отдельные   местности   только   совместными   решениями
   руководителей  силовых  структур,  то  есть  при  издании   данного
   приказа  не  был  соблюден  порядок,  установленный  п.  1  данного
   Постановления,  в  связи  с чем он был отменен  приказом  директора
   Федеральной  пограничной  службы  Российской  Федерации.  При  этом
   директор   Федеральной  пограничной  службы  Российской   Федерации
   действовал  в  пределах  своих полномочий. С  учетом  этих  доводов
   автор   кассационной  жалобы  просит  отказать   в   удовлетворении
   требований заявителей.
       Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной  жалобы,
   Кассационная  коллегия  находит  ее  подлежащей  удовлетворению  по
   следующим основаниям.
       Анализ  имеющейся нормативной базы, касающейся  военнослужащих,
   проходивших  военную  службу на территории Чеченской  Республики  и
   прилегающих  к ней регионов Северного Кавказа, позволяет  прийти  к
   следующим выводам.
       Дополнительные  гарантии и компенсации, предоставления  которых
   требуют  заявители, предусмотрены Законом Российской  Федерации  "О
   дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим,  проходящим
   военную  службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики  и
   Республики  Таджикистан,  а  также  выполняющим  задачи  по  защите
   конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного  положения  и
   при  вооруженных  конфликтах" от 21 января 1993 года  N  4328-1,  в
   частности  для  военнослужащих, постоянно или временно  выполняющих
   задачи   в  условиях  чрезвычайного  положения  и  при  вооруженных
   конфликтах.
       На  основании  данного Закона и во исполнение Указа  Президента
   Российской  Федерации от 9 декабря 1994 года N  2166  "О  мерах  по
   пресечению  деятельности  незаконных  вооруженных  формирований  на
   территории   Чеченской  Республики  и  в  зоне   осетино-ингушского
   конфликта"   Правительством  Российской  Федерации   было   принято
   Постановление  от  9  декабря  1994 года  N  1360  "Об  обеспечении
   государственной   безопасности   и   территориальной    целостности
   Российской   Федерации,   законности   прав   и   свобод   граждан,
   разоружения  незаконных  вооруженных  формирований  на   территории
   Чеченской   Республики  и  прилегающих  к  ней  регионов  Северного
   Кавказа".   В  соответствии  с  пунктом  10  данного  Постановления
   выполнение   военнослужащими   задач,   предусмотренных   указанным
   Постановлением,  было отнесено к выполнению задач  при  вооруженных
   конфликтах  и  на  них  распространено действие  Закона  Российской
   Федерации    "О    дополнительных    гарантиях    и    компенсациях
   военнослужащим,   проходящим   военную   службу   на    территориях
   государств  Закавказья,  Прибалтики  и  Республики  Таджикистан,  а
   также  выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан  в
   условиях  чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах"  от
   21 января 1993 года N 4328-1.
       При   этом   конкретные  территории  сопредельных  с  Чеченской
   Республикой  субъектов Российской Федерации, на которых выполнялись
   поставленные задачи, не указывались.
       В   соответствии   с  пунктом  2  Постановления   Правительства
   Российской  Федерации  от  31 марта 1994  года  N  280  "О  порядке
   установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами  задач
   в  условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах  и
   предоставления  им  дополнительных  гарантий  и  компенсаций"  было
   определено,    что    дополнительные   гарантии    и    компенсации
   предоставляются   военнослужащим  только  за   время   фактического
   выполнения  ими  задач  на  территории,  где  введено  чрезвычайное
   положение,  либо в местности, которая отнесена к зоне  вооруженного
   конфликта.  При  этом  периоды выполнения военнослужащими  задач  в
   условиях  чрезвычайного  положения  и  при  вооруженных  конфликтах
   оформляются приказами командиров воинских частей.
       Перечень   воинских   частей,  подразделений   ФПС   Российской
   Федерации,  привлеченных  к  выполнению  поставленных  задач,   был
   определен приказом директора ФПС России от 17 декабря 1994  года  N
   0377.   Дополнительные   гарантии  и  компенсации   предоставлялись
   военнослужащим  только  на основании приказов  командиров  воинских
   частей   за  время  фактического  выполнения  ими  задач   в   зоне
   вооруженного конфликта.
       В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 11
   декабря   1995  года  N  1210  "Об  определении  зоны  вооруженного
   конфликта   в   Чеченской   Республике"   к   зоне,   на    которую
   распространяется   действие   Закона   Российской   Федерации    "О
   дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим,  проходящим
   военную  службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики  и
   Республики  Таджикистан,  а  также  выполняющим  задачи  по  защите
   конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного  положения  и
   при  вооруженных  конфликтах" от 21  января  1993  года  N  4328-1,
   отнесена только территория Чеченской Республики.
       Пунктом  2  данного Постановления предоставлено право  Министру
   обороны   РФ,  Министру  внутренних  дел  РФ,  директору  ФПС   РФ,
   директору  ФСБ РФ относить совместными решениями к зоне,  указанной
   в  пункте 1 этого Постановления, отдельные местности, прилегающие к
   территории   Чеченской   Республики,  при  возникновении   в   этих
   местностях вооруженных конфликтов.
       В  1996  - 1998 годах совместных решений вышеуказанных ведомств
   об   отнесении   к   зоне,  указанной  в  пункте  1  вышеуказанного
   Постановления,  какой-либо  местности,  прилегающей  к   территории
   Чеченской Республики, не принималось.
       При  отсутствии совместного решения руководителей вышеуказанных
   ведомств  директором  Федеральной  пограничной  службы  был   издан
   приказ  от 27 марта 1996 года N 0102 "О дополнительных гарантиях  и
   компенсациях,  предоставляемых военнослужащим воинских  частей  ФПС
   РФ  и  органов пограничной службы Российской Федерации, выполняющим
   задачи  в  условиях вооруженного конфликта на территории  Чеченской
   Республики   и   прилегающего  к  ней  Северо-Кавказского   региона
   Российской  Федерации". Этим приказом вся территория Ингушетии,  за
   исключением  г.  Назрани и Малобекского района,  отнесена  к  зоне,
   указанной в пункте 1 вышеуказанного Постановления, и отменен  ранее
   действующий  порядок, установленный приказом ФПС РФ от  17  декабря
   1994 года N 0377.
       Таким   образом,  для  военнослужащих  войсковой  части   2094,
   входящей   в  состав  ФПС  РФ  и  дислоцировавшейся  на  территории
   Республики  Ингушетия,  в  отличие от военнослужащих  иных  силовых
   структур    данным   приказом   был   определен   особый    порядок
   предоставления  льгот, в связи с чем руководители иных  министерств
   и  ведомств  обратились  к  Председателю  Правительства  Российской
   Федерации   за  соответствующим  разъяснением  (обращение   первого
   заместителя  Министра обороны РФ от 16 июля 1998 года N  180/3/554,
   л.д. 55 т. 2).
       Такими  льготами  военнослужащие  ФПС  РФ  пользовались  до  12
   февраля  2000  года,  то  есть  до издания  директором  Федеральной
   пограничной   службы   РФ   приказа  N   043   (зарегистрирован   в
   Министерстве  юстиции  РФ  23  июня 1998  года,  регистрационный  N
   1539),  которым  отменен  приказ директора Федеральной  пограничной
   службы  РФ от 27 марта 1996 года N 0102 "О дополнительных гарантиях
   и  компенсациях, предоставляемых военнослужащим воинских частей ФПС
   РФ  и  органов пограничной службы Российской Федерации, выполняющим
   задачи  в  условиях вооруженного конфликта на территории  Чеченской
   Республики   и   прилегающего  к  ней  Северо-Кавказского   региона
   Российской  Федерации". В то же время данным приказом был  объявлен
   Перечень  воинских частей, в который вошла и войсковая часть  2094,
   и,  таким образом, установлен ранее действующий порядок обеспечения
   военнослужащих   ФПС  РФ  льготами,  установленный   Постановлением
   Правительства  РФ  от 11 декабря 1995 года N 1210  "Об  определении
   зоны   вооруженного  конфликта  в  Чеченской  Республике".   Приказ
   директора  Федеральной пограничной службы РФ от 27 марта 1996  года
   был  отменен,  поскольку нарушал установленный п.  1  Постановления
   Правительства  РФ от 11 декабря 1995 года N 1210 порядок  отнесения
   местности  к  зонам вооруженных конфликтов, так  как  данный  пункт
   предоставлял   такое   право   только   для   совместного   решения
   руководителей силовых структур, а не каждому из них.  Из  преамбулы
   приказа  директора Федеральной пограничной службы РФ  от  27  марта
   1996  года  N  0102  явствует,  что  данный  приказ  был  издан  на
   основании именно Постановления Правительства РФ от 11 декабря  1995
   года  N  1210,  а не на основании каких-либо других  более  поздних
   нормативных  актов. Поскольку данный приказ был издан  в  нарушение
   установленного   данным   Постановлением   порядка,   то   директор
   Федеральной  пограничной службы РФ также был вправе  отменить  свой
   приказ.  Кроме  того, он был издан в нарушение Указа Президента  РФ
   от  23  мая  1996  года  N  763, так как не был  зарегистрирован  в
   установленном порядке в Министерстве юстиции Российской Федерации.
       Что   же   касается   Постановления  Правительства   Российской
   Федерации  от  28 октября 1996 года N 1276 "О мерах по  обеспечению
   выполнения  Указа  Президента Российской Федерации  от  19  октября
   1996   года   N  1474  "Об  организации  деятельности  полномочного
   представителя   Президента  Российской   Федерации   в   Республике
   Северная  Осетия  -  Алания  и  Республике  Ингушетия",  то  данный
   нормативный  акт  не  регламентирует порядок  обеспечения  льготами
   военнослужащих   ФПС   РФ  в  соответствии  с  Законом   Российской
   Федерации    "О    дополнительных    гарантиях    и    компенсациях
   военнослужащим,   проходящим   военную   службу   на    территориях
   государств  Закавказья,  Прибалтики  и  Республики  Таджикистан,  а
   также  выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан  в
   условиях  чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах"  от
   21 января 1993 года N 4328-1.
       Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2001 года  N  896
   "О   зонах  вооруженных  конфликтов"  к  выполнению  задач  в  зоне
   вооруженного  конфликта  военнослужащими на  территории  Республики
   Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия только в октябре  -
   ноябре  1992  года  к выполнению задач при вооруженных  конфликтах,
   что  полностью согласуется с порядком, ранее установленным приказом
   директора  ФПС  РФ  от 17 декабря 1994 года N 0377  и  оспариваемым
   приказом  директора  ФПС  РФ от 12 февраля  2000  года  N  043  "Об
   объявлении  Перечня  органов  управления,  соединений  и   воинских
   частей   Федеральной   пограничной  службы  Российской   Федерации,
   входящих   в  состав  Объединенной  группировки  войск   (сил)   по
   проведению  контртеррористических операций  на  территории  Северо-
   Кавказского  региона Российской Федерации". При этом  директор  ФПС
   РФ,  действуя  в  пределах  своих полномочий,  предоставленных  ему
   действующим   законодательством  и  вышеназванными  Постановлениями
   Правительства   Российской  Федерации,  что  не   опровергается   и
   заявителями,  объявил  Перечень органов  управления,  соединений  и
   воинских   частей   Федеральной   пограничной   службы   Российской
   Федерации,  входящих в состав Объединенной группировки войск  (сил)
   по  проведению контртеррористических операций на территории Северо-
   Кавказского  региона Российской Федерации, утвержденный  директивой
   Генерального  штаба  Вооруженных Сил  Российской  Федерации  от  27
   октября 1999 года N 314/12/0788.
       На   основании   изложенного  и  принимая  во   внимание,   что
   обстоятельства  дела  установлены судом первой  инстанции  полно  и
   правильно,  но  допущена  ошибка  в применении  норм  материального
   права,  по  делу  не требуется собирания и дополнительной  проверки
   доказательств, руководствуясь п. 4 ст. 305 ГПК РСФСР,  Кассационная
   коллегия Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение Верховного Суда Российской Федерации от 8 октября  2002
   года отменить.
       Вынести  новое  решение, которым Б., К. и К.И. в удовлетворении
   жалоб  о  признании п. 2 приказа директора Федеральной  пограничной
   службы  Российской  Федерации  от  12  февраля  2000  года  N   043
   отказать.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
Разное