Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 03.09.2004 N 46-Г04-14 ЗАЯВЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДАТЫ ВЫБОРОВ ГЛАВЫ И ДЕПУТАТОВ СОБРАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЙОНА УДОВЛЕТВОРЕНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ СРОК ПОЛНОМОЧИЙ ГЛАВЫ И ДЕПУТАТОВ СОБРАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЙОНА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ К НАЗНАЧЕНИЮ ДАТЫ ВЫБОРОВ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЙОНА

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 3 сентября 2004 года
   
                                                      Дело N 46-Г04-14
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                       Лаврентьевой М.Н.,
       судей                                          Пирожкова В.Н.,
                                                        Емышевой В.А.
   
       рассмотрела в судебном заседании от 3 сентября 2004 г. дело  по
   кассационной  жалобе  Собрания представителей  Приволжского  района
   Самарской области на решение Самарского областного суда от  9  июля
   2004 г.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Пирожкова    В.Н.,    объяснения    представителей    администрации
   Приволжского  района  Петровой Ю.С. и  Кавзель  А.И.,  поддержавших
   доводы  жалобы,  заключение  прокурора Генеральной  прокуратуры  РФ
   Гермашевой  М.М.,  полагавшей жалобу оставить  без  удовлетворения,
   Судебная коллегия
   
                              установила:
   
       П.,  Л., Ш., Т. обратились в суд с заявлением о назначении даты
   выборов  главы  и  депутатов  Собрания представителей  Приволжского
   района Самарской области.
       В  обоснование заявленного требования ссылались на  то,  что  в
   июле  2004  года  истекает четырехлетний срок  полномочий  главы  и
   депутатов  Собрания  представителей района. Однако  уполномоченными
   органами  выборы в органы местного самоуправления района  назначены
   не были.
       Указанным   решением  Самарского  областного   суда   заявление
   удовлетворено:   назначены  выборы  главы  и   депутатов   Собрания
   представителей  Приволжского  района  на  19  сентября   2004   г.;
   Собрание  представителей в количестве 17 депутатов и  глава  района
   избираются сроком на пять лет; финансирование выборов возложено  на
   администрацию    Приволжского   района;   избирательная    комиссия
   Самарской  области  для  организации и проведения  выборов  обязана
   сформировать временную избирательную комиссию; решение приведено  к
   немедленному исполнению.
       В    кассационной   жалобе   Собрания   представителей   района
   оспаривается   решение  суда  в  части  назначения  выборов   главы
   Приволжского района.
       Судебная  коллегия, проверив материалы дела  и  обсудив  доводы
   жалобы, приходит к следующему выводу.
       Суд  установил,  что депутаты Собрания представителей  и  глава
   Приволжского района были избраны соответственно 2 июля  и  16  июля
   2000   г.   сроком  на  пять  лет  в  соответствии  с  изменениями,
   внесенными в Устав района 19 июня 2000 г.
       Из  материалов  дела усматривается, что указанные  выборы  были
   назначены  решением  Собрания представителей района  от  11  апреля
   2000 г.
       Между  тем в соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона  "Об
   основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие   в
   референдуме  граждан  Российской  Федерации"  норма  об   изменении
   (продлении  или сокращении) установленного в данном случае  уставом
   муниципального  образования  срока, на  который  избираются  органы
   местного  самоуправления,  может применяться  только  к  органам  и
   депутатам,  избранным  на выборах, назначенных  после  официального
   опубликования такой нормы.
       Подобное  положение,  касающееся запрета изменения  (увеличения
   или   уменьшения)  срока  полномочий  действующих  должностных  лиц
   местного   самоуправления,  содержится  также  в  Законе  Самарской
   области   "О  выборах  глав  муниципальных  образований  и   других
   должностных лиц местного самоуправления" (п. 2 ст. 9).
       Кроме  того,  суд  установил,  что  в  нарушение  п.  3  ст.  8
   Федерального  закона  "Об  общих  принципах  организации   местного
   самоуправления  в  Российской  Федерации"  изменения,  внесенные  в
   Устав  района  об  увеличении срока полномочий  главы  и  депутатов
   Собрания представителей района, на день проведения выборов не  были
   зарегистрированы в установленном порядке.
       Поскольку изменения, внесенные в Устав района 19 июня  2000  г.
   об  увеличении срока полномочий вновь избираемых главы и  депутатов
   Собрания представителей района, были приняты с нарушением закона  и
   в  период избирательной кампании, следует признать правильным вывод
   суда  о  том, что указанные лица были избраны на срок 4  года,  как
   это  было предусмотрено Уставом района от 28 апреля 1998 г. (п.  п.
   20 и 28).
       Следовательно,  срок  полномочий  главы  и  депутатов  Собрания
   представителей района заканчивается 16 июля и 2 июля 2004  г.  и  у
   суда  имелись основания для удовлетворения заявленных требований  о
   назначении даты выборов органов местного самоуправления района.
       Оспаривая  решение  в указанной части, Собрание  представителей
   района  ссылается  на  то, что заявителями  пропущен  установленный
   законом трехмесячный срок для подачи подобного заявления в суд.
       Однако  Судебная коллегия считает несостоятельным  этот  довод,
   поскольку  заявителям  стало  известно о  нарушении  избирательного
   законодательства тогда, когда уполномоченными органами  в  связи  с
   истечением   срока   полномочий   главы   и   депутатов    Собрания
   представителей района не были назначены новые выборы.
       В   соответствии  с  изменениями,  внесенными  в  Устав  района
   постановлением  Собрания  представителей  от  11  июня   2004   г.,
   зарегистрированными  и  опубликованными в июле  2004  г.,  Собрание
   представителей избирает главу района из своего состава (п. "п"  ст.
   22).
       Суд,  не  соглашаясь с этим, пришел к правильному  выводу,  что
   выборы  главы  района  должны быть проведены  на  основе  всеобщего
   равного  и  прямого  избирательного права при  тайном  голосовании,
   поскольку  указанные  выше изменения в Устав  района  были  внесены
   после  того, как заявление о назначении даты выборов было подано  в
   суд.  Согласно  п.  3  ст.  6 Федерального закона  "Об  обеспечении
   конституционных прав граждан Российской Федерации избирать  и  быть
   избранными  в  органы местного самоуправления" со дня приема  судом
   заявления  о  назначении  даты выборов депутатов  представительного
   органа  местного  самоуправления или  выборного  должностного  лица
   местного  самоуправления  не допускается,  в  частности,  изменение
   устава,    а    также   правового   положения   органов    местного
   самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.
       Как   видно  из  дела,  заявление  о  назначении  даты  выборов
   депутатов Собрания представителей и главы Приволжского района  было
   принято судом 25 мая 2004 г.
       Таким  образом,  решение  суда  в  данной  части  соответствует
   требованиям закона.
       В  то же время суд согласился с изменениями, внесенными в Устав
   района  постановлением от 11 июня 2004 г. и касающимися  численного
   состава  депутатов Собрания представителей района,  и  указал,  что
   Собрание представителей избирается в составе 17 депутатов.
       Однако   в   кассационной  жалобе  на  это  обстоятельство   не
   обращается внимание и Судебная коллегия в соответствии со  ст.  347
   ГПК  РФ  полагает  возможным проверить законность и  обоснованность
   решения исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
       Более того, представители администрации Приволжского района  на
   заседании   Судебной  коллегии  пояснили,  что   выборы   депутатов
   Собрания   представителей  района  проводятся  в   соответствии   с
   решением суда.
       При  таких  обстоятельствах  Судебная  коллегия  полагает,  что
   решение  суда  первой инстанции является законным и обоснованным  и
   оснований для его отмены не имеется.
       В  кассационной жалобе также не содержится доводов, которые  бы
   давали основания для отмены решения.
       Руководствуясь  ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная  коллегия  по
   гражданским делам Верховного суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение Самарского областного суда от 9 июля 2004 года оставить
   без   изменения,   кассационную  жалобу   Собрания   представителей
   Приволжского района - без удовлетворения.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
Разное