ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 сентября 2004 года
Дело N 46-Г04-14
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Пирожкова В.Н.,
Емышевой В.А.
рассмотрела в судебном заседании от 3 сентября 2004 г. дело по
кассационной жалобе Собрания представителей Приволжского района
Самарской области на решение Самарского областного суда от 9 июля
2004 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Пирожкова В.Н., объяснения представителей администрации
Приволжского района Петровой Ю.С. и Кавзель А.И., поддержавших
доводы жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ
Гермашевой М.М., полагавшей жалобу оставить без удовлетворения,
Судебная коллегия
установила:
П., Л., Ш., Т. обратились в суд с заявлением о назначении даты
выборов главы и депутатов Собрания представителей Приволжского
района Самарской области.
В обоснование заявленного требования ссылались на то, что в
июле 2004 года истекает четырехлетний срок полномочий главы и
депутатов Собрания представителей района. Однако уполномоченными
органами выборы в органы местного самоуправления района назначены
не были.
Указанным решением Самарского областного суда заявление
удовлетворено: назначены выборы главы и депутатов Собрания
представителей Приволжского района на 19 сентября 2004 г.;
Собрание представителей в количестве 17 депутатов и глава района
избираются сроком на пять лет; финансирование выборов возложено на
администрацию Приволжского района; избирательная комиссия
Самарской области для организации и проведения выборов обязана
сформировать временную избирательную комиссию; решение приведено к
немедленному исполнению.
В кассационной жалобе Собрания представителей района
оспаривается решение суда в части назначения выборов главы
Приволжского района.
Судебная коллегия, проверив материалы дела и обсудив доводы
жалобы, приходит к следующему выводу.
Суд установил, что депутаты Собрания представителей и глава
Приволжского района были избраны соответственно 2 июля и 16 июля
2000 г. сроком на пять лет в соответствии с изменениями,
внесенными в Устав района 19 июня 2000 г.
Из материалов дела усматривается, что указанные выборы были
назначены решением Собрания представителей района от 11 апреля
2000 г.
Между тем в соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" норма об изменении
(продлении или сокращении) установленного в данном случае уставом
муниципального образования срока, на который избираются органы
местного самоуправления, может применяться только к органам и
депутатам, избранным на выборах, назначенных после официального
опубликования такой нормы.
Подобное положение, касающееся запрета изменения (увеличения
или уменьшения) срока полномочий действующих должностных лиц
местного самоуправления, содержится также в Законе Самарской
области "О выборах глав муниципальных образований и других
должностных лиц местного самоуправления" (п. 2 ст. 9).
Кроме того, суд установил, что в нарушение п. 3 ст. 8
Федерального закона "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" изменения, внесенные в
Устав района об увеличении срока полномочий главы и депутатов
Собрания представителей района, на день проведения выборов не были
зарегистрированы в установленном порядке.
Поскольку изменения, внесенные в Устав района 19 июня 2000 г.
об увеличении срока полномочий вновь избираемых главы и депутатов
Собрания представителей района, были приняты с нарушением закона и
в период избирательной кампании, следует признать правильным вывод
суда о том, что указанные лица были избраны на срок 4 года, как
это было предусмотрено Уставом района от 28 апреля 1998 г. (п. п.
20 и 28).
Следовательно, срок полномочий главы и депутатов Собрания
представителей района заканчивается 16 июля и 2 июля 2004 г. и у
суда имелись основания для удовлетворения заявленных требований о
назначении даты выборов органов местного самоуправления района.
Оспаривая решение в указанной части, Собрание представителей
района ссылается на то, что заявителями пропущен установленный
законом трехмесячный срок для подачи подобного заявления в суд.
Однако Судебная коллегия считает несостоятельным этот довод,
поскольку заявителям стало известно о нарушении избирательного
законодательства тогда, когда уполномоченными органами в связи с
истечением срока полномочий главы и депутатов Собрания
представителей района не были назначены новые выборы.
В соответствии с изменениями, внесенными в Устав района
постановлением Собрания представителей от 11 июня 2004 г.,
зарегистрированными и опубликованными в июле 2004 г., Собрание
представителей избирает главу района из своего состава (п. "п" ст.
22).
Суд, не соглашаясь с этим, пришел к правильному выводу, что
выборы главы района должны быть проведены на основе всеобщего
равного и прямого избирательного права при тайном голосовании,
поскольку указанные выше изменения в Устав района были внесены
после того, как заявление о назначении даты выборов было подано в
суд. Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона "Об обеспечении
конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть
избранными в органы местного самоуправления" со дня приема судом
заявления о назначении даты выборов депутатов представительного
органа местного самоуправления или выборного должностного лица
местного самоуправления не допускается, в частности, изменение
устава, а также правового положения органов местного
самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.
Как видно из дела, заявление о назначении даты выборов
депутатов Собрания представителей и главы Приволжского района было
принято судом 25 мая 2004 г.
Таким образом, решение суда в данной части соответствует
требованиям закона.
В то же время суд согласился с изменениями, внесенными в Устав
района постановлением от 11 июня 2004 г. и касающимися численного
состава депутатов Собрания представителей района, и указал, что
Собрание представителей избирается в составе 17 депутатов.
Однако в кассационной жалобе на это обстоятельство не
обращается внимание и Судебная коллегия в соответствии со ст. 347
ГПК РФ полагает возможным проверить законность и обоснованность
решения исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Более того, представители администрации Приволжского района на
заседании Судебной коллегии пояснили, что выборы депутатов
Собрания представителей района проводятся в соответствии с
решением суда.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия полагает, что
решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и
оснований для его отмены не имеется.
В кассационной жалобе также не содержится доводов, которые бы
давали основания для отмены решения.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного суда Российской Федерации
определила:
решение Самарского областного суда от 9 июля 2004 года оставить
без изменения, кассационную жалобу Собрания представителей
Приволжского района - без удовлетворения.
|