Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

РЕШЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.11.2005 ПО ДЕЛУ N 3-116/2005 О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 22.11.2002 N 51-ОЗ "О ТРАНСПОРТНОМ НАЛОГЕ"

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                      ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                   от 25 ноября 2005 г. N 3-116/2005
                                   
                      Именем Российской Федерации
   
       Ленинградский  областной суд в составе председательствующего  -
   судьи  Морозковой Е.Е., с участием прокурора Гладышевой  Т.А.,  при
   секретаре Демьянковой Н.В.,
       рассмотрев  в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   заявлению   заместителя   прокурора   Ленинградской   области    об
   оспаривании  части  норм областного закона N 51-оз  от  22.11.2002,
   установил:
   
       Заместитель прокурора Ленинградской области обратился в  суд  с
   заявлением о признании недействующими:
       1)  абзаца  1  пункта  1 ст. 2 областного  закона  N  51-оз  "О
   транспортном  налоге"  с  последующими  изменениями  в  части  слов
   "налогоплательщики,   являющиеся   организациями,   по    истечении
   отчетных   периодов  (первый  квартал,  первое  полугодие,   девять
   месяцев  календарного года) не позднее 20-го числа месяца,  который
   следует  за  отчетным  периодом,  уплачивают  авансовые  платежи  в
   размере  одной  четвертой  части  годовой  суммы  налога  с  учетом
   периода  владения  транспортным средством  в  отчетном  периоде"  с
   24.11.2004;
       2)  абзаца  2  пункта  1 ст. 2 областного  закона  N  51-оз  "О
   транспортном  налоге"  с  последующими  изменениями   полностью   с
   24.11.2004;
       3)  абзаца  3  пункта  1 ст. 2 областного  закона  N  51-оз  "О
   транспортном  налоге"  с  последующими  изменениями  в  части  слов
   "Суммы  авансовых  платежей засчитываются в счет уплаты  налога  за
   налоговый период" с 24.11.2004.
       В  обоснование заявленных требований указано, что  оспариваемой
   нормой   установлен   отчетный  период,   по   истечении   которого
   организациями  уплачивается  часть  транспортного  налога,  что  не
   соответствует требованиям федерального законодательства.
       Проанализировав  положения ст. 72, 75,  76  Конституции  РФ,  а
   также  положения  ст. 12, 14, 54, 55, 356, 360  Налогового  кодекса
   РФ, прокурор приходит к выводу о том, что Налоговым кодексом РФ  не
   установлено  отчетных  периодов  по  транспортному  налогу   и   не
   предусмотрено право на их установление субъектами РФ.
       Поэтому   Законодательное   собрание   Ленинградской   области,
   установив  отчетные  периоды  по  транспортному  налогу,  превысило
   полномочия, предоставленные федеральным законодательством.
       В судебном заседании участвующий в деле прокурор Гладышева Т.А.
   просит  удовлетворить заявление прокурора Ленинградской области  по
   изложенным в нем основаниям.
       В    объяснениях   представитель   Законодательного    собрания
   Ленинградской  области  Медведев В.П. считает  заявление  прокурора
   необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
       Ссылки  прокурора  на  перечисленные статьи  не  могут  служить
   доводом  для  признания  установленных областным  законом  отчетных
   периодов    для   уплаты   транспортного   налога   противоречащими
   Налоговому кодексу РФ.
       Согласно ч. 2 ст. 356 НК РФ определение порядка и срока  уплаты
   налога,   формы   отчетности  по  нему  относится   к   компетенции
   законодательных  органов  субъекта  РФ.  В  ч.  1  ст.  363  НК  РФ
   оговорено,  что  уплата налога производится налогоплательщиками  по
   месту  нахождения транспортных средств в порядке и  сроки,  которые
   установлены  законами  субъектов РФ.  В  ст.  52  и  55  НК  РФ  не
   говорится  о  порядке  и о сроках уплаты налога,  а  об  исчислении
   налога.
       Проанализировав положения ч. 1 и ч. 2 ст. 55,  ст.  58  НК  РФ,
   названный  представитель приходит к выводу о том, что  установление
   отчетных   периодов,  по  итогам  которых  уплачиваются   авансовые
   платежи,  в  рамках  налогового  периода  есть  не  что  иное,  как
   определение  порядка и сроков уплаты регионального  налога;  данный
   же  вопрос относится к компетенции законодательного органа субъекта
   РФ.
       Представитель также отмечает, что практика уплаты транспортного
   налога  путем  совершения авансовых платежей по  отчетным  периодам
   широко  применяется  во всех субъектах РФ и  признается  судами  не
   противоречащей федеральному законодательству.
       В  судебном  заседании представитель Законодательного  собрания
   Ленинградской   области   Михайлов   М.А.   просит    отказать    в
   удовлетворении  заявления прокурора по тем же  основаниям,  которые
   изложены  в  письменном  объяснении представителя  Законодательного
   собрания Ленинградской области Медведева В.П.
       Представитель   указывает,  что  порядок  уплаты  регионального
   налога  определяется  именно  субъектом  РФ.  Областным  законом  и
   установлено, что транспортный налог может быть уплачен частями.
       Налоговый период - это период для исчисления налога, а отчетный
   период - период для уплаты налога.
       В  судебном  заседании представитель Законодательного  собрания
   Ленинградской  области  Медведев  В.П.  также  просит  отказать   в
   удовлетворении  заявления  прокурора по  основаниям,  изложенным  в
   письменном  объяснении. Дополнительно представитель указывает,  что
   в  отношении  региональных налогов именно  субъект  РФ  определяет,
   будут  ли  установлены  отчетные периоды.  Названный  представитель
   также   полагает,   что   оснований  для  признания   оспариваемого
   областного закона недействующим (в части) согласно ст. 6 НК  РФ  не
   имеется.
       Согласно ст. 55 НК РФ налоговый период может состоять из одного
   или  нескольких отчетных периодов. В отношении федеральных  налогов
   данный   вопрос  решает  федеральный  законодатель,   в   отношении
   региональных налогов - субъект РФ.
       Такой  порядок установлен именно федеральным законодательством,
   требования   последнего   законодательным   органом   Ленинградской
   области выполнены.
       В письменном объяснении представитель Губернатора Ленинградской
   области  М.В.Калинкина  просит отказать в удовлетворении  заявления
   прокурора, указывает, что в соответствии с ч. 3 ст. 12,  п.  1  ст.
   363  НК  РФ субъект РФ вправе устанавливать законом порядок и  срок
   уплаты транспортного налога.
       Проанализировав положения главы 28 НК РФ, а также п. 4 ст.  58,
   п.  1  ст. 57 НК РФ, представитель приходит к выводу о том,  что  в
   законе  субъекта  РФ  может быть предусмотрена  как  единовременная
   уплата  налога по итогам календарного года, так и уплата  авансовых
   платежей  в  течение  календарного года  с  последующим  пересчетом
   суммы налога по окончании года.
       Правомерность   данного   вывода,  по   мнению   представителя,
   подтверждается  также и определением Конституционного  Суда  РФ  от
   09.04.2001 N 82-О.
       Кроме этого, Федеральным законом от 20.10.2005 N 131-ФЗ внесены
   изменения  в  ст.  360 Налогового кодекса РФ в  части  установления
   отчетных  периодов по уплате транспортного налога, ст.  360  НК  РФ
   изложена в иной редакции.
       В  судебном  заседании представитель Губернатора  Ленинградской
   области  М.В.Калинкина  просит отказать в удовлетворении  заявления
   прокурора   по  тем  основаниям,  которые  изложены  в   письменном
   возражении,   а  также  по  тем  доводам,  которые  были   изложены
   представителями Законодательного собрания Ленинградской области.
       Изучив  материалы  дела,  заслушав  прокурора  Гладышеву  Т.А.,
   представителей  Законодательного  собрания  Ленинградской   области
   Медведева   В.П.,   Михайлова   М.А.,   представителя   Губернатора
   Ленинградской   области  Калинкину  М.В.,   исследовав   и   оценив
   представленные  доказательства,  суд  находит  заявление  прокурора
   обоснованным и подлежащим удовлетворению.
       Согласно  ст.  13  Гражданского кодекса  РФ  ненормативный  акт
   государственного  органа или органа местного  самоуправления,  а  в
   случаях,  предусмотренных  законом,  также  нормативный   акт,   не
   соответствующие  закону  или  иным  правовым  актам  и   нарушающие
   гражданские  права  и  охраняемые законом интересы  гражданина  или
   юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
       22   ноября  2002  г.  принят  областной  закон  N   51-оз   "О
   транспортном налоге".
       Областными  законами  N  55-оз  от  17.07.2003,  N   99-оз   от
   25.11.2003,  N  94-оз от 24.11.2004 внесены изменения  в  областной
   закон N 51-оз от 22.11.2002 "О транспортном налоге".
       Перечисленные областные законы опубликованы в областной  газете
   "Вести"  и в Вестнике Правительства Ленинградской области,  которые
   согласно   областному   закону  N  71-оз  от  13.12.2001   являются
   официальными изданиями Ленинградской области.
       Согласно п. 1 ст. 2 областного закона N 51-оз от 22.11.2002  (с
   изменениями и дополнениями, внесенными областными законами N  55-оз
   от  17.07.2003,  N  99-оз  от 25.11.2003, N  94-оз  от  24.11.2004)
   налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении  отчетных
   периодов   (первый  квартал,  первое  полугодие,   девять   месяцев
   календарного  года) не позднее 20-го числа месяца, который  следует
   за  отчетным периодом, уплачивают авансовые платежи в размере одной
   четвертой  части  годовой  суммы налога с учетом  периода  владения
   транспортным   средством  в  отчетном  периоде.  Налогоплательщики,
   являющиеся    организациями,    самостоятельно    осуществляют    и
   представляют  в  налоговый орган по месту регистрации  транспортных
   средств   расчет   налоговых  платежей.  Форма  расчета   налоговых
   платежей  должна соответствовать налоговой декларации, утвержденной
   Министерством по налогам и сборам РФ (1-й абзац).
       В  случае  регистрации  или снятия с регистрации  транспортного
   средства  в  течение отчетного периода исчисление суммы  авансового
   платежа    по    налогу   производится   с   учетом   коэффициента,
   определяемого  как  отношение числа полных календарных  месяцев,  в
   течение  которых  транспортное средство  было  зарегистрировано  на
   налогоплательщика  в отчетном периоде, к числу календарных  месяцев
   в налогом периоде (абзац 2).
       Суммы авансовых платежей засчитываются в счет уплаты налога  за
   налоговый  период.  По итогам налогового периода налогоплательщики,
   являющиеся организациями, самостоятельно осуществляют расчет  суммы
   налога  и  не  позднее  20  января  года,  следующего  за  отчетным
   налоговым   периодом,  представляют  в  налоговый  орган  налоговую
   декларацию  по  форме,  утвержденной  Министерством  по  налогам  и
   сборам  РФ, и уплачивают налог за соответствующий налоговый  период
   (часть 3).
       В  соответствии  с  пунктом "и" части 1 ст. 72  Конституции  РФ
   установление   общих   принципов   налогообложения   в   Российской
   Федерации находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
       Согласно  ч. 3 ст. 76 Конституции РФ система налогов, взимаемых
   в  федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов  в
   Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
       По   предметам  совместного  ведения  Российской  Федерации   и
   субъектов   РФ   издаются  федеральные  законы  и   принимаемые   в
   соответствии  с  ними  законы  и  иные  нормативные  правовые  акты
   субъектов  РФ,  которые не могут противоречить федеральным  законам
   (ч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ).
       Налоговым  кодексом  РФ  разграничены  полномочия  федерального
   законодателя и законодателей субъектов РФ в сфере налогообложения.
       Статьей   12  Налогового  кодекса  РФ  предусмотрено,   что   в
   Российской  Федерации  устанавливаются  следующие  виды  налогов  и
   сборов: федеральные, региональные и местные.
       Согласно  пункту  3 ст. 12 Налогового кодекса РФ  региональными
   признаются  налоги  и сборы, устанавливаемые настоящим  Кодексом  и
   законами  субъектов  РФ,  вводимые  в  действие  в  соответствии  с
   настоящим Кодексом законами субъектов РФ, обязательные к уплате  на
   территории   соответствующих   субъектов   РФ.   При   установлении
   регионального налога законодательными (представительными)  органами
   субъектов   РФ  определяются  следующие  элементы  налогообложения:
   налоговые  ставки  в  пределах, установленных  настоящим  Кодексом,
   порядок  и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному
   региональному налогу.
       Пунктом  4  ст.  14  Налогового кодекса РФ  транспортный  налог
   отнесен к региональным налогам.
       В  ст. 356 главы 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса  РФ
   указано,  что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом
   и   законами   субъектов  РФ  о  налоге,  вводится  в  действие   в
   соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов РФ о налоге  и
   обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
       Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта
   РФ  определяют  ставку  налога в пределах, установленных  настоящим
   Кодексом,  порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по  данному
   налогу.
       Согласно  п.  1  ст. 363 Налогового кодекса  РФ  уплата  налога
   производится  налогоплательщиками по месту нахождения  транспортных
   средств  в  порядке и сроки, которые установлены законами субъектов
   РФ.
       Таким  образом,  законодатель субъекта РФ  при  установлении  и
   введении  в действие своим законом транспортного налога как  одного
   из    видов    регионального   налога,   определяя    в    пределах
   предоставленных  ему  полномочий элементы  налогообложения,  в  том
   числе  порядок  и  сроки уплаты, обязан учитывать нормы  Налогового
   кодекса РФ.
       В   соответствии   с  ч.  1  ст.  52  Налогового   кодекса   РФ
   налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога,  подлежащую
   уплате  за  налоговый период, исходя из налоговой  базы,  налоговой
   ставки и налоговых льгот.
       В  ст.  54  Налогового  кодекса РФ  установлены  общие  вопросы
   начисления  налоговой  базы. В ч. 1 ст. 54  Налогового  кодекса  РФ
   определено,  что  налоговая  база  исчисляется  по  итогам  каждого
   налогового периода.
       Согласно  п.  1  ст.  55 Налогового кодекса  РФ  под  налоговым
   периодом  понимается  календарный  год  или  иной  период   времени
   применительно   к   отдельным  налогам,   по   окончании   которого
   определяется налоговая база и исчисляется сумма налога,  подлежащая
   уплате.  Налоговый период может состоять из одного  или  нескольких
   отчетных   периодов,  по  итогам  которых  уплачиваются   авансовые
   платежи.
       В  соответствии  со  ст. 360 Налогового  кодекса  РФ  налоговым
   периодом для транспортного налога признается календарный год.
       Налоговым кодексом РФ отчетных периодов по транспортному налогу
   не   установлено,  право  на  их  установление  субъектами  РФ   не
   предусмотрено.
       Из  перечисленных правовых норм Налогового кодекса РФ  следует,
   что  поскольку налоговая база определяется по окончании  налогового
   периода,  который  по  транспортному налогу составляет  календарный
   год,  постольку  сумма  данного вида налога  может  быть  исчислена
   только  по его истечении. Таким образом, сумма транспортного налога
   должна  быть  окончательно уплачена в году, следующем  за  истекшим
   налоговым  периодом,  в  порядке  и  сроки,  установленные  законом
   субъекта РФ.
       Поэтому  нормы,  установившие обязанность  уплаты  части  суммы
   транспортного  налога  налогоплательщиками-организациями,  в   году
   налогового   периода   не  могут  быть  признаны   правомерными   и
   соответствующими требованиям Налогового кодекса РФ.
       С    учетом   изложенного   заявление   заместителя   прокурора
   Ленинградской  области  о  признании  недействующими  абзаца  1  (в
   оспариваемой части), абзаца 2, абзаца 3 (в оспариваемой части)  ст.
   2  областного закона 51-оз от 22.11.2002 "О транспортном налоге" (с
   изменениями и дополнениями, внесенными областными законами N  55-оз
   от  17.07.2003,  N  99-оз  от 25.11.2003, N  94-оз  от  24.11.2004)
   подлежит  удовлетворению, так как оспариваемые  нормы  противоречат
   перечисленным выше нормам Налогового кодекса РФ в совокупности.
       Довод  представителей  Законодательного собрания  Ленинградской
   области  о  том,  что  в  соответствии  с  требованиями  Налогового
   кодекса  РФ  субъект  РФ вправе установить отчетные  периоды  и  по
   транспортному налогу, не соответствует перечисленным выше  правовым
   нормам   Налогового   кодекса  РФ  и  основан   на   расширительном
   толковании норм Налогового кодекса РФ.
       С  учетом  изложенного  не может быть признана  обоснованной  и
   ссылка  на  то,  что  областной  закон  о  транспортном  налоге   в
   оспариваемой части не может быть признан недействующим, так как  он
   не  противоречит  ни  одному  из пунктов,  перечисленных  в  ст.  6
   Налогового кодекса РФ.
       Судом    установлено,   что   оспариваемый   областной    закон
   противоречит перечисленным выше правовым нормам Налогового  кодекса
   в  части  установления  отчетных периодов по транспортному  налогу,
   так  как  это  приводит  к  уплате  сумм  транспортного  налога  до
   истечения года налогового периода, что не соответствует ст. 360  НК
   РФ.
       Утверждение представителя Губернатора Ленинградской  области  о
   том, что в соответствии с п. 3 ст. 12, п. 1 ст. 363, п. 4 ст. 58  и
   п.  1  ст.  57  НК РФ в законе субъекта РФ может быть предусмотрена
   как  единовременная  уплата данного налога по  итогам  календарного
   года,  так и уплата авансовых платежей в течение календарного  года
   с   последующим   перерасчетом  суммы  налога  по  окончании   года
   применительно  к  транспортному  налогу,  не  может  быть  признано
   правильным,  так  как не соответствует текстам  названным  правовым
   нормам Налогового кодекса РФ и не соответствует и ст. 360 НК РФ.
       Ссылка  представителя  Губернатора  Ленинградской  области   на
   определение  Конституционного Суда РФ 82-О от 09.04.2001  не  может
   быть признана обоснованной, так как данное определение вынесено  по
   заявлениям   граждан   на   нарушение   их   конституционных   прав
   положениями  Федерального  закона "О  едином  налоге  на  вмененный
   доход  для определенных видов деятельности" и не касается положений
   федерального законодательства о транспортном налоге.
       Следует  также  учесть, что Федеральным  законом  N  131-ФЗ  от
   20.10.2005   "О  внесении  изменений  в  главу  28   части   второй
   Налогового   кодекса  РФ"  изменена  редакция  ст.  360  Налогового
   кодекса РФ.
       В  новой редакции ст. 360 НК РФ указано, что налоговым периодом
   признается   календарный  год  (п.  1).  Отчетными  периодами   для
   налогоплательщиков,  являющихся  организациями,  признаются  первый
   квартал,  второй  квартал, третий квартал (п. 2). При  установлении
   налога  законодательные  (представительные)  органы  субъектов   РФ
   вправе не устанавливать отчетные периоды (п. 3).
       Однако  названный Федеральный закон вступит в силу только  с  1
   января 2006 г.
       Указанное также подтверждает, что на момент принятия областного
   закона   в  оспариваемой  части  и  на  момент  рассмотрения   дела
   Ленинградским  областным  судом законодательный  (представительный)
   орган субъекта РФ был не вправе устанавливать отчетные периоды  для
   транспортного налога.
       Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил:
   
       Заявление    заместителя   прокурора   Ленинградской    области
   удовлетворить.
       Признать  недействующим абзац 1 пункта 1  статьи  2  областного
   закона   N   51-оз  от  22.11.2002  "О  транспортном   налоге"   (с
   изменениями  и  дополнениями,  внесенными  областными  законами  от
   17.07.2003 N 55-оз, от 25.11.2003 N 99-оз, от 24.11.2004  N  94-оз)
   в  части  слов  "налогоплательщики,  являющиеся  организациями,  по
   истечении  отчетных  периодов (первый  квартал,  первое  полугодие,
   девять  месяцев календарного года) не позднее 20-го  числа  месяца,
   который  следует за отчетным периодом, уплачивают авансовые платежи
   в  размере  одной  четвертой части годовой суммы  налога  с  учетом
   периода  владения транспортным средством в отчетном периоде"  с  24
   ноября 2004 г.
       Признать  недействующим абзац 2 пункта 1  статьи  2  областного
   закона   N   51-оз  от  22.11.2002  "О  транспортном   налоге"   (с
   изменениями  и  дополнениями,  внесенными  областными  законами  от
   17.07.2003 N 55-оз, от 25.11.2003 N 99-оз, от 24.11.2004  N  94-оз)
   с 24 ноября 2004 г.
       Признать  недействующим абзац 3 пункта 1  статьи  2  областного
   закона   N   51-оз  от  22.11.2002  "О  транспортном   налоге"   (с
   изменениями  и  дополнениями,  внесенными  областными  законами  от
   17.07.2003 N 55-оз, от 25.11.2003 N 99-оз, от 24.11.2004  N  94-оз)
   в  части слов "Суммы авансовых платежей засчитываются в счет уплаты
   налога за налоговый период" с 24 ноября 2004 г.
       Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной  жалобы
   или  кассационного представления через Ленинградский областной  суд
   в  Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня  его
   изготовления в окончательной форме.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
Разное