Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
27.06.2015
USD
54.81
EUR
61.41
CNY
8.83
JPY
0.44
GBP
86.35
TRY
20.6
PLN
14.72
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 24.03.1998 N 9-Г98-2 РЕШЕНИЕ СУДА ИЗМЕНЕНО: УКАЗАНО, ЧТО П. 3 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 19.03.96 N 38 СЧИТАЕТСЯ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ СО ДНЯ ЕГО ПРИНЯТИЯ; ИЗ РЕЗОЛЮТИВНОЙ ЧАСТИ РЕШЕНИЯ ИСКЛЮЧЕНО УКАЗАНИЕ ОБ ОТКАЗЕ В ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ П. 3 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 19.03.96 N 38; ИЗ МОТИВИРОВОЧНОЙ ЧАСТИ...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                         от 24 марта 1998 года
   
                                                        Дело N 9-Г98-2
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                            Кнышева В.П.,
       судей                                            Нечаева В.И.,
                                                     Василевской В.П.
   
       рассмотрела   в  судебном  заседании  от  24  марта   1998   г.
   кассационную  жалобу Законодательного Собрания  Нижегородской  обл.
   на  решение Нижегородского областного суда от 28 января 1998 г.  по
   заявлениям  Нижегородского регионального  отделения  общероссийской
   общественной   организации  "Объединение  "Яблоко",  Нижегородского
   областного добровольного русского общества "Отчизна", С.,  Ч.,  З.,
   Щ.,  Ж.  и  др.  о признании недействительными: п. 3  постановления
   Законодательного Собрания Нижегородской обл., Закона  Нижегородской
   области   "Об   основных  принципах  организации   Законодательного
   Собрания   Нижегородской   обл.",  постановления   Законодательного
   Собрания  Нижегородской обл. от 19.03.96 N 38  "О  принятии  Закона
   области   "Об   основных  принципах  организации   Законодательного
   Собрания      Нижегородской     обл.";     полномочий     депутатов
   Законодательного  Собрания  области,  состоящих  на   муниципальной
   службе,   постановлений  Законодательного  Собрания   Нижегородской
   обл.,  принятых  после  19.03.96, а также о  назначении  выборов  в
   представительные органы области в 1997 г.
       Заслушав    доклад    судьи   Василевской   В.П.,    объяснения
   представителя Законодательного Собрания Нижегородской обл.  Ольнева
   В.В.,  Ч.,  заключение помощника Генерального прокурора  Российской
   Федерации  Корягиной Л.Л. об отмене решения суда в части  признания
   недействительным  п.  3  постановления  Законодательного   Собрания
   Нижегородской обл. N 38 от 19.03.96 "О принятии Закона области  "Об
   основных    принципах    организации   Законодательного    Собрания
   Нижегородской  обл."  и  направлении дела в  этой  части  на  новое
   рассмотрение, Судебная коллегия
   
                              установила:
   
       Щ.,  Ж.  и  другие  жители  г.  Кство,  а  также  С.,  Ч.,  З.,
   Нижегородское   областное   добровольное   русское   патриотическое
   общество  "Отчизна"  и  прокурор  области  обратились   в   суд   с
   заявлением    о    признании    недействительными:    Постановления
   Законодательного Собрания Нижегородской обл. N 38  от  19.03.96  "О
   принятии   Закона   области  "Об  основных  принципах   организации
   Законодательного  Собрания  Нижегородской  обл.",  п.   3   данного
   постановления,  Закона  Нижегородской обл. "Об  основных  принципах
   организации  Законодательного Собрания Нижегородской обл."  и  всех
   нормативных   актов,  принятых  Законодательным   Собранием   после
   19.03.96.
       В   обоснование   своих  требований  заявители   указали,   что
   оспариваемые   ими   законодательные  акты  являются   незаконными,
   предусмотренное  п.  3  указанного постановления  время  проведения
   очередных  выборов  депутатов Законодательного Собрания  области  в
   марте 1998 г. с сохранением полномочий Законодательного Собрания  и
   его  депутатов  до начала работы вновь избранного в указанный  срок
   состава  Собрания свидетельствует о неправомерном  продлении  срока
   полномочий    депутатов,    нарушении    требований    федерального
   законодательства   и   конституционных  прав   граждан,   поскольку
   двухлетний  срок  их полномочий истек в 1996 г.  Прокурор  обл.  от
   требований отказался.
       Решением  Нижегородского областного суда от 22 мая  1997  г.  в
   удовлетворении требований заявителям было отказано.
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской  Федерации  определением  от  07.10.97  решение  суда  в
   кассационном  порядке  отменила  и  направила  дело  в  суд  первой
   инстанции на новое разбирательство.
       При  повторном рассмотрении решением Нижегородского  областного
   суда  от  28.01.98  п.  3  постановления Законодательного  Собрания
   Нижегородской  обл. от 19.03.96 N 38 "О принятии  Закона  обл.  "Об
   основных    принципах    организации   Законодательного    Собрания
   Нижегородской обл." признан недействительным "с момента  вступления
   решения в законную силу".
       В   остальной   части  заявленные  требования   оставлены   без
   удовлетворения.
       Законодательное  Собрание  Нижегородской  обл.  в  лице  своего
   председателя Козерадского А.А., обжалуя судебное решение, просит  о
   его  отмене  и  направлении дела в суд первой  инстанции  на  новое
   рассмотрение  ввиду  неправильного  применения  норм  материального
   права  и  нарушения норм процессуального права, повлекших вынесение
   незаконного решения.
       В  частности,  кассатор указал, что Уставом области,  областным
   Законом   "Об   основных  принципах  организации   Законодательного
   Собрания  Нижегородской обл." и др. законодательными  нормами  срок
   полномочий  депутатов определен в четыре года; на  основании  Указа
   Президента  Российской Федерации N 315 от 02.03.96 дата  проведения
   выборов   может   определяться  органами   государственной   власти
   субъекта  Российской Федерации в соответствии с установленным  этим
   субъектом  законодательством; выводы суда  о  незаконном  продлении
   депутатам    полномочий,   завершенности   в    области    процесса
   формирования  законодательной  базы,  а  также  указания   суда   о
   недействительности     п.     3     оспариваемого     постановления
   Законодательного  Собрания  и прекращении  полномочий  депутатов  с
   момента  вступления  решения  суда в законную  силу  на  законе  не
   основаны.
       Кроме того, в резолютивной части решения допущено противоречие:
   в  отношении  одного и того же требования о признании  нормативного
   акта недействительным постановлено два противоположных решения.
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской  Федерации находит решение суда подлежащим изменению  по
   следующим основаниям.
       Исходя  из  смысла п. 1. ст. 72, п. 2 ст. 76  и  п.  1  ст.  77
   Конституции   Российской  Федерации  и  в   связи   с   отсутствием
   федерального     закона    об    общих    принципах     организации
   представительных  и  исполнительных органов государственной  власти
   субъект   Российской  Федерации  вправе  при  наличии  в   субъекте
   нормативных  актов,  регулирующих порядок выборов  представительных
   органов,  назначить выборы этих органов и самостоятельно определить
   дату их проведения.
       На  зависимость  проведения  выборов  представительных  органов
   государственной  власти субъектов Российской  Федерации  в  декабре
   1997  г.  от  процесса  формирования  в  них  законодательной  базы
   делается ссылка и в Указе Президента Российской Федерации N 951  от
   17.09.95  "О  выборах  в  органы  государственной  власти  субъекта
   Российской Федерации и органы местного самоуправления".
       Следовательно,  предусмотренный этим Указом  период  проведения
   выборов  представительных органов государственной власти  субъектов
   Российской Федерации, в которых срок полномочий истекает в  1995  -
   1996  гг.  (согласно  Указу  Президента  Российской  Федерации   от
   22.10.93  N  1723  "Об основных началах организации государственной
   власти  в субъектах Российской Федерации"), не может препятствовать
   проведению  названных  выборов ранее установленного  Указом  срока,
   если  в  субъекте Федерации создана соответствующая законодательная
   база,  необходимая  для проведения выборов и  функционирования  его
   органов государственной власти.
       Как   установлено   судом  и  материалами  дела   подтверждено,
   представительный орган Нижегородской области избран 27.03.94.
       Срок  его  полномочий действовавшим на тот период Положением  о
   Законодательном Собрании Нижегородской области на период  поэтапной
   конституционной реформы от 30.11.93 определен в два года.
       На  период  истечения  данного  срока  полномочий  депутатов  в
   области  полностью были сформированы органы законодательной  власти
   и  нормативная база: 18.04.95 принят Устав, 19.03.96  -  Закон  "Об
   основных    принципах    организации   Законодательного    Собрания
   Нижегородской  области",  28.05.96 -  Закон  "О  выборах  депутатов
   Законодательного Собрания Нижегородской области".
       Таким   образом,   объективных  препятствий  к   своевременному
   проведению     очередных    выборов    депутатов     Нижегородского
   Законодательного  Собрания ранее установленного  Указом  Президента
   Российской Федерации от 17.09.95 срока не было.
       Решение  Законодательного  Собрания  Нижегородской  области   о
   проведении  очередных  выборов  депутатов  через  два  года   после
   истечения  полномочий  первого созыва свидетельствует  о  нарушении
   предусмотренных   Конституцией  Российской  Федерации   (ст.   32),
   Всеобщей декларацией прав человека (ст. 21) и Международным  пактом
   о  гражданских  и  политических правах (ст. 25) избирательных  прав
   граждан,  лишило  их  возможности голосовать и  быть  избранными  в
   органы  государственной  власти, соблюдение  периодичности  выборов
   которых является обязательным.
       С   учетом  изложенного  суд  обоснованно  пришел  к  выводу  о
   незаконности   п.   3   постановления   Законодательного   Собрания
   Нижегородской  области N 38 от 19.03.96 "О принятии Закона  области
   "Об   основных  принципах  организации  Законодательного   Собрания
   Нижегородской области" и правильно постановил решение  о  признании
   его недействительным.
       Признавая  указанный пункт постановления недействительным,  суд
   исходил   из  неправомерности  действий  представительного   органа
   государственной   власти  области  по  искусственному   затягиванию
   проведения очередных выборов депутатов Законодательного Собрания  и
   незаконности продления срока их полномочий на два года.
       Правомерность  же  назначения  выборов  на  март  1998   г.   и
   соблюдение  предусмотренной законом процедуры их  назначения  никем
   не оспаривались, и судом эти вопросы не обсуждались.
       При   таком   положении   довод   прокурора,   участвующего   в
   кассационной  инстанции,  о  признании  судом  недействительным   и
   периода проведения выборов (март 1998 г.) является ошибочным.
       Более    того,    16.12.97   состоялось   новое   постановление
   Законодательного   Собрания  Нижегородской  обл.,  конкретизирующее
   время  проведения  выборов - 29.03.98, которое  никем  не  оспорено
   (л.д. 168).
       Вместе  с  тем  доводы  кассационной жалобы  о  неправомерности
   указаний  суда о прекращении полномочий депутатов и действия  п.  3
   оспариваемого  постановления с момента вступления  решения  суда  в
   законную   силу,   а   также  допущенном   судом   противоречии   в
   резолютивной части решения являются обоснованными.
       Ограничение судом действия п. 3 постановления N 38 от  19.08.96
   и   полномочий   депутатов  областного  Законодательного   собрания
   первого  созыва  (1994  г.)  временем  вступления  решения  суда  в
   законную  силу  не  основано  на  законе,  а  в  части  определения
   периода, с которого незаконный акт признается недействительным,  не
   соответствует  разъяснениям Постановления Пленума  Верховного  Суда
   Российской Федерации N 10 от 21.12.93 "О рассмотрении судами  жалоб
   на  неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан" (п.
   17),  с  изменениями и дополнениями от 25.10.96 N  10,  и  N  5  от
   27.04.93  "О  некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении  дел
   по    заявлениям    прокуроров   о   признании    правовых    актов
   противоречащими  закону" (п. 9), в редакции  Постановлений  Пленума
   от 21.12.93 N 11 и 25.10.96 N 10.
       Кроме   того,   суд  допустил  в  резолютивной  части   решения
   противоречие,  одновременно признав п.  3  постановления  N  38  от
   19.03.96  недействительным и отказав в удовлетворении требования  о
   признании этого же постановления недействительным в полном  объеме,
   т.е. в том числе и его третьего пункта.
       В  связи с допущенными судом ошибками судебное решение подлежит
   изменению.
       В остальной части решение суда является законным и обоснованным
   в  обжалуемой  его  части,  и оснований к  его  отмене  по  доводам
   кассационной жалобы не имеется.
       На основании изложенного и руководствуясь ст. 305 п. 4, ст. 311
   Гражданского  процессуального кодекса РСФСР, Судебная  коллегия  по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Нижегородского областного суда от 28  января  1998  г.
   изменить, указав, что п. 3 постановления Законодательного  Собрания
   Нижегородской  области N 38 от 19.03.96 "О принятии Закона  области
   "Об   основных  принципах  организации  Законодательного   Собрания
   Нижегородской  области"  считается  недействительным  со  дня   его
   принятия.
       Уточнить   резолютивную  часть  решения  в   части   отказа   в
   удовлетворении     заявления    о    признании     недействительным
   постановления Законодательного Собрания Нижегородской области N  38
   от  19.03.96,  исключив  из  нее указание  об  отказе  в  признании
   недействительным п. 3 названного постановления.
       Исключить из мотивировочной части решения указание о  том,  что
   полномочия    депутатов    и   всего   Законодательного    Собрания
   заканчиваются с момента вступления решения суда в законную силу.  В
   остальной части судебное решение оставить без изменения.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
27.06.2015
USD
54.81
EUR
61.41
CNY
8.83
JPY
0.44
GBP
86.35
TRY
20.6
PLN
14.72
Разное