УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА КАДАСТРА ОБЪЕКТОВ
НЕДВИЖИМОСТИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 16 июня 2006 г. N 3861-13/3985
О ПОЛНОМОЧИЯХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОТДЕЛОВ УПРАВЛЕНИЯ
ПО СОГЛАСОВАНИЮ ПРОЕКТОВ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
В связи с обращениями о полномочиях территориальных отделов
Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости
по Московской области (далее - Управление) по согласованию
проектов границ земельных участков сообщаем.
1. Порядок подготовки проектов границ земельных участков
регламентируется, в частности, положениями Земельного кодекса
Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (пункт 5
статьи 31, пункт 4 статьи 34, пункт 7 статьи 36), а также
законодательства о землеустройстве (Федеральный закон от 18 июня
2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве", постановления Правительства
РФ от 2 февраля 1996 г. N 105 "Об утверждении Положения о порядке
установления границ землепользований в застройке городов и других
поселений", от 26 сентября 1997 г. N 1223 "Об утверждении
Положения об определении размеров и установлении границ земельных
участков в кондоминиумах", от 7 июня 2002 г. N 396 "Об утверждении
Положения о проведении территориального землеустройства").
Технические условия и требования, обязательные при выполнении
землеустроительных работ по проектированию границ земельных
участков, содержатся в Методических рекомендациях по образованию
новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и
Методических рекомендациях по проведению межевания объектов
землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17 февраля 2003 г.,
а также действующей в части, не противоречащей законодательству и
перечисленным актам, Инструкции по межеванию земель, утвержденной
Роскомземом 8 апреля 1996 г.
Исходя из указанных нормативных актов решения об утверждении
проектов границ земельных участков, сформированных из земель,
находящихся в государственной или муниципальной собственности,
принимаются органами местного самоуправления. Решение об
утверждении проекта границ земельного участка может приниматься
путем непосредственного утверждения планово-картографического
материала в объеме, позволяющем описать земельный участок в
качестве объекта государственного кадастрового учета, либо в форме
издания правового акта (постановления, распоряжения и т.п.) с
приложением соответствующего планово-картографического документа.
Наименование и виды правовых актов органов местного
самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их
принятия и вступления в силу определяются Уставом муниципального
образования в соответствии с законами субъектов Российской
Федерации (пункт 1 статьи 19 Федерального закона от 28 августа
1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации").
2. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19
августа 2004 г. N 418 "Об утверждении Положения о Федеральном
агентстве кадастра объектов недвижимости" Федеральное агентство
кадастра объектов недвижимости, будучи федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению
государственным имуществом и оказанию государственных услуг в
сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства,
инвентаризации объектов градостроительной деятельности,
государственной кадастровой оценки земель и государственного
мониторинга земель, руководствуется в своей деятельности
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, актами Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации, международными
договорами Российской Федерации, актами Министерства
экономического развития и торговли Российской Федерации.
Порядок согласования и утверждения землеустроительной
документации, в том числе проектов территориального
землеустройства в виде проектов границ земельных участков,
устанавливается Правительством Российской Федерации (статья 23
Федерального закона "О землеустройстве").
Исходя из постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N
514 "Об утверждении Положения о согласовании и утверждении
землеустроительной документации, создании и ведении
государственного фонда данных, полученных в результате проведения
землеустройства" в случаях, установленных законодательством
Российской Федерации, землеустроительная документация в
зависимости от вида подлежит согласованию с Федеральной службой
земельного кадастра России (в настоящее время - Федеральное
агентство кадастра объектов недвижимости) и ее территориальными
органами, органами санитарно-эпидемиологического надзора, органами
охраны памятников культуры, органами местного самоуправления.
Действующее законодательство Российской Федерации не
предусматривает обязательное согласование проектов границ
земельных участков с органами Федерального агентства кадастра
объектов недвижимости, за исключением документации по вопросам
землеустройства, разработанной в соответствии с решениями органов
государственной власти, и документации, касающейся земель,
находящихся в федеральной собственности, согласование которой
обеспечивается в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 3
Положения о согласовании и утверждении землеустроительной
документации, создании и ведении государственного фонда данных,
полученных в результате проведения землеустройства. Согласование
иной землеустроительной документации с заинтересованными органами
исполнительной власти и органами местного самоуправления
осуществляется ее разработчиком совместно с заказчиком в
соответствии с договором о проведении землеустройства.
3. Вместе с тем утвержденные проекты границ земельных участков
являются частью составляемых в дальнейшем материалов
территориального землеустройства, в т.ч. межевания земель.
Так, согласно пункту 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской
Федерации решение о предварительном согласовании места размещения
объекта и проект границ земельного участка являются основанием
установления в соответствии с заявками граждан или юридических
лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для
строительства, и за их счет границ такого земельного участка на
местности. В соответствии с пунктом 8 статьи 36 того же Кодекса на
основании проекта границ земельного участка за счет
заинтересованных лиц устанавливаются границы земельного участка на
местности.
Контроль за правильностью проведения землеустройства и
утверждение материалов межевания осуществляются органами
Федерального агентства кадастра объектов недвижимости исходя из
пункта 9 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной
документации, создании и ведении государственного фонда данных,
полученных в результате проведения землеустройства, а также
постановления Правительства РФ от 26 апреля 2002 г. N 273 "Об
утверждении Положения о контроле за проведением землеустройства".
Таким образом, согласование проектов границ земельных участков
может осуществляться территориальными отделами Управления в
случаях, предусмотренных договорами о проведении землеустройства,
либо исходя из порядка принятия решений об утверждении проектов
границ земельных участков, установленного органом местного
самоуправления, за исключением когда согласование
землеустроительной документации обязательно обеспечивается
Управлением в силу вышеприведенных положений федерального
законодательства.
Для предотвращения нарушения технических требований выполнения
землеустройства, проводимого с использованием проектов границ
земельных участков, предлагаем информировать органы местного
самоуправления о вопросах реализации территориальными отделами
Управления полномочий по согласованию проектов границ земельных
участков.
Руководитель
Управления Роснедвижимости
по Московской области
В.Д. Гужев
|