Государственная налоговая служба Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
ПИСЬМО
20.06.94 N 06/3224
ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению проверок юридических и физических лиц,
занимающихся реализацией товаров
1. Сбор за право торговли (розничной)
1.1. Установлен распоряжением мэра Санкт-Петербурга N 332-р
от 11.04.94 "Об упорядочении уличной мелкорозничной торговли" и
решениями районных представительных органов власти.
1.2. Плательщиками сбора за право торговли являются юридические
и физические лица, осуществляющие розничную продажу товаров на
территории района. Патент приобретается в Администрации района, на
территории которого осуществляется торговля.
Юридические и физические лица приобретают патенты на каждое
торговое место по каждой группе товаров, реализуемых данным лицом в
случае, если решениями районных представительных органов власти
установлены разные ставки сбора по разным группам товаров.
Примечание: С 1.10.94 в соответствии с распоряжением мэра
Санкт-Петербурга N 275-р от 23.03.94 "О введении лицензирования
видов деятельности в сфере торговли, общественного питания и
бытового обслуживания" предусматривается, что розничная торговля
(кроме мелкорозничной) будет осуществляться при наличии у
хозяйствующих субъектов лицензии, мелкорозничная - патента.
1.3. Ставки сбора установлены в решениях районных
представительных органов власти.
1.4. Ответственность плательщиков.
В соответствии со ст.21 Закона РФ "Об основах налоговой системы
в РФ" сбор за право торговли относится к категории местных налогов.
В связи с этим, в соответствии со ст.13 указанного закона при
первичном выявлении факта торговли без патента взысканию подлежит
сумма сбора за право торговли за весь период торговли без патента по
данной группе товаров и штрафа в размере той же суммы, при повторном
нарушении - соответствующей суммы и штрафа в двухкратном размере
этой суммы.
1.5. Составление актов проверок и уплата штрафных санкций.
При отсутствии патента у физического лица суммы взыскиваются по
квитанциям ф.24 только на основании составленного на месте акта.
Квитанции ф.24 и акты составляются в двух экземплярах. Первый
экземпляр акта хранится вместе с квитанциями ф.24 в районных
налоговых инспекциях, второй - представляется физическому лицу в
момент проверки.
Взыскание сумм сбора и штрафа осуществляется районной налоговой
инспекцией, на территории которой выявлено нарушение.
Суммы зачисляются в бюджет данного района на р.12.&74.
Ежемесячно в общеустановленном порядке (по служебной записке от
налогового инспектора) по заключениям отделами учета и отчетности
10% от взысканной суммы сбора и 30% от взысканной суммы штрафов
зачисляются в фонд районной налоговой инспекции, на территории
которой выявлено нарушение.
При отсутствии патента у юридического лица на месте торговли
составляется акт о выявленном нарушении, подписанный проверяющими и
продавцом. В акте указывается время явки руководителя и бухгалтера
предприятия в районную налоговую инспекцию, осуществляющую учет этих
плательщиков. Акт пересылается в данную районную налоговую
инспекцию, в которой с руководителем и бухгалтером предприятия
составляется акт о выявленном нарушении с указанием расчетного
счета, сумм сбора и штрафа, которые зачисляются в бюджет района, в
котором предприятие стоит на учете.
Примечание: Данное положение принято в связи с необходимостью
обеспечения контроля за соблюдением налогового законодательства и
платежной дисциплины юридическими лицами, а также в целях
комплексного подхода к вопросам налогообложения как по основным
налогам (НДС, прибыль), так и по остальным обязательным платежам в
бюджет.
Взыскание сумм сбора и штрафа осуществляется районной налоговой
инспекцией, в которой предприятие стоит на учете.
Суммы зачисляются в бюджет данного района на р.12.&74.
Ежемесячно в общеустановленном порядке (по служебной записке от
налогового инспектора) по заключениям отделами учета и отчетности
10% от взысканной суммы сбора и 30% от взысканной суммы штрафов
перечисляются в фонд районной налоговой инспекции, на территории
которой выявлено нарушение.
2. Плата за розничную торговлю товарами, облагаемыми акцизами.
2.1. Установлена:
- решениями малого Совета Санкт-Петербурга N 290 от 09.07.93 "О
введении платы за розничную торговлю товарами, облагаемыми акцизами";
- распоряжением мэра Санкт-Петербурга N 644-р от 13.08.93 "Об
утверждении Положения о лицензировании торговли товарами,
облагаемыми акцизами".
В данных документах определен порядок лицензирования товаров,
облагаемыми акцизами, за исключением табачных изделий и грузовых
автомобилей грузоподъемностью до 1,25 т., с 1 августа 1993 г.
- распоряжением мэра Санкт-Петербурга N 53-р от 25.01.94 "О
введении платы за розничную торговлю отдельными видами товаров,
облагаемыми акцизами".
В данном распоряжении определен порядок лицензирования табачных
изделий и грузовых автомобилей грузоподъемностью до 1,25 т.
с 1 января 1994 г.
2.2. Плательщиками являются юридические и физические лица.
Юридические и физические лица приобретают лицензии на каждое
торговое место по каждому виду товаров (в том числе и на товары,
бывшие в употреблении).
Плата за торговлю товарами, облагаемыми акцизами, не
освобождает юридических и физических лиц от уплаты сбора за право
торговли.
2.3. Ставки сбора рассчитываются из вида реализуемого товара и
срока действия лицензии.
2.4. Ответственность плательщиков.
В соответствии со ст. 14 Закона РФ "Об основах налоговой
системы в РФ" и со ст.7 Закона РФ "О государственной налоговой
службе РФ" налоговые органы вправе предъявлять в арбитражный суд
иски:
- о признании сделок недействительными;
- о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в
результате других незаконных действий.
Сумма, подлежащая изъятию в бюджет, может быть внесена
плательщиком в добровольном порядке.
При наличии учета товарно-материальных ценностей изъятию в
бюджет подлежит вся сумма выручки (валового дохода), полученная за
весь период торговли без лицензии. При отсутствии учета
товарно-материальных ценностей изъятию в бюджет подлежит вся сумма,
полученная от реализации товаров, выявленная в результате проверки
за весь период торговли без лицензии.
2.5. Составление актов проверок и уплата штрафных санкций.
При отсутствии лицензии у предпринимателя (физического лица) на
месте торговли составляется акт о выявленном нарушении, подписанный
проверяющими и продавцом. В акте указывается время явки
предпринимателя в районную налоговую инспекцию, на территории
которой выявлено нарушение. В районной налоговой инспекции
составляется акт, представляемый в дальнейшем в арбитражный суд, и
проводится работа в соответствии с п.2.4 данной инструкции.
При отсутствии лицензии у юридического лица на месте торговли
составляется акт о выявленном нарушении, подписанный проверяющими и
продавцом. В акте указывается время явки руководителя и бухгалтера
предприятия в районную налоговую инспекцию, осуществляющую учет этих
плательщиков. Акт пересылается в данную районную налоговую инспекцию,
в которой с руководителем и бухгалтером предприятия составляется акт,
представляемый в дальнейшем в арбитражный суд, и проводится работа в
соответствии с п.2.4 данной инструкции.
Суммы зачисляются в доход местного бюджета на р.12.&88.
Примечание: По разъяснению ГНС РФ суммы, изымаемые в бюджет в
результате незаконной деятельности, подлежат зачислению на тот же
раздел и параграф классификации доходов и расходов бюджета, на
который зачисляется сбор.
Взыскание сумм по юридическим лицам осуществляется районной
налоговой инспекцией, в которой предприятие стоит на учете, по
физическим лицам - районной налоговой инспекцией, на территории
которой выявлено нарушение.
Отделы учета и отчетности районной налоговой инспекции,
осуществляющей взыскание сумм, заводят лицевые счета по юридическим
и физическим лицам только после решения арбитражного суда либо при
поступлении сумм, вносимых в добровольном порядке. До решения
арбитражного суда в бесспорном порядке данные суммы не взыскиваются.
Ввиду того, что осуществление торговли товарами, облагаемыми
акцизами, без лицензии является незаконной деятельностью, от всей
суммы, поступившей в бюджет, в фонд социального развития ГНИ
отчисляется 10%.
50% от взысканных по результатам проверок сумм, подлежащих
отчислению в фонд социального развития ГНИ, перечисляются налоговым
органом, осуществившим взыскание сумм в бюджет, на текущий счет
районной налоговой инспекции, проводившей проверку данной торговой
точки.
В случае участия УДНП - 30% перечисляется на текущий счет
районной налоговой инспекции, проводившей проверку данной торговой
точки, и 30% в фонд социального развития УДНП.
3. Лицензионный сбор за право торговли винно-водочными
изделиями и пивом
3.1. Установлен решениями малого Совета Санкт-Петербурга N 255
от 31.07.92 "О лицензионном сборе за право торговли винно-водочными
изделиями и пивом".
3.2. Плательщиками являются юридические и физические лица.
Юридические и физические лица приобретают лицензии на каждое
торговое место (установлено в распоряжении мэра N 53-р от 25.01.94).
Уплата лицензионного сбора за право торговли винно-водочными
изделиями и пивом не освобождает юридических и физических лиц от
уплаты сбора за право торговли.
3.3. Ставки сбора:
Юридические лица - 50 МРОТ в год,
Физические лица - 25 МРОТ в год.
3.4. Ответственность плательщиков.
В соответствии со ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой
системы в РФ" лицензионный сбор за право торговли винно-водочными
изделиями и пивом относится к категории местных налогов. В связи с
этим, в соответствии со ст. 13 указанного Закона при первичном
выявлении факта торговли без лицензии взысканию подлежит стоимость
лицензионного сбора за весь период торговли без лицензии и штрафа в
размере той же суммы, при повторном нарушении - соответствующей
суммы и штрафа в двухкратном размере этой суммы.
В соответствии со ст. 14 Закона РФ "Об основах налоговой
системы в РФ" и со ст. 7 Закона РФ "О государственной налоговой
службе РФ" налоговые органы вправе предъявлять в арбитражный суд
иски:
- о признании сделок недействительными;
- о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а
в результате других незаконных действий.
Сумма, подлежащая изъятию в бюджет, может быть внесена
плательщиком в добровольном порядке.
При наличии учета товарно-материальных ценностей изъятию в
бюджет подлежит вся сумма выручки (валового дохода), полученная за
весь период торговли без лицензии.
При отсутствии учета товарно-материальных ценностей изъятию в
бюджет подлежит вся сумма, полученная от реализации товара,
выявленная в результате проверки за весь период торговли без
лицензии.
3.5. Составление актов проверок и уплата штрафных санкций.
При отсутствии лицензии у предпринимателя (физического лица) на
месте торговли составляется акт о выявленном нарушении, подписанный
проверяющими и продавцом. В акте указывается время явки
предпринимателя в районную налоговую инспекцию, на территории
которой выявлено нарушение. В районной налоговой инспекции
составляется акт, представляемый в дальнейшем в арбитражный суд, и
проводится работа в соответствии с п.3.4 данной инструкции.
При отсутствии лицензии у юридического лица на месте торговли
составляется акт о выявленном нарушении, подписанный проверяющими и
продавцом. В акте указывается время явки руководителя и бухгалтера
предприятия в районную налоговую инспекцию, осуществляющую учет этих
плательщиков. Акт пересылается в данную районную налоговую инспекцию,
в которой с руководителем и бухгалтером предприятия составляется акт,
представляемый в дальнейшем в арбитражный суд, и проводится работа в
соответствии с п.3.4 данной инструкции.
Суммы зачисляются в доход местного бюджета на р.12.&88.
Взыскание сумм по юридическим лицам осуществляется районной
налоговой инспекцией, в которой предприятие стоит на учете, по
физическим лицам - районной налоговой инспекцией, на территории
которой выявлено нарушение.
Отделы учета и отчетности районной налоговой инспекции,
осуществляющей взыскание сумм, заводят лицевые счета по юридическим
и физическим лицам только после решения арбитражного суда либо при
поступлении сумм, вносимых в добровольном порядке. До решения
арбитражного суда в бесспорном порядке данные суммы не взыскиваются.
Ввиду того, что осуществление торговли товарами, облагаемыми
акцизами, без лицензии является незаконной деятельностью, от всей
суммы, поступившей в бюджет, в фонд социального развития ГНИ
отчисляется 10%.
Кроме того, ежемесячно в общеустановленном порядке (по
служебной записке от налогового инспектора) по заключениям отделами
учета и отчетности 10% от взысканной суммы лицензионного сбора и 30%
от взысканной суммы штрафов зачисляются в фонд социального развития
ГНИ.
50% от взысканных по результатам проверок сумм, подлежащих
отчислению в фонд социального развития ГНИ, перечисляются налоговым
органом, осуществившим взыскание сумм в бюджет, на текущий счет
районной налоговой инспекции, проводившей проверку данной торговой
точки.
В случае участия УДНП - 30% перечисляется на текущий счет
районной налоговой инспекции, проводившей проверку данной торговой
точки, и 30% - в фонд социального развития УДНП.
Заместитель начальника
Госналогинспекции,
государственный советник
налоговой службы III ранга В.И.Красавин
|