МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИ„1¤7РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ„1¤7
ПИСЬМО
от 23 ию„1¤7 2000 „1¤7 N 22-06-728
Во исполнение „1¤7 1.8 Приказ„1¤7 Минобразован„1¤7 России от
15.06.2000 N 1777 "„1¤7 сост„1¤7ни„1¤7 исполнен„1¤7 законодательства
Российской Федераци„1¤7 „1¤7 систем„1¤7 образовани„1¤7 по результата„1¤7
инспекционны„1¤7 проверок" Министерство образовани„1¤7 Российской
Федераци„1¤7направ„1¤7ет дл„1¤7использовани„1¤7„1¤7работе справк„1¤7по данном„1¤7
вопрос„1¤7 подготовленную Управление„1¤7инспекционно - аналитическо„1¤7
работы.
Первый заместител„1¤7Министра
„1¤7„1¤7КИСЕЛЕ„1¤7
СПРАВК„1¤7
„1¤7СОСТОЯНИ„1¤7ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ„1¤7„1¤7СИСТЕМ„1¤7ОБРАЗОВАНИ„1¤7
ПО РЕЗУЛЬТАТА„1¤7ИНСПЕКЦИОННЫ„1¤7ПРОВЕРОК
„1¤7течени„1¤7 последнего де„1¤7тилети„1¤7 социальн„1¤7 - политические
изменени„1¤7 произошедшие „1¤7России, значительн„1¤7изменили содержание
управленческих функци„1¤7„1¤7сфер„1¤7образовани„1¤7 Жестка„1¤7регламентаци„1¤7
де„1¤7ельности органа управлен„1¤7 образованием, образовательного
учрежден„1¤7, учител„1¤7 характерна„1¤7дл„1¤7прошло„1¤7систем„1¤7образовани„1¤7
постепенно уступает мест„1¤7 боле„1¤7свободны„1¤7формам регулировани„1¤7
происходит перераспределени„1¤7 полномочий межд„1¤7 субъектами
управлен„1¤7 разных уровне„1¤7 смещаютс„1¤7 акцент„1¤7 государственного
контро„1¤7 „1¤7сторон„1¤7изучен„1¤7 услови„1¤7осуществлени„1¤7образовательного
процесса, надзор„1¤7 за соблюдение„1¤7 законодательны„1¤7 норм „1¤7прав
участников образовательного процесса.
Наиболее опасна„1¤7 тенденци„1¤7 современно„1¤7 практики управлен„1¤7
образованием „1¤7России пр„1¤7вл„1¤7тс„1¤7„1¤7неисполнении „1¤7 игнорировани„1¤7
норм образовательного прав„1¤7должностными лицами органо„1¤7власти „1¤7
управлен„1¤7. „1¤7 этой св„1¤7„1¤7 чрезвычайн„1¤7 остр„1¤7 встает проблема
государственного контро„1¤7 исполнен„1¤7 законодательства „1¤7 сфер„1¤7
образовани„1¤7
Перехо„1¤7на правовую основу регулировани„1¤7систем„1¤7образовани„1¤7
„1¤7„1¤7ет„1¤7 сегодн„1¤7 важным фактором, опреде„1¤7ющим процессы
реформирован„1¤7 систем„1¤7образовани„1¤7
Сегодн„1¤7интересы „1¤7 сфер„1¤7 де„1¤7ельности образовательны„1¤7
учреждений затрагиваю„1¤7норм„1¤7боле„1¤7„1¤7тиде„1¤7ти действующи„1¤7законо„1¤7
Эт„1¤7 законодательны„1¤7 акты по существу опреде„1¤7ют возможност„1¤7
государственны„1¤7 „1¤7 муниципальны„1¤7 образовательны„1¤7 учреждений
осуществ„1¤7ть свои функци„1¤7
„1¤7цело„1¤7 можн„1¤7 отметить позитивное вл„1¤7ни„1¤7 правовог„1¤7
регулировани„1¤7на положени„1¤7де„1¤7 „1¤7 образовани„1¤7 но существует „1¤7
целы„1¤7„1¤7„1¤7пробле„1¤7 требующи„1¤7своего решени„1¤7
Некоторы„1¤7норм„1¤7 действующего законодательства „1¤7 област„1¤7
образовани„1¤7 сегодн„1¤7не исполн„1¤7тс„1¤7 Эт„1¤7прежде всег„1¤7обеспечени„1¤7
федеральны„1¤7„1¤7местными бюджетам„1¤7приоритетности образовани„1¤7
Не нашл„1¤7своего широкого практическог„1¤7применен„1¤7 таки„1¤7норм„1¤7
ка„1¤7 финансирование образовательны„1¤7 учреждений на основе
государственны„1¤7 нормативов, прин„1¤7ие государственны„1¤7
образовательны„1¤7 стандартов основног„1¤7 общего образовани„1¤7
Вследствие этог„1¤7 „1¤7 сфер„1¤7 образовани„1¤7 развиваютс„1¤7 негативные
процессы:
- снижаетс„1¤7 возможност„1¤7 реализации гражданами Российской
Федераци„1¤7конституционного прав„1¤7на образовани„1¤7
- обозначилась проблема неравног„1¤7доступ„1¤7„1¤7образовани„1¤7
- нарастае„1¤7процес„1¤7коммерциализации образовани„1¤7
- изнашивает„1¤7 материальн„1¤7- техническа„1¤7база образовани„1¤7
- отсутствую„1¤7средства на оплату коммунальных услу„1¤7
- учебно - методическое обеспечени„1¤7не отвечает современны„1¤7
требован„1¤7„1¤7„1¤7организаци„1¤7образовательного процесса;
- крайне низкий уровен„1¤7 заработной плат„1¤7 работников
образовани„1¤7 которы„1¤7не обеспечивает им нормальных услови„1¤7жизн„1¤7
- во многих субъекта„1¤7 сохранилас„1¤7 ещ„1¤7 задолженност„1¤7 по
заработной плат„1¤7
„1¤7отдельны„1¤7 регионах многим„1¤7образовательными учрежден„1¤7ми до
си„1¤7по„1¤7не исполнен„1¤7требование Закона Российской Федераци„1¤7 "Об
образовани„1¤7, согласно которому образовательно„1¤7учреждение должно
быть юридически„1¤7лицо„1¤7 Эт„1¤7дало пово„1¤7органа„1¤7социальной защиты
пр„1¤7 оформлении пенсий педагогическим работникам многих школ не
включать им „1¤7педста„1¤7врем„1¤7работы на педагогических должност„1¤7 со
дн„1¤7 вступлен„1¤7 Закона „1¤7 силу до времен„1¤7оформлен„1¤7 школ„1¤7ка„1¤7
юридического лица.
Низк„1¤7практическ„1¤7 эффективност„1¤7„1¤7да норм законодательства „1¤7
област„1¤7образовани„1¤7 по государственны„1¤7гарант„1¤7„1¤7прав гражда„1¤7на
образовани„1¤7 по процедур„1¤7 лицензирован„1¤7 образовательно„1¤7
де„1¤7ельности, по управлению системой образовани„1¤7 по социальной
защищенности обучающихс„1¤7„1¤7работников сфер„1¤7образовани„1¤7
Фактически отсутствуе„1¤7 персональн„1¤7 ответственност„1¤7
должностны„1¤7ли„1¤7за неисполнение норм законодательства.
„1¤7услови„1¤7 становлени„1¤7 демократии, автономности
образовательны„1¤7 учреждений, децентрализаци„1¤7 процесса управлен„1¤7
образованием вс„1¤7острее ощущаетс„1¤7 необходимост„1¤7 государственного
контро„1¤7 за де„1¤7ельность„1¤7 образовательны„1¤7 учреждений,
соответствие„1¤7ее законодательству Российской Федераци„1¤7
Осуществлени„1¤7государственного контро„1¤7 „1¤7област„1¤7образовани„1¤7
прежде всег„1¤7направлено на:
- обеспечени„1¤7 прав „1¤7област„1¤7образовани„1¤7„1¤7гарантий качества
образовани„1¤7
- вы„1¤7лени„1¤7„1¤7диагностик„1¤7нарушени„1¤7законодательства „1¤7систем„1¤7
образовани„1¤7 пробле„1¤7 функционирован„1¤7 „1¤7 развит„1¤7 систем„1¤7
образовани„1¤7 требующи„1¤7 первоочередног„1¤7 государственного
регулировани„1¤7
- профилактику нарушени„1¤7 прав„1¤7 гражда„1¤7 на образовани„1¤7
законодательства Российской Федераци„1¤7„1¤7област„1¤7образовани„1¤7
Анализир„1¤7 исполнение контрольны„1¤7 функци„1¤7 осуществ„1¤7емых
Министерство„1¤7образовани„1¤7Российской Федераци„1¤7 следуе„1¤7отметить,
чт„1¤7 чаще всег„1¤7 он„1¤7свод„1¤7„1¤7 „1¤7анализ„1¤7информации „1¤7те„1¤7ил„1¤7иных
нарушени„1¤7, отмеченных Генпрокуратуро„1¤7 России, Счетно„1¤7 палато„1¤7
Российской Федераци„1¤7 Министерство„1¤7 Российской Федераци„1¤7 по
антимонопольно„1¤7 политике „1¤7 поддержк„1¤7 предпринимательств„1¤7 „1¤7
средства„1¤7 массовой информации, конкретных обращени„1¤7 гражда„1¤7„1¤7
вскрытых пр„1¤7посещени„1¤7 образовательны„1¤7учреждений.
Осуществлени„1¤7комплексного, тематическог„1¤7 „1¤7 оперативного
контро„1¤7 возложен„1¤7 на Управление инспекционно - аналитическо„1¤7
работы. „1¤7 состав комиссий по проведению инспекционны„1¤7проверок
привлекают„1¤7 специалист„1¤7профильных структурны„1¤7подразделени„1¤7
Инспекционно - контрольна„1¤7 де„1¤7ельность осуществ„1¤7ет„1¤7 „1¤7
плановом „1¤7 оперативно„1¤7 режиме. Однако проведение плановых
инспекционны„1¤7 проверок затруднено „1¤7 св„1¤7„1¤7 „1¤7 дефицито„1¤7
финансирован„1¤7.
За период существовани„1¤7 Управлен„1¤7 инспекционно -
аналитическо„1¤7работы („1¤71998 „1¤7) сотрудники Управлен„1¤7 изучил„1¤7
де„1¤7ельность 69 субъекто„1¤7Российской Федераци„1¤7 130 муниципальны„1¤7
органо„1¤7управлен„1¤7 образованием. Проинспектирован„1¤736 учреждений
дошкольног„1¤7 образовани„1¤7 328 общеобразовательны„1¤7 учреждений,
15 спецучреждений, 30 детски„1¤7 домо„1¤7 „1¤7 школ - интернатов,
22 учрежден„1¤7 начального профессиональног„1¤7 образовани„1¤7
6 учреждений среднего профессиональног„1¤7 образовани„1¤7
27 государственны„1¤7 вузо„1¤7 „1¤7 29 филиалов государственны„1¤7вузо„1¤7
10 негосударственны„1¤7вузо„1¤7„1¤712 филиалов негосударственны„1¤7вузо„1¤7
Решени„1¤7 прин„1¤7ые руководством министерства по итогам
инспектировани„1¤7 устранение отмеченных недостатко„1¤7 „1¤7 нарушени„1¤7
находились по„1¤7 пост„1¤7нным контроле„1¤7 специалистов Управлен„1¤7
инспекционно - аналитическо„1¤7работы. „1¤7случ„1¤7„1¤7 когд„1¤7 нарушени„1¤7
носили типичный характер, разрабатывалис„1¤7„1¤7направ„1¤7лись „1¤7адре„1¤7
руководителе„1¤7органо„1¤7управлен„1¤7 образованием субъекто„1¤7Российской
Федераци„1¤7 руководителе„1¤7министерст„1¤7„1¤7ведомств, имеющи„1¤7„1¤7свое„1¤7
подчинении образовательны„1¤7 учрежден„1¤7, руководителе„1¤7
образовательны„1¤7 учреждений, приказ„1¤7 инструктивны„1¤7 письма
Минобразован„1¤7 России по вопросам обеспечени„1¤7 выполнен„1¤7
законодательства Российской Федераци„1¤7„1¤7сфер„1¤7образовани„1¤7
На местах, исхо„1¤7 из необходимост„1¤7осуществлени„1¤7контро„1¤7 ка„1¤7
функци„1¤7 управлен„1¤7 „1¤7 ка„1¤7 средства, гарантирующего сохранение
единства образовательного пространства, защиту конституционного
прав„1¤7 гражда„1¤7 на образовани„1¤7 стал„1¤7 формироватьс„1¤7собственна„1¤7
правов„1¤7 основа контрольны„1¤7 „1¤7 инспекционны„1¤7 функци„1¤7 Однако „1¤7
услови„1¤7 отсутств„1¤7 должного правовог„1¤7анализ„1¤7„1¤7контро„1¤7 така„1¤7
практика нередк„1¤7сопровождает„1¤7 нарушени„1¤7„1¤7норм законодательства
Российской Федераци„1¤7„1¤7област„1¤7образовани„1¤7„1¤7со всей очевидностью
требуе„1¤7усилен„1¤7 надежной государственно„1¤7защиты интересо„1¤7гражда„1¤7
- систем„1¤7 государственного контро„1¤7 за исполнение„1¤7
законодательства Российской Федераци„1¤7„1¤7област„1¤7образовани„1¤7
Цент„1¤7„1¤7жест„1¤7 контро„1¤7 за управление„1¤7 общеобразовательными
учрежден„1¤7ми смещаетс„1¤7 на муниципальны„1¤7 уровен„1¤7 Поэтом„1¤7 „1¤7
наст„1¤7ще„1¤7 врем„1¤7 вс„1¤7 острее ощущаетс„1¤7 необходимост„1¤7
государственного контро„1¤7 за решени„1¤7„1¤7 принимаемыми органами
местного самоуправлен„1¤7, их соответствие„1¤7 законодательству
Российской Федераци„1¤7 „1¤7 област„1¤7 образовани„1¤7 Основн„1¤7 част„1¤7
предмето„1¤7 контро„1¤7 находитс„1¤7 „1¤7 поле зрен„1¤7 руководителе„1¤7 „1¤7
специалистов органо„1¤7 управлен„1¤7 образованием, идет процес„1¤7
делегировани„1¤7 функци„1¤7 инспекционного контро„1¤7 на муниципальны„1¤7
уровен„1¤7
Наибольшую подготовленность специалист„1¤7 органо„1¤7 управлен„1¤7
образованием пр„1¤7вл„1¤7„1¤7по вопросам „1¤7 вида„1¤7 контро„1¤7, касающим„1¤7
организаци„1¤7 образовательного процесса, однако он„1¤7недостаточно
компетентн„1¤7„1¤7вопросах финансовог„1¤7„1¤7 материальн„1¤7 - технического
обеспечени„1¤7 учредительства „1¤7 соучредительства, нормативного,
правовог„1¤7„1¤7методическог„1¤7обеспечени„1¤7 реализации образовательны„1¤7
программ „1¤7соответствии „1¤7образовательными стандартам„1¤7 контро„1¤7
качества образовани„1¤7 (определени„1¤7 адекватной систем„1¤7
критериально - оценочно„1¤7де„1¤7ельности), объективно„1¤7оценки уров„1¤7
подготовки „1¤7квалификации выпускнико„1¤7независимо от форм получени„1¤7
образовани„1¤7
Контроль за образовательными учрежден„1¤7ми осуществ„1¤7ет„1¤7 их
руководите„1¤7ми. Результаты инспекционны„1¤7проверок свидетельствую„1¤7
„1¤7 то„1¤7 чт„1¤7 он „1¤7 основном сводит„1¤7 „1¤7 текущему контролю за
осуществлением образовательно„1¤7 де„1¤7ельности „1¤7 имее„1¤7
узконаправленный характер. Ег„1¤7содержание, ка„1¤7правил„1¤7 не св„1¤7ан„1¤7
„1¤7 проверко„1¤7 исполнен„1¤7 норм законодательства „1¤7 нормативны„1¤7
документов. „1¤7то же врем„1¤7автономность образовательны„1¤7учреждений
„1¤7 предоставление академически„1¤7свобод участникам образовательного
процесса требую„1¤7усилен„1¤7 регулировани„1¤7 не только контрольно -
оценочно„1¤7 де„1¤7ельности „1¤7рамках управлен„1¤7 качество„1¤7образовани„1¤7
но „1¤7всей уставной де„1¤7ельности образовательного учрежден„1¤7.
„1¤7св„1¤7„1¤7„1¤7этим „1¤7последне„1¤7врем„1¤7возникла проблема организаци„1¤7
образовательными учрежден„1¤7ми всех уровне„1¤7 образовани„1¤7 типо„1¤7 „1¤7
видо„1¤7де„1¤7ельности.
Нель„1¤7 не отметить, чт„1¤7 большинств„1¤7 участников
образовательного процесса начинают ориентироватьс„1¤7 на правовые
норм„1¤7 но больши„1¤7трудност„1¤7пр„1¤7этом вызывают:
- бессистемность „1¤7несовершенство законодательно„1¤7базы;
- недостаточны„1¤7 знан„1¤7 „1¤7 применении нормативно„1¤7
законодательно„1¤7базы систем„1¤7образовани„1¤7
- низкий уровен„1¤7исполнительско„1¤7дисциплины;
- отсутствие четког„1¤7 разграничени„1¤7 компетенци„1¤7 баланс„1¤7
полномочий „1¤7ответственност„1¤7участников образовательного процесса;
- определени„1¤7 границ самост„1¤7тельност„1¤7 „1¤7 ответственност„1¤7
учреждений образовани„1¤7
- установление четких основани„1¤7 „1¤7такж„1¤7механизм„1¤7привлечени„1¤7
„1¤7 ответственност„1¤7 руководителе„1¤7 образовательны„1¤7 учреждений за
нарушени„1¤7 норм законодательства Российской Федераци„1¤7 „1¤7 сфер„1¤7
образовани„1¤7
Управление„1¤7инспекционно - аналитическо„1¤7 работы „1¤7 це„1¤7„1¤7
обеспечени„1¤7 государственного контро„1¤7 „1¤7 сфер„1¤7 образовани„1¤7
формирован„1¤7 „1¤7 дальнейшег„1¤7 развит„1¤7 нормативно„1¤7 правовой „1¤7
организационно„1¤7основы систем„1¤7государственного контро„1¤7:
- завершен цикл меропр„1¤7ти„1¤7 по формированию сети "базовы„1¤7
площадок" по вопросам осуществлени„1¤7 государственного контро„1¤7,
инспекционны„1¤7 функци„1¤7 „1¤7 современны„1¤7 услови„1¤7. „1¤7 этой цель„1¤7
проведен„1¤7 семинары, координационны„1¤7 совещани„1¤7 „1¤7 консультации.
Заключен„1¤7 соглашен„1¤7 „1¤7 совместной работе по нормированию
контрольно - оценочно„1¤7 де„1¤7ельности „1¤7 сфер„1¤7 образовани„1¤7 „1¤7
9 субъектами Российской Федераци„1¤7 (Республика Северн„1¤7 Осет„1¤7 -
Алан„1¤7, Владимирск„1¤7, Волгоградска„1¤7 Вологодска„1¤7 Ивановск„1¤7,
Калининградска„1¤7 „1¤7занска„1¤7 Сахалинска„1¤7 Тверск„1¤7 област„1¤7;
- проводит„1¤7 систематическа„1¤7работа по организаци„1¤7совместног„1¤7
инспектировани„1¤7 органо„1¤7управлен„1¤7 образованием, образовательны„1¤7
учреждений, совершенствовани„1¤7 правовых осно„1¤7 инспекционно„1¤7
де„1¤7ельности, разработке критерие„1¤7оценки результато„1¤7де„1¤7ельности
руководителе„1¤7органо„1¤7управлен„1¤7 образованием „1¤7 образовательны„1¤7
учреждений;
- „1¤7 текуще„1¤7 учебно„1¤7 году подготовлены „1¤7 проведен„1¤7
4 межрегиональны„1¤7 семинара - совещани„1¤7 по вопросам контро„1¤7 „1¤7
инспектировани„1¤7„1¤7систем„1¤7образовани„1¤7 „1¤7которы„1¤7прин„1¤7„1¤7 участи„1¤7
окол„1¤7 430 челове„1¤7из боле„1¤7че„1¤760 субъекто„1¤7Российской Федераци„1¤7
гд„1¤7 были обозначены основные направлени„1¤7 инспекционно -
аналитическо„1¤7 де„1¤7ельности органо„1¤7 управлен„1¤7 образованием,
актуальные, приоритетные темы инспекционны„1¤7проверок;
- „1¤7 це„1¤7„1¤7 передачи опыт„1¤7 „1¤7 организаци„1¤7 учеб„1¤7 дл„1¤7 ли„1¤7
осуществ„1¤7ющих инспекционно - контрольну„1¤7де„1¤7ельность, по просьб„1¤7
муниципальны„1¤7 органо„1¤7 управлен„1¤7 образованием проведен„1¤7
10 семинаро„1¤7 - совещани„1¤7 „1¤7 руководите„1¤7ми образовательны„1¤7
учреждений по теме: "Нормативно„1¤7правовое обеспечени„1¤7де„1¤7ельности
образовательны„1¤7 учреждений", „1¤7 которы„1¤7 прин„1¤7„1¤7 участи„1¤7 боле„1¤7
ты„1¤7чи челове„1¤7
- „1¤7помощь органа„1¤7управлен„1¤7 образованием „1¤7 образовательны„1¤7
учрежден„1¤7„1¤7 были подготовлены „1¤7 опубликованы методические
материал„1¤7по осуществлени„1¤7инспектировани„1¤7
„1¤71998 года Управление инспекционно - аналитическо„1¤7работы
Минобразован„1¤7 России „1¤7кафедр„1¤7управлен„1¤7 образованием Академии
повышени„1¤7 квалификации „1¤7 профессиональной переподготовки
работников образовани„1¤7 „1¤7 рамках Проект„1¤7 "Проблемы изучен„1¤7 „1¤7
государственно - общественной оценки эффективност„1¤7 управлен„1¤7
качество„1¤7образовани„1¤7 веду„1¤7планомерну„1¤7„1¤7согласованну„1¤7работу по
координаци„1¤7 усилий органо„1¤7 управлен„1¤7 „1¤7 систем„1¤7 повышени„1¤7
квалификации педагого„1¤7 обобщени„1¤7 опыт„1¤7 ег„1¤7 анализ„1¤7 „1¤7
представлени„1¤7 „1¤7 виде рекомендаций, инструкций „1¤7нормативов дл„1¤7
упор„1¤7очен„1¤7 контрольно - оценочно„1¤7 де„1¤7ельности органо„1¤7
управлен„1¤7 образованием.
Дл„1¤7систем„1¤7 повышени„1¤7 квалификации специалистов органо„1¤7
управлен„1¤7 образованием, руководителе„1¤7образовательны„1¤7учреждений
„1¤7 преподавателей ИП„1¤7 „1¤7 ходе плановой научно„1¤7 опытно -
экспериментально„1¤7 „1¤7 учебно„1¤7 работы совместн„1¤7 „1¤7 академие„1¤7
отработаны элементы содержан„1¤7 нового учебного курс„1¤7
раскрывающег„1¤7 проблемы современно„1¤7 контрольно - оценочно„1¤7 „1¤7
инспекционно„1¤7де„1¤7ельности „1¤7образовани„1¤7
По проблема„1¤7 инспекционно„1¤7 де„1¤7ельности „1¤7 образовани„1¤7
проведен„1¤7 консультации „1¤7 международными экспертами „1¤7 рамках
программ„1¤7Tacis "Менеджмент „1¤7образовани„1¤7.
Результаты проведенно„1¤7 работы позволил„1¤7 разработат„1¤7 проект
программ„1¤7 повышени„1¤7 квалификации по проблеме "Инспектировани„1¤7„1¤7
образовани„1¤7.
„1¤7це„1¤7„1¤7 правовог„1¤7 „1¤7 методическог„1¤7 обеспечени„1¤7 контрольно„1¤7
де„1¤7ельности органо„1¤7 управлен„1¤7 образованием, руководителе„1¤7
образовательны„1¤7 учреждений „1¤7 адре„1¤7 руководителе„1¤7 органо„1¤7
управлен„1¤7 образованием субъекто„1¤7Российской Федераци„1¤7 направлены
письма Минобразован„1¤7 России:
"„1¤7работе „1¤7 Рекомендац„1¤7ми об инспектировани„1¤7 „1¤7 систем„1¤7
Министерства общего „1¤7 профессиональног„1¤7 образовани„1¤7Российской
Федераци„1¤7 от 11.06.98 N 33;
"Об обеспечени„1¤7инспекционно - контрольно„1¤7 де„1¤7ельности" от
10.09.99 N 22-06-874;
"„1¤7предоставлении прав„1¤7инспектировани„1¤7„1¤7по„1¤7дк„1¤7надзор„1¤7 от
05.10.99 N 22-06-932.
Руководите„1¤7„1¤7органо„1¤7 управлен„1¤7 образованием субъекто„1¤7
Российской Федераци„1¤7 направле„1¤7 Приказ от 05.10.99 N 473 "Об
упор„1¤7очении инспекционно - контрольно„1¤7 де„1¤7ельности „1¤7 систем„1¤7
образовани„1¤7.
Несмот„1¤7 на положительны„1¤7изменени„1¤7 происход„1¤7ие „1¤7 правовом
обеспечени„1¤7 организаци„1¤7образовательно„1¤7де„1¤7ельности, результаты
проверок „1¤7 анализ практики исполнен„1¤7 законодательства об
образовани„1¤7 свидетельствую„1¤7 „1¤7 многочисленных фактах нарушени„1¤7
образовательными учрежден„1¤7ми прав„1¤7 гражда„1¤7 на образовани„1¤7
законодательны„1¤7 „1¤7 правовых норм осуществлени„1¤7образовательного
процесса.
Многие нарушени„1¤7 по сути свод„1¤7„1¤7 „1¤7 типичным нарушени„1¤7
законодательства „1¤7 област„1¤7 образовани„1¤7 „1¤7 касают„1¤7 „1¤7 основном
обеспечени„1¤7 реализации образовательны„1¤7 учреждение„1¤7 уставной
де„1¤7ельности „1¤7соблюден„1¤7 прав„1¤7гражда„1¤7на образовани„1¤7
Обеспечени„1¤7уставной де„1¤7ельности
Слабым звеном „1¤7 систем„1¤7 образовани„1¤7 „1¤7„1¤7ет„1¤7 отсутствие
должного контро„1¤7 за легитимность„1¤7де„1¤7ельности образовательны„1¤7
учреждений „1¤7за соблюдение„1¤7нормативны„1¤7требований „1¤7осуществлени„1¤7
образовательного процесса, за соблюдение„1¤7этих требований „1¤7период
„1¤7момент„1¤7выдачи лицензии до проведен„1¤7 аттестации. Имею„1¤7 мест„1¤7
случаи функционирован„1¤7 бе„1¤7лицензии филиалов учебны„1¤7заведени„1¤7
которы„1¤7 использу„1¤7 неполную, недостоверну„1¤7 информацию об
исполнител„1¤7 образовательны„1¤7услу„1¤7 осуществ„1¤7ют образовательну„1¤7
де„1¤7ельность бе„1¤7регистраци„1¤7по мест„1¤7нахожден„1¤7, бе„1¤7 постановки
на учет „1¤7 налогово„1¤7 инспекци„1¤7 Подобные нарушени„1¤7 особенно
характерны дл„1¤7 образовательны„1¤7 учреждений высшег„1¤7
профессиональног„1¤7образовани„1¤7
Передача многим„1¤7 органами управлен„1¤7 образовани„1¤7 субъекто„1¤7
Российской Федераци„1¤7 полномочий по проведению процедур
лицензирован„1¤7 общеобразовательны„1¤7 учреждений на муниципальны„1¤7
уровен„1¤7 пр„1¤7 существующей систем„1¤7 нормативно - методическог„1¤7
обеспечени„1¤7„1¤7уровне правовой культуры оказалас„1¤7малоэффективно„1¤7
„1¤7нарушени„1¤7 статьи 33 Закона Российской Федераци„1¤7 "Об
образовани„1¤7 во многих регионах образовательны„1¤7 учрежден„1¤7
функционирую„1¤7 не им„1¤7 лицензии на прав„1¤7ведени„1¤7образовательно„1¤7
де„1¤7ельности, „1¤7„1¤7 санитарн„1¤7- эпидемиологической службо„1¤7им не
выданы соответствующи„1¤7 разрешен„1¤7 „1¤7 св„1¤7„1¤7 „1¤7 несоблюдение„1¤7
санитарн„1¤7- гигиенически„1¤7правил.
Отмечают„1¤7 факт„1¤7 отсутств„1¤7 „1¤7 образовательны„1¤7 учрежден„1¤7„1¤7
приложений „1¤7 лицензии на прав„1¤7 ведени„1¤7 образовательно„1¤7
де„1¤7ельности, „1¤7 поро„1¤7 „1¤7 сами„1¤7лицензий. Част„1¤7„1¤7приложен„1¤7„1¤7„1¤7
лиценз„1¤7„1¤7отсутствую„1¤7необходимы„1¤7норматив„1¤7„1¤7 показатели ведени„1¤7
образовательно„1¤7де„1¤7ельности.
Органами управлен„1¤7 практическ„1¤7не осуществ„1¤7ет„1¤7 контроль за
де„1¤7ельность„1¤7 лицензированны„1¤7 им„1¤7 образовательны„1¤7 учреждений „1¤7
цель„1¤7проверки соответств„1¤7 услови„1¤7осуществлени„1¤7образовательного
процесса нормативам „1¤7показате„1¤7„1¤7 зафиксированны„1¤7„1¤7лицензии.
Практика де„1¤7ельности образовательны„1¤7учреждений всех типо„1¤7 „1¤7
видо„1¤7 свидетельствуе„1¤7„1¤7правовой некомпетентности руководителе„1¤7„1¤7
решени„1¤7 вопросов, св„1¤7анны„1¤7 „1¤7 соучредительство„1¤7
общеобразовательны„1¤7 учреждений, использованием разных источников
финансирован„1¤7, собственност„1¤7 передаваемой образовательному
учреждению „1¤7оперативно„1¤7управление. Нередк„1¤7эт„1¤7вопрос„1¤7решают„1¤7
„1¤7нарушени„1¤7„1¤7норм законодательства Российской Федераци„1¤7
Практическ„1¤7отсутствуе„1¤7 систем„1¤7 договорных отношени„1¤7
образовательного учрежден„1¤7 „1¤7учредителе„1¤7(учредите„1¤7ми).
Уставы „1¤7 локальны„1¤7 акты образовательны„1¤7учреждений не всегда
соответствую„1¤7 законодательству Российской Федераци„1¤7 „1¤7 област„1¤7
образовани„1¤7 не отражают всег„1¤7 спектр„1¤7 правовых отношени„1¤7
возникающи„1¤7„1¤7процессе образовательно„1¤7 де„1¤7ельности. Част„1¤7 эт„1¤7
документ„1¤7 не корреспондирую„1¤7 друг „1¤7 другом, имею„1¤7 пункты
противоречивог„1¤7толкован„1¤7, не детализируют законодательны„1¤7норм,
„1¤7 именно эт„1¤7 документ„1¤7 должны трансформировать законодательны„1¤7
норм„1¤7„1¤7конкретные прав„1¤7гражда„1¤7на образовани„1¤7
До си„1¤7 по„1¤7 назван„1¤7 отдельны„1¤7образовательны„1¤7учреждений не
приведен„1¤7их учредите„1¤7ми „1¤7 соответствие „1¤7 прин„1¤7ым„1¤7 типами „1¤7
видами образовательны„1¤7учреждений.
Слаб„1¤7прописываютс„1¤7 вопрос„1¤7 организационно - правовог„1¤7
обеспечени„1¤7 предоставлен„1¤7 платны„1¤7 образовательны„1¤7 услу„1¤7 Не
всегда он„1¤7отражены „1¤7полном объеме „1¤7Уставе ил„1¤7 Положени„1¤7 чт„1¤7
поро„1¤7 приводит „1¤7 нарушени„1¤7 законодательства „1¤7прав„1¤7гражда„1¤7на
образовани„1¤7
Отмечает„1¤7 крайне низк„1¤7 культура договорных отношени„1¤7 „1¤7
образовательны„1¤7учрежден„1¤7„1¤7 особенно част„1¤7 нарушени„1¤7 возникаю„1¤7
пр„1¤7оформлении договоро„1¤7„1¤7совместной де„1¤7ельности, цель„1¤7которо„1¤7
„1¤7„1¤7ет„1¤7 обеспечени„1¤7внеконкурсного приема „1¤7 учрежден„1¤7 высшег„1¤7
профессиональног„1¤7образовани„1¤7
Интеграц„1¤7 образовательны„1¤7 учреждений, вызванна„1¤7 процессо„1¤7
оптимизаци„1¤7 их сети, влечет за собо„1¤7изменени„1¤7„1¤7нормативно -
организационны„1¤7 документах образовательны„1¤7 учреждений,
соответствующе„1¤7 нормативно„1¤7 правовой основы „1¤7 качественных
организационно - распор„1¤7ительных документов государственны„1¤7
органо„1¤7 управлен„1¤7 образованием, оперативного контро„1¤7 за их
исполнение„1¤7
Пр„1¤7реорганизаци„1¤7 переименовании вузо„1¤7не всегда своевременно
„1¤7„1¤7полном объеме переоформл„1¤7тс„1¤7 необходимы„1¤7 организационны„1¤7 „1¤7
правовые документ„1¤7 не учитываетс„1¤7 чт„1¤7 „1¤7 соответствии „1¤7
действующи„1¤7 законодательство„1¤7 Российской Федераци„1¤7 „1¤7 област„1¤7
образовани„1¤7пр„1¤7изменени„1¤7организационно - правовой форм„1¤7 статус„1¤7
образовательного учрежден„1¤7 ег„1¤7уста„1¤7 лиценз„1¤7 „1¤7свидетельств„1¤7„1¤7
государственно„1¤7аккредитации утрачивают силу.
Нарушают„1¤7 срок„1¤7внесен„1¤7 соответствующи„1¤7 изменени„1¤7 „1¤7 Уста„1¤7
образовательного учрежден„1¤7 „1¤7 оформлен„1¤7 лицензии на
образовательну„1¤7де„1¤7ельность внов„1¤7образованног„1¤7 образовательного
учрежден„1¤7.
Бедственно„1¤7сост„1¤7ни„1¤7 материальной базы образовательны„1¤7
учреждений усугуб„1¤7ет„1¤7 практико„1¤7 сдач„1¤7 „1¤7аренду „1¤7ущер„1¤7це„1¤7„1¤7
образовани„1¤7част„1¤7помещени„1¤7(нередк„1¤7на кабальны„1¤7 услови„1¤7), чт„1¤7
противоречит требован„1¤7„1¤7 статей 39 „1¤7 47 Закона Российской
Федераци„1¤7"Об образовани„1¤7.
Низкое качество заключенны„1¤7 договоро„1¤7 бесконтрольность их
осуществлени„1¤7 несоблюдение договорных об„1¤7ательств сторонам„1¤7
способствуют возникновени„1¤7 многочисленных нарушени„1¤7
законодательны„1¤7норм.
Имею„1¤7мест„1¤7 нарушени„1¤7 КЗоТ Российской Федераци„1¤7„1¤7Положени„1¤7
"Об услови„1¤7 работы по совместительству", согласно которы„1¤7 не
допускаетс„1¤7совмещен„1¤7 двух руково„1¤7щи„1¤7должностей.
Вышеперечисленны„1¤7недостатки „1¤7 нарушени„1¤7 свидетельствую„1¤7 „1¤7
то„1¤7 чт„1¤7 „1¤7последни„1¤7годы бы„1¤7ослаблен ведомственны„1¤7контроль за
де„1¤7ельность„1¤7 образовательны„1¤7 учреждений. Органы управлен„1¤7
образованием субъекто„1¤7 Российской Федераци„1¤7 нередк„1¤7не владею„1¤7
ситуацие„1¤7 „1¤7 подведомственных образовательны„1¤7 учрежден„1¤7„1¤7 не
располагаю„1¤7 информацие„1¤7 „1¤7происход„1¤7их негативных процесса„1¤7 не
преп„1¤7ствуют незаконным отчислен„1¤7„1¤7 дете„1¤7 не став„1¤7 „1¤7
ответственно„1¤7положени„1¤7руководителе„1¤7 допускающи„1¤7отчуждение ил„1¤7
сдач„1¤7 „1¤7 аренду помещени„1¤7 образовательны„1¤7 учреждений „1¤7 ущер„1¤7
интереса„1¤7дете„1¤7„1¤7принимающи„1¤7незаконные уставы, ущем„1¤7ющие прав„1¤7
участников образовательного процесса.
Обеспечени„1¤7конституционного прав„1¤7гражда„1¤7
на образовани„1¤7„1¤7социальных гарантий участников
образовательного процесса
Вопросам обеспечени„1¤7 конституционного прав„1¤7 гражда„1¤7 на
образовани„1¤7 „1¤7 социальных гарантий участников образовательного
процесса удел„1¤7тс„1¤7 большо„1¤7 внимание пр„1¤7 осуществлени„1¤7
государственного контро„1¤7. Министерство„1¤7проводит„1¤7 больша„1¤7работа
по регламентаци„1¤7 де„1¤7ельности образовательны„1¤7 учреждений,
направленной на обеспечени„1¤7 гарантий прав„1¤7гражда„1¤7на получени„1¤7
образовани„1¤7 Но несмот„1¤7 на эт„1¤7 отмечают„1¤7 многочисленные
нарушени„1¤7 конституционного прав„1¤7 гражда„1¤7 на образовани„1¤7 Ещ„1¤7
далеко не „1¤7 всех руководителе„1¤7 образовательны„1¤7 учреждений
сформировалось понимани„1¤7необходимост„1¤7неукоснительного исполнен„1¤7
норм законодательства, гарантирующи„1¤7 прав„1¤7 участников
образовательного процесса.
Нарушени„1¤7прав гражда„1¤7 отмечают„1¤7, начина„1¤7 „1¤7 учреждений
дошкольног„1¤7 образовани„1¤7 „1¤7 основном он„1¤7 св„1¤7ан„1¤7„1¤7проведение„1¤7
меропр„1¤7ти„1¤7 по психолог„1¤7 - педагогическом„1¤7 тестированию
воспитаннико„1¤7
До си„1¤7по„1¤7отмечают„1¤7 случаи нарушени„1¤7по„1¤7дк„1¤7приема „1¤7первые
классы общеобразовательны„1¤7 школ, когд„1¤7 от поступающи„1¤7„1¤7первый
клас„1¤7 требую„1¤7 незаур„1¤7ны„1¤7 способностей, прие„1¤7 производ„1¤7 на
основани„1¤7 результато„1¤7 медико - педагогическог„1¤7 тестирован„1¤7,
используют правил„1¤7конкурсног„1¤7отбора.
„1¤7устава„1¤7 практическ„1¤7 всех образовательны„1¤7 учреждении не
прописываетс„1¤7прав„1¤7на доступност„1¤7„1¤7адаптивность образовани„1¤7 не
отражают„1¤7 форм„1¤7педагогической поддержк„1¤7
Нередк„1¤7случаи необоснованног„1¤7 отказа выпускника„1¤7 основной
школ„1¤7 „1¤7 продолжени„1¤7 образовани„1¤7 „1¤7 10 - 11 класса„1¤7
Общеобразовательны„1¤7школ„1¤7 не им„1¤7 на то законных основани„1¤7
комплектую„1¤7 вс„1¤7 10-„1¤7 классы ка„1¤7 профильные, лиша„1¤7 те„1¤7самы„1¤7
выпускнико„1¤7основной школ„1¤7возможност„1¤7 продолжить образовани„1¤7 „1¤7
обычно„1¤7 классе того же учрежден„1¤7. Част„1¤7 конкурсный набо„1¤7„1¤7
профильные классы осуществ„1¤7ет„1¤7 неофициально.
Множеств„1¤7нарушени„1¤7 допускаетс„1¤7 пр„1¤7 осуществлени„1¤7 приема „1¤7
образовательны„1¤7учрежден„1¤7 высшег„1¤7 „1¤7 среднего профессиональног„1¤7
образовани„1¤7
Анализ организационно - правовых документов проверенны„1¤7 вузо„1¤7
свидетельствуе„1¤7 „1¤7 то„1¤7 чт„1¤7 большинств„1¤7 уставо„1¤7вузо„1¤7не имею„1¤7
четкой регламентаци„1¤7 по правилам приема конкретных категори„1¤7
гражда„1¤7 не детализированы он„1¤7„1¤7„1¤7отдельны„1¤7локальны„1¤7акта„1¤7вуза,
таки„1¤7ка„1¤7правил„1¤7приема „1¤7ву„1¤7 Положени„1¤7„1¤7приемной комиссии вуза
„1¤7„1¤7„1¤7
„1¤7правилах приема „1¤7вузы не прописываютс„1¤7 услови„1¤7 целевого
приема; приема ли„1¤7 получающих второе высшее образовани„1¤7 ли„1¤7
поступающи„1¤7 „1¤7 магистратуру; категори„1¤7 гражда„1¤7 дл„1¤7 которы„1¤7
государств„1¤7 законодательно закрепил„1¤7 определенные льготы пр„1¤7
поступлени„1¤7„1¤7 ву„1¤7 Эт„1¤7 прежде всег„1¤7 дети - сироты „1¤7 дети,
оставшие„1¤7 бе„1¤7 попечени„1¤7 родителе„1¤7 граждане, подвергшие„1¤7
воздействи„1¤7радиации вследствие катастрофы на Чернобыльско„1¤7 АЭ„1¤7
вследствие „1¤7ерны„1¤7испытани„1¤7на Семипалатинско„1¤7полигоне; ветераны
войн„1¤7 военнослужащие; победители международны„1¤7школьных олимпиад
по учебны„1¤7предмета„1¤7
Абитуриент„1¤7не получают полной информации об услови„1¤7
поступлени„1¤7 „1¤7 ву„1¤7 „1¤7 обучен„1¤7 „1¤7не„1¤7 Не уточ„1¤7ют„1¤7 „1¤7правилах
приема „1¤7услови„1¤7подачи апел„1¤7ци„1¤7
„1¤7приказах „1¤7зачислении студенто„1¤7на первый курс, издаваемых „1¤7
вуза„1¤7 не всегда указываетс„1¤7 форм„1¤7 обучен„1¤7 „1¤7 „1¤7 каки„1¤7 лицо„1¤7
(юридически„1¤7ил„1¤7физическим) заключен догово„1¤7
Допускаетс„1¤7платны„1¤7прие„1¤7на подготовительные отделени„1¤7вузо„1¤7
создаваемы„1¤7дл„1¤7социальн„1¤7незащищенной категори„1¤7гражда„1¤7
Отмечены случаи, когд„1¤7 со студенто„1¤7 обучающихс„1¤7 за счет
средст„1¤7 бюджет„1¤7 „1¤7 принудительном по„1¤7дк„1¤7 взималас„1¤7 плат„1¤7за
коммунальные платеж„1¤7 преддипломну„1¤7 подготовку, пересдач„1¤7
экзамено„1¤7
Пр„1¤7проверке негосударственны„1¤7 образовательны„1¤7 учреждений
высшег„1¤7 профессиональног„1¤7 образовани„1¤7установлен„1¤7случаи, когд„1¤7
ву„1¤7 не прошедши„1¤7процедур„1¤7государственно„1¤7аккредитации, те„1¤7не
мене„1¤7 использова„1¤7 „1¤7 выдававших„1¤7 документах об образовани„1¤7
символик„1¤7 Государственного герб„1¤7 Российской Федераци„1¤7 ил„1¤7 же
выдава„1¤7 документ„1¤7 негосударственного образц„1¤7 Пр„1¤7 этом
вышеперечисленны„1¤7специфически„1¤7обст„1¤7тельства заблаговременн„1¤7 не
доводились до сведен„1¤7 потребителей таки„1¤7образовательны„1¤7услу„1¤7
Принци„1¤7обеспечени„1¤7 приоритета охраны жизн„1¤7 „1¤7 здоров„1¤7
человека, установленны„1¤7статье„1¤72 Закона Российской Федераци„1¤7"Об
образовани„1¤7, выполн„1¤7тс„1¤7не „1¤7полной мере.
Особую тревог„1¤7 вызывает увеличение числ„1¤7несчастных случае„1¤7„1¤7
детьми „1¤7подросткам„1¤7 Наблюдаетс„1¤7повышени„1¤7количества несчастных
случае„1¤7„1¤7образовательны„1¤7учрежден„1¤7„1¤7
Ненадлежащее исполнение функциональных об„1¤7анностей
работникам„1¤7 образовательны„1¤7 учреждений приводит „1¤7 случ„1¤7„1¤7
травмировани„1¤7дете„1¤7на уроках „1¤7во внеурочное врем„1¤7пр„1¤7проведении
воспитательных меропр„1¤7ти„1¤7 Учет травматизм„1¤7 во многих случ„1¤7„1¤7
ведетс„1¤7 халатн„1¤7 небрежно, формальн„1¤7 акты по форм„1¤7 „1¤72 не
оформл„1¤7тс„1¤7 Сообщени„1¤7 „1¤7 несчастных случ„1¤7„1¤7 далеко не всегда
передают„1¤7 „1¤7органы управлен„1¤7 образованием.
Неединичны факт„1¤7 загр„1¤7нени„1¤7 помещени„1¤7 образовательны„1¤7
учреждений парами ртут„1¤7„1¤7другим„1¤7вредными веществами. „1¤7кабинета„1¤7
хими„1¤7„1¤7физики ещ„1¤7хран„1¤7„1¤7 прибор„1¤7 содержащие ртут„1¤7
Боле„1¤7че„1¤7 „1¤7 половине субъекто„1¤7 Российской Федераци„1¤7 „1¤7
критическо„1¤7 сост„1¤7ни„1¤7находитс„1¤7„1¤7ситуац„1¤7 „1¤7организацией питани„1¤7
„1¤7 образовательны„1¤7 учрежден„1¤7„1¤7 Сокращаетс„1¤7 обща„1¤7 численност„1¤7
обучающихс„1¤7 имеющи„1¤7возможност„1¤7получать го„1¤7че„1¤7питани„1¤7во врем„1¤7
учебного процесса. Особенно ущемленным„1¤7оказалис„1¤7 обучающиес„1¤7 „1¤7
старши„1¤7 класса„1¤7 бесплатные завтраки предоставл„1¤7тс„1¤7 лишь
обучающимс„1¤7из многодетны„1¤7„1¤7малообеспеченных семе„1¤7 „1¤7 цело„1¤7 по
стране лишь 10% старшеклассников имею„1¤7 возможност„1¤7 получать
питани„1¤7 „1¤7 общеобразовательны„1¤7 учрежден„1¤7„1¤7 „1¤7 большинств„1¤7
территорий компенсаци„1¤7 на питани„1¤7выде„1¤7ют„1¤7 преимущественн„1¤7дл„1¤7
учащих„1¤7 младши„1¤7классо„1¤7
Количество дете„1¤7„1¤7подростков, отдохнувши„1¤7„1¤7лаге„1¤7„1¤7различны„1¤7
видо„1¤7 составил„1¤7„1¤71999 году 35,5% от общего контингент„1¤7
Оздоровительно - лечебным„1¤7формам„1¤7организаци„1¤7летнег„1¤7отдыха
были охвачены лишь 30 - 40% дете„1¤7 нуждающихс„1¤7„1¤7лечени„1¤7
Многие загородные лаге„1¤7 работали „1¤71999 году „1¤71 - 2 смен„1¤7
чт„1¤7значительн„1¤7снизил„1¤7 эффективност„1¤7 вложенны„1¤7 материальных „1¤7
финансовых средст„1¤7на их содержание „1¤7обустройство (из-за высоко„1¤7
стоимост„1¤7путевк„1¤7.
Зафиксированны„1¤7несчастные случаи сред„1¤7дете„1¤7„1¤7подростков во
врем„1¤7летнег„1¤7отдыха свидетельствую„1¤7„1¤7необходимост„1¤7 сертификации
оздоровительны„1¤7услу„1¤7„1¤7обеспечени„1¤7безопасног„1¤7пребыван„1¤7 дете„1¤7„1¤7
лаге„1¤7„1¤7
Не улучшает„1¤7, „1¤7 по „1¤7ду показателе„1¤7 снижаетс„1¤7социальн„1¤7
обеспеченность студенто„1¤7 обеспечени„1¤7 качественным жильем
(общежити„1¤7„1¤7, учебны„1¤7оборудование„1¤7
„1¤7отдельны„1¤7случ„1¤7„1¤7реальн„1¤7 плат„1¤7 за общежити„1¤7 „1¤7 10 ра„1¤7
превышае„1¤7норм„1¤7 установленны„1¤7законо„1¤7(5% от размер„1¤7стипенди„1¤7.
„1¤7некоторы„1¤7вуза„1¤7„1¤7 св„1¤7„1¤7 „1¤7 аварийны„1¤7 сост„1¤7нием студенческих
общежити„1¤7 (большинств„1¤7 из ни„1¤7 введен„1¤7„1¤7эксплуатацию 25 - 30 „1¤7
боле„1¤7ле„1¤7наза„1¤7 сокращаетс„1¤7количество мест „1¤7ни„1¤7
Заметн„1¤7сократилос„1¤7 числ„1¤7 студенто„1¤7 питающих„1¤7 „1¤7столовых.
Столовые повсеместн„1¤7работают „1¤7неполной нагрузко„1¤7 „1¤7„1¤7де случае„1¤7
отмечает„1¤7 их закрытие ил„1¤7сдач„1¤7„1¤7аренду коммерческим структурам,
„1¤7результате чего стоимост„1¤7питани„1¤7повышает„1¤7.
„1¤7положени„1¤7дете„1¤7- сиро„1¤7„1¤7дете„1¤7
оставших„1¤7 бе„1¤7попечени„1¤7родителе„1¤7
Продолжает раст„1¤7 количество дете„1¤7 - сиро„1¤7 „1¤7 то„1¤7 числ„1¤7
социальных сиро„1¤7 (пр„1¤7 живы„1¤7 родите„1¤7„1¤7. Существующ„1¤7 сеть
учреждений дл„1¤7 дете„1¤7 - сиро„1¤7„1¤7дете„1¤7 оставших„1¤7 бе„1¤7попечени„1¤7
родителе„1¤7 далеко не обеспечивает потребност„1¤7 „1¤7 содержании „1¤7
обучении таки„1¤7дете„1¤7
Снижаетс„1¤7количество дете„1¤7 переданных по„1¤7опек„1¤7
Практическ„1¤7во всех субъекта„1¤7Российской Федераци„1¤7причиной,
сдерживающей развитие этой форм„1¤7 устройства дете„1¤7 „1¤7„1¤7ет„1¤7
несвоевременна„1¤7„1¤7неполн„1¤7 выплат„1¤7пособи„1¤7на подопечных дете„1¤7
Следуе„1¤7такж„1¤7 отметить увеличение числ„1¤7 органо„1¤7 местного
самоуправлен„1¤7, не имеющи„1¤7специалистов по охране детств„1¤7
Учрежден„1¤7 дл„1¤7дете„1¤7- сиро„1¤7„1¤7дете„1¤7 оставших„1¤7 бе„1¤7попечени„1¤7
родителе„1¤7 „1¤7большинств„1¤7случае„1¤7не имею„1¤7достаточны„1¤7средст„1¤7дл„1¤7
нормальног„1¤7содержан„1¤7 свои„1¤7воспитаннико„1¤7 Региональные программ„1¤7
по социальной защите дете„1¤7 нуждающихс„1¤7 „1¤7 государственно„1¤7
поддержк„1¤7 реальн„1¤7финансируютс„1¤7„1¤7объеме не боле„1¤730 - 40% от
необходимо„1¤7потребност„1¤7
Обострилас„1¤7проблема трудоустройств„1¤7вышеупом„1¤7утых категори„1¤7
дете„1¤7посл„1¤7окончани„1¤7им„1¤7общеобразовательны„1¤7учреждений, „1¤7такж„1¤7
образовательны„1¤7 учреждений начального, среднего „1¤7 высшег„1¤7
профессиональног„1¤7образовани„1¤7
Значительное количество бывших воспитаннико„1¤7 детски„1¤7 домо„1¤7
школ - интернатов „1¤7дете„1¤7 оставших„1¤7 бе„1¤7попечени„1¤7родителе„1¤7 не
имею„1¤7жиль„1¤7 работы, возможност„1¤7продолжить образовани„1¤7
„1¤7последни„1¤7 годы во многих регионах Российской Федераци„1¤7
возникае„1¤7тревожна„1¤7ситуац„1¤7, св„1¤7анна„1¤7 „1¤7 таки„1¤7 „1¤7лением, ка„1¤7
безнадзорные дети, „1¤7 дети, нахо„1¤7щиес„1¤7 вн„1¤7 образовани„1¤7
Обозначилась необходимост„1¤7решени„1¤7пробле„1¤7детско„1¤7 безнадзорности
„1¤7 беспризорности, преступности „1¤7 наркомании, пробле„1¤7 дете„1¤7
беженцев „1¤7дете„1¤7„1¤7недостатками развит„1¤7.
Несвоевременно„1¤7устройство „1¤7 школ„1¤7 дете„1¤7из неблагополучны„1¤7
семе„1¤7 отсутствие необходимы„1¤7 специальны„1¤7 программ, методо„1¤7
воспитан„1¤7 „1¤7 обучен„1¤7 дете„1¤7„1¤7подростков из таки„1¤7семе„1¤7веде„1¤7„1¤7
тому, чт„1¤7„1¤7 дальнейшем буде„1¤7 необходимо затрачиват„1¤7 огромные
усил„1¤7 „1¤7средства на их реабилитацию „1¤7образовани„1¤7
Ненадлежащим образо„1¤7 проводит„1¤7 воспитательн„1¤7 работа „1¤7
общеобразовательны„1¤7 учрежден„1¤7„1¤7 Повсеместн„1¤7 отмечает„1¤7 рост
наркомании сред„1¤7дете„1¤7 подростков „1¤7молодежи, рост преступности
несовершеннолетних. Та„1¤7 каждый „1¤7ты„1¤7 несовершеннолетний,
участвовавши„1¤7„1¤7преступлении, не учил„1¤7 „1¤7не работа„1¤7
Не отвечает современны„1¤7 требован„1¤7„1¤7 уровен„1¤7 осуществлени„1¤7
органами управлен„1¤7 образованием инспекционны„1¤7проверок исполнен„1¤7
государственными „1¤7 муниципальными образовательными учрежден„1¤7ми
норм законодательства Российской Федераци„1¤7 предусматривающи„1¤7
недопущени„1¤7 применен„1¤7 методо„1¤7физическог„1¤7„1¤7психического насили„1¤7
по отношени„1¤7„1¤7обучающимс„1¤7 воспитанника„1¤7
Факт„1¤7грубых нарушени„1¤7 „1¤7 неисполнен„1¤7 законодательства
Российской Федераци„1¤7 „1¤7 област„1¤7 образовани„1¤7 ущемлени„1¤7 прав
участников образовательного процесса стал„1¤7возможными по следующи„1¤7
причинам:
- сложност„1¤7 „1¤7 несовершенство систем„1¤7 законодательны„1¤7 „1¤7
нормативны„1¤7акто„1¤7 Российской Федераци„1¤7 „1¤7 субъекто„1¤7 Российской
Федераци„1¤7 регламентирующих управление образованием, отсутствие
систем„1¤7 научно - методическог„1¤7 сопровождени„1¤7 практики их
применен„1¤7;
- отсутствие „1¤7 большинств„1¤7 органо„1¤7 управлен„1¤7 образованием
субъекто„1¤7 Российской Федераци„1¤7 местного самоуправлен„1¤7
структурны„1¤7 подразделени„1¤7 осуществ„1¤7ющих инспектировани„1¤7 „1¤7
контроль;
- недостаточно„1¤7 количество специалистов, осуществ„1¤7ющих
инспекционно - контрольну„1¤7де„1¤7ельность, „1¤7такж„1¤7их недостаточна„1¤7
профессиональн„1¤7 подготовка „1¤7сфер„1¤7управлен„1¤7 образованием;
- снижение уров„1¤7 исполнительско„1¤7дисциплины должностны„1¤7ли„1¤7
- недостаточно„1¤7финансирование инспекционно„1¤7де„1¤7ельности;
- неудовлетворительный анализ материалов, полученных „1¤7ходе
инспектировани„1¤7„1¤7контро„1¤7, формальный „1¤7 эпизодически„1¤7 характер
проводимых инспекционны„1¤7проверок;
- несоответствие направлени„1¤7„1¤7содержан„1¤7 контро„1¤7 требован„1¤7„1¤7
законодательства Российской Федераци„1¤7 „1¤7 област„1¤7 образовани„1¤7„1¤7
основным направлени„1¤7 развит„1¤7 образовани„1¤7„1¤7регионах;
- отсутствие ориентации контро„1¤7 на результа„1¤7„1¤7соблюден„1¤7
стратегической направленности контро„1¤7;
- подмен„1¤7функци„1¤7надзор„1¤7„1¤7инспекционны„1¤7проверок изучение„1¤7„1¤7
анализирование„1¤7отчето„1¤7органо„1¤7управлен„1¤7 образованием субъекто„1¤7
Российской Федераци„1¤7 органо„1¤7 местного самоуправлен„1¤7 „1¤7
образовательны„1¤7учреждений „1¤7выполненно„1¤7работе;
- отсутствие эффективно„1¤7нормативно„1¤7основы контро„1¤7, правовой
экспертизы нормативны„1¤7 „1¤7 организационны„1¤7 документов,
разрабатываемы„1¤7 на региональном „1¤7 муниципально„1¤7 уров„1¤7„1¤7
несоответствие содержан„1¤7 функци„1¤7 контро„1¤7 законодательству
Российской Федераци„1¤7„1¤7област„1¤7образовани„1¤7
- отсутствие „1¤7 органа„1¤7 управлен„1¤7 образованием разделен„1¤7
полномочий „1¤7 област„1¤7 контро„1¤7, которы„1¤7 осуществ„1¤7ют„1¤7 им„1¤7ка„1¤7
государственными органами управлен„1¤7 образованием „1¤7 ка„1¤7
учредите„1¤7ми образовательны„1¤7учреждений;
- фактическо„1¤7 отсутствие применен„1¤7 норм персональной
ответственност„1¤7 „1¤7 должностны„1¤7 лица„1¤7 допустивши„1¤7 нарушени„1¤7
законодательства Российской Федераци„1¤7„1¤7област„1¤7образовани„1¤7
Соблюдение законодательства „1¤7 област„1¤7 образовани„1¤7 со всей
очевидностью требуе„1¤7 не только осуществлени„1¤7 государственного
контро„1¤7 за де„1¤7ельность„1¤7 образовательны„1¤7 учреждений, но „1¤7
повышени„1¤7 ег„1¤7 эффективност„1¤7 совершенствовани„1¤7 организационно„1¤7
правовой основы ег„1¤7осуществлени„1¤7 создание систем„1¤7комплексного
государственного „1¤7 общественног„1¤7 контро„1¤7 за исполнение„1¤7
законодательства об образовани„1¤7 „1¤7 развитие„1¤7взаимодействующи„1¤7
структур ка„1¤7 по вертикал„1¤7 та„1¤7 „1¤7 по горизонтал„1¤7 „1¤7 четким
распределением их компетенци„1¤7„1¤7полномочий.
Актуальн„1¤7проблема построен„1¤7 новы„1¤7 основанных на действующе„1¤7
законодательстве, методо„1¤7 „1¤7 инструментар„1¤7 государственного
контро„1¤7 „1¤7образовани„1¤7 „1¤7частност„1¤7 инспекционно„1¤7де„1¤7ельности.
Положени„1¤7де„1¤7 об„1¤7ывае„1¤7 приступить „1¤7разработке „1¤7реализации
концепци„1¤7 „1¤7 механизм„1¤7 функционирован„1¤7 единой Федерально„1¤7
государственно„1¤7 систем„1¤7 инспектировани„1¤7 „1¤7по„1¤7дк„1¤7надзор„1¤7любы„1¤7
образовательны„1¤7учреждений „1¤7всех органо„1¤7управлен„1¤7 образованием
на территории Российской Федераци„1¤7 включающей обеспечени„1¤7
контро„1¤7 за исполнение„1¤7законодательства Российской Федераци„1¤7 „1¤7
област„1¤7 образовани„1¤7 государственны„1¤7образовательны„1¤7стандартов,
бюджетно„1¤7„1¤7 финансовой дисциплины „1¤7 систем„1¤7 образовани„1¤7 чт„1¤7
предусмотрен„1¤7Федерально„1¤7программой развит„1¤7 образовани„1¤7
Необходима разработка „1¤7 прин„1¤7ие конкретных программ
предупрежден„1¤7 нарушени„1¤7 законодательства на всех уров„1¤7„1¤7
управлен„1¤7 образованием, включа„1¤7 учредите„1¤7 (учредителе„1¤7,
предусматривающи„1¤7 систем„1¤7 правовых, управленческих,
организационны„1¤7„1¤7иных ме„1¤7 направленных на вы„1¤7лени„1¤7„1¤7устранение
причин „1¤7 услови„1¤7 способствующих пр„1¤7влен„1¤7„1¤7 правонарушений „1¤7
систем„1¤7образовани„1¤7
Начальни„1¤7
Управлен„1¤7 инспекционно -
аналитическо„1¤7работы
„1¤7„1¤7САУТКИ„1¤7
|