МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 30 января 2007 г. N 0100/820-07-23
ОБ ИСПОЛНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 15.12.2006 N 770
(с изм., внесенными письмом Роспотребнадзора
от 06.03.2007 N 0100/2284-07-32)
Постановлением Правительства Российской Федерации от
15.12.2006 N 770 были внесены изменения в Правила продажи
отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства
Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, предусматривающие
изложение в новой редакции абзаца четвертого пункта 136 указанных
Правил, вступающие в силу с 1 февраля 2007 года.
В соответствии с этими изменениями, начиная с указанного срока
не допускается розничная продажа алкогольной продукции, "если на
потребительской таре единицы продукции отсутствует предупреждающая
надпись о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции для
здоровья человека, а также информация о противопоказаниях к ее
употреблению, содержание которой устанавливает Министерство
здравоохранения и социального развития Российской Федерации".
Текст такой надписи был утвержден Приказом Минздравсоцразвития
России от 19.01.2007 N 49 "Об утверждении предупреждающей Надписи
на потребительской таре единицы алкогольной продукции о
противопоказаниях к употреблению алкогольной продукции",
вступающим в силу также с 1 февраля 2007 года.
При этом следует отметить, что само по себе требование об
указании противопоказаний к применению алкогольной продукции в
числе другой обязательной информации о ней в настоящее время
закреплено пунктом 138 тех же Правил продажи отдельных видов
товаров, а до этого содержалось в пункте 6 Правил продажи
алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства
Российской Федерации от 19.08.1996 N 987 (в редакции Постановлений
Правительства Российской Федерации от 16.11.1996 N 1364, от
14.07.1997 N 867, от 13.10.1999 N 1150, от 02.11.2000 N 840),
утратившим силу согласно пункту 2 Постановления Правительства
Российской Федерации от 08.02.2006 N 80 "О внесении изменений в
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998
г. N 55 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства
Российской Федерации по вопросам розничной продажи алкогольной
продукции".
Таким образом, вышеназванным Приказом Минздравсоцразвития
России, утвердившим содержание информации о противопоказаниях к
применению алкогольной продукции, было должным образом лишь
формализовано императивное требование о ее как таковом безусловном
предоставлении, первоначально введенное Постановлением
Правительства Российской Федерации от 13.10.1999 N 1150 "О
внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства
Российской Федерации от 19.08.1996 N 987".
Между тем следует иметь в виду, что правовые основы
производства и оборота алкогольной продукции в Российской
Федерации, включая ее розничную продажу, в первую очередь
определяет Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О
государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в редакции
Федеральных законов от 07.01.1999 N 18-ФЗ, от 29.12.2001 N 186-ФЗ,
от 24.07.2002 N 109-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 02.11.2004 N
127-ФЗ, от 21.07.2005 N 102-ФЗ (ред. 31.12.2005), от 26.07.2006 N
134-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 29.12.2006 N 248-ФЗ), статья 16
которого закрепляет исчерпывающий перечень ограничений на
розничную продажу алкогольной продукции, а статья 26 - ограничения
на оборот алкогольной продукции в целом. При этом пункт 1 статьи
25 того же Федерального закона закрепляет исчерпывающий перечень
оснований для изъятия и конфискации этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции из незаконного оборота, к числу
которых относятся только случаи ее реализации:
"без соответствующих лицензий;
без сертификатов соответствия;
без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего
Федерального закона, за исключением оборота этилового спирта и
спиртосодержащей продукции, а также случаев, предусмотренных
законом, либо с маркировкой поддельными марками;
без соответствия государственным стандартам и техническим
условиям;
без фиксации и передачи информации об объеме производства и
оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
в единую государственную автоматизированную информационную
систему, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1
статьи 8 настоящего Федерального закона;
с содержанием в своем составе этилового спирта, произведенного
из непищевого сырья или имеющего денатурирующие добавки, за
исключением спиртосодержащей непищевой продукции;
как бесхозяйное имущество;
без документов, подтверждающих легальность производства и
оборота такой продукции".
С учетом вышеизложенного, в ходе проверки соблюдения
хозяйствующими субъектами правил розничной продажи алкогольной
продукции, необходимо, начиная с 1 февраля 2007 года, среди
прочего осуществлять контроль и надзор за ходом исполнения
положений Постановления Правительства Российской Федерации от
15.12.2006 N 770 в части наличия на потребительской таре каждой
единицы реализуемой алкогольной продукции предупредительной
надписи утвержденного Минздравсоцразвития России содержания
(взамен соответствующих надписей на тот же счет, используемых в
настоящее время), имея в виду, что только полное отсутствие
информации о противопоказаниях к применению алкогольной продукции
может служить основанием для применения к указанным субъектам
соответствующих мер административной ответственности. При этом
факт наличия на потребительской таре информации о
противопоказаниях к ее применению иного содержания в любом случае
(вплоть до полного перехода к единообразному тексту
предупредительной надписи) не должен служить основанием для
изъятия алкогольной продукции из оборота.
Руководитель
Федеральной службы
по надзору в сфере
защиты прав потребителей
и благополучия человека,
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
|