Утверждено
Приказом Российского
дорожного агентства
от 16 июня 2000 г. N 115-р
ПОСОБИЕ ДОРОЖНОМУ МАСТЕРУ
(ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПРИ СОДЕРЖАНИИ
И РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ)
Настоящее "Пособие дорожному мастеру" разработано на основе
анализа опыта организации и проведения работ по содержанию и
ремонту автомобильных дорог и предназначено для практической
работы дорожных мастеров.
В документе изложены обязанности дорожного мастера и
рассмотрены вопросы организации работ по содержанию и ремонту
автомобильных дорог в весенне-летне-осенний, переходные (зима -
весна, осень - зима) и зимний периоды эксплуатации.
Раздел "Общие обязанности" настоящего Пособия является основой
для разработки должностной инструкции дорожного мастера.
Технологическая последовательность производства работ, основные
правила и нормы при производстве работ, выполняемых под
руководством дорожного мастера, представлены в "Руководстве по
производству работ дорожным мастером при содержании и ремонте
автомобильных дорог".
"Пособие дорожному мастеру" разработано специалистами ГП
Росдорнии: канд. техн. наук В.А. Тихоновым, инженерами Ю.Н.
Розовым, А.М. Стрижевским, Е.Ю. Сухановой.
1. Общие обязанности
1.1. Дорожный мастер назначается приказом начальника дорожно-
эксплуатационной организации из лиц дисциплинированных и
ответственных, имеющих высшее или среднее специальное образование
(инженер или техник-строитель по специальности "Автомобильные
дороги"), а также из дорожных рабочих, имеющих опыт работы по
специальности не менее пяти лет и обучающихся на третьем и
последующих курсах вечернего или заочного отделения высших и
средних специальных учебных заведений по специальности
"Автомобильные дороги".
1.2. Дорожный мастер осуществляет постоянный надзор за
состоянием автомобильных дорог и сооружений в пределах
обслуживаемого им участка. Протяженность дорог, обслуживаемых
мастерским участком, являющимся основным производственно-
территориальным подразделением дорожно-эксплуатационных
организаций, составляет, как правило, 20 - 30 км для дорог I
категории, 30 - 40 км - II категории, 40 - 50 км - III категории,
50 - 60 км - IV категории и 60 - 70 км - V категории. Дорожный
мастер несет ответственность за состояние автомобильных дорог и
искусственных сооружений согласно действующим приказам и
юридическим нормам и принимает все необходимые меры для
обеспечения бесперебойного, безопасного и комфортного движения.
1.3. Дорожный мастер ежедневно осматривает дороги и
искусственные сооружения на закрепленном за ним участке в целях
определения потребности в производстве работ по ремонту и
содержанию автомобильных дорог, а также в целях контроля качества
произведенных ранее работ. Проводимые дорожным мастером осмотры
подразделяются на регулярные (проводимые ежедневно), периодические
(проводимые один раз в месяц или квартал) и специальные.
При проведении регулярных осмотров оцениваются состояние и
объемы необходимых работ по приведению в нормативное состояние
покрытия, обочин, разделительной полосы, откосов насыпей и выемок,
придорожной полосы, а также состояние инженерного оборудования и
обустройства.
При проведении периодических осмотров оцениваются состояние и
объемы необходимых работ по приведению в нормативное состояние
системы водоотвода, дренажных систем и малых искусственных
сооружений.
При проведении специальных осмотров оцениваются состояние и
объемы необходимых работ по приведению в нормативное состояние
элементов дороги, подвергшихся разрушению вследствие стихийных
бедствий и аварий.
Выявленные при проведении осмотров дефекты и несоответствия
уровню содержания и нормативным требованиям заносятся дорожным
мастером в журнал ежедневных осмотров (форма 1).
1.4. Дорожный мастер представляет в установленные сроки
главному инженеру дорожно-эксплуатационной организации выявленные
им в результате осмотра данные о несоответствии отдельных
элементов дороги нормативным требованиям и принимает необходимые
меры по устранению выявленных несоответствий в сроки,
установленные требованиями нормативно-технических документов.
Форма 1
Журнал
ежедневных осмотров состояния автомобильной дороги,
элементов обустройства и сооружений
-----T------------T---------------T----------------T-------------¬
¦Дата¦Вид дефекта ¦Местоположение,¦Объем, площадь, ¦ Дата ¦
¦ ¦ ¦ км + м ¦ кол-во ¦ устранения ¦
+----+------------+---------------+----------------+-------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+----+------------+---------------+----------------+-------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------+---------------+----------------+-------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------+---------------+----------------+-------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------+---------------+----------------+-------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----+------------+---------------+----------------+--------------
1.5. Все работы по содержанию дорог и искусственных сооружений
дорожный мастер производит ежедневно с помощью имеющихся в его
распоряжении средств механизации и рабочих (таблица 1)
подтвержденному главным инженером производственному плану. Работы
по ремонту дорог и искусственных сооружений осуществляются
дорожным мастером согласно плану производства работ, утвержденному
главным инженером.
1.6. Дорожный мастер лично руководит работами в сложных и
чрезвычайных ситуациях (в период паводков, обильных снегопадов,
метелей, сходов снежных лавин и селевых потоков и т.п.), находясь
на месте производства работ как в рабочие, так и в выходные и
праздничные дни до устранения последствий, могущих вызвать перерыв
в движении транспортных средств и привести к гибели людей.
1.7. Дорожный мастер разрабатывает месячный план-график
производства работ по каждому объекту или участку производства
работ, выдает производственные задания рабочим, отвечает за
рациональную их расстановку и организацию работ, обеспечивая
ритмичность работы и использование рабочих в соответствии с их
квалификацией.
1.8. Дорожный мастер принимает все необходимые меры для
обеспечения безопасности проезда автотранспортных средств.
В случае возникновения обстоятельств, представляющих угрозу
безопасности движения, жизни и здоровью участников движения,
дорожный мастер обязан незамедлительно принять меры к устранению
их последствий. С целью обеспечения безопасности движения дорожный
мастер обеспечивает установку временных средств организации
движения в местах дорожно-транспортных происшествий (ограждений,
дорожных знаков и т.д.). Одновременно с принятием этих мер
дорожный мастер обязан сообщить о происшествии руководству дорожно-
эксплуатационной организации, в ГИБДД и медицинскую службу.
Таблица 1
Нормы
оснащенности мастерских участков средствами механизации
и укомплектованности рабочими и специалистами
-----------------------------------------------T-----------------¬
¦ Оборудование, средства механизации, персонал ¦Категория дороги ¦
¦ +---T----T---T----+
¦ ¦ I ¦ II ¦III¦ IV ¦
+----------------------------------------------+---+----+---+----+
¦Автомашина дорожного мастера для перевозки ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦
¦рабочих и инвентаря ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------+---+----+---+----+
¦Автогрейдер (средний) ¦2 ¦1 ¦1 ¦2 ¦
+----------------------------------------------+---+----+---+----+
¦Комбинированная дорожная машина с навесным ¦3/2¦2/2 ¦1/2¦1/1 ¦
¦оборудованием (в числителе - с бункером- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦распределителем, в знаменателе - с цистерной) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------+---+----+---+----+
¦Погрузчик с объемом ковша 3 куб. м ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦
+----------------------------------------------+---+----+---+----+
¦Трактор "Беларусь" со сменным оборудованием ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦
¦(косилкой, щеткой, плужным снегоочистителем) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------+---+----+---+----+
¦Виброплита (ручная) ¦2 ¦1 ¦1 ¦1 ¦
+----------------------------------------------+---+----+---+----+
¦Оборудование для мойки обустройства дороги ¦1 ¦1 ¦1 ¦- ¦
+----------------------------------------------+---+----+---+----+
¦Бензокосилка ¦3 ¦2 ¦2 ¦2 ¦
+----------------------------------------------+---+----+---+----+
¦Дорожные рабочие ¦3 ¦2 ¦2 ¦2 ¦
+----------------------------------------------+---+----+---+----+
¦Машинисты дорожных машин и специалисты ¦12 ¦9 ¦6 ¦6 ¦
¦(электрик, связист и др.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------------------------------+---+----+---+-----
1.9. При обнаружении хищений отдельных элементов обустройства,
конструкций или порчи дорог, сооружений и дорожного имущества
дорожный мастер при участии представителей местной власти
составляет протокол о происшедшем (форма 2) и представляет его
начальнику дорожно-эксплуатационной организации.
1.10. Дорожный мастер подает начальнику дорожно-
эксплуатационной организации заявку о принятии на работу дорожных
рабочих, их перемещении, увольнении, а также о найме временных
рабочих, необходимых для выполнения производственных заданий, и
привлечении специализированных подрядных организаций (для
нанесения разметки, ремонта моста и т.п.).
1.11. Дорожный мастер, при нарушении его подчиненными трудовой
и производственной дисциплины, делает представление начальнику о
наложении на них административных взысканий. Представление о
поощрении подчиненных дорожному мастеру рабочих делается им при
качественном выполнении работ и при успешном завершении
мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
1.12. Дорожный мастер контролирует знание подчиненными ему
рабочими должностных обязанностей и инструкций, следит за их
выполнением.
1.13. Дорожный мастер ведет журнал производства работ (по
форме, утвержденной Росавтодором), в котором ежедневно отражаются
виды и объемы проведенных работ по содержанию и ремонту.
1.14. Дорожный мастер ведет журнал учета рабочего времени
подчиненных ему работников (по форме, утвержденной Госкомстатом).
1.15. Дорожный мастер два раза в месяц составляет наряды на
выполненные работы и передает их в планово-производственный отдел
дорожно-эксплуатационной организации.
1.16. При увольнении из организации (или на время отпуска)
дорожный мастер должен сдать (временно передать) своему
заместителю обслуживаемый участок со всеми относящимися к нему
имуществом и документами.
Форма 2
-----------------------------------------------------------------¬
¦ ПРОТОКОЛ ¦
¦ ¦
¦ Хищения, порчи, разрушения элементов обустройства ¦
¦ и конструкций автомобильных дорог, ¦
¦ сооружений и дорожного имущества ¦
¦ ¦
¦ Я, нижеподписавшийся: ¦
¦ ¦
¦ Дорожный мастер ___ мастерского участка _________________ ¦
¦________________________________________________________________¦
¦ ¦
¦ Составил настоящий протокол о хищении, порче, разрушении ¦
¦(нужное подчеркнуть) ___________________________________________¦
¦ (объект хищения, порчи или разрушения) ¦
¦ ¦
¦Протокол составлен в присутствии представителя _________________¦
¦________________________________________________________________¦
¦ (указать должность, Ф.И.О. представителя местной власти ¦
¦ или ГИБДД) ¦
¦ ¦
¦ Подписи: ¦
¦ ¦
¦ _______________________________________________________________¦
¦ (дорожный мастер) ¦
¦ _______________________________________________________________¦
¦ (представитель местной власти или ГИБДД) ¦
¦ ¦
¦ ¦
L-----------------------------------------------------------------
2. Обязанности дорожного мастера по обеспечению
производства работ
2.1. Обеспечение мастерского участка трудовыми и материально-
техническими ресурсами (рабочими, техникой, оборудованием,
строительными и горюче-смазочными материалами).
2.1.1. Дорожный мастер следит за оснащенностью мастерского
участка техникой и оборудованием в соответствии с типовыми
нормами, контролирует состояние комплекса помещений,
предназначенных для размещения рабочих, хранения инвентаря,
техники и оборудования. При недостаточной оснащенности техникой и
оборудованием, а также при неудовлетворительном состоянии
комплекса помещений мастерского участка дорожный мастер подает
заявки начальнику дорожно-эксплуатационной организации.
2.1.2. Дорожный мастер заблаговременно составляет и подает в
отдел снабжения дорожно-эксплуатационной организации заявки для
обеспечения рабочих инструментом и инвентарем в нужном количестве
и в соответствии с технологическими потребностями, обеспечивающими
выполнение поставленных задач.
2.1.3. Дорожный мастер должен следить за наличием и
исправностью необходимых инструментов у находящихся в его
подчинении рабочих. Расходование, хранение и содержание
инструментов, инвентаря, материалов, оборудования, спецодежды и
средств индивидуальной защиты осуществляется под контролем
дорожного мастера с соблюдением установленных правил, утвержденных
начальником дорожно-эксплуатационной организации.
2.1.4. На основании объемов, определяемых согласно плану
производства работ, дорожный мастер ежемесячно составляет и
передает в отдел снабжения заявки на обеспечение мастерского
участка строительными и горюче-смазочными материалами,
дополнительным оборудованием и дорожно-строительной техникой.
2.1.5. Дорожный мастер должен следить за поставкой строительных
материалов и информировать главного инженера дорожно-
эксплуатационной организации о выполнении графика поставки и
потребности в обеспечении строительными материалами.
2.1.6. Дорожный мастер обязан вести учет материалов,
инструментов и техники согласно установленным положениям об учете
и отчетности.
2.1.7. Для производства работ по содержанию и ремонту
автомобильных дорог должны использоваться дорожно-строительные
материалы, имеющие паспорт соответствия техническим условиям или
проверенные на соответствие техническим условиям путем проведения
необходимых лабораторных испытаний в аккредитованных испытательных
центрах и лабораториях.
2.1.8. В случае обнаружения дефектов строительных конструкций и
при низком качестве дорожно-строительных материалов дорожный
мастер должен информировать об этом руководство для составления
рекламаций заводу-изготовителю или поставщику.
2.1.9. Дорожный мастер должен иметь подробные сведения о
местонахождении, качестве, примерных запасах и способах добычи
местных материалов, находящихся вблизи его участка и пригодных для
работ по содержанию и ремонту.
2.1.10. Распределение строительных материалов и конструкций по
объектам должно производиться в соответствии с проектом
производства работ. Площадки и базы для временного хранения
строительных материалов должны быть максимально приближены к
участку производства работ, очищены от пыли, грязи, а зимой - от
снега и иметь твердое основание. Устройство площадок и баз
временного хранения строительных материалов должно осуществляться
с соблюдением требований охраны окружающей среды.
2.1.11. Утери, хищения, а также передачу дорожного имущества
дорожный мастер должен оформлять актами и представлять их
начальнику дорожно-эксплуатационной организации с очередными
сведениями о движении материалов.
2.1.12. Передачу дорожного имущества с участка на участок
дорожный мастер производит согласно приказу начальника дорожно-
эксплуатационной организации по накладной или акту за подписью
сдавшего или принимающего.
2.1.13. Численность работников мастерского участка зависит от
протяженности обслуживаемых дорог, их обустройства и природно-
климатических условий.
2.2. Контроль работы средств связи.
2.2.1. Дорожный мастер определяет потребность в средствах радио-
и телефонной связи для обеспечения эффективной работы мастерского
участка и передает заявку главному инженеру дорожно-
эксплуатационной организации.
2.2.2. Дорожный мастер доводит до сведения каждого работника
мастерского участка номера телефонов, коды абонентов, используемые
каналы связи, а также составляет список телефонов, используемых
для оперативной работы, ответственных дежурных и диспетчеров
дорожно-эксплуатационной организации.
2.2.3. Дорожный мастер периодически, но не реже одного раза в
неделю, проверяет функционирование средств связи, используемых в
работе мастерского участка.
2.2.4. Исправность работы колонок технологической связи,
обслуживающих мастерский участок, осуществляется дорожным мастером
ежедневно. О выявленных дефектах дорожный мастер докладывает
главному инженеру дорожно-эксплуатационной организации, а
незначительные дефекты устраняются в течение суток с момента
обнаружения.
2.3. Обеспечение техники безопасности.
2.3.1. Проведение работ по содержанию и ремонту производится
под руководством дорожного мастера с соблюдением "Правил техники
безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных
дорог" (ВСН 24-88).
2.3.2. Дорожный мастер периодически, не реже одного раза в
квартал, обязан проводить текущий инструктаж подчиненных ему
рабочих по технике безопасности на рабочем месте и специальный
инструктаж, не реже одного раза в месяц, по специальности рабочих,
занятых на различных видах работ. Инструктаж дорожного мастера
производит инженер по технике безопасности или главный инженер
дорожно-эксплуатационной организации. Сведения о проведенных
инструктажах заносятся дорожным мастером в журнал регистрации
инструктажа по технике безопасности (по форме, утвержденной
Росавтодором).
2.3.3. Под руководством дорожного мастера осуществляется
расстановка знаков и других средств организации движения в местах
производства дорожных работ. Расстановка средств организации
движения и знаков осуществляется в соответствии с утвержденными и
согласованными в органах ГИБДД схемами, которые дорожный мастер
должен запросить у главного инженера дорожно-эксплуатационной
организации.
2.3.4. Дорожный мастер обязан ежедневно контролировать
использование подчиненными ему специалистами и рабочими
соответствующей экипировки, включая жилеты и каски желтого или
оранжевого цвета, снабженные световозвращающими элементами.
2.3.5. Производственные помещения, включая передвижные
вагончики и бытовки, должны быть обеспечены медицинскими
аптечками, противопожарным инвентарем и оборудованием, которые
дорожный мастер обязан периодически проверять и содержать в
должном порядке. Мастерский участок обеспечивается медицинскими
аптечками и противопожарным инвентарем по заявкам, подаваемым
дорожным мастером в отдел снабжения дорожно-эксплуатационной
организации.
3. Обязанности дорожного мастера
при организации производства работ по содержанию
и ремонту автомобильных дорог
3.1. Систематически выполняемые работы.
Дорожный мастер на основании ежедневных осмотров оценивает
потребность и объемы проведения работ, выполняемых регулярно, вне
зависимости от сезона эксплуатации и погодно-климатических
условий. К таким работам относятся:
3.1.1. Поддержание полосы отвода в чистоте и порядке.
- Дорожный мастер на основании данных ежедневных осмотров
определяет потребность и объемы проведения работ по уборке мусора
и посторонних предметов с придорожной полосы (на расстоянии до 10
м от бровки земляного полотна и в снегозащитных лесополосах);
- оценивает потребность в использовании различных видов техники
и оборудования для производства необходимых работ;
- определяет количество техники, оборудования, дорожных рабочих
для выполнения всего комплекса работ и выдает задание с указанием
состава бригады, старшего группы (бригадира), срока выполнения
задания;
- определяет потребность в использовании временных средств
организации движения (знаков, конусов и т.п.), руководит их
расстановкой до момента начала производства работ и контролирует
уборку (демонтаж) временных средств организации движения по
завершении работ;
- осуществляет приемку, составляет наряд на выполненную работу
и передает его в планово-производственный отдел дорожно-
эксплуатационной организации.
3.1.2. Исправление и мелкий ремонт защитных и укрепительных
устройств.
- Дорожный мастер определяет объемы разрушения укреплений
откосов берм и водоотводных дамб щебнем или каменными материалами;
- определяет потребность (объем) щебня или каменных материалов,
необходимых для исправления выявленных дефектов;
- определяет количество техники, оборудования, дорожных рабочих
для выполнения всего комплекса работ и выдает задание с указанием
состава бригады, старшего группы (бригадира), срока выполнения
задания;
- заказывает и контролирует доставку необходимого количества
строительных материалов к объектам ремонтных работ;
- определяет потребность в использовании временных средств
организации движения (знаков, конусов и т.п.), руководит их
расстановкой до момента начала производства работ и контролирует
уборку (демонтаж) временных средств организации движения по
завершении работ;
- осуществляет приемку выполненных работ;
- о разрушении укреплений железобетонными плитами, сетками и
т.п. дорожный мастер сообщает в письменной форме главному
инженеру;
- исправление выявленных дефектов укрепления железобетонными
плитами, сетками и т.п. осуществляется под руководством дорожного
мастера в соответствии с проектным решением, утвержденным главным
инженером дорожно-эксплуатационной организации;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.1.3. Поддержание в работоспособном состоянии системы
водоотвода.
- Дорожный мастер при проведении периодических осмотров
определяет потребность и объемы работ по очистке труб, приемных
колодцев дренажей, водостоков по откосу, быстротоков, перепадов,
кюветов и водоотводных канав от посторонних предметов, грунтовых
отложений и растительности;
- на основании установленного объема работ дорожный мастер
формирует обеспеченную автотранспортом бригаду для извлечения и
удаления в места складирования посторонних предметов, удаления
грунтовых отложений, удаления нежелательной растительности;
- определяет состав бригад и приданные им средства механизации
и оборудование (поливомоечные машины, насосы, рукава для подачи
воды, косы и т.п.), контролирует сроки выполнения работ;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.1.4. Устранение мелких деформаций и повреждений (заделка
выбоин, просадок, размывов и пр.).
- Дорожный мастер на основании данных ежедневных осмотров
определяет потребность и объемы проведения работ по устранению
мелких деформаций и повреждений дорожной одежды, обочин, земляного
полотна;
- определяет потребность в строительных материалах и
обеспечивает их доставку в необходимом количестве в места
ремонтных работ;
- определяет потребность в использовании временных средств
организации движения (знаков, конусов и т.п.), руководит их
расстановкой до момента начала производства работ и контролирует
уборку (демонтаж) временных средств организации движения по
завершении работ;
- определяет состав бригады и потребность в средствах
механизации и специальном оборудовании в зависимости от вида
деформаций и разрушений;
- руководит работами непосредственно на месте их производства,
контролирует соблюдение технологий, сроки выполнения и качество;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.1.5. Удаление нежелательной растительности, сухостоя и
поврежденных деревьев, находящихся в непосредственной близости к
автомобильной дороге и угрожающих безопасности движения. Вырубка
кустарников и деревьев в целях обеспечения видимости на кривых в
плане.
- На основании ежедневных осмотров дорожный мастер определяет
потребность в проведении работ по удалению нежелательной
растительности;
- дорожный мастер определяет состав бригады или бригад для
производства работ по удалению нежелательной растительности;
- определяет потребность в средствах механизации, оборудовании
и инструментах и обеспечивает снабжение ими производителей работ;
- определяет направление валки деревьев и контролирует
проведение работ непосредственно в месте их производства;
- определяет потребность в автотранспорте и контролирует вывоз
распиленных стволов и выкорчеванного кустарника в места
складирования;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.1.6. Удаление посторонних предметов и загрязнения с проезжей
части, обочин, разделительной полосы, площадок отдыха и автобусных
остановок.
- Дорожный мастер на основании данных ежедневных осмотров
определяет потребность и объемы проведения работ по удалению
посторонних предметов и загрязнения с проезжей части, обочин,
разделительной полосы, площадок отдыха и автобусных остановок;
- дорожный мастер определяет необходимость установки временных
знаков и средств организации движения (конусов, ограждений и т.п.)
в случаях, когда характер загрязнения или размеры предметов
создают повышенную опасность возникновения дорожно-транспортных
происшествий и не могут быть устранены непосредственно в момент
обнаружения;
- дорожный мастер определяет способ (технологию) удаления
посторонних предметов или загрязнения, состав механизированного
звена и количество дорожных рабочих, необходимых для проведения
работ;
- выдает задание рабочим, машинистам дорожных машин и
водителям, контролирует качество производства работ по их
завершении;
- в случаях, когда характер загрязнения или размеры предметов
создают повышенную опасность возникновения дорожно-транспортных
происшествий, дорожный мастер лично руководит работами на месте их
производства;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.1.7. Очистка, замена поврежденных и установка недостающих
дорожных знаков (включая знаки индивидуального проектирования).
- Дорожный мастер, на основании результатов ежедневных
осмотров, определяет потребность и объем работ по очистке, замене
и установке дорожных знаков (согласно утвержденной дислокации);
- дорожный мастер контролирует установку, на период
восстановления, временного дублирующего знака (идентичного знаку,
восстановление или установку которого необходимо произвести);
- в случае необходимости замены или установки знаков дорожный
мастер обеспечивает доставку соответствующих знаков и элементов их
крепления на место производства работ;
- определяет потребность в средствах механизации, инструментах,
а также состав бригады по очистке дорожных знаков от загрязнения,
замене и установке знаков, выдает задания и контролирует качество
их выполнения, находясь на месте производства;
- для ремонта дорожных знаков с подсветкой дорожный мастер
привлекает к работам специалистов-электриков;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.1.8. Замена поврежденных и установка недостающих ограждений и
направляющих устройств.
- Дорожный мастер на основании ежедневной оценки объема и
характера повреждений элементов ограждений (включая элементы
крепления и световозвращающие элементы) принимает решение о
проведении работ по их исправлению или замене;
- обеспечивает получение со склада и доставку к месту установки
необходимого количества элементов ограждений;
- определяет потребность в средствах механизации, инструментах,
автотранспорте и рабочих для производства работ;
- выдает задания, руководит работами на месте их производства и
контролирует сроки и качество проводимых работ;
- обеспечивает вывоз демонтированных (поврежденных) элементов и
конструкций ограждений в места складирования металлолома или в
ремонтные мастерские;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.1.9. Уход за элементами архитектурно-художественного
оформления дорог, исправление отдельных повреждений.
- Дорожный мастер производит оценку характера повреждений и
определяет виды и объемы работ по исправлению отдельных
повреждений элементов архитектурно-художественного оформления;
- определяет потребное количество материалов, инструментов и
рабочих;
- выдает задание рабочим, контролирует качество и сроки
выполнения работ;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.1.10. Профилактический осмотр, мелкий ремонт и уход за
дорожным освещением, аварийно-вызывной и технологической связью.
- Дорожный мастер определяет перечень выявленных при ежедневных
осмотрах дефектов, которые могут быть устранены рабочими и
специалистами мастерского участка;
- определяет перечень необходимого оборудования, средств
механизации, материалов и обеспечивает их доставку к месту
производства работ;
- формирует бригаду, выдает задание и контролирует сроки и
качество выполнения работ;
- осуществляет приемку выполненных работ;
- о дефектах, которые не могут быть устранены дорожными
рабочими и требуют привлечения специалистов (связистов, электриков
и др.), дорожный мастер в письменном виде докладывает главному
инженеру дорожно-эксплуатационной организации.
3.1.11. Уход за посадками и саженцами.
- Дорожный мастер на основании периодических осмотров оценивает
состояние снегозащитных и декоративных посадок, определяет
количество поврежденных, засохших и больных деревьев;
- в случае обнаружения дефектов на более чем 10% площади
посадок дорожный мастер в письменном виде докладывает главному
инженеру дорожно-эксплуатационной организации о необходимости
привлечения специалистов для проведения специальных работ по уходу
и восстановлению снегозащитного и декоративного озеленения.
3.1.12. Содержание пунктов по учету движения, пунктов весового
контроля, дорожных метеорологических пунктов и станций,
снегомерных и водомерных постов, необходимых для контроля и
обеспечения движения автотранспорта.
- Дорожный мастер на основании ежедневных осмотров с
персоналом, обслуживающим пункты по учету движения, пункты
весового контроля, дорожные метеорологические пункты и станции,
снегомерные и водомерные посты, составляет и передает в письменном
виде главному инженеру дорожно-эксплуатационной организации
перечень дефектов, которые могут быть исправлены только
специалистами по ремонту и эксплуатации используемого на указанных
объектах оборудования.
3.1.13. Содержание мостовых сооружений.
При содержании мостовых сооружений силами дорожно-
эксплуатационной организации дорожный мастер осуществляет
постоянный надзор и ремонт мостовых сооружений в соответствии с
"Методическими рекомендациями по содержанию мостовых сооружений на
автомобильных дорогах" (утвержденных распоряжением Росавтодора N 7-
р от 30.08.99), при этом им осуществляются следующие функции:
- контроль и анализ технического состояния сооружений;
- ведение и хранение технической документации, связанной с
осмотром, обследованием, ремонтом и содержанием сооружений;
- выявление дефектов и наблюдение за их изменением во времени;
- определение объемов ремонтных работ и средств на их
выполнение;
- организация пропуска ледохода и паводковых вод.
При привлечении специализированных организаций по эксплуатации
мостовых сооружений дорожный мастер осуществляет следующие
функции:
- принимает участие в осмотрах мостовых сооружений в составе
комиссий и визирует перечень выявленных дефектов и заключение о
состоянии мостовых сооружений;
- контролирует выполнение ремонтных работ и визирует факт их
выполнения в книге осмотров и ремонтов;
- не реже двух раз в год (весной и осенью) в письменной форме
информирует главного инженера дорожно-эксплуатационной организации
о состоянии мостовых сооружений и работе специализированной
подрядной организации по их содержанию.
3.2. Производство работ весеннего переходного периода
эксплуатации (зима - весна).
В весенний переходный период эксплуатации дорожный мастер на
основании ежедневных осмотров оценивает потребность и объемы
проведения работ по сохранности дорог и предотвращению их
разрушения в период наибольшего ослабления несущей способности
земляного полотна и конструктивных слоев дорожной одежды. К таким
работам относятся:
3.2.1. Подготовка системы водоотвода и водопропускных
сооружений к пропуску талых и паводковых вод и ледоходу.
- Дорожный мастер на основании многолетних погодно-
климатических данных заблаговременно, в период, предшествующий
сходу снежного покрова, составляет рабочий график поэтапной
очистки от снега и льда системы водоотвода;
- определяет состав бригад, потребность в инструментах,
оборудовании и противогололедных материалах (для ликвидации
наледей), выдает задания и контролирует сроки их выполнения;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.2.2. Восстановление профиля переходных покрытий (гравийных,
щебеночных).
- Дорожный мастер после схода снежного покрова на основании
ежедневных осмотров определяет потребность и объем работ по
восстановлению профиля переходных покрытий;
- определяет протяженность рабочих захваток и очередность
проведения работ с учетом степени разрушения поперечного профиля
на каждой захватке;
- выдает машинистам автогрейдеров задание, содержащее
технологическую последовательность рабочих операций, требования к
параметрам профиля восстанавливаемых участков покрытия, сроки
проведения работ;
- в случае значительных разрушений переходных покрытий
производит предварительную разбивку поперечников на местности;
- определяет потребность в подсыпке дополнительного материала
на отдельных участках и обеспечивает доставку требуемого
количества материала к местам производства работ;
- руководит производством работ и контролирует качество их
выполнения;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.2.3. Ликвидация последствий проявления пучин, включая
проведение ремонта покрытий всех типов, при необходимости с
заменой слоев основания дорожной одежды и подстилающих слоев
(после оттаивания грунтов земляного полотна).
- Дорожный мастер производит оценку потребности и объемов работ
по ликвидации проявления пучин на основании ежедневных осмотров
состояния дорожной одежды;
- определяет способы и технологии производства работ,
согласовав их с главным инженером дорожно-эксплуатационной
организации;
- определяет потребность в средствах механизации в зависимости
от разработанного и утвержденного плана производства работ;
- определяет потребное количество строительных материалов и
разрабатывает график их поставки в соответствии с темпом
производства работ;
- формирует бригады дорожных рабочих, выдает задания, руководит
работами на месте их проведения, контролирует сроки и качество
выполненных работ;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.2.4. Заделка выбоин.
- Дорожный мастер на основании данных ежедневных осмотров
определяет потребность и объемы проведения работ по устранению
мелких деформаций и повреждений дорожной одежды и обочин;
- определяет потребность в строительных материалах и
обеспечивает их доставку в необходимом количестве в места
ремонтных работ;
- определяет потребность в использовании временных средств
организации движения (знаков, конусов и т.п.), руководит их
расстановкой до момента начала производства работ и контролирует
уборку (демонтаж) временных средств организации движения по
завершении работ;
- определяет состав бригады и потребность в средствах
механизации и специальном оборудовании в зависимости от вида
деформаций и разрушений;
- руководит работами непосредственно на месте их производства,
контролирует соблюдение технологий, сроки выполнения и качество;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.2.5. Установка временных дорожных знаков, ограничивающих
движение грузового транспорта по автомобильным дорогам,
подверженным пучинообразованию, и по дорогам с недостаточной
прочностью дорожных одежд.
- Основанием для установки временных знаков ограничения
движения является распоряжение начальника или главного инженера
дорожно-эксплуатационной организации, оформленное в виде приказа;
- в период сезонного ограничения движения дорожный мастер
определяет состав бригады для установки временных знаков
ограничения максимальной массы и нагрузки на ось и организует их
расстановку согласно дислокации, выданной ему главным инженером
дорожно-эксплуатационной организации;
- дорожный мастер обеспечивает бригаду необходимым количеством
временных знаков, автотранспортом и инвентарем для установки
знаков, выдает задание и контролирует его выполнение;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.2.6. Обеспечение поверхностного водоотвода с обочин
автомобильных дорог в весенний период.
- Дорожный мастер на основании ежедневных осмотров определяет
потребность и объемы работ по планировке и профилировке обочин;
- выдает задание машинисту автогрейдера с указанием адресов,
последовательности выполнения работ, контролирует качество и сроки
проведения работ;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.2.7. Ликвидация последствий размывов талыми водами обочин,
откосов и кюветов.
- Дорожный мастер на основании еженедельных осмотров определяет
потребность в производстве работ по ликвидации последствий
размывов талыми водами обочин, откосов и кюветов автомобильных
дорог;
- определяет места размывов и объем грунта, необходимый для
ликвидации последствий размыва;
- определяет потребность в автотранспорте и средствах
механизации для распределения и уплотнения грунта;
- определяет состав бригады, выдает задание, контролирует
качество и сроки проведения работ;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.2.8. Ликвидация просадок и смещений отдельных элементов
системы поверхностного водоотвода.
- После окончания снеготаяния и схода паводковых вод дорожный
мастер осуществляет осмотр технического состояния элементов
поверхностного водоотвода;
- устанавливает места размывов и определяет объемы работ по
ликвидации смещения отдельных элементов прикромочных лотков,
водотоков по откосу, водоотводных канав и т.п., а также объемы
материалов (щебня, песчано-гравийной смеси, бетона и т.п.) для
проведения этих работ;
- определяет потребность в средствах механизации и
автотранспорте;
- определяет потребность в использовании временных средств
организации движения в месте производства работ и руководит их
расстановкой;
- формирует бригады, выдает задание, руководит работами на
месте их производства;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.2.9. Очистка лотков, водосбросов по откосу, водоотводных
канав и быстротоков, а также водобойных колодцев и гасителей от
скопившихся наносов, грунта, грязи и т.п. после схода снежного
покрова.
- На основании ежеквартальных осмотров состояния приемных
колодцев дренажей, труб, водостоков по откосу, кюветов и
водоотводных канав дорожный мастер определяет потребность и объемы
работ по очистке перечисленных выше объектов от посторонних
предметов и грунтовых отложений;
- дорожный мастер на основании данных осмотров определяет
последовательность и технологию производства работ по удалению
грунтовых отложений, определяет состав бригад и приданные им
средства механизации и оборудование (поливомоечные машины, насосы,
рукава для подачи воды и т.п.);
- дорожный мастер контролирует сроки выполнения работ и
качество их проведения;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.2.10. Открытие отверстий малых искусственных сооружений,
закрытых щитами на зимний период.
- До начала обильного снеготаяния дорожный мастер формирует
бригаду дорожных рабочих для уборки щитов, закрывающих отверстия
малых мостов и труб в зимний период;
- обеспечивает их автотранспортом и инвентарем, выдает задание
и контролирует его выполнение в установленные сроки;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.2.11. Периодический осмотр искусственных сооружений во время
ледохода и паводка с целью обеспечения сохранности труб и мостов,
а также с целью принятия мер, предотвращающих размывы земляного
полотна.
- Во время паводка дорожный мастер осуществляет ежедневный
осмотр искусственных сооружений;
- составляет и контролирует график дежурств наблюдений за
прохождением ледохода в зоне малых искусственных сооружений;
- определяет места скопления веток, бревен, льдин и прочих
предметов, способных нарушить нормальную работу мостов и труб, а
также места размывов насыпи или устоев искусственных сооружений;
- определяет потребность в инвентаре, инструментах и
материалах, необходимых для восстановления работоспособности
искусственных сооружений и сохранности дороги;
- формирует бригаду (или бригады), выдает задание, руководит
работами в месте их производства;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.3. Производство работ летнего периода эксплуатации (весна -
лето - осень).
В летний период эксплуатации дорожный мастер на основании
ежедневных осмотров оценивает потребность и объемы проведения
работ по повышению транспортно-эксплуатационного состояния дорог,
обслуживаемых мастерским участком. К таким работам относятся:
3.3.1. Выявление мест избытка вяжущего и проведение работ по
ликвидации последствий указанного явления или причин, его
вызывающих.
- На основании данных ежедневных осмотров состояния проезжей
части дорожный мастер устанавливает потребность и объемы
производства работ по ликвидации последствий, вызванных выходом
излишнего количества битума на поверхность покрытия проезжей
части;
- в зависимости от площади проявления выявленного дефекта
определяет необходимость установки временных средств организации
движения;
- дорожный мастер выбирает технологию ликвидации дефекта,
согласовывает ее с главным инженером дорожно-эксплуатационной
организации, обеспечивает доставку к месту производства работ
необходимого количества материалов, техники и оборудования;
- формирует бригаду дорожных рабочих по ликвидации последствий,
вызванных выходом излишнего количества битума на поверхность
покрытия, выдает задание и руководит работами на месте их
проведения, контролируя технологию, сроки и качество проводимых
работ;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.3.2. Устройство поверхностной обработки на всех типах
дорожных одежд капитального типа.
- Дорожный мастер определяет потребность и объемы работ по
устройству поверхностной обработки (с целью повышения коэффициента
сцепления покрытия и локализации поверхностных разрушений дорожных
одежд капитального типа) на основании данных диагностики при
снижении коэффициента сцепления покрытия до величины меньшей 0,3
(при измерении шиной без протектора) и 0,4 (при измерении шиной с
протектором);
- подает главному инженеру дорожно-эксплуатационной организации
заявку на проведение работ по устройству поверхностной обработки;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.3.3. Заделка трещин и швов асфальтобетонных и цементобетонных
покрытий.
- Дорожный мастер определяет объем работ по заделке трещин и
швов на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях на основании
данных периодических осмотров, проводимых в утренние часы (в
период наибольшего раскрытия трещин и швов);
- определяет потребность в жидком битуме и битумной мастике, а
также в средствах механизации и оборудовании для производства
работ;
- обеспечивает расстановку временных средств организации
движения до начала производства работ и их демонтаж после
завершения работ;
- формирует бригаду дорожных рабочих, ставит задачу и руководит
работами на месте их производства, контролируя соблюдение
технологии, качество и сроки выполнения работ;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.3.4. Восстановление и нанесение дорожной разметки.
- Дорожный мастер на основании данных периодических осмотров
определяет потребность в восстановлении или нанесении дорожной
разметки;
- подает главному инженеру дорожно-эксплуатационной организации
заявку на привлечение к работам специализированной бригады для
производства работ по нанесению дорожной разметки;
- формирует бригаду по подготовке поверхности покрытия к
нанесению дорожной разметки, контролирует заделку выбоин,
герметизацию трещин и очистку покрытия от грязи и пыли на участке
производства работ;
- контролирует качество производства работ специализированной
бригады по нанесению дорожной разметки и осуществляет приемку
выполненных работ.
3.3.5. Укрепление проезжей части грунтовых дорог и съездов
щебнем, гравием, шлаком и другими материалами.
- Дорожный мастер на основании периодических осмотров
определяет потребность в укреплении проезжей части грунтовых дорог
и съездов;
- определяет необходимый объем и вид материала для укрепления,
обеспечивает его доставку к месту производства работ;
- формирует механизированное звено, включающее автогрейдер и
каток на пневматических шинах, для производства работ по
укреплению участков грунтовых дорог и съездов и выдает задание
машинистам дорожных машин с указанием адресов производства работ;
- контролирует технологию, качество и сроки выполнения работ,
осуществляет их приемку.
3.3.6. Обеспыливание грунтовых, гравийных и щебеночных покрытий
автомобильных дорог.
- Дорожный мастер в соответствии с состоянием дорог с
грунтовыми и переходными типами покрытий определяет потребность в
производстве работ по обеспыливанию покрытий, рассчитывает
потребное количество обеспыливающих материалов и распределителей;
- выдает задание машинистам поливомоечных машин с указанием
адресов производства работ и сроков их проведения;
- контролирует нормы распределения обеспыливающих материалов,
качество и сроки выполнения работ;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.3.7. Скашивание травы на обочинах, разделительных полосах,
кюветах, откосах и в резервах.
- На основании данных периодических осмотров дорожный мастер
определяет потребность и объем работ по скашиванию травы в
соответствии с требованиями норм по содержанию автомобильных
дорог;
- выдает задание машинисту транспортного средства,
оборудованного навесной косилкой, и дорожному рабочему,
снабженному переносной механической косилкой или ручной косой, с
указанием адресов и сроков проведения работ;
- контролирует качество и сроки выполнения работ;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.3.8. Планировка неукрепленных обочин и отдельных участков
неукрепленных откосов.
- Дорожный мастер на основании ежедневных осмотров определяет
потребность и определяет объемы работ по планировке неукрепленных
обочин и откосов земляного полотна;
- выдает задание машинисту автогрейдера с указанием адресов и
сроков проведения работ;
- контролирует качество и сроки выполнения работ;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.3.9. Ликвидация не предусмотренных проектом и последующими
согласованиями съездов, профилировка тракторных путей.
- На основании результатов ежедневных осмотров дорожный мастер
определяет потребность в производстве работ по ликвидации не
предусмотренных проектом съездов и профилировке тракторных путей;
- выдает задание машинисту автогрейдера с указанием адресов и
объемов работ;
- контролирует качество и сроки выполнения работ;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.3.10. Очистка водопропускных труб.
- На основании данных ежемесячных специальных осмотров дорожный
мастер устанавливает потребность и объемы работ по очистке
водопропускных труб;
- формирует бригаду дорожных рабочих, экипированных
соответствующим образом и обеспеченных необходимым инвентарем и
оборудованием;
- выдает задание с указанием месторасположения труб, подлежащих
очистке, технологии производства работ и сроков их проведения;
- контролирует качество и сроки выполнения работ;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.3.11. Очистка русл малых искусственных сооружений от
кустарниковой и древесной растительности (если эта растительность
не является средством борьбы с размывом и регулированием водного
потока).
- Дорожный мастер в наиболее засушливый период эксплуатации
производит оценку потребности и устанавливает объемы проведения
работ по очистке русл на подходах к малым искусственным
сооружениям;
- формирует бригаду дорожных рабочих, экипированных
соответствующим образом и снабженных необходимыми инструментами;
- выдает задание с указанием месторасположения мест
производства работ, технологии их производства и сроков
проведения;
- контролирует качество и сроки выполнения работ;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.3.12. Очистка от мусора, грязи и оплывших грунтов открытых
лотков, приемных колодцев и устьев трубчатых выпусков из дренажей.
- На основании данных периодических осмотров, проводимых не
реже одного раза в месяц и после продолжительных дождей и ливней,
дорожный мастер устанавливает потребность и устанавливает объемы
проведения работ по очистке от мусора, грязи и оплывших грунтов
приемных колодцев и устоев трубчатых выпусков из дренажей;
- формирует бригаду дорожных рабочих, обеспечивает их
автотранспортом и необходимым инвентарем;
- выдает задание с указанием местоположения мест производства
работ и сроков их выполнения;
- контролирует качество и сроки выполнения работ;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.3.13. Содержание покрытий проезжей части и тротуаров на
мостах, а также ремонт и покраска перил и ограждений.
- На основании ежедневных осмотров дорожный мастер определяет
потребность и объемы работ по содержанию покрытий проезжей части и
тротуаров мостов, а также по ремонту и покраске перил и ограждений
мостов;
- определяет потребность в материалах, инструментах и технике;
- формирует бригаду, выдает задание и определяет сроки
проведения работ;
- контролирует качество и сроки выполнения работ;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.3.14. Содержание и ремонт покрытий посадочных площадок
автобусных остановок. Содержание автобусных павильонов.
- На основании ежедневных осмотров дорожный мастер определяет
потребность и устанавливает объемы работ по содержанию посадочных
площадок и содержанию автобусных павильонов;
- дорожный мастер устанавливает потребность в материалах,
технике, автотранспорте и оборудовании для производства работ,
обеспечивает доставку материалов и оборудования к местам
производства работ;
- выдает задание с указанием местоположения мест производства
работ и сроков их выполнения;
- контролирует качество и сроки выполнения работ;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.4. Производство работ осеннего переходного периода
эксплуатации (осень - зима).
В осенний переходный период эксплуатации дорожный мастер на
основании ежедневных осмотров оценивает потребность и объемы
проведения работ по подготовке дорог, обслуживаемых мастерским
участком, к зимнему периоду эксплуатации. К таким работам
относятся:
3.4.1. Ремонт баз хранения, приготовления и погрузки
противогололедных материалов и подъездных путей к ним.
- На основании специального осмотра, проводимого за два месяца
до наступления зимнего периода эксплуатации, дорожный мастер
определяет потребность и объемы работ по ремонту подъездных дорог
к базам хранения, приготовления и погрузки противогололедных
материалов, определяет потребность в проведении работ по ремонту
складов и оборудования;
- в случае необходимости привлечения специалистов по ремонту
оборудования складов и баз хранения противогололедных материалов
дорожный мастер составляет заявку в письменной форме на имя
главного инженера дорожно-эксплуатационной организации;
- формирует бригады по производству указанных работ, ставит
задачи, обеспечивает доставку необходимых материалов, техники и
инструментов для производства работ и контролирует сроки их
выполнения;
- составляет наряд на выполненную работу и передает его в
планово-производственный отдел дорожно-эксплуатационной
организации;
- производит оценку запасов противогололедных материалов,
обеспеченности мастерского участка средствами защиты дорог от
снежных заносов, машинами и оборудованием для снегоочистки,
сравнивает их количество с потребностью, определенной планом
зимнего содержания, и в случае недостаточной обеспеченности подает
письменную заявку главному инженеру дорожно-эксплуатационной
службы.
3.4.2. Подготовка к эксплуатации машин для зимнего содержания.
- Дорожный мастер не позднее чем за месяц до наступления
зимнего периода эксплуатации подает главному механику дорожно-
эксплуатационной организации заявку на подготовку машин и
оборудования к зимнему периоду;
- контролирует исправление дефектов и подготовку машин к
зимнему периоду эксплуатации в составе комиссии, создаваемой по
приказу начальника дорожно-эксплуатационной организации.
3.4.3. Организация пунктов обогрева и отдыха для рабочих и
водителей, подготовка к ведению круглосуточного дежурства и
проведению работ по патрульной снегоочистке и борьбе с зимней
скользкостью.
- Дорожный мастер не позднее чем за месяц до наступления
зимнего периода эксплуатации на основании специального осмотра
готовности пунктов обогрева и отдыха дорожных рабочих, занятых на
работах по зимнему содержанию, подает заявку об обеспечении
указанных пунктов необходимым оборудованием и материалами в отдел
снабжения дорожно-эксплуатационной организации;
- дорожный мастер составляет график круглосуточных дежурств с
учетом потребности в машинах, оборудовании и рабочей силе при
производстве работ по патрульной снегоочистке и борьбе с зимней
скользкостью и передает его на утверждение главному инженеру
дорожно-эксплуатационной организации.
3.4.4. Установка указательных вех в местах расположения
сигнальных столбиков и малых искусственных сооружений.
- Дорожный мастер на основании данных ежедневных осмотров
уточняет адреса установки указательных вех и определяет требуемое
их количество;
- составляет в отдел снабжения заявку на обеспечение
мастерского участка требуемым количеством указательных вех;
- формирует бригаду, обеспеченную автотранспортом для
расстановки указательных вех, выдает задание и контролирует объем
и сроки его выполнения;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.4.5. Завершение работ по ремонту проезжей части и обочин.
- На основании ежедневных осмотров дорожный мастер не менее чем
за месяц до наступления зимнего периода эксплуатации определяет
потребность в средствах транспорта, дорожных рабочих, подъемных
механизмах, необходимых для вывоза в места складирования
материалов и оборудования, находящихся на полосе отвода в местах
производства работ по содержанию и ремонту;
- контролирует вывоз с полосы отвода временно размещенных
материалов и оборудования;
- дорожный мастер составляет план-график завершения работ по
ремонту покрытия, обочин и искусственных сооружений, доводит его
до исполнителей работ и контролирует его выполнение.
3.4.6. Ремонт оголовков и укрепление русл от размыва у
водопропускных сооружений.
- Дорожный мастер определяет потребность и объемы работ по
ремонту оголовков труб и укреплению русл от размыва у
водопропускных сооружений;
- формирует бригаду, обеспечивает доставку необходимых
материалов и оборудования;
- выдает задание с указанием местоположения мест производства
работ и сроков их выполнения;
- контролирует качество и сроки выполнения работ;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.4.7. Закрытие щитами отверстий малых искусственных
сооружений.
- Дорожный мастер определяет общее количество щитов для
закрытия отверстий малых искусственных сооружений и подает заявку
на необходимое их количество в отдел снабжения;
- формирует бригаду для изготовления недостающих щитов,
обеспечивая ее необходимыми инструментами и материалами, а также
автотранспортом для установки щитов;
- выдает задание с указанием местоположения мест производства
работ и сроков их выполнения;
- контролирует качество и сроки выполнения работ;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.4.8. Ремонт и пополнение средств снегозащиты (щитов, сеток и
пр.). Установка временных снегозащитных устройств (щитов, сеток и
т.п.) и ремонт постоянных снегозащитных устройств (заборов и т.п.)
на снегозаносимых участках. Установка и ремонт снегозадерживающих
и лавинонаправляющих устройств и сооружений на лавиноопасных
участках.
- Дорожный мастер на основании данных диагностики определяет
потребность в средствах снегозащиты, формирует бригаду по
установке и ремонту снегозадерживающих, лавинозадерживающих и
лавинонаправляющих устройств;
- выдает задание с указанием местоположения мест производства
работ и сроков их выполнения;
- контролирует качество и сроки выполнения работ;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.5. Производство работ зимнего периода эксплуатации.
В зимний период дорожный мастер осуществляет оперативное
руководство по назначению и проведению мероприятий по снегозащите
на обслуживаемых участках дорог с учетом состояния дорог,
работоспособности средств снегозащиты и информации об изменении
погоды.
Под руководством и при непосредственном участии дорожного
мастера в зимний период эксплуатации проводятся следующие работы
по содержанию дорог и сооружений:
3.5.1. Удаление с проезжей части и обочин снега во время и
после снегопада, организация и контроль проведения работ по
патрульной снегоочистке и борьбе с зимней скользкостью, включая
организацию круглосуточного дежурства для проведения этих работ.
- Дорожный мастер составляет график круглосуточных дежурств
снегоуборочной техники в зимний период эксплуатации и контролирует
выполнение этого графика;
- на основании метеопрогноза и фактического состояния погоды
дорожным мастером назначается проведение комплекса работ по
патрульной снегоочистке или по борьбе с зимней скользкостью;
- дорожный мастер в процессе производства работ поддерживает
постоянную радиосвязь с машинистами дорожных машин и
диспетчерской, внося необходимые коррективы по составу бригад и по
применяемым ими технологиям и нормам;
- дорожный мастер контролирует качество и сроки проведения
работ по снегоочистке и борьбе с зимней скользкостью
непосредственно на месте их производства;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.5.2. Работы по очистке от снега автобусных остановок,
тротуаров, мостов и пешеходных дорожек, барьерных ограждений.
- После завершения работ по очистке от снега проезжей части и
обочин дорожный мастер формирует бригады, выдает задания и
контролирует проведение работ по очистке от снега и льда
посадочных площадок автобусных остановок, площадок отдыха,
тротуаров, мостов и пешеходных дорожек;
- дорожный мастер контролирует качество и сроки проведения
работ по снегоочистке указанных объектов, обеспечивая перемещение
дорожных рабочих и техники от объекта к объекту в соответствии с
определенной им последовательностью, учитывающей интенсивность
пешеходного движения и пассажиропотоки на остановках общественного
транспорта;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.5.3. Работы по устранению и предотвращению образования
наледей.
- Дорожный мастер на основании данных ежедневных осмотров
выявляет места образования наледей, определяет причины их
образования и метод предотвращения их выхода на дорогу;
- формирует бригады по производству указанных работ, ставит
задачи, обеспечивает доставку необходимых материалов, техники и
инструментов для производства работ и контролирует сроки их
выполнения;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.5.4. Работы по оборудованию и содержанию зимних автомобильных
дорог (автозимников), в т.ч. ледовых переправ.
- Дорожный мастер при выпадении первого снега осуществляет
разбивку трассы автозимника, выдает задание дорожным рабочим по
закреплению оси трассы на местности вехами;
- определяет состав бригады по содержанию автозимника и выдает
задания по периодичности, последовательности и срокам проведения
работ;
- осуществляет ежедневный контроль проведения работ по
содержанию автозимника;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.5.5. Перестановка и дополнительная установка временных
снегозадерживающих устройств, а также устройство снежных траншей
вдоль снегозаносимых участков дорог.
- Дорожный мастер на основании ежедневных осмотров и осмотров,
проводимых после окончания метели, определяет адреса и объемы
работ по установке дополнительных средств снегозащиты или
прокладке снежных траншей;
- формирует бригады по установке дополнительных средств
снегозащиты и определяет виды и количество техники для прокладки
снежных траншей;
- выдает задание с указанием адресов проведения работ и
контролирует сроки и качество выполнения работ;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.6. Производство работ по ремонту автомобильных дорог и
сооружений на них.
При производстве работ по ремонту автомобильных дорог дорожный
мастер по заданию главного инженера дорожно-эксплуатационной
организации осуществляет оперативное руководство работами
непосредственно на месте их производства. Контролирует соблюдение
требований проектно-сметной документации, соответствие нормам и
правилам производства работ и осуществляет следующие
организационные мероприятия:
- дорожный мастер получает от главного инженера дорожно-
эксплуатационной организации задание на производство работ по
ремонту (содержащее данные о сроках, адресах, видах и технологиях
производства работ, источниках и графике получения строительных
материалов и оборудования для производства работ);
- дорожный мастер контролирует качество и сроки производства
работ на месте их производства;
- дорожный мастер обеспечивает соблюдение техники безопасности
производства работ, обеспечивает установку временных средств
организации движения в соответствии с согласованными в ГИБДД
схемами;
- при необходимости устанавливает маршрут объезда
ремонтируемого участка и организует работы по его обустройству и
поддержанию в состоянии, обеспечивающем временный проезд.
СПИСОК
НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к
эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения
безопасности дорожного движения. Введ. 11.10.93. N 221. 12 с. УДК
625.711.3:006.354.
2. ГОСТ 13508-74. Разметка дорожная. Взамен ГОСТ 13508-68.
Введ. 25.01.74. Срок действия до 01.01.80. Изд. Январь 1975. 31 с.
УДК 625.745.6 (083.74). Группа Д38 СССР.
3. ГОСТ 10807-78. Знаки дорожные. Общие технические требования.
Взамен ГОСТ 10807-71. Введ. 30.08.78. Срок действия до 01.01.90.
Изд. Март 1979. 117 с. УДК 625.745.6:006.354. Группа Д28 СССР.
4. ГОСТ 23457-86. Технические средства организации дорожного
движения. Правила применения. Взамен ГОСТ 23457-79. Введ.
24.06.86. Срок действия до 01.01.92. Изд. Февраль 1987. 65 с. УДК
656.11.054/056.004.14:006.354. Группа Д08 СССР.
5. Инструкция по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных
дорогах (ВСН 20-87) / Минавтодор РСФСР. М.: Транспорт, 1988, 41 с.
6. Инструкция по организации движения и ограждению мест
производства дорожных работ (ВСН 37-84) / Минавтодор РСФСР. М.:
Транспорт, 1985, 59 с.
7. Инструкция по проведению осмотра мостов и труб на
автомобильных дорогах (ВСН 4-81) / Минавтодор РСФСР. М.:
Транспорт, 1982, 33 с.
8. Инструкция по проведению рубок ухода в снегозащитных
насаждениях вдоль автомобильных дорог (ВСН 34-78) / Минавтодор
РСФСР. М.: Транспорт, 1979, 24 с.
9. Инструкция по учету движения транспортных средств на
автомобильных дорогах (ВСН 45-68) / Минавтошосдор РСФСР. М.:
Транспорт, 1969, 56 с.
10. Методические рекомендации по планированию работ текущего
ремонта и содержания автомобильных дорог. М.: Изд. ЦБНТИ
Минавтодора РСФСР, 1985, 58 с.
11. Правила приемки работ при строительстве, капитальном и
среднем ремонтах автомобильных дорог (ВСН 19-81) / Минавтодор
РСФСР. М.: Транспорт, 1982, 120 с.
12. Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и
содержании автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1979, 175 с.
13. Региональные и отраслевые нормы межремонтных сроков службы
нежестких дорожных одежд и покрытий (ВСН 41-88) / Минавтодор
РСФСР. М.: Изд. ЦБНТИ, Минавтодора РСФСР, 1988, 8 с.
14. Рекомендации по применению асфальтобетонов на основе
разнопрочных каменных материалов. М.: Изд. ЦБНТИ Минавтодора
РСФСР, 1986, 24 с.
15. СНиП 3.06.03-85. Организация, производство и приемка работ.
Сооружения транспорта. Автомобильные дороги / Госстрой СССР. М.:
Изд. Госстроя СССР, 1986, 112 с.
16. Смеси органоминеральные влажные для устройства
конструктивных слоев дорожных одежд (ТУ 218 РСФСР 536-85). М.:
Изд. ЦБНТИ Минавтодора РСФСР, 1986, 20 с.
17. Технические правила ремонта и содержания автомобильных
дорог (ВСН 24-88) / Минавтодор РСФСР. М.: Транспорт, 1989, 198 с.
18. Технические указания по оценке и повышению технико-
эксплуатационных качеств дорожных одежд и земляного полотна
автомобильных дорог (ВСН 29-76) / Минавтодор РСФСР. М.: Транспорт,
1978, 103 с.
19. Технические указания по укреплению обочин автомобильных
дорог (ВСН 39-79) / Минавтодор РСФСР. М.: Транспорт, 1980, 47 с.
20. Технические указания по устройству дорожных покрытий с
шероховатой поверхностью (ВСН 38-88) / Минавтодор РСФСР. М.:
Транспорт, 1979, 56 с.
21. Указания по обеспечению безопасности движения на
автомобильных дорогах (ВСН 25-86) / Минавтодор РСФСР. М.:
Транспорт, 1988, 183 с.
22. Указания по применению дорожных знаков / МВД СССР,
Минавтодор РСФСР. М.: Транспорт, 1984, 112 с.
23. Указания по разметке автомобильных дорог (ВСН 23-75) /
Минавтодор РСФСР. М.: Транспорт, 1976, 124 с.
|