ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 11 октября 2006 г. N ВКПИ06-68
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи
Верховного Суда Российской Федерации
полковника юстиции Королева Л.А.,
при секретаре - капитане юстиции Старкове Д.М.,
с участием заявителя К.,
заместителя начальника отдела
Главной военной прокуратуры
полковника юстиции Расторгуева В.В.,
представителей заинтересованного лица -
Правительства Российской Федерации
главного специалиста-эксперта
юридического Управления
административной и правовой работы
Федерального агентства по строительству
и жилищно-коммунальному хозяйству Каширских Н.В.,
заместителя начальника юридического отдела
Административно-правового департамента
Министерства регионального развития
Российской Федерации Кожевниковой Т.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению К. о признании подпункта "а" пункта 5, пунктов 18, 19 и
21 Правил выпуска и реализации государственных жилищных
сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение
государственных обязательств по обеспечению жильем категорий
граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной
целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - Правила),
утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от
21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации
подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по
обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным
законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002
- 2010 годы" (далее - Постановление Правительства РФ от 21 марта
2006 года N 153), частично недействующими и не соответствующими
статьям 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации,
установил:
К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным
заявлением.
Обосновывая свои требования, заявитель указывает, что
оспариваемые им нормы Постановления Правительства РФ от 21 марта
2006 года N 153 в части, обязывающей граждан, уволенных с военной
службы и состоящих на учете в органах местного самоуправления,
обращаться в федеральные органы исполнительной власти с заявлением
о выдаче сертификатов; наделяющей федеральные органы
исполнительной власти правами выдачи сертификатов гражданам,
уволенным с военной службы; организации работы по проверке органов
местного самоуправления; уведомления граждан о принятом решении в
порядке, установленном органом исполнительной власти, противоречат
статьям 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как
эти нормы Федерального закона не относят к компетенции органов
государственной власти Российской Федерации и к компетенции
органов государственной власти субъекта Российской Федерации в
области жилищных отношений составление "списков очередников на
получение жилых помещений", а соответственно граждане, уволенные в
запас с военной службы, не могут и не должны состоять на учете в
органах федеральной исполнительной власти, так как основания
увольнения, указанные в подпункте "а" пункта 5 Правил, допускали
постановку только в общую очередь лиц, нуждавшихся в получении
жилья.
К. в судебном заседании свои требования полностью поддержал и
дополнил, что оспариваемые им нормы Правил не соответствуют также
и пункту 2 статьи 15 Федерального закона "О статусе
военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ.
Представители заинтересованного лица - Правительства Российской
Федерации Каширских Н.В. и Кожевникова Т.Я. требования заявителя
не признали и просили отказать в их удовлетворении. При этом они
поддержали возражения на заявление К.
Выслушав объяснения заявителя К., представителей Правительства
Российской Федерации Каширских Н.В., Кожевниковой Т.Я., исследовав
материалы дела и заслушав заключение заместителя начальника отдела
Главной военной прокуратуры полковника юстиции Расторгуева В.В.,
полагавшего необходимым отказать заявителю в удовлетворении его
требований, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление
К.не подлежащим удовлетворению, поскольку по настоящему делу
обстоятельств, с наличием которых закон связывает возможность
признания части нормативного правового акта недействующим, не
имеется.
В силу части 3 статьи 40 Конституции РФ определенным в законе
категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется
бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных
и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом
нормами.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что
определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные
условия не только путем получения жилья по договору социального
найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение,
право на получение которых удостоверяется государственным жилищным
сертификатом.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября
1997 года N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем
военнослужащих и некоторых других категорий граждан", в редакции
от 22 июля 2002 года N 770, в целях обеспечения предусмотренных
законодательством Российской Федерации социальных гарантий
военнослужащих и некоторых других категорий граждан в ходе
проведения военной реформы установлено, что приоритетной формой
бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для
постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с
военной службы, граждан, уволенных с военной службы, которые
нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, является выпуск и погашение государственных
жилищных сертификатов.
Пунктом 3 этого Указа Правительству Российской Федерации
поручено утвердить порядок выдачи и погашения государственных
жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим и некоторым
другим категориям граждан.
В соответствии со статьей 115 Конституции Российской Федерации,
статьями 13 и 23 Федерального конституционного закона от 17
декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение
Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных
указов Президента Российской Федерации издает постановления и
распоряжения, обеспечивает их исполнение, формирует федеральные
целевые программы и обеспечивает их реализацию.
Правительство Российской Федерации в целях комплексного решения
проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию
жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан,
безопасные и комфортные условия проживания в нем, своим
Постановлением от 17 сентября 2001 года N 675 утвердило
федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее
- ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы), в которую включена
федеральная целевая программа "Государственные жилищные
сертификаты" (далее - ФЦП "ГЖС").
В 2006 году мероприятия ФЦП "ГЖС" включены в подпрограмму
"Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем
категорий граждан, установленных федеральным законодательством"
ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
В рамках указанной конституционной нормы, в соответствии с
вышеназванными нормативно-правовыми актами и на основании
предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации в
целях реализации подпрограммы "Выполнение государственных
обязательств по обеспечению жильем категорий граждан,
установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002
- 2010 годы 21 марта 2006 года приняло Постановление N 153,
которым утвердило оспариваемые К. Правила выпуска и реализации
государственных жилищных сертификатов.
Постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153
официально опубликовано в установленном действующим
законодательством порядке в "Собрании законодательства Российской
Федерации" - 27 марта 2006 года (N 13, ст. 1405), в "Российской
газете" - 5 апреля 2006 года (N 69).
Таким образом, оспариваемое К. Постановление принято
уполномоченным на то органом - Правительством Российской
Федерации, в пределах его компетенции и в соответствии с
требованиями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации
официально опубликовано для всеобщего сведения.
Вопреки доводам заявителя К., оснований утверждать, что
оспариваемые им положения норм подпункта "а" пункта 5, пунктов 18,
19 и 21 Правил противоречат статьям 12 и 13 Жилищного кодекса
Российской Федерации, пункту 2 статьи 15 Федерального закона "О
статусе военнослужащих" и нарушают какие-либо права и свободы
военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в том числе
и его, не имеется.
Статьей 4 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен
исключительный перечень отношений, регулируемых жилищным
законодательством. Обеспечение военнослужащих и лиц, уволенных с
военной службы, государственным жилищным сертификатом к этому
перечню не относится. Не предусматривал правовых оснований для
обеспечения граждан жильем посредством жилищных сертификатов и
Жилищный кодекс РСФСР.
Из содержания оспариваемого Постановления Правительства
Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 следует, что
утвержденные им Правила входят в состав подпрограммы "Выполнение
государственных обязательств по обеспечению жильем категорий
граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище"
на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства
Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 (далее -
Подпрограмма), и регулируют особый вид правоотношений между
государством и военнослужащими, гражданами, связанный не с
предоставлением жилья в натуре, как это предусмотрено жилищным
законодательством, а с предоставлением субсидии на приобретение
жилья, право на получение которой удостоверяется государственным
жилищным сертификатом.
Об этом прямо указано в пункте 2 Правил, согласно которому
предоставление субсидии является финансовой поддержкой государства
в целях приобретения жилого помещения.
Статьями 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации
решаются вопросы распределения компетенции между органами
государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъекта Российской Федерации в области
жилищных отношений. Причем, как следует из пункта 18 статьи 12 и
пункта 9 статьи 13, перечень этих вопросов не является
исчерпывающим.
Положения оспариваемых К. норм Правил каким-либо образом не
противоречат перечисленным в названных статьях Жилищного кодекса
полномочиям указанных органов.
Правительство Российской Федерации с учетом в том числе и
положений статьи 15 Федерального закона "О статусе
военнослужащих", приняв Постановление N 153, расширило перечень
категорий военнослужащих и граждан, имеющих право на участие в
Подпрограмме: это военнослужащие, подлежащие увольнению с военной
службы по истечении срока контракта или по семейным
обстоятельствам, указанным в подпункте "в" пункта 3 статьи 51
Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе, и
граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая
продолжительность военной службы которых в календарном исчислении
составляет 20 лет и более, и состоящие в списках очередников на
получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в
федеральном органе исполнительной власти (абзац 4 подпункта "а"
пункта 5 Правил).
Оспаривание действий соответствующих должностных лиц, которыми,
по мнению К., были нарушены его права на получение
государственного жилищного сертификата, не относится к подсудности
Верховного Суда Российской Федерации и рассматривается в порядке
главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 254 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации заявление об
оспаривании таких решений, действий должностных лиц может быть
подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту
нахождения должностного лица, действия которого оспариваются. К. с
указанным заявлением может обратиться в районный суд как по месту
нахождения должностного лица, так и по месту своего жительства.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что поскольку
оспариваемые К. положения подпункта "а" пункта 5, пунктов 18, 19 и
21 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской
Федерации от 21 марта 2006 года N 153, соответствуют нормативным
правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают
права и охраняемые законом интересы военнослужащих и граждан,
уволенных с военной службы, это Постановление принято в пределах
компетенции Правительства Российской Федерации и официально
опубликовано для всеобщего сведения, заявление К. не подлежит
удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 - 198 и частью 1 статьи 253
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации
решил:
К. в удовлетворении заявления о признании частично
недействующими подпункта "а" пункта 5, пунктов 18, 19 и 21 Правил
выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в
рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных
обязательств по обеспечению жильем категорий граждан,
установленных федеральным законодательством" федеральной целевой
программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006
года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы
"Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем
категорий граждан, установленных федеральным законодательством"
федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы",
отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его
вынесения.
Председательствующий
Л.А.КОРОЛЕВ
|