Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 16.01.2007 N 12547/06 ПО ДЕЛУ N 8519/06 ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛУ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ НЕНОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ ПРЕКРАЩЕНО ПРАВОМЕРНО, ТАК КАК ЗАЯВЛЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НЕ ПОДЛЕЖАТ РАССМОТРЕНИЮ В ВЫСШЕМ АРБИТРАЖНОМ СУДЕ РФ, К ПОДСУДНОСТИ КОТОРОГО ОТНЕСЕНО РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ПОСКОЛЬКУ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 16 января 2007 г. N 12547/06
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного Суда  Российской  Федерации  в
   составе:
       председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации Иванова А.А.;
       членов  Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского
   В.В.,  Вышняк  Н.Г.,  Горячевой Ю.Ю.,  Иванниковой  Н.П.,  Исайчева
   В.Н.,  Козловой А.С., Козловой О.А., Першутова А.Г., Сарбаша  С.В.,
   Суховой Г.И. -
       рассмотрел заявление Министерства обороны Российской  Федерации
   о  пересмотре  в  порядке надзора определения Высшего  Арбитражного
   Суда  Российской Федерации от 24.08.2006 о прекращении производства
   по делу N 8519/06.
       В заседании приняли участие представители:
       от  заявителя  -  Министерства обороны Российской  Федерации  -
   Павлов О.Б., Прокопчук В.Д., Суслов О.И.;
       от Министерства финансов Российской Федерации - Янина Н.Г.
       Заслушав  и  обсудив  доклад  судьи  Андреевой  Т.К.,  а  также
   объяснения   представителей  участвующих  в  деле  лиц,   Президиум
   установил следующее.
       Министерство обороны Российской Федерации обратилось  в  Высший
   Арбитражный  Суд  Российской Федерации  с  заявлением  о  признании
   недействующими писем Министерства финансов Российской Федерации  от
   05.08.2004 N 01-02-01/03-1625 и от 03.03.2006 N 03-06-01-02/09.
       Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от
   24.08.2006 производство по делу N 8519/06 прекращено со ссылкой  на
   то, что ни один федеральный закон не содержит специальной нормы,  в
   силу   которой  дела  об  оспаривании  нормативных  правовых  актов
   Министерства  финансов  Российской Федерации  были  бы  отнесены  к
   компетенции арбитражных судов.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший Арбитражный  Суд  Российской
   Федерации,  о  пересмотре в порядке надзора названного  определения
   Министерство  обороны Российской Федерации просит  его  отменить  и
   передать  дело  для  рассмотрения по существу  в  первую  инстанцию
   Высшего   Арбитражного   Суда   Российской   Федерации.   Заявитель
   полагает,   что   данное   определение  нарушает   единообразие   в
   толковании  и  применении арбитражными судами норм  процессуального
   права.
       В   отзыве   на  заявление  Министерство  финансов   Российской
   Федерации   просит   оставить  судебный  акт  без   изменения   как
   соответствующий действующему законодательству.
       Проверив  обоснованность  доводов,  содержащихся  в  заявлении,
   отзыве   на   него  и  выступлениях  присутствующих   в   заседании
   представителей  участвующих  в деле  лиц,  Президиум  считает,  что
   оспариваемое  определение  подлежит  оставлению  без  изменения  по
   следующим основаниям.
       Согласно  статье  4  Налогового  кодекса  Российской  Федерации
   федеральные    органы    исполнительной   власти,    уполномоченные
   осуществлять  функции по контролю и надзору  в  области  налогов  и
   сборов,  не  имеют  права  издавать нормативные  правовые  акты  по
   вопросам  налогов  и  сборов. Полномочиями по их  изданию  наделены
   федеральные    органы    исполнительной   власти,    уполномоченные
   осуществлять  функции  по  выработке  государственной  политики   и
   нормативно-правовому регулированию в сфере налогов  и  сборов  и  в
   сфере таможенного дела.
       Таким   органом   является  Министерство  финансов   Российской
   Федерации,  которому в соответствии с Указом Президента  Российской
   Федерации  от  09.03.2004 N 314 "О системе и структуре  федеральных
   органов   исполнительной  власти"  переданы  функции   Министерства
   Российской  Федерации  по налогам и сборам по принятию  нормативных
   правовых  актов  в сфере налогов и сборов и ведению разъяснительной
   работы по законодательству о налогах и сборах, что предусмотрено  и
   пунктом  1  статьи  4,  пунктом 1 статьи  34.2  Налогового  кодекса
   Российской Федерации.
       Порядок  судебного  обжалования нормативных  правовых  актов  в
   сфере  налогов  и сборов определен в статьях 137 и  138  Налогового
   кодекса  Российской  Федерации.  Согласно  положениям  этих  статей
   организации  и индивидуальные предприниматели обжалуют  такие  акты
   путем   подачи  заявления  в  арбитражный  суд  в  соответствии   с
   арбитражным  процессуальным законодательством. Судебное обжалование
   актов    физическими   лицами,   не   являющимися   индивидуальными
   предпринимателями, производится путем подачи заявления в суд  общей
   юрисдикции.
       Тем  самым  законодатель  разграничил компетенцию  судов  общей
   юрисдикции  и  арбитражных  судов  в  сфере  разрешения   налоговых
   споров,  в том числе связанных с оспариванием нормативных  правовых
   актов   в   этой   сфере,  исходя  из  субъектного   состава   лиц,
   обращающихся в суд с такими требованиями.
       Толкование используемого в статьях 137 и 138 Налогового кодекса
   Российской Федерации понятия "налоговый орган" в том смысле,  какой
   ему  придается в пункте 2 статьи 4 и в статье 30 Кодекса,  означало
   бы,   что   в   результате  реформирования  системы   и   структуры
   федеральных    органов   исполнительной   власти   организации    и
   индивидуальные    предприниматели   оказались    лишенными    права
   обратиться  с  соответствующим заявлением  в  арбитражный  суд  как
   орган  правосудия в сфере предпринимательской и иной  экономической
   деятельности,   а   арбитражные  суды   -   своих   полномочий   по
   осуществлению  судебной  проверки  нормативных  правовых  актов  по
   вопросам  налогообложения и сборов, затрагивающих права и  законные
   интересы   заявителя   в   сфере   предпринимательской    и    иной
   экономической деятельности.
       Следовательно,  в силу положений части 1 статьи  27,  пункта  1
   статьи   29   Арбитражного   процессуального   кодекса   Российской
   Федерации  во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 4, статьями  137,  138
   Налогового   кодекса  Российской  Федерации  дела  об   оспаривании
   нормативных   правовых  актов  Министерства   финансов   Российской
   Федерации  по  вопросам,  связанным с налогообложением  и  сборами,
   подведомственны арбитражным судам. Такая позиция, имеющая  значение
   и  для  настоящего дела, сформулирована в постановлении  Президиума
   Высшего  Арбитражного  Суда Российской Федерации  от  19.09.2006  N
   13322/04.
       Вместе   с  тем  Президиум  не  находит  оснований  для  отмены
   определения  Высшего  Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  от
   24.08.2006, исходя из следующего.
       Под    нормативным   правовым   актом   понимается   письменный
   официальный  документ,  принятый (изданный)  в  определенной  форме
   правотворческим органом в пределах его компетенции  и  направленный
   на  установление, изменение или отмену правовых норм, под  правовой
   нормой  -  общеобязательное государственное предписание постоянного
   или временного характера, рассчитанное на многократное применение.
       Приведенное определение нормативного правового акта и  правовой
   нормы   содержится   в   Постановлении  Государственной   Думы   от
   11.11.1996  N  781-II  ГД  "Об  обращении  в  Конституционный   Суд
   Российской   Федерации"  и  рекомендуется  для  использования   при
   подготовке   нормативных  правовых  актов   Министерством   юстиции
   Российской   Федерации  (приказ  от  14.07.1999  N  217),   которое
   уполномочено    Правительством    Российской    Федерации    давать
   разъяснения   о   применении  утвержденных  им  Правил   подготовки
   нормативных   правовых  актов  федеральных  органов  исполнительной
   власти и их государственной регистрации.
       Кроме  того,  согласно  пункту 2 Правил подготовки  нормативных
   правовых  актов  федеральных  органов исполнительной  власти  и  их
   государственной     регистрации,    утвержденных     Постановлением
   Правительства  Российской Федерации от 13.08.1997 N  1009,  издание
   нормативных   правовых   актов  в  виде  писем   и   телеграмм   не
   допускается.
       Как  следует  из  содержания  оспариваемых  писем  Министерства
   финансов  Российской Федерации от 05.08.2004 N  01-02-01/03-1625  и
   от   03.03.2006   N   03-06-01-02/09,  в  них  содержится   позиция
   относительно    уплаты   налога   на   имущество   организаций    и
   транспортного налога организациями, подведомственными  Министерству
   обороны  Российской  Федерации.  Обязательные  для  неопределенного
   круга лиц правила поведения данные письма не устанавливают.
       В  связи  с  этим  названные письма не  отвечают  перечисленным
   критериям  нормативного правового акта, а  потому  не  могут  иметь
   юридического   значения  и  порождать  правовые   последствия   для
   неопределенного круга лиц.
       Следовательно, содержащиеся в оспариваемых письмах Министерства
   финансов Российской Федерации положения не могут рассматриваться  в
   качестве   устанавливающих  обязательные  для   налоговых   органов
   правила   поведения,  подлежащие  неоднократному   применению   при
   осуществлении  ими  функций  налогового контроля.  Соблюдения  этих
   правил    налоговые    органы   не   вправе    требовать    и    от
   налогоплательщиков (налоговых агентов).
       Арбитражные суды, рассматривающие возникающие в сфере налогов и
   сборов   споры,  также  не  связаны  положениями  указанных  писем,
   поскольку   в  соответствии  с  частью  1  статьи  13  Арбитражного
   процессуального  кодекса Российской Федерации  подобные  письма  не
   входят   в   круг  нормативных  правовых  актов,  применяемых   при
   рассмотрении дел.
       Так,  в  постановлении  Президиума  Высшего  Арбитражного  Суда
   Российской   Федерации  от  21.11.2006  N  7290/06   сформулирована
   позиция  относительно толкования и применения статьи 374 Налогового
   кодекса  Российской  Федерации, отличная от позиции,  изложенной  в
   оспариваемых письмах Министерства финансов Российской Федерации.
       Таким  образом,  в силу статьи 4 Налогового кодекса  Российской
   Федерации   оспариваемые   письма   не   должны   влечь    правовых
   последствий,  так  как не отвечают критериям, позволяющим  признать
   их в качестве нормативных правовых актов.
       В   данных   обстоятельствах  заявление  Министерства   обороны
   Российской  Федерации о признании недействующими писем Министерства
   финансов  Российской Федерации от 05.08.2004 N  01-02-01/03-1625  и
   от  03.03.2006 N 03-06-01-02/09 не подлежит рассмотрению  в  Высшем
   Арбитражном  Суде  Российской  Федерации,  к  подсудности  которого
   отнесено  рассмотрение  дел  об  оспаривании  нормативных  правовых
   актов федеральных органов исполнительной власти.
       Учитывая  изложенное и руководствуясь статьей  303,  пунктом  1
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       определение  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от
   24.08.2006  о  прекращении производства по делу N 8519/06  оставить
   без изменения.
       Заявление  Министерства обороны Российской  Федерации  оставить
   без удовлетворения.
   
                                                  Председательствующий
                                                            А.А.ИВАНОВ
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
Разное