Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 января 2007 г. N 8840
___________________________________________________________________
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 25 декабря 2006 г. N 163
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ПОРЯДКЕ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
И УЧЕТА ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И ИНЫХ, СВЯЗАННЫХ
С НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, СОБЫТИЙ
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 января
2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003,
N 2, ст. 169; 2003, N 28, ст. 2884) и пунктом 5.2.34 Постановления
Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 "Об
утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004,
N 32, ст. 3342; 2006, N 15, ст. 1612; 2006, N 24, ст. 2601)
приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение о порядке служебного
расследования и учета транспортных происшествий и иных, связанных
с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации
железнодорожного транспорта, событий.
Министр
И.ЛЕВИТИН
Утверждено
Приказом Минтранса России
от 25 декабря 2006 г. N 163
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
И УЧЕТА ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И ИНЫХ, СВЯЗАННЫХ
С НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, СОБЫТИЙ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о порядке служебного расследования и
учета транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением
правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного
транспорта, событий (далее - Положение) в соответствии с пунктом 1
статьи 20 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О
железнодорожном транспорте в Российской Федерации" <*>
устанавливает порядок служебного расследования и учета
транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил
безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта,
событий.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2,
ст. 169.
2. Положение применяется при служебном расследовании и учете
транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил
безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта,
событий, имевших место на железнодорожных путях общего и
железнодорожных путях необщего пользования.
II. Служебное расследование
транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением
правил безопасности движения и эксплуатации
железнодорожного транспорта, событий
3. Руководители инфраструктуры железнодорожного транспорта
общего пользования и (или) железнодорожных путей необщего
пользования (далее - субъекты железнодорожного транспорта)
незамедлительно оповещают по телефонным, телеграфным или
электронным средствам связи Федеральную службу по надзору в сфере
транспорта (далее - Ространснадзор), ее территориальные органы,
органы прокуратуры, органы внутренних дел, территориальные органы
МЧС России, органы местного самоуправления, владельцев
железнодорожного подвижного состава о возникновении на территории
указанных субъектов железнодорожного транспорта транспортных
происшествиях, указанных ниже:
крушения поездов (столкновения пассажирских поездов с другими
поездами или железнодорожным подвижным составом и сходы
железнодорожного подвижного состава в пассажирских поездах на
перегонах и станциях вне зависимости от последствий; столкновения
грузовых поездов с другими поездами или железнодорожным подвижным
составом; сходы железнодорожного подвижного состава в грузовых
поездах на перегонах и станциях, в результате которых погиб, по
крайней мере, один человек или получили тяжкие телесные
повреждения пять или более человек, а поврежденный железнодорожный
подвижной состав не подлежит восстановлению; возникла чрезвычайная
ситуация, при которой пострадало десять и более человек, либо
нарушены условия жизнедеятельности ста и более человек);
аварии (столкновения грузовых поездов с другими грузовыми
поездами или железнодорожным подвижным составом; сходы
железнодорожного подвижного состава в грузовых поездах на
перегонах и станциях, в результате которых поврежден
железнодорожный подвижной состав и для восстановления его
исправного состояния требуется проведение капитального ремонта;
столкновения и сходы железнодорожного подвижного состава при
маневрах, экипировке и другие передвижения, в результате которых
погиб человек или получили тяжкие телесные повреждения пять или
более человек, или поврежден железнодорожный подвижной состав и
для восстановления его исправного состояния требуется проведение
капитального ремонта; столкновения грузовых поездов между собой
или с другим железнодорожным подвижным составом; сходы
железнодорожного подвижного состава на перегонах и станциях,
приведшие к возникновению чрезвычайной ситуации, при которой
пострадало менее десяти человек, либо нарушены условия
жизнедеятельности менее ста человек);
происшествия, связанные с несанкционированным движением по
железнодорожным путям общего пользования и (или) железнодорожным
путям необщего пользования автотракторной техники (столкновения
поезда, в том числе одиночно следующего локомотива, с
автотракторной техникой вне установленных железнодорожных
переездов, в результате которых погиб человек, или получили тяжкие
телесные повреждения пять или более человек; поврежден
железнодорожный подвижной состав; возникла чрезвычайная ситуация,
при которой пострадало десять и более человек, либо нарушены
условия жизнедеятельности ста и более человек);
происшествия на железнодорожных переездах (столкновение поезда,
в том числе одиночно следующего локомотива, с автотракторной
техникой, в результате которых погиб, или получил тяжкие телесные
повреждения человек, или получили тяжкие телесные повреждения пять
или более человек; поврежден железнодорожный подвижной состав;
возникла чрезвычайная ситуация, при которой пострадало десять и
более человек, либо нарушены условия жизнедеятельности ста и более
человек; при этом происшествия на железнодорожных переездах,
возникшие по вине субъекта железнодорожного транспорта и водителей
транспортных средств или пешеходов, учитываются раздельно);
происшествия при перевозке (транспортировке) опасных грузов
(связанные с просыпанием (проливом) опасных грузов, возникшим
вследствие повреждения вагона или контейнера, повреждения
упаковки, неплотно закрытых люков вагона, дефекта (повреждения)
котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) арматуры котла вагона-
цистерны, дефекта (повреждения) сливного прибора вагона-цистерны,
и вызвавшим нанесение ущерба жизни и здоровью людей, имуществу
физических или юридических лиц, экологической сфере, определяемого
в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 13 сентября 1996 г. N 1094 "О классификации чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера") <*>.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 39,
ст. 4563.
4. Руководители субъектов железнодорожного транспорта не
позднее чем 3 часа с момента случившегося оповещают по телефонным,
телеграфным или электронным средствам связи Ространснадзор, его
территориальные органы, органы прокуратуры, органы внутренних дел,
территориальные органы МЧС России, органы местного самоуправления,
владельцев железнодорожного подвижного состава о возникновении на
территории указанных субъектов железнодорожного транспорта иных,
связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации
железнодорожного транспорта, событий, указанных ниже:
проезд запрещающего сигнала светофора;
столкновения грузовых поездов с другими поездами или
железнодорожным подвижным составом по всем причинам, не имеющим
последствий, указанных в пункте 3 настоящего Положения, сходы
железнодорожного подвижного состава в грузовых поездах на
перегонах и станциях по всем причинам, не имеющим последствий,
указанных в пункте 3 настоящего Положения;
прием поезда на занятый путь;
отправление поезда на занятый перегон;
развал груза в пути следования;
излом оси, осевой шейки или колеса;
излом боковины или надрессорной балки тележки вагона;
обрыв хребтовой балки подвижного состава;
ложное появление на напольном светофоре разрешающего показания
сигнала вместо запрещающего или требующего проследования с
уменьшенной скоростью;
неограждение сигналами опасного места для движения поездов при
производстве работ;
затопление, пожар, нарушение целостности конструкций сооружений
инфраструктуры или подвижного состава, связанные с несоблюдением
условий безопасности движения, вызвавших полный перерыв движения
поездов хотя бы по одному из путей на перегоне на один час и
более.
5. Руководители субъектов железнодорожного транспорта, на
территории которых произошли иные, связанные с нарушением правил
безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта
события, указанные в настоящем пункте, ежемесячно информируют
Ространснадзор и его территориальные органы об их количестве:
сходы железнодорожного подвижного состава при маневрах,
экипировке и других передвижениях, при которых повреждены
локомотивы в объеме текущего ремонта или вагоны в объеме текущего
отцепочного ремонта (или более сложных видов ремонта подвижного
состава);
столкновения железнодорожного подвижного состава при маневрах,
экипировке и других передвижениях, при которых повреждены
локомотивы в объеме текущего ремонта или вагоны в объеме текущего
отцепочного ремонта (или более сложных ремонтов подвижного
состава);
прием или отправление поезда по неготовому маршруту;
перевод стрелки (под поездом, маневровым составом или
локомотивом);
отцепка вагона от пассажирского поезда в пути следования из-за
технических неисправностей;
неисправность вагона пригородного поезда (электропоезда, дизель-
поезда, автомотрисы, рельсового автобуса), результатом которой
явилась его отцепка в пути следования;
неисправность железнодорожного подвижного состава, результатом
которой явилась отмена отправления поезда со станции отправления
или повлекшая высадку пассажиров из поезда на промежуточной
станции;
повреждение или отказ локомотива, вызвавшие вынужденную
остановку пассажирского поезда на перегоне или промежуточной
станции, если дальнейшее движение поезда продолжено с помощью
вспомогательного локомотива;
отправление поезда с перекрытыми концевыми кранами;
излом рельса под поездом;
саморасцеп автосцепок в поездах;
отцепка вагона от грузового поезда в пути следования из-за
нагрева буксы или других технических неисправностей;
взрез стрелки;
отцепка вагона от поезда на промежуточной станции из-за
нарушения технических условий погрузки, угрожающих безопасности
движения;
обрыв автосцепки железнодорожного подвижного состава;
падение на путь деталей железнодорожного подвижного состава;
неисправности пути, железнодорожного подвижного состава,
устройств сигнализации, централизации и блокировки, связи,
контактной сети, электроснабжения и других технических средств, в
результате которых допущена задержка поезда на перегоне хотя бы по
одному из путей или на станции сверх времени, установленного
графиком движения, на один час и более;
неисправность пути, потребовавшая выдачи поездным диспетчером
по заявке начальника вагона-путеизмерителя приказа о закрытии
движения на участке или ограничения скорости движения поездов до
15 км/час;
наезд поезда, в том числе одиночно следующего локомотива, на
крупный рогатый скот и крупных диких животных.
6. По получении информации о таких транспортных происшествиях,
как крушения и (или) аварии, предусмотренных пунктом 3 настоящего
Положения, формируется комиссия по служебному расследованию,
возглавляемая уполномоченным представителем Ространснадзора,
состав которой утверждается приказом Ространснадзора.
7. По получении информации по транспортным происшествиям и
иным, связанным с нарушением правил безопасности движения и
эксплуатации железнодорожного транспорта, событиям, указанным
пунктами 4 и 5 настоящего Положения, субъектом железнодорожного
транспорта формируется комиссия по служебному расследованию, в
состав которой в зависимости от тяжести последствий могут
включаться представители Ространснадзора.
8. Задачами служебного расследования транспортных происшествий
и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и
эксплуатации железнодорожного транспорта, событий являются:
принятие мер по оказанию помощи пострадавшим, восстановлению
движения и ликвидации последствий;
оценка фактического состояния железнодорожного подвижного
состава, а также объектов инфраструктуры железнодорожного
транспорта общего пользования и (или) железнодорожного пути
необщего пользования требованиям нормативных документов,
регламентирующих безопасность движения;
оценка действий персонала и должностных лиц субъекта
железнодорожного транспорта, действия которых привели или
способствовали возникновению транспортных происшествий и иных,
связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации
железнодорожного транспорта, событий с указанием невыполненных
положений нормативных документов;
оформление материалов служебного расследования и представление
их в 15-дневный срок в Ространснадзор или его территориальные
органы, а также другим компетентным органам при необходимости.
9. На месте транспортных происшествий и иных, связанных с
нарушением правил безопасности движения и эксплуатации
железнодорожного транспорта, событий представителями субъекта
железнодорожного транспорта производятся следующие действия:
изымается скоростемерная лента или накопитель информации систем
регистрации параметров движения, натурный лист поезда, справка об
обеспеченности поезда тормозами, предупреждения об ограничении
скорости движения и бортовой журнал локомотива;
составляется схема разрушения пути и расположения подвижного
состава, следов схода его с рельсов с привязкой к километру и
пикетам, начала схода и места остановки подвижного состава;
производится фотографирование общего вида последствий и
повреждений железнодорожного подвижного состава и объектов
инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и
(или) железнодорожного пути необщего пользования, обнаруженных
посторонних предметов, положений деталей и узлов железнодорожного
подвижного состава;
составляются документы осмотра места транспортных происшествий
и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и
эксплуатации железнодорожного транспорта, событий, технического
состояния подвижного состава и объектов инфраструктуры
железнодорожного транспорта общего пользования и (или)
железнодорожного пути необщего пользования;
берутся письменные (в необходимых случаях с использованием
аудио- и видеозаписи) объяснения лиц, причастных к транспортным
происшествиям, и иным, связанным с нарушением правил безопасности
движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событиям, а
также других очевидцев;
фиксируются погодные условия на момент транспортных
происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности
движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий.
10. Руководитель субъекта железнодорожного транспорта обязан
сохранять документы, элементы верхнего строения пути, детали
железнодорожного подвижного состава и другие предметы, которые
могут иметь значение при установлении причин транспортного
происшествия, в течение всего периода служебного расследования.
Решение о направлении указанных документов, деталей и предметов на
исследование или испытание и сроках их хранения принимается
комиссией, предусмотренной пунктами 6 и 7 настоящего Положения.
11. Комиссии, предусмотренные пунктами 6 и 7 настоящего
Положения, выезжают на место транспортных происшествий и иных,
связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации
железнодорожного транспорта, событий и проводят служебное
расследование обстоятельств и причин их возникновения.
12. На основе материалов служебного расследования и проведенных
проверок руководителем субъекта железнодорожного транспорта
разрабатываются и осуществляются мероприятия по предупреждению
повторения транспортных происшествий или иных, связанных с
нарушением правил безопасности движения и эксплуатации
железнодорожного транспорта, событий.
III. Порядок оформления результатов служебного
расследования транспортных происшествий и иных, связанных
с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации
железнодорожного транспорта, событий
13. По результатам служебного расследования, но не позднее трех
суток с момента случившегося, комиссией составляется техническое
заключение о причинах транспортных происшествий и иных, связанных
с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации
железнодорожного транспорта, событий, подписанное всеми членами
комиссии.
14. Материалы служебного расследования, указанные в пункте 8
настоящего Положения, должны содержать следующие документы:
акт служебного расследования;
техническое заключение;
список пострадавших с предварительными диагнозами;
акты о повреждении железнодорожного подвижного состава и
объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего
пользования и (или) железнодорожного пути необщего пользования;
материалы, полученные с применением фото- и киносъемки,
видеозаписи, иных установленных способов фиксации, подтверждающие
причины транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением
правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного
транспорта, событий, схемы с указанием имеющихся отступлений от
норм содержания и повреждений железнодорожного подвижного состава
и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего
пользования и (или) железнодорожного пути необщего пользования в
результате транспортного происшествия;
результаты расшифровки скоростемерной ленты, модуля памяти или
кассеты регистрации параметров движения подвижного состава (с
указанием места хранения подлинника документа), имеющего отношение
к расследуемому случаю;
акты о состоянии и работе объектов инфраструктуры
железнодорожного транспорта общего пользования и (или)
железнодорожного пути необщего пользования, имеющих отношение к
расследуемому случаю;
натурные листы поездов;
результаты проведенных экспериментов и расчеты (если они
производились);
копия исполненного графика движения поездов;
выписки из установленных учетно-отчетных форм по использованию
железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры
железнодорожного транспорта общего пользования и (или)
железнодорожного пути необщего пользования в части, касающейся
причин транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением
правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного
транспорта, событий;
метеорологическая справка;
сведения о лицах, причастных к случившемуся, их объяснения,
сведения о режиме труда и отдыха, о результатах последних
испытаний в знании правил технической эксплуатации, других
нормативных актов и должностных инструкций, а также заключение о
медицинском освидетельствовании, необходимость которого
определяется в каждом конкретном случае.
IV. Отчетность и учет
15. Транспортные происшествия и иные, связанные с нарушением
правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного
транспорта, события учитываются субъектами железнодорожного
транспорта в соответствии с причинами, указанными в технических
заключениях.
16. Транспортные происшествия, связанные с нанесением ущерба
здоровью или жизни людей движущимся подвижным составом в
санкционированных и несанкционированных для нахождения людей
местах (происшествия, в результате которых погиб или получил
тяжкие телесные повреждения один человек; происшествия, в
результате которых получили повреждения средней тяжести пять и
более человек), учитываются субъектом железнодорожного транспорта,
на территории которого произошли указанные в настоящем пункте
транспортные происшествия.
17. Руководители субъектов железнодорожного транспорта обязаны
представлять в Ространснадзор или его территориальные органы
ежемесячные (до 10 числа следующего за отчетным месяца) отчеты по
допущенным транспортным происшествиям и иным, связанным с
нарушением правил безопасности движения и эксплуатации
железнодорожного транспорта, событиям.
18. Руководители субъектов железнодорожного транспорта
докладывают в Ространснадзор или его территориальные органы о
принятых решениях судебных органов по допущенным транспортным
происшествиям.
|