ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 13 декабря 2006 г. N 1083
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПО ВОПРОСАМ НАДЗОРА ЗА УЧЕТОМ, КОНТРОЛЕМ И ФИЗИЧЕСКОЙ
ЗАЩИТОЙ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, РАДИОАКТИВНЫХ
ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ
(с изм., согл. Изменения N 1, утв. Приказом Ростехнадзора
от 19.03.2007 N 165)
В соответствии с п. 33 Положения о порядке разработки
руководящих документов Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору (РД-03-12-2005) приказываю:
Утвердить и ввести в действие с 1 января 2007 года прилагаемую
Инструкцию об организации обучения работников Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору по вопросам
надзора за учетом, контролем и физической защитой ядерных
материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
(РД-07-06-2006).
Руководитель
К.Б.ПУЛИКОВСКИЙ
Утверждена
Приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 13 декабря 2006 г. N 1083
Введена в действие
с 1 января 2007 года
ИНСТРУКЦИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПО ВОПРОСАМ НАДЗОРА ЗА УЧЕТОМ, КОНТРОЛЕМ И ФИЗИЧЕСКОЙ
ЗАЩИТОЙ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ
РД-07-06-2006
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Ростехнадзора
от 19.03.2007 N 165)
Использовать с Изменением N 1, утвержденным и введенным в
действие Приказом Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору от 19 марта 2007 г. N 165.
(абзац введен Изменением N 1, утв. Приказом Ростехнадзора от
19.03.2007 N 165)
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Инструкция об организации обучения работников Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по
вопросам надзора за учетом, контролем и физической защитой ядерных
материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (далее -
Инструкция) разработана в соответствии с Федеральным законом от 27
июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе
Российской Федерации", Положением о Федеральной службе по
экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004
г. N 401.
2. Инструкция определяет организацию обучения работников
центрального аппарата и межрегиональных территориальных округов по
надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору по вопросам
надзора за учетом, контролем ядерных материалов, радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов и физической защитой ядерных
материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, ядерно и
радиационно опасных объектов (далее - работники), а также
требования к должностным лицам и лицам, принимающим участие в
обучении Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору (далее - Служба), которые организуют и проводят
обучение работников Службы по указанным вопросам надзора.
3. Применяемые в Инструкции термины и их определения приведены
в Приложении N 1.
4. Под обучением работников Службы по вопросам надзора за
учетом, контролем ядерных материалов, радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов и физической защитой ядерных материалов,
радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, ядерно и радиационно
опасных объектов (далее - учет, контроль и физическая защита)
следует понимать комплекс образовательных мероприятий,
направленных на приобретение указанными работниками теоретических
знаний и практических навыков, необходимых для выполнения
должностных обязанностей.
5. Обучение работников Службы предусматривает:
использование системного подхода к обучению;
наличие типовых программ подготовки по направлениям
деятельности;
наличие разработанных курсов и семинаров профессиональной
подготовки и повышения квалификации;
сочетание различных форм подготовки (подготовка на рабочем
месте, на курсах, участие в семинарах и т.д.);
анализ существующих форм подготовки, их корректировку с целью
повышения качества и эффективности системы обучения.
6. Обучение работников Службы включает в себя: первоначальную
подготовку и стажировку; профессиональную подготовку и
переподготовку; повышение квалификации; техническую учебу на
рабочем месте.
7. На Управление по регулированию безопасности объектов
ядерного топливного цикла, надзору за учетом и контролем ядерных
материалов и радиоактивных веществ и физической защитой и
межрегиональные территориальные округа по надзору за ядерной и
радиационной безопасностью (далее - территориальные органы) Службы
возлагаются следующие задачи в области обучения:
7.1. На Управление по регулированию безопасности объектов
ядерного топливного цикла, надзору за учетом и контролем ядерных
материалов и радиоактивных веществ и физической защитой:
разработка типовых программ первоначальной подготовки
работников Службы по вопросам надзора за учетом, контролем и
физической защитой;
организация первоначальной подготовки работников Управления по
регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла,
надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных
веществ и физической защитой;
определение потребности в обучении работников Службы по
вопросам надзора за учетом, контролем и физической защитой на
курсах профессиональной подготовки и повышения квалификации;
организация проведения курсов профессиональной подготовки и
повышения квалификации для работников Службы по вопросам надзора
за учетом, контролем и физической защитой;
организация разработки и совершенствования
учебно-методического обеспечения обучения работников Службы по
вопросам надзора за учетом, контролем и физической защитой;
учет прохождения работниками Службы обучения по вопросам
надзора за учетом, контролем и физической защитой.
7.2. На территориальные органы:
организация первоначальной подготовки работников
территориальных органов;
определение потребности в обучении работников территориальных
органов по вопросам надзора за учетом, контролем и физической
защитой на курсах профессиональной подготовки и повышения
квалификации;
участие в проведении курсов профессиональной подготовки и
повышения квалификации для работников Службы по вопросам надзора
за учетом, контролем и физической защитой;
участие в разработке и совершенствовании учебно-методического
обеспечения обучения работников Службы по вопросам надзора за
учетом, контролем и физической защитой;
обеспечение своевременного направления работников
территориальных органов на учебу в соответствии с годовым планом
обучения по вызовам Управления по регулированию безопасности
объектов ядерного топливного цикла, надзору за учетом и контролем
ядерных материалов и радиоактивных веществ и физической защитой;
учет прохождения работниками территориальных органов обучения
по вопросам надзора за учетом, контролем и физической защитой.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
НАДЗОР ЗА УЧЕТОМ, КОНТРОЛЕМ И ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТОЙ
8. Работники, принятые на службу в подразделения Службы,
осуществляющие надзор за учетом, контролем и физической защитой, в
обязательном порядке проходят первоначальную подготовку и
стажировку с целью приобретения теоретических знаний и
практических навыков для исполнения ими служебных обязанностей по
замещаемой должности.
9. Первоначальная подготовка и стажировка работников Службы,
осуществляющих надзор за учетом, контролем и физической защитой,
проводится по индивидуальным программам. При их разработке должны
быть учтены следующие требования:
9.1. Индивидуальные программы первоначальной подготовки и
стажировки составляются на основании типовых программ
первоначальной подготовки по соответствующему направлению
надзорной деятельности, разработанных Управлением по регулированию
безопасности объектов ядерного топливного цикла, надзору за учетом
и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и
физической защитой, и имеющих статус руководящих документов.
9.2. Индивидуальная программа первоначальной подготовки и
стажировки (далее - индивидуальная программа) должна
предусматривать:
разделы "Общая теоретическая подготовка", "Специальная
теоретическая подготовка" и "Практическая подготовка";
перечень изучаемых тем и практических вопросов (с указанием
часов, необходимых для их освоения);
время консультаций по наиболее сложным темам программы;
планируемый календарный срок изучения тем;
отметку о выполнении с указанием даты.
9.3. Индивидуальная программа составляется по форме,
приведенной в Приложении N 2.
10. Для обеспечения освоения работником необходимых знаний и
практических навыков распоряжением начальника подразделения
назначается ответственный за первоначальную подготовку работника.
11. Ответственный за первоначальную подготовку работника
обязан:
11.1. Определить уровень знаний и практических навыков
работника, основываясь на сведениях о его образовании, стаже
работы по специальности, ученой степени и ученом звании, а также
на результатах личного собеседования с работником.
11.2. Установить продолжительность первоначальной подготовки
работника с учетом уровня его знаний и практических навыков.
11.3. Составить индивидуальную программу с учетом:
1) должностных обязанностей работника;
2) формирования (в виде приложения к указанной программе)
перечня законодательных и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации, руководящих и нормативных документов Службы,
других документов, подлежащих изучению в программе первоначальной
подготовки и стажировки (Приложение N 3);
3) организации профессиональной подготовки и практической
подготовки (с указанием сроков и мест их проведения).
12. Индивидуальную программу подписывает ответственный за
первоначальную подготовку работника и утверждает начальник
подразделения, в штате которого состоит этот работник.
13. Продолжительность первоначальной подготовки работника не
должна превышать трех месяцев.
14. По завершении теоретической и практической подготовки
работник обязан составить отчет о прохождении первоначальной
подготовки и представить его ответственному за первоначальную
подготовку, который по ее результатам составляет отзыв о
работнике. В отзыве он излагает свое мнение о степени освоения
работником знаний и практических навыков, предусмотренных
индивидуальной программой, и делает вывод о возможности
самостоятельного исполнения им должностных обязанностей.
15. Отзыв ответственного за первоначальную подготовку и отчет
работника о ее прохождении представляются начальнику
подразделения, который направляет эти материалы вместе со своими
предложениями вышестоящему руководителю для организации проверки
возможности допуска работника к самостоятельной работе
аттестационной комиссией Службы или ее территориального органа.
16. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации
работников Службы осуществляются в имеющих государственную
аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального
и среднего профессионального образования (в дальнейшем -
образовательные учреждения) по соответствующему направлению
надзорной деятельности.
17. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации
работников Службы осуществляются в течение всего периода
прохождения ими государственной гражданской службы.
18. Профессиональная подготовка и повышение квалификации
осуществляется в соответствии с направлениями надзора, тематика
которых приведена в Приложении N 4. Указанный перечень может
дополняться и изменяться руководством Управления по регулированию
безопасности объектов ядерного топливного цикла, надзору за учетом
и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и
физической защитой.
19. Последовательность и очередность прохождения работниками
Службы обучения определяются руководителями территориальных
органов по согласованию с Управлением по регулированию
безопасности объектов ядерного топливного цикла, надзору за учетом
и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и
физической защитой и с уведомлением Управления по вопросам
государственной службы, кадровой политики и защиты государственной
тайны.
20. Все работники обязаны в плановом порядке пройти обучение
по профилю надзорной деятельности в течение трех лет после
назначения на должность.
21. Курсы повышения квалификации проводятся с периодичностью
не реже одного раза в три года с работниками Службы, которые
прошли обучение на курсах профессиональной подготовки.
22. Техническая учеба работников Службы, осуществляющих надзор
за учетом, контролем и физической защитой, организуется на рабочих
местах в соответствии с годовым планом технической учебы,
утверждаемым руководителем территориального органа.
23. План технической учебы должен включать в себя как
самостоятельное изучение, так и проведение плановых занятий по
законодательной, организационно-распорядительной и
нормативно-технической документации, в том числе и соответствующей
документации инспектируемых организаций.
24. Ежемесячно для проведения технической учебы должно быть
предусмотрено не менее восьми часов рабочего времени.
25. Непосредственная организация технической учебы в
территориальных органах возлагается на начальников отделов по
надзору и отделов инспекций, которые осуществляют надзор за
учетом, контролем и физической защитой.
26. Учет проведения плановых занятий осуществляется в журнале
учета с указанием материалов, которые рассматривались на данном
занятии, присутствующих работников, руководителя занятия и даты
проведения.
27. Учет самостоятельной подготовки осуществляется в отчетах о
выполнении индивидуальных планов работников.
28. Проведение проверок знаний по вопросам надзора за учетом,
контролем и физической защитой для различных категорий работников
осуществляется аттестационной комиссией территориального органа
при проведении аттестации работника. Аттестация работника
проводится не реже одного раза в три года.
29. Руководители территориальных органов, в случае
необходимости и по согласованию с кадровым органом Службы с
привлечением региональных образовательных учреждений, имеют право
разрабатывать и организовывать проведение курсов по
профессиональной переподготовке и повышению квалификации
работников по особенностям надзора за учетом, контролем и
физической защитой в инспектируемых территориальными органами
организациях.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КУРСОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ДЛЯ РАБОТНИКОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ НАДЗОР ЗА УЧЕТОМ,
КОНТРОЛЕМ И ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТОЙ
30. Для организации разработки и совершенствования курсов
профессиональной подготовки и повышения квалификации для
работников, осуществляющих надзор за учетом, контролем и
физической защитой, руководством Управления по регулированию
безопасности объектов ядерного топливного цикла, надзору за учетом
и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и
физической защитой по согласованию с руководителями
территориальных органов формируется учебно-методическая группа. В
состав этой группы включаются наиболее подготовленные специалисты
центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных
организаций по каждому направлению надзора.
31. Учебно-методическая группа ежегодно проводит анализ
действующих курсов. По результатам анализа предложения о
необходимости разработки новых курсов и совершенствовании
действующих представляются руководству Управления по регулированию
безопасности объектов ядерного топливного цикла, надзору за учетом
и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и
физической защитой и Управления по вопросам государственной
службы, кадровой политики и защиты государственной тайны.
32. К разработке курсов привлекаются как члены
учебно-методической группы, так и наиболее подготовленные
работники, занимающиеся надзором за учетом, контролем и физической
защитой. К разработке курсов могут также привлекаться специалисты
образовательных учреждений по соответствующему направлению
надзорной деятельности.
33. Содержание каждого курса должно быть одобрено
учебно-методической группой и утверждено руководством Управления
по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла,
надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных
веществ и физической защитой. Корректировка учебных материалов
курсов осуществляется лицами, проводящими обучение, перед
проведением каждого курса.
34. На учебно-методическую группу возлагается также контроль
качества обучения работников, осуществляющих надзор за учетом,
контролем и физической защитой.
35. Контроль качества обучения осуществляется на основании
анализа:
1) сравнительных характеристик знаний слушателей курсов по
профессиональной переподготовке и повышению квалификации до начала
их проведения и после завершения;
2) результатов аттестаций работников в территориальных органах;
3) результатов инспектирования систем учета, контроля и
физической защиты ядерных материалов, радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов на инспектируемых ядерно и радиационно
опасных объектах.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЦАМ, ПРОВОДЯЩИМ ОБУЧЕНИЕ НА КУРСАХ
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ
РАБОТНИКОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ НАДЗОР ЗА УЧЕТОМ, КОНТРОЛЕМ
И ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТОЙ
36. К участию в обучении по профессиональной подготовке и
повышению квалификации работников, осуществляющих надзор за
учетом, контролем и физической защитой, Управлением по
регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла,
надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных
веществ и физической защитой привлекаются:
наиболее подготовленные работники Службы, имеющие стаж в
области надзора за учетом, контролем и физической защитой, как
правило, не менее пяти лет, с учетом рекомендаций руководителей
территориальных органов Службы;
преподавательский состав образовательных учреждений и ведущие
специалисты иных организаций по направлениям надзорной
деятельности.
Работники Службы, проводящие обучение, в обязательном порядке
должны пройти повышение квалификации по курсу "Системный подход к
обучению, психолого-педагогические основы преподавания и
подготовки инспекторского состава.
(абзац введен Изменением N 1, утв. Приказом Ростехнадзора от
19.03.2007 N 165)
37. На каждый курс профессиональной подготовки и повышения
квалификации из числа лиц, проводящих обучение, назначается
руководитель курса из работников Службы, в обязанности которого
входят:
подготовка (уточнение) по согласованию с Управлением по
регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла,
надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных
веществ и физической защитой программы курса;
организация редактирования и подготовка к изданию
учебно-методических материалов;
руководство проведением учебного процесса;
сбор, обобщение и анализ отзывов слушателей курса по
результатам его проведения;
подготовка и представление итогового отчета о результатах
проведения курса руководству Управления по регулированию
безопасности объектов ядерного топливного цикла, надзору за учетом
и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и
физической защитой.
38. По результатам рассмотрения результатов обучения
учебно-методическая группа выдает рекомендации:
по совершенствованию учебно-методических материалов;
по улучшению организации проведения курсов;
по совершенствованию методик преподавания.
39. Лица из работников Службы, участвующие в обучении, обязаны
проходить повышение квалификации в плановом порядке по
методическому совершенствованию. Повышение их квалификации
организует Управление по регулированию безопасности объектов
ядерного топливного цикла, надзору за учетом и контролем ядерных
материалов и радиоактивных веществ и физической защитой.
V. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ, ПРОВЕДЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ, ВЕДЕНИЯ
УЧЕТА И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ ОБ ОБУЧЕННОСТИ РАБОТНИКОВ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ НАДЗОР ЗА УЧЕТОМ, КОНТРОЛЕМ
И ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТОЙ
40. Руководителями территориальных органов на основании
должностных регламентов работников Службы ежегодно к 1 ноября
текущего года составляются и представляются в Управление по
регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла,
надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных
веществ и физической защитой уточненные списки работников,
осуществляющих надзор:
за учетом и контролем ядерных материалов;
за физической защитой ядерных материалов и ядерных установок;
за учетом и контролем радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов;
за физической защитой радиоактивных веществ, радиоактивных
отходов и радиационно опасных объектов.
41. На основании тематики профессиональной подготовки и
повышения квалификации (Приложение N 4) руководители
территориальных органов ежегодно представляют в Управление по
регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла,
надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных
веществ и физической защитой заявки на обучение на предстоящий год
к 1 ноября текущего года с указанием количества работников,
подлежащих обучению по каждому направлению надзорной деятельности.
42. Управление по регулированию безопасности объектов ядерного
топливного цикла, надзору за учетом и контролем ядерных материалов
и радиоактивных веществ и физической защитой определяет совместно
с Управлением по вопросам государственной службы, кадровой
политики и защиты государственной тайны потребность в обучении по
каждому направлению надзорной деятельности, составляет сводный
план обучения и организует его реализацию с участием
образовательных учреждений.
43. После получения подтверждения от образовательных
учреждений о готовности к проведению курсов сроки их проведения
сообщаются в территориальные органы.
44. Непосредственно перед проведением каждого курса в
территориальные органы сообщаются уточненный срок его проведения и
количество участников, подлежащих направлению на курс от каждого
территориального органа.
45. В установленный срок территориальные органы сообщают в
Управление по регулированию безопасности объектов ядерного
топливного цикла, надзору за учетом и контролем ядерных материалов
и радиоактивных веществ и физической защитой сведения об
участниках курса, которые направляются в образовательное
учреждение, проводящее курс. Управление по регулированию
безопасности объектов ядерного топливного цикла, надзору за учетом
и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и
физической защитой дает подтверждение в территориальные органы, в
образовательные учреждения о направлении участников курса на
обучение и уведомляет об этом Управление по вопросам
государственной службы, кадровой политики и защиты государственной
тайны.
46. По результатам обучения участникам выдается документ
государственного образца.
47. Учет обученности работников Службы, осуществляющих надзор
за учетом, контролем и физической защитой, ведется в кадровых
органах Службы и ее территориальных органов и в Управлении по
регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла,
надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных
веществ и физической защитой.
48. Отчеты об обученности (уточнению обученности) работников
Службы, осуществляющих надзор по вопросам учета, контроля и
физической защиты представляются по отдельным запросам из
территориальных органов в Управление по вопросам государственной
службы, кадровой политики и защиты государственной тайны и
Управление по регулированию безопасности объектов ядерного
топливного цикла, надзору за учетом и контролем ядерных материалов
и радиоактивных веществ и физической защитой.
Приложение N 1
ТЕРМИНЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Учет ядерных материалов - определение количества ядерных
материалов, составление, регистрация и ведение учетных и отчетных
документов.
Учет радиоактивных веществ и радиоактивных отходов -
определение наличного количества радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов, составление, регистрация и ведение учетных
и отчетных документов.
Надзор - деятельность уполномоченного органа федерального
органа исполнительной власти в рамках государственного
регулирования ядерной и радиационной безопасности, включая
вопросы:
- получение от инспектируемых организаций и оценка сведений по
безопасности;
- организация и проведение инспекций;
- применение санкций при выявлении нарушений требований к
обеспечению безопасности.
Инспекция - вид надзора, включающий в себя изучение,
исследования, наблюдение, испытания, измерения, проверки,
проводимые органом регулирования безопасности, с целью установить,
что деятельность, рабочий процесс, порядок ведения работ,
структуры, системы и оборудование объектов использования атомной
энергии, документация и квалификация персонала организаций
отвечают установленным требованиям.
Физическая защита - совокупность организационных мероприятий,
инженерно-технических средств и действий подразделений охраны с
целью предотвращения диверсий или хищений ядерных материалов,
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
Ядерные материалы - материалы, содержащие или способные
воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества.
Радиоактивное вещество - вещество в любом агрегатном
состоянии, содержащее радионуклиды с активностью, на которые
распространяются требования федеральных норм и правил по их учету.
Радиоактивные отходы - ядерные материалы и радиоактивные
вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается.
Приложение N 2
ФОРМА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ И СТАЖИРОВКИ
УТВЕРЖДАЮ
____________________
(должность, фамилия,
инициалы и подпись)
"__" _______ 200_ г.
ПРОГРАММА
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И СТАЖИРОВКИ
________________________________________
(должность, фамилия, инициалы работника)
1. Общая теоретическая подготовка
----T------------T---------------------------T--------T----------¬
¦ N ¦Наименование¦ Количество часов ¦ Срок ¦Отметка о ¦
¦п/п¦и содержание+----T----------------------+изучения¦выполнении¦
¦ ¦ темы ¦все-¦ в том числе ¦ темы ¦ ¦
¦ ¦ ¦го +-------------T--------+с _____ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦самостоятель-¦консуль-¦по ____ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ное изучение ¦тации ¦ ¦ ¦
+---+------------+----+-------------+--------+--------+----------+
+---+------------+----+-------------+--------+--------+----------+
L---+------------+----+-------------+--------+--------+-----------
2. Специальная теоретическая подготовка
----T------------T---------------------------T--------T----------¬
¦ N ¦Наименование¦ Количество часов ¦ Срок ¦Отметка о ¦
¦п/п¦и содержание+----T----------------------+изучения¦выполнении¦
¦ ¦ темы ¦все-¦ в том числе ¦ темы ¦ ¦
¦ ¦ ¦го +-------------T--------+с _____ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦самостоятель-¦консуль-¦по ____ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ное изучение ¦тации ¦ ¦ ¦
+---+------------+----+-------------+--------+--------+----------+
+---+------------+----+-------------+--------+--------+----------+
L---+------------+----+-------------+--------+--------+-----------
3. Обучение на курсах профессиональной подготовки
----T------------------------T--------------------T--------------¬
¦ N ¦Наименование мероприятия¦ Планируемый ¦ Отметка о ¦
¦п/п¦ (работы) ¦ календарный срок ¦ выполнении ¦
¦ ¦ ¦ выполнения ¦ с указанием ¦
¦ ¦ ¦мероприятия (работы)¦ даты ¦
¦ ¦ ¦с _________________ ¦ ¦
¦ ¦ ¦по ________________ ¦ ¦
+---+------------------------+--------------------+--------------+
+---+------------------------+--------------------+--------------+
L---+------------------------+--------------------+---------------
Ответственный за
первоначальную подготовку ________________________________________
(должность, фамилия, инициалы и подпись)
Приложение N 3
ФОРМА ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
И СТАЖИРОВКИ
ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РУКОВОДЯЩИХ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ, ДРУГИХ ДОКУМЕНТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ
ИЗУЧЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
----T---------------------------------------------T--------------¬
¦ N ¦ Наименование документа ¦ Примечание ¦
¦п/п¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------------+--------------+
¦ I. Законы Российской Федерации ¦
+---T---------------------------------------------T--------------+
¦1. ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------------+--------------+
¦2. ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------------+--------------+
¦ II. Указы и распоряжения Президента ¦
¦ Российской Федерации ¦
+---T---------------------------------------------T--------------+
¦1. ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------------+--------------+
¦2. ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------------+--------------+
¦ III. Постановления и распоряжения Правительства ¦
¦ Российской Федерации ¦
+---T---------------------------------------------T--------------+
¦1. ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------------+--------------+
¦2. ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------------+--------------+
¦ IV. Федеральные нормы и правила в области ¦
¦ использования атомной энергии ¦
+---T---------------------------------------------T--------------+
¦1. ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------------+--------------+
¦2. ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------------+--------------+
¦ V. Руководства по безопасности, утвержденные ¦
¦ Федеральной службой по экологическому, ¦
¦ технологическому и атомному надзору ¦
+---T---------------------------------------------T--------------+
¦1. ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------------+--------------+
¦2. ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------------+--------------+
¦ VI. Руководящие документы Федеральной службы ¦
¦ по экологическому, технологическому и атомному надзору ¦
+---T---------------------------------------------T--------------+
¦1. ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------------+--------------+
¦2. ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------------+--------------+
¦ VII. Нормативные документы, утвержденные другими ¦
¦ органами государственного регулирования безопасности ¦
¦ при использовании атомной энергии, федеральными ¦
¦ органами исполнительной власти, прочие документы ¦
¦ (учебные пособия и т.д.) ¦
+---T---------------------------------------------T--------------+
¦1. ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------------+--------------+
¦2. ¦ ¦ ¦
L---+---------------------------------------------+---------------
Приложение N 4
ТЕМАТИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ,
ПРОВОДИМАЯ ДЛЯ РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ НАДЗОР
ЗА УЧЕТОМ И КОНТРОЛЕМ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, РАДИОАКТИВНЫХ
ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ, НАДЗОР ЗА ФИЗИЧЕСКОЙ
ЗАЩИТОЙ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ЯДЕРНО И РАДИАЦИОННО
ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ
----T------------------------------------------------------------¬
¦ N ¦ Профессиональная подготовка ¦
¦п/п¦ ¦
+---+------------------------------------------------------------+
¦ По надзору за учетом и контролем ядерных материалов ¦
+---T------------------------------------------------------------+
¦1. ¦Основы инспектирования систем учета и контроля и физической ¦
¦ ¦защиты ядерных материалов ¦
+---+------------------------------------------------------------+
¦2. ¦Методика проведения инспекций систем учета и контроля ¦
¦ ¦ядерных материалов на предприятиях с материалами в учетных ¦
¦ ¦единицах ¦
+---+------------------------------------------------------------+
¦3. ¦Методика проведения инспекций систем учета и контроля ядер- ¦
¦ ¦ных материалов на предприятиях с материалами в "балк"-форме ¦
+---+------------------------------------------------------------+
¦4. ¦Применение статистических методов при надзоре за учетом и ¦
¦ ¦контролем ядерных материалов ¦
+---+------------------------------------------------------------+
¦5. ¦Применение пломб при надзоре за учетом и контролем ядерных ¦
¦ ¦материалов ¦
+---+------------------------------------------------------------+
¦6. ¦Применение методов и приборов неразрушающего гамма спектро- ¦
¦ ¦метрического контроля при измерении ядерных материалов ¦
+---+------------------------------------------------------------+
¦7. ¦Применение методов и приборов неразрушающего нейтронного ¦
¦ ¦контроля при измерении ядерных материалов ¦
+---+------------------------------------------------------------+
¦8. ¦Измерение отложений урана в технологическом оборудовании ¦
+---+------------------------------------------------------------+
¦ По надзору за физической защитой ядерных материалов, ¦
¦ ядерно и радиационно опасных объектов ¦
+---T------------------------------------------------------------+
¦1. ¦Основы физической защиты ядерных материалов и ядерных ¦
¦ ¦установок ¦
+---+------------------------------------------------------------+
¦2. ¦Инспектирование физической защиты ядерных материалов и ¦
¦ ¦ядерных установок ¦
+---+------------------------------------------------------------+
¦3. ¦Внедрение и эксплуатация комплекса инженерно-технических ¦
¦ ¦средств физической защиты ¦
+---+------------------------------------------------------------+
¦4. ¦Основы оценки уязвимости системы физической защиты ядерных ¦
¦ ¦материалов и ядерных установок ¦
+---+------------------------------------------------------------+
¦5. ¦Инспектирование подразделений сил охраны ядерно и ¦
¦ ¦радиационно опасных объектов ¦
+---+------------------------------------------------------------+
¦ По надзору за учетом, контролем и физической защитой ¦
¦ радиоактивных веществ, радиоактивных отходов ¦
¦ и радиационно опасных объектов ¦
+---T------------------------------------------------------------+
¦1. ¦Инспектирование системы учета и контроля радиоактивных ¦
¦ ¦веществ, радиоактивных отходов и физической защиты радиаци- ¦
¦ ¦онных источников, пунктов хранения, радиоактивных веществ ¦
L---+-------------------------------------------------------------
Приложение N 4
(продолжение)
----T------------------------------------------------------------¬
¦ N ¦ Повышение квалификации ¦
¦п/п¦ ¦
+---+------------------------------------------------------------+
¦ По надзору за учетом и контролем ядерных материалов ¦
+---T------------------------------------------------------------+
¦1. ¦Методика проведения инспекций учета и контроля ядерных ¦
¦ ¦материалов на предприятиях с материалами в учетных единицах ¦
+---+------------------------------------------------------------+
¦2. ¦Методика проведения инспекций учета и контроля ядерных ¦
¦ ¦материалов на предприятиях с материалами в "балк"-форме ¦
+---+------------------------------------------------------------+
¦3. ¦Применение методов и приборов неразрушающего контроля при ¦
¦ ¦проведении инспекций систем учета и контроля ядерных ¦
¦ ¦материалов (с использованием гамма спектрометрических и ¦
¦ ¦нейтронных приборов контроля) ¦
+---+------------------------------------------------------------+
¦4. ¦Методика выполнения обязанностей руководителей комиссий при ¦
¦ ¦проведении целевых инспекций систем учета и контроля ядерных¦
¦ ¦материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и ¦
¦ ¦физической защиты ¦
+---+------------------------------------------------------------+
¦5. ¦Культура регулирования учета и контроля ядерных материалов, ¦
¦ ¦радиоактивных веществ и радиоактивных отходов ¦
+---+------------------------------------------------------------+
¦ По надзору за физической защитой ядерных материалов, ¦
¦ ядерно и радиационно опасных объектов ¦
+---T------------------------------------------------------------+
¦1. ¦Методика проведения инспекций состояния физической защиты ¦
¦ ¦ядерно опасного объекта (атомная станция) ¦
+---+------------------------------------------------------------+
¦2. ¦Методика проведения инспекций состояния физической защиты ¦
¦ ¦ядерно опасного объекта (предприятие топливного цикла) ¦
+---+------------------------------------------------------------+
¦3. ¦Методика проведения инспекций состояния физической защиты ¦
¦ ¦ядерно опасного объекта (исследовательская ядерная ¦
¦ ¦установка) ¦
+---+------------------------------------------------------------+
¦ По подготовке лиц, участвующих в обучении ¦
+---T------------------------------------------------------------+
¦1. ¦Системный подход к обучению, психолого-педагогические основы¦
¦ ¦преподавания и подготовки инспекторского состава ¦
L---+-------------------------------------------------------------
|