Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
03.10.2017
USD
57.81
EUR
67.91
CNY
8.69
JPY
0.51
GBP
76.98
TRY
16.13
PLN
15.73
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 15.11.2006 N 83-Г06-19 О ЧАСТИЧНОЙ ОТМЕНЕ РЕШЕНИЯ БРЯНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.08.2006 И ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ В ЧАСТИ ПРИЗНАНИЯ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ "О РАЗМЕЩЕНИИ ОБЪЕКТОВ ИГОРНОГО БИЗНЕСА НА ТЕРРИТОРИИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ" ОТ 08.11.2005 N 76-З

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 15 ноября 2006 года
   
                                                      Дело N 83-Г06-19
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Соловьева В.Н.,
       судей                                           Макарова Г.В.,
                                                       Хаменкова В.Б.
   
       рассмотрела  в  судебном  заседании  от  15  ноября   2006   г.
   гражданское   дело  по  заявлению  И.  о  признании  противоречащим
   федеральному  законодательству  и  недействующим  Закона   Брянской
   области  от  8  ноября  2005  г. N 76-3  "  О  размещении  объектов
   игорного  бизнеса на территории Брянской области"  по  кассационной
   жалобе  Брянской  областной  Думы на решение  Брянского  областного
   суда  от  24 августа 2006 г., которым заявление И. удовлетворено  в
   полном объеме.
       Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В.
   Макарова,  объяснения  И.  и  его  представителя  Шпиньковой  Г.Д.,
   заключение  прокурора Генеральной прокуратуры  РФ  Селяниной  Н.Я.,
   полагавшей  решение  суда  первой  инстанции  подлежащим  отмене  в
   части,  Судебная  коллегия  по гражданским  делам  Верховного  Суда
   Российской Федерации
   
                              установила:
   
       27   октября  2005  г.  Брянской  областной  Думой  был  принят
   вышеуказанный  Закон. Закон подписан губернатором Брянской  области
   8  ноября  2005  г.  и опубликован в газете "Брянский  рабочий"  11
   ноября 2005 г.
       Статья  1 данного Закона области предусматривает, что настоящий
   Закон  в  соответствии с Конституцией Российской Федерации в  целях
   защиты  прав  и  свобод  человека и гражданина  определяет  порядок
   размещения   объектов  игорного  бизнеса  на  территории   Брянской
   области.   Пункт   1  статьи  2  предусматривает,   что   субъекты,
   осуществляющие   деятельность   по   организации    и    содержанию
   тотализаторов   и   игорных  заведений,  согласовывают   размещение
   объектов   игорного  бизнеса  с  органами  местного  самоуправления
   муниципальных   образований,  на  территории  которых   расположены
   объекты    игорного   бизнеса,   в   соответствии   с   действующим
   законодательством.  Пункт  2  ст.  2  устанавливает,  что   игорные
   заведения не могут быть размещены в жилых помещениях, на рынках,  в
   зданиях  вокзалов,  в  учреждениях культуры, в зданиях  действующих
   общеобразовательных   и  медицинских  учреждений,   в   зданиях   и
   помещениях   организаций,   осуществляющих   культовую    и    иную
   религиозную деятельность, а также в зонах, определенных  пунктом  1
   статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Пункт  3
   ст.    2    определяет,   что   органы   местного    самоуправления
   руководствуются  положениями настоящей статьи также  при  выделении
   земельных    участков   хозяйствующим   субъектам,   осуществляющим
   деятельность  по организации и содержанию тотализаторов  и  игорных
   заведений,  для  размещения  объектов игорного  бизнеса.  Статья  3
   предусматривает, что размещение объектов игорного бизнеса  подлежит
   приведению  в  соответствие  с  положениями  настоящего  Закона   в
   течение  одного  года со дня вступления в силу  настоящего  Закона.
   Согласно  статьи 4 настоящий Закон вступает в силу по истечении  10
   дней со дня официального опубликования.
       И., являясь индивидуальным предпринимателем, осуществляющим  на
   территории   Брянской  области  деятельность   по   организации   и
   содержанию тотализаторов и игорных заведений на основании  выданной
   в  установленном порядке лицензии, обратился в суд с указанным выше
   заявлением,  ссылаясь  на  то, что нормы  оспариваемого  им  Закона
   противоречат ст. ст. 1, 2, 3, 49, 421 ГК РФ; ст. ст. 4, 5, 7 ФЗ  "О
   лицензировании  отдельных видов деятельности"; ст. 7  Закона  РСФСР
   "О  конкуренции  и  ограничения монополистической  деятельности  на
   товарных  рынках";  ст.  26.1  ФЗ "Об общих  принципах  организации
   законодательных   (представительных)   и   исполнительных   органов
   государственной  власти субъектов РФ"; пп. "б"  п.  4  Положения  о
   лицензировании   деятельности   по   организации    и    содержанию
   тотализаторов  и  игорных  заведений, утвержденного  Постановлением
   Правительства РФ от 15 июля 2002 г. N 525.
       По   делу   постановлено  указанное  выше   решение   Брянского
   областного суда.
       В  кассационной жалобе Брянской областной Думы ставится  вопрос
   об  отмене  решения суда по мотиву допущенных судом нарушений  норм
   материального и процессуального права.
       Проверив  материалы дела и обсудив доводы кассационной  жалобы,
   Судебная коллегия приходит к следующему.
       Признавая недействующими оспариваемые заявителем положения  ст.
   2   областного  Закона,  суд  обосновано  исходил  из   того,   что
   отсутствие    специального   федерального   закона,   регулирующего
   деятельность по организации и проведению азартных игр  и  пари,  не
   означает,   что  вопросы  размещения  объектов  игорных   заведений
   федеральным законодательством не разрешены.
       Так,  в  соответствии со статьями 3 и 5 Федерального закона  "О
   лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001  N  128-
   ФЗ  обеспечение единства экономического пространства на  территории
   Российской  Федерации, установление единого порядка  лицензирования
   на   территории  Российской  Федерации,  установление  лицензионных
   требований и условий положениями о лицензировании конкретных  видов
   деятельности    являются    основными   принципами    осуществления
   лицензирования.
       В  целях  обеспечения единства экономического  пространства  на
   территории Российской Федерации Правительство Российской  Федерации
   в  соответствии  с  определенными Президентом Российской  Федерации
   основными  направлениями внутренней политики государства утверждает
   положения   о   лицензировании   конкретных   видов   деятельности,
   определяет     федеральные     органы    исполнительной     власти,
   осуществляющие   лицензирование  конкретных   видов   деятельности,
   устанавливает    виды    деятельности,    лицензирование    которых
   осуществляется органами исполнительной власти субъектов  Российской
   Федерации.
       Перечень  работ  и  услуг  при  осуществлении  деятельности  по
   организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том  числе  с
   использованием  игровых  столов и иного  игрового  оборудования,  в
   помещениях   казино   (деятельность   казино),   деятельности    по
   организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе,  с
   использованием игрового оборудования (кроме игровых столов) в  силу
   пункта   2   статьи   17   названного  выше   Федерального   закона
   устанавливается  положениями  о  лицензировании  конкретных   видов
   деятельности.
       Постановлением Правительства Российской Федерации  от  15  июля
   2002  г.  N  525 утверждено Положение о лицензировании деятельности
   по  организации  и  содержанию тотализаторов и  игорных  заведений,
   подпунктом    "б"   пункта   4   которого   запрещено    размещение
   тотализаторов  и  игорных заведений в жилых помещениях,  в  зданиях
   действующих  образовательных и медицинских учреждений,  а  также  в
   зданиях и помещениях организаций, осуществляющих культовую  и  иную
   религиозную    деятельность.   Иных    запретов    на    размещение
   тотализаторов и игорных заведений данное Положение не содержит.
       При разрешении федеральным законодательством вопроса размещения
   объектов  игорного бизнеса суд сделал правильный вывод о  том,  что
   субъект  Российской  Федерации, не наделенный федеральным  законом,
   иными  нормативными  правовыми актами Российской  Федерации  правом
   регулировать   отношения  в  сфере  лицензирования   данного   вида
   деятельности,  не  вправе принимать закон о  запрете  осуществления
   этой  деятельности лицами, имеющими федеральную лицензию, в местах,
   не запрещенных федеральным законодательством.
       С  учетом  изложенного, довод кассационной жалобы  о  том,  что
   Положение   о   лицензировании  деятельности   по   организации   и
   содержанию   тотализаторов   и  игорных   заведений,   утвержденное
   Постановлением Правительства Российской Федерации от 15  июля  2002
   г.   N   525,  не  содержит  норм,  устанавливающих,  что  перечень
   требований  и условий для осуществления деятельности по организации
   и  содержанию тотализаторов и игорных заведений является  закрытым,
   а  следовательно,  субъекты Российской Федерации вправе  установить
   дополнительные требования к размещению объектов игорного бизнеса  в
   границах  своих территорий в целях защиты прав и свобод человека  и
   гражданина,   правопорядка,  общественной  безопасности,   является
   несостоятельным  и не может служить основанием к  отмене  судебного
   решения  в  части п. 2 ст. 2 относительно слов "..., на  рынках,  в
   зданиях      вокзалов,     в     учреждениях     культуры,      ...
   общеобразовательных...(учреждений)...".
       Поскольку   ст.   3  оспариваемого  Закона  и  указанные   выше
   положения,  предусмотренные  в  п.  2  ст.  2  областного   Закона,
   взаимосвязаны   между   собой,   она   также   правильно   признана
   недействующей.
       В  то  же  время,  признание судом противоречащим  федеральному
   законодательству,  недействующим и не подлежащим  применению  п.  2
   ст.  2  в  части слов "...в жилых помещениях, в зданиях действующих
   медицинских   учреждений,   а  также   в   зданиях   и   помещениях
   организаций,   осуществляющих   культовую   и   иную    религиозную
   деятельность"  нельзя  признать  правильным,  так  как  запрет   на
   размещение   тотализаторов  и  игорных  заведений  в  этих   местах
   предусмотрен федеральным законодательством.
       При   этом,   необходимо  иметь  в  виду,  что   Постановлением
   Правительства  РФ  запрещается размещение тотализаторов  и  игорных
   заведений  в  зданиях действующих образовательных учреждений,  а  в
   Законе  области  указано  об общеобразовательных  учреждениях,  что
   указывает на более узкий круг образовательных учреждений.
       Что касается решения суда о признании недействующими ст. 1,  п.
   1  и  п. 3 ст. 2, ст. 4 оспариваемого Закона, то и в этой части оно
   подлежит отмене.
       Не соглашаясь с выводом суда о признании недействующим пункта 1
   ст.  2  Закона Брянской области, Судебная коллегия исходит из того,
   что   согласование   размещения   объектов   игорного   бизнеса   с
   уполномоченным   органом   исполнительной   власти,   осуществление
   которого  предписано в соответствии с законодательством  Российской
   Федерации  и  законодательством субъекта  Российской  Федерации  не
   может рассматриваться как противоречащее федеральному закону.
       Указанное  согласование означает, что после получения лицензии,
   проверку  выполнения установленных федеральными законами, настоящим
   Законом   и   иными  Законами  Брянской  области   требований   при
   размещении  объекта  игорного бизнеса в том  помещении,  в  котором
   организация   или   индивидуальный   предприниматель   предполагают
   разместить  указанный  объект,  осуществляет  орган  исполнительной
   власти.  При  этом  Судебная коллегия полагает, что  разрешение  на
   осуществление   игровой  деятельности  в  местах,  не   запрещенных
   Положением  о  лицензировании,  не  носит  безусловного  характера.
   Судебная  коллегия допускает, что при согласовании мест  размещения
   объектов  игорного бизнеса с уполномоченным органом  исполнительной
   власти  либо  органами местного самоуправления возможно обнаружение
   таких  обстоятельств, которые могут исключать осуществление данного
   вида  деятельности  и  в  тех  местах,  где  ее  осуществление   не
   запрещено.   Таковыми   могут   быть,   например,   обстоятельства,
   создающие  угрозу жизни, здоровью и нравственности  граждан,  их  и
   организаций,  имуществу, а также другие обстоятельства,  нарушающие
   права  и  свободы  граждан и организаций.  В  таких  случаях  лицо,
   которому   созданы   препятствия   в   осуществлении   лицензионной
   деятельности,   вправе  разрешить  спор  в  установленном   законом
   порядке.   При   отмеченном  выше  нет   оснований   считать,   что
   согласование  размещения объектов игорного  бизнеса  в  местах,  не
   запрещенных  Положением  о  лицензировании,  относится  к   вопросу
   лицензирования  данного вида деятельности,  а  потому  противоречит
   федеральному    законодательству,    регулирующему     этот     вид
   правоотношений.  Вывод  суда  в  этой  части  основан  на  неверном
   толковании норм материального права.
       П.  3 ст. 2 оспариваемого Закона области указывает лишь на  то,
   что  при  выделении  земельных  участков  хозяйствующим  субъектам,
   осуществляющим  деятельность по организации  и  содержанию  игорных
   заведений  для  тотализаторов и игорных заведений,  для  размещения
   объектов  игорного  бизнеса органы местного  самоуправления  должны
   руководствоваться  требованиями статьи 2 этого  Закона.  Эта  норма
   является  отсылочной. Отдельные нормы ст. 2 данного  Закона  (п.  2
   ст.  2)  признаны  Судебной коллегией противоречащими  федеральному
   законодательству.  Следовательно,  пункт  3   ст.   2,   с   учетом
   изложенного, федеральному законодательству не противоречит.
       Поскольку  отдельные положения оспариваемого Закона области  не
   противоречат  федеральному законодательству, отсутствуют  основания
   для  признания  противоречащими федеральному  законодательству  его
   ст.  ст. 1 и 4, определяющих цель принятия данного закона и порядок
   вступления данного закона в силу соответственно.
       С учетом изложенного, руководствуясь статьями 360 и 361 ГПК РФ,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации
   
                              определила:
   
       решение Брянского областного суда от 24 августа 2006 г. в части
   признания     противоречащими    федеральному     законодательству,
   недействующими  и  не  подлежащим  применению  со  дня   вступления
   решения  суда в законную силу статьи 1; пункта 1, пункта 2 в  части
   слов   "в  жилых  помещениях,  в  зданиях  действующих  медицинских
   учреждений,  в  зданиях  и  помещениях организаций,  осуществляющих
   культовую  и  иную религиозную деятельность", пункта  3  статьи  2;
   статьи  4 Закона Брянской области от 8 ноября 2005 года N  76-3  "О
   размещении   объектов  игорного  бизнеса  на  территории   Брянской
   области"  отменить. Принять в этой части новое решение, которым  И.
   в удовлетворении заявления отказать.
       В  остальной  части  решение Брянского областного  суда  от  24
   августа  2006  г.  оставить без изменения,  а  кассационную  жалобу
   Брянской областной Думы без удовлетворения.
   
                                                  Председательствующий
                                                          В.Н.СОЛОВЬЕВ
   
                                                                 Судьи
                                                           Г.В.МАКАРОВ
                                                          В.Б.ХАМЕНКОВ
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
03.10.2017
USD
57.81
EUR
67.91
CNY
8.69
JPY
0.51
GBP
76.98
TRY
16.13
PLN
15.73
Разное