МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 10 марта 1999 г. N 603
ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В 1998 ГОДУ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА 1999 ГОД
Во исполнение решения расширенного заседания коллегии
Минобразования России от 2 марта 1999 г. N 5, обсудившего итоги
деятельности министерства, органов управления образованием,
образовательных, научно - исследовательских и других учреждений и
организаций системы образования, педагогических и научных
коллективов в 1998 году и основные задачи на 1999 год, приказываю:
1. Утвердить одобренные коллегией основные задачи
Минобразования России на 1999 год (Приложение), направленные на
сохранение, поддержку и развитие системы образования России с
учетом современного состояния и перспектив социально -
экономического развития страны.
2. Руководителям структурных подразделений министерства,
подведомственных министерству учреждений и организаций совместно с
органами управления образованием субъектов Российской Федерации
обеспечить разработку мер по выполнению утвержденных коллегией
первоочередных задач Минобразования России на 1999 год.
Рекомендовать руководителям региональных органов управления
образованием использовать в работе материалы настоящей коллегии,
довести их до сведения коллективов образовательных учреждений.
3. Руководителям структурных подразделений министерства,
подведомственных министерству организаций и учреждений привести
перспективные и текущие планы работы в соответствие с основными
задачами Минобразования России на 1999 год.
4. С целью выработки предложений по кардинальным изменениям
системы обеспечения заработной платы работникам образовательных
учреждений, подведомственных субъектам Российской Федерации и
органам местного самоуправления, заместителю Министра
Г.А. Балыхину в десятидневный срок подготовить предложения в
Правительство Российской Федерации, профильные комитеты
Законодательного Собрания Российской Федерации и ЦК профсоюза
работников народного образования и науки Российской Федерации о
создании совместной рабочей группы для разработки предложений по
совершенствованию системы оплаты труда работников образования и
межбюджетных отношений в части финансирования сферы образования.
5. Заместителям Министра по итогам зональных совещаний (март -
май 1999 г.) регионов Российской Федерации по проблемам
совершенствования системы образования Российской Федерации в срок
до 10 июня 1999 г. разработать План конкретных мероприятий в
системе образования Российской Федерации на 1999/2000 учебный год
в свете вышеуказанных основных задач министерства, организовать
обсуждение его в субъектах Российской Федерации и представить на
утверждение коллегии Минобразования России до 5 сентября 1999 г.
6. Отделу баз данных и документальной связи (Быстрову И.Е.),
Пресс - службе (Омельченко С.В.) организовать информирование
заинтересованных органов законодательной и исполнительной власти,
а также широкой общественности о результатах работы коллегии и
намеченных ею основных направлениях деятельности министерства в
1999 году.
7. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за
собой.
Министр
В.ФИЛИППОВ
Приложение
к Приказу Минобразования России
от 10 марта 1999 г. N 603
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1999 ГОД
В области законодательства и формирования государственной
политики:
разработать в Минобразовании России, а также внести в
Правительство Российской Федерации и проработать с
соответствующими комитетами Федерального Собрания Российской
Федерации предложения по совершенствованию нормативно - правовой
базы образования, разработать и начать осуществление мероприятий,
направленных на реализацию данных документов в 1999 г., завершить
доработку Федеральной программы развития образования, разработку
Национальной доктрины развития образования в Российской Федерации;
оказывать помощь субъектам Российской Федерации в разработке
регионального законодательства в области образования, подготовить
и издать соответствующие научно - методические рекомендации,
осуществлять мониторинг и анализ соответствия регионального
законодательства Конституции Российской Федерации и федеральным
законам.
В области содержания образования:
завершить разработку государственных образовательных
стандартов основного общего образования, продолжить
совершенствование стандартов начального, среднего и высшего
профессионального образования и их методического обеспечения;
осуществить мероприятия организационного, научно -
методического, правового, экономического характера по подготовке к
поэтапному переходу в 2000 - 2009 годах на 12-летний срок обучения
в средней общеобразовательной школе;
продолжить совершенствование профессионально -
квалификационной структуры подготовки, переподготовки и повышения
квалификации специалистов с учетом требований рынка труда и
приоритетов экономики и социальной сферы государства;
обеспечить разработку содержания и методик образования,
ориентированных на сельские малочисленные и малокомплектные школы,
провести корректировку их учебных планов с целью усиления
практической направленности учебного процесса в соответствии с
изменениями в укладе сельской жизни;
разработать и начать реализацию мер по государственному
регулированию рынка учебной литературы, усилению роли целевых и
региональных программ издания учебной литературы;
продолжить работу по сокращению обязательной аудиторной
нагрузки и устранению перегрузки учащихся общеобразовательных
школ;
разработать комплексную программу развития и организации
воспитательной работы с детьми и молодежью в образовательных
учреждениях России;
принять меры по развитию дистанционного образования,
обеспечению его необходимыми учебными материалами, базами данных и
знаний, мультимедийными средствами и технологиями.
В области управления и контроля:
продолжить развитие системы связей с региональными органами
управления образованием, совершенствование форм и методов
взаимодействия с ними;
обеспечить усиление роли соглашений между органами управления
образованием Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
в вопросах управления системой образования, завершить разработку
типового (примерного) соглашения и усилить механизм контроля за
выполнением ранее заключенных соглашений;
провести анализ соответствия функциональной структуры
министерства задачам распределения управленческих функций между
органами управления образованием различных уровней, учреждениями
образования с точки зрения оптимальности, оценить с этих позиций
эффективность работы аппарата министерства;
определить основные направления и разработать мероприятия по
дальнейшему совершенствованию системы государственно -
общественного регулирования как важнейшего элемента управления
сферой образования;
разработать нормативную базу, необходимую для расширения
практики организации учреждений образования на основе
многоучредительства;
продолжить совершенствование процедур лицензирования,
аттестации и аккредитации образовательных учреждений: создать
единую базу данных, упорядочить финансовые вопросы, ужесточить
требования при лицензировании и усилить контроль за выполнением
лицензионных требований, улучшить взаимодействие по этим
направлениям деятельности с органами управления субъектов
Российской Федерации;
завершить работу по корректировке государственной и отраслевой
систем образовательной статистики;
активизировать контрольно - инспекционную деятельность в сфере
образования, более четко разделить направления и участки этой
деятельности между различными уровнями органов управления
образованием и их подразделениями, рассмотреть целесообразность
передачи части функций с федерального на региональный уровень;
осуществлять совместно с ЦК профсоюза работников народного
образования и науки постоянный контроль за состоянием выплат
заработной платы и стипендий в сфере образования и анализ ситуации
с уровнем социальной напряженности в региональных системах
образования и учреждениях образования с целью принятия оперативных
мер по улучшению положения учащихся и работников образовательных
учреждений.
В области подготовки, повышения квалификации и аттестации
педагогических и научно - педагогических работников:
завершить совместно с региональными органами управления
образованием работу по формированию и приведению в соответствие с
действующим законодательством нормативной и организационно -
методической базы аттестации педагогических и руководящих кадров,
а также замещения должностей научно - педагогического состава
государственных и муниципальных образовательных учреждений;
реализовать систему переподготовки и регулярного повышения
квалификации руководителей органов управления образованием,
руководящих и педагогических работников образовательных учреждений
всех уровней;
осуществить коренную переработку нормативной базы,
регламентирующей деятельность системы аттестации научных
и научно - педагогических работников, в том числе номенклатуру
специальностей научных работников и Положение о порядке
присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий;
оптимизировать структуру Высшей аттестационной комиссии и сеть
специализированных советов по защите диссертаций.
В области экономики:
совместно с органами управления образованием субъектов
Российской Федерации продолжить работу по нормализации положения в
части своевременной выплаты заработной платы работникам
образования, включая разработку согласованных с региональными
органами исполнительной власти, профессиональными союзами,
представителями трудовых коллективов графиков поэтапного погашения
имеющейся задолженности по зарплате;
продолжить разработку и внедрение механизмов нормативного
финансирования учреждений образования; завершить разработку
системы минимальных социальных стандартов для сферы образования и
показателей развития образования с учетом включения показателей в
расчетную базу федерального бюджета на 2000 год;
разработать систему нормативов, являющихся базовыми для
формирования бюджетов учреждений образования и бюджетов всей
системы образования, с учетом реформы экономики и государственного
устройства;
разработать и реализовать механизмы целевой подготовки и
формирования регионального заказа на подготовку специалистов и
научно - педагогических кадров в системе профессионального
образования с целью расширения возможностей обучения молодежи в
ведущих образовательных центрах России, усиления академической
мобильности и расширения источников финансирования
профессионального образования;
провести организационную работу по созданию системы содействия
трудоустройству выпускников профессиональных образовательных
учреждений;
разработать принципы и нормативную базу дифференциации
учреждений профессионального образования с учетом характера задач,
решаемых учреждениями образования на федеральном и региональном
уровнях, наличия научных и научно - педагогических школ и
материально - технического потенциала;
подготовить предложения в Правительство Российской Федерации
по реализации образовательного трансферта (адресных субвенций) с
целью выравнивания экономических условий функционирования
учреждений образования в разных регионах;
осуществить меры по дальнейшему упорядочению и развитию
платных форм обучения и системы платных услуг в сфере образования;
провести четкое разделение услуг в системе образования на платные
и бесплатные, определить условия платности услуг, механизм
ценообразования и систему социальной поддержки студентов и
учащихся из малообеспеченных семей;
усилить адресность и дифференциацию социальной поддержки,
расширить ее формы, в том числе провести эксперимент по отработке
механизмов образовательного кредита, образовательного страхования,
привлечь другие внебюджетные источники ресурсов;
при разработке бюджетов учреждений образования на 2000 год
максимально использовать возможности привлечения внебюджетных
средств на функционирование и развитие системы образования;
продолжить работу по оптимизации структуры получателей бюджета
в системе образования, последовательно осуществлять структурную
перестройку сети учреждений профессионального образования с учетом
потребностей и перспектив развития народного хозяйства страны;
организовать работу по снижению кредиторской задолженности
учреждений образования, реализовать отраслевую программу
энергосбережения;
реализовать меры по эффективному управлению собственностью в
системе образования; разработать нормативные документы,
обеспечивающие повышение эффективности использования федеральной
собственности и защиты имущественных прав учреждений образования,
определенных законодательством об образовании;
провести инвентаризацию материальной базы подведомственных
учреждений и организаций на предмет ее оптимизации и поиска
резервов по сокращению эксплуатационных расходов;
совместно с органами управления и учреждениями образования
подготовить предложения по определению мер в отношении
незавершенного строительства и объектов, эксплуатация которых по
прямому назначению является нецелесообразной;
провести анализ производственной и снабженческой
инфраструктуры сферы образования и осуществить комплекс мер по ее
дальнейшему эффективному функционированию и развитию.
В области научных исследований:
завершить формирование приоритетов научной и научно -
технической деятельности учебных заведений и научных учреждений
системы образования;
разработать совместно с Российской академией наук и Российской
академией образования основные принципы и механизмы,
обеспечивающие проведение интеграции высшего образования,
фундаментальной и прикладной науки;
организовать действенную систему координации образовательных,
научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ;
провести реорганизацию сети научных учреждений Минобразования
России с целью повышения эффективности, устранения дублирования
научных исследований;
осуществить научно - методическое обеспечение разработок,
связанных с государственными образовательными стандартами,
созданием целостного комплекса учебной литературы нового
поколения, оценкой качества образования и эффективности
деятельности образовательных учреждений, поиском новых форм
организации учебно - воспитательного процесса с приоритетом
самостоятельной работы учащихся и студентов, реализацией принципа
непрерывности образования;
обеспечить развитие информационных систем и технологий,
телекоммуникационных сетей в учебном процессе, науке и научном
обслуживании;
продолжить развитие инфраструктуры научно - технической сферы
технопарков, бизнес- и инновационных центров;
продолжить работу по государственной аккредитации научных
организаций и осуществить реформирование их сети.
В области международной деятельности:
создать инновационные программы обучения иностранных граждан в
Российской Федерации, способные обеспечить расширение этого
контингента, обучающегося на компенсационной основе для получения
начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального
образования;
повысить эффективность использования государственных
стипендий, выделяемых для обучения иностранных граждан;
осуществить меры по поддержке интеграционных процессов в
области образования в государствах - участниках СНГ и формированию
в Содружестве единого образовательного пространства;
разработать программу мер по удовлетворению образовательных
потребностей соотечественников за рубежом, оказанию содействия
зарубежным учебным заведениям с русским языком обучения и, в
первую очередь, в государствах - участниках СНГ;
создать механизм реализации Федеральной целевой программы
"Русский язык";
разработать комплекс мероприятий, обеспечивающих расширение
сотрудничества с иностранными выпускниками российских
образовательных учреждений.
|