Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ПИСЬМО ГОСАРБИТРАЖА РСФСР ОТ 22.06.90 N С-13/ОПИ-215 "О ПРИМЕНЕНИИ ОСНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК ОБ АРЕНДЕ"

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>




              ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


                          ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
                  от 22 июня 1990 года  N С-13/ОПИ-215


              О ПРИМЕНЕНИИ ОСНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР
                      И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК ОБ АРЕНДЕ

        Государственный арбитраж  РСФСР направляет для использования в
    практической деятельности информационное письмо об отдельных отве-
    тах, данных  Государственным арбитражем СССР и Государственным ар-
    битражем РСФСР по вопросам применения законодательств об аренде
        Приложение: на 4 листах.
                                                               Главный
                                                государственный арбитр
                                                                 РСФСР
                                                           Н.П.ЗАРУБИН


        1. Об арендодателях по договорам  на  аренду  государственного
    предприятия и структурной единицы объединения

        В соответствии с п.  1 ст. 16 Основ законодательства Союза ССР
    и союзных республик об аренде трудовой коллектив  государственного
    предприятия (объединения)   или  структурной  единицы  объединения
    вправе образовать организацию арендаторов как самостоятельное юри-
    дическое лицо для создания арендного предприятия.
        В практике арбитражей  возник  вопрос,  кто  должен  выступать
    арендодателем по таким договорам.
        По этому вопросу Госарбитражем СССР дано  следующее  разъясне-
    ние.
        "В настоящее время вопрос об арендодателях в указанных случаях
    прямо решен в п. 3 постановления Совета Министров СССР от 20.03.90
    г. N  280 "О порядке сдачи предприятий (объединений) союзного под-
    чинения и их имущества в аренду".
        При сдаче  в аренду государственного предприятия (объединения)
    договор должен быть заключен с государственным  органом,  которому
    подчинено предприятие (объединение).  При сдаче в аренду структур-
    ной единицы объединения договор должен быть заключен с объединени-
    ем, в состав которого входит структурная единица,  коллектив кото-
    рой образовал организацию арендаторов в соответствии с п. 1 ст. 16
    Основ (Письмо Госарбитража СССР от 29.03.90 г. N ОП-7/10).
        В соответствии с  постановлением  Совета  Министров  РСФСР  от
    13.04.90 г.  N  118 при сдаче в аренду государственных предприятий
    (объединений) республиканского (РСФСР)  подчинения  арендодателями
    выступают министерства и ведомства РСФСР,  республиканского (АССР)
    и местного подчинения - государственные органы,  уполномоченные на
    это Советами Министров автономных республик, край(обл)исполкомами,
    Мосгорисполкомом и Ленгорисполкомом.  При сдаче в аренду структур-
    ных единиц  и самостоятельных предприятий,  входящих в состав раз-
    личных объединений,  на которые  распространяется  Закон  СССР  "О
    государственном предприятии (объединении)",  арендодателями высту-
    пают объединения, в которые они входят.

        2. Арендное предприятие является самостоятельным, поэтому спо-
    ры с его участием подлежат рассмотрению в органах Госарбитража

        Руководствуясь п.  1 ст. 16 Основ законодательства Союза ССР и
    союзных республик об аренде, многие предприятия и структурные еди-
    ницы объединения заключают договорные аренды.  В этой связи возник
    вопрос: государственный или ведомственный арбитраж должен рассмат-
    ривать споры арендных предприятий с другими предприятиями (органи-
    зациями) отрасли.
        Госарбитраж СССР разъяснил,  что арендное предприятие является
    самостоятельным и не подчиняется ни своей бывшей  организации,  ни
    соответствующему министерству.   Поэтому   споры  между  арендными
    предприятиями и другими предприятиями отрасли подлежат  рассмотре-
    нию в органах Госарбитража (Письмо Госарбитража СССР от 20.02.90
    N C-13/ОП-25).

        3. Договоры на аренду имущества подразделения государственного
    предприятия могут быть заключены только на добровольной основе

        Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об арен-
    де предусматривают возможность создания арендного  предприятия  на
    основе имущества подразделения государственного предприятия.
        В практике органов Госарбитража возник вопрос, подведомственны
    ли госарбитражам споры о понуждении государственного предприятия к
    заключению такого договора с организацией арендаторов.
        По данному вопросу Госарбитраж РСФСР дал  следующее  разъясне-
    ние.
        Создание арендного предприятия на основе имущества подразделе-
    ния государственного  предприятия  согласно ст.  22 Основ произво-
    дится лишь с согласия соответствующего государственного  предприя-
    тия. В  этом  случае  договор аренды заключается с государственным
    предприятием на добровольной основе.
        Поэтому требования  одной  из сторон о понуждении к заключению
    таких договоров неправомерны и не подлежат рассмотрению в  органах
    арбитража. Разногласия, возникающие при заключении этих договоров,
    рассматриваются арбитражем  лишь  при  наличии  соглашения  сторон
    (Письмо Госарбитража РСФСР от 28.03.90 г. N С-13/ОПИ-101).

        4. Споры, возникающие при заключении договоров на аренду нежи-
    лого помещения,  рассматриваются  органами Госарбитража,  если это
    предусмотрено соглашением сторон

        В связи с отменой  ранее  действовавшего  законодательства  по
    вопросам аренды нежилых помещений и введением в действие Основ за-
    конодательства Союза ССР и союзных республик об аренде в  практике
    органов Госарбитража возник вопрос о подведомственности арбитражам
    споров, возникающих при заключении таких договоров.
        Госарбитражем РСФСР дано разъяснение следующего содержания.
        В соответствии  с  действующим  законодательством разногласия,
    возникающие при заключении договоров на аренду нежилых  помещений,
    могут разрешаться  органами  Государственного арбитража,  если это
    предусмотрено соглашением сторон.  Если такого соглашения не  име-
    ется, Госарбитраж правомерно отказывает в принятии исковых заявле-
    ний (Письмо Госарбитража РСФСР от 22.02.90 г. N ОПИ-19/5).

        5. О рассмотрении  разногласий,  касающихся  размера  арендной
    платы за нежилое помещение

        Согласно ст.  7  Основ  законодательства  Союза  ССР и союзных
    республик об аренде конкретный размер арендной платы  устанавлива-
    ется в договоре, заключаемом сторонами на началах добровольности и
    полного равенства.
        В арбитражной практике возник вопрос,  чем должен руководство-
    ваться Госарбитраж при рассмотрении разногласий, касающихся разме-
    ра арендной платы за нежилое помещение, и какой орган может прове-
    рить обоснованность составленной арендодателем калькуляции размера
    арендной платы.
        По поставленному вопросу Госарбитраж РСФСР разъяснил:
        "При определении  размера  арендой платы за нежилое помещение
    сторонам необходимо руководствоваться ст. 8 Основ законодательства
    Союза ССР  и союзных республик об аренде,  п.  18 постановления ЦК
    КПСС и Совета Министров от 15.03.89 г. N 231 и п. 13 постановления
    Совета министров  РСФСР  от  12.05.89 г.  N 153,  согласно которым
    признана недопустимой сдача в аренду нежилых помещений  (строений)
    с оплатой  в размерах,  не покрывающих расходов по их содержанию и
    ремонту.
        В случае недостижения сторонами соглашения по размеру арендной
    платы за конкретное нежилое помещение арбитр  должен  исходить  из
    необходимости покрытия расходов арендодателя по содержанию помеще-
    ния, а также получения им части прибыли.
        При необходимости  может быть назначена экспертиза с привлече-
    нием в качестве экспертов специалистов финансовых органов,  управ-
    лений жилищно-коммунального  хозяйства  исполкомов и других компе-
    тентных органов.
        Кроме этого,  следует  иметь  в  виду,  что Минжилкомхоз РСФСР
    письмом от 19.04.90 г.  N 01-17-135 всем подведомственным  органам
    на местах  направил  для  руководства  при заключении договоров на
    аренду нежилых помещений "Рекомендации по расчету  арендной  платы
    за нежилые  помещения  в  новых условиях хозяйствования" (Письмо
    Госарбитража РСФСР от 23.05.90 г. N С-13/ОПИ-161).

        6. Споры, связанные с размещением госзаказа на арендном предп-
    риятии, рассматриваются госарбитражами в установленном порядке

        Согласно п. 4 ст 18 Основ законодательства Союза ССР и союзных
    республик об аренде арендное предприятие обязано принимать на себя
    по договору аренды выполнение государственного заказа в объеме, не
    превышающем соответствующий заказ,  принятый на год  его  сдачи  в
    аренду.
        Однако в практике нередки случаи, когда до арендного предприя-
    тия доводится  госзаказ  в большем объеме,  чем на год его сдачи в
    аренду.
        В этой связи Госарбитраж РСФСР разъяснил:
        "Основы законодательства Союза  ССР  и  союзных  республик  об
    аренде не предусматривают право арендного предприятия обращаться с
    заявлениями о признании акта о доведении госзаказа  полностью  или
    частично недействительным.
        Однако учитывая, что госзаказ является обязательным для аренд-
    ных предприятий,  споры,  связанные  с  его  размещением  на таких
    предприятиях, должны рассматриваться госарбитражами в  установлен-
    ном порядке"   (Письмо   Госарбитража   РСФСР  от  15.05.90  г.  N
    С-13/ОПИ-106).

        7. Арендное предприятие является правопреемником государствен-
    ного предприятия, взятого им в аренду

        Согласно п.  1 ст.  23 Закона о госпредприятии (в новой редак-
    ции) деятельность предприятия может быть  прекращена  при  решении
    вопроса о  передаче имущества предприятия в целом в аренду органи-
    зации арендаторов или кооперативу.
        Между тем п. 4 ст. 16 Основ законодательства Союза ССР и союз-
    ных республик об аренде предусмотрено,  что  арендное  предприятие
    становится правопреемником имущественных прав и обязанностей госу-
    дарственного предприятия, на основе которого оно создано.
        Учитывая, что  по  общему правилу при прекращении деятельности
    предприятия правопреемства не возникает,  в практике госарбитражей
    встал вопрос,  каким  из  названных нормативных актов руководство-
    ваться в данном случае.
        В этой связи Госарбитраж СССР разъяснил:
        "В указанном случае следует  руководствоваться  п.  4  ст.  16
    Основ законодательства  Союза  ССР  и союзных республик об аренде"
    (Письмо Госарбитража СССР от 23.03.90 г. N ОП-7/9).

                                           Отдел обобщения арбитражной
                                           практики и инструктирования




    ________________________________________________________________
    "Применение законодательства о поставках на территории РСФСР.
    Арбитражная практика." М., 1991 г.

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
Разное