Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
06.06.2015
USD
56.25
EUR
63.32
CNY
9.07
JPY
0.45
GBP
86.21
TRY
21.05
PLN
15.21
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 07.12.2004 N 9107/04 О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ РЕШЕНИЯ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 11.11.2003 N А40-38456/03-87-485 И ПОСТАНОВЛЕНИЯ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 14.04.2004 ПО ДАННОМУ ДЕЛУ (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                        от 7 декабря 2004 года
                                   
                            Дело N 9107/04
   
                             (Извлечение)
   
       Президиум   Высшего  Арбитражного  Суда  Российской   Федерации
   рассмотрел  заявление Межрайонной инспекции Министерства Российской
   Федерации по налогам и сборам N 40 по городу Москве о пересмотре  в
   порядке   надзора  решения  Арбитражного  суда  города  Москвы   от
   11.11.2003   по   делу   N  А40-38456/03-87-485   и   постановления
   Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.04.2004  по
   тому же делу.
       В заседании приняли участие представители:
       от  заявителя  - Межрайонной инспекции Министерства  Российской
   Федерации по налогам и сборам N 40 по городу Москве - К., М., О.;
       от  Управления Министерства Российской Федерации по  налогам  и
   сборам по городу Москве - Ж.;
       от Федеральной налоговой службы - Е.;
       от  открытого акционерного общества "Мосэнерго" (истца)  -  Н.,
   П., П.
       Заслушав   и  обсудив  доклад  судьи  Б.,  а  также  объяснения
   представителей   участвующих  в  деле  лиц,   Президиум   установил
   следующее.
       Открытое  акционерное общество "Мосэнерго" (далее  -  общество)
   обратилось   в  Арбитражный  суд  города  Москвы  с  заявлением   о
   признании    недействительным   решения    Межрайонной    инспекции
   Министерства  Российской Федерации по налогам  и  сборам  N  40  по
   городу  Москве  (далее  -  инспекция) от 21.06.2003  N  07-42/22  и
   возврате  излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных
   дорог  за  2000  год  в  размере  328407525  рублей,  в  том  числе
   240431837 рублей - в территориальный дорожный фонд города Москвы  и
   87975688  рублей  -  в  территориальный  дорожный  фонд  Московской
   области.
       Решением   суда  первой  инстанции  от  11.11.2003   требование
   общества удовлетворено в полном объеме.
       Федеральный  арбитражный суд Московского округа  постановлением
   от 14.04.2004 решение оставил без изменения.
       Удовлетворяя  требование налогоплательщика,  суды  исходили  из
   следующего.  Общество  в  спорном  периоде  уплачивало   налог   на
   пользователей  автомобильных дорог, зачисляемый  в  территориальный
   дорожный  фонд,  с  учетом  ставки 2  процента  от  суммы  выручки,
   полученной от реализации продукции (работ, услуг), в то  время  как
   Законом  города  Москвы  от 31.05.2000 N  14  "О  ставках  налогов,
   взимаемых в дорожные фонды" (в редакции от 15.11.2000 N 38)  ставка
   налога   на  пользователей  автомобильных  дорог,  зачисляемого   в
   территориальный  дорожный фонд, снижена до  1  процента.  Указанное
   положение   распространялось   на   правоотношения,   возникшие   с
   01.04.1998,  в  связи  с  чем  суд признал  необоснованным  решение
   инспекции  об  отказе в возврате излишне уплаченной  суммы  налога,
   ссылаясь   на  пункт  4  статьи  5  Налогового  кодекса  Российской
   Федерации,  согласно  которому акты законодательства  о  налогах  и
   сборах,   улучшающие  положение  налогоплательщика,   могут   иметь
   обратную силу, если прямо предусматривают это.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший Арбитражный  Суд  Российской
   Федерации,  о  пересмотре  в  порядке  надзора  названных  судебных
   актов,  инспекция  просит  отменить  их,  ссылаясь  на  наличие  на
   территории Московской области обособленных подразделений  общества,
   обязанность  по  уплате  налога  у которых  возникла  по  месту  их
   нахождения  исходя из ставки налога на пользователей  автомобильных
   дорог,  установленной Законом Московской области  от  04.01.1995  N
   1/95-ОЗ  "О ставках налогов, зачисляемых в территориальный дорожный
   фонд".   Следовательно,  налог  в  территориальный  дорожный   фонд
   Московской области нельзя считать излишне уплаченным.
       В  отзыве  на  заявление общество просит оспариваемые  судебные
   акты  оставить в силе, поскольку объект налогообложения  по  налогу
   на  пользователей  автомобильных  дорог  на  территории  Московской
   области у него отсутствовал.
       Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве
   на  него  и  выступлениях присутствующих в заседании представителей
   сторон,  Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат
   отмене,   дело  -  передаче  на  новое  рассмотрение  по  следующим
   основаниям.
       Статьей 5 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О
   дорожных  фондах в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей
   в  2000  году)  ставка налога на пользователей автомобильных  дорог
   установлена   в   размере  2,5  процента  (из  них   0,5   процента
   зачисляется  в  Федеральный  дорожный  фонд  и  2  процента   -   в
   территориальные   дорожные  фонды)  от   выручки,   полученной   от
   реализации     продукции     (работ,    услуг).     Законодательным
   (представительным)  органам  субъектов  Российской  Федерации  было
   предоставлено    право   повышать   (понижать)    ставку    налога,
   зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более  чем  на
   50 процентов от ставки федерального налога.
       Законом  города  Москвы от 31.05.2000 N 14 (в  редакции  Закона
   города  Москвы  от 15.11.2000 N 38) ставка налога на  пользователей
   автомобильных  дорог, зачисляемого в территориальный дорожный  фонд
   города  Москвы,  установлена  в  размере  1  процента  от  выручки,
   полученной от реализации продукции (работ, услуг), причем  согласно
   статье  3 данного Закона в этой части его действие распространяется
   на правоотношения, возникшие с 01.04.1998.
       Законом  Московской области от 04.01.1995 N 1/95-ОЗ установлена
   ставка  налога  на пользователей автомобильных дорог  в  размере  2
   процентов  от  суммы  реализации  продукции,  выполняемых  работ  и
   предоставляемых  услуг. Этот Закон утратил силу  с  01.01.2003,  то
   есть в спорный период он действовал.
       Налогоплательщик  уплачивал  налог в  территориальные  дорожные
   фонды  города Москвы и Московской области из расчета 2 процента  от
   суммы  реализации  продукции (работ, услуг), а затем  (в  мае  2003
   года)   представил  в  налоговую  инспекцию  по  месту  регистрации
   уточненные  декларации  по налогу за I квартал,  первое  полугодие,
   девять  месяцев  2000  года и в целом за  2000  год.  В  заявлении,
   приложенном  к  декларациям,  общество просило  возвратить  излишне
   уплаченную  сумму  налога,  ссылаясь  на  снижение  ставки   до   1
   процента. Налоговая инспекция, проверив эти декларации, отказала  в
   возврате налога со ссылкой на отсутствие для этого оснований.
       Удовлетворяя  требование общества, судебные инстанции  исходили
   из того, что налогоплательщик обязан был уплачивать налог только  в
   территориальный дорожный фонд города Москвы.
       Между  тем имеющиеся в деле платежные документы свидетельствуют
   о  перечислении в 2000 году головным предприятием налогоплательщика
   части  платежей  по налогу на пользователей автомобильных  дорог  в
   бюджет Московской области.
       Суд  не  выяснил, имелись ли у налогоплательщика на  территории
   Московской   области  обособленные  подразделения,   состоящие   на
   налоговом  учете по месту нахождения, а также в какой  бюджет  и  в
   какой   сумме   подлежал   уплате   налогоплательщиком   налог   на
   пользователей автомобильных дорог в 2000 году.
       Данные  обстоятельства имеют существенное  значение  для  дела,
   поскольку  ставки  налога в городе Москве и  Московской  области  в
   спорный период были разными.
       Кроме  того,  согласно  пункту 9 статьи 78  Налогового  кодекса
   Российской  Федерации  возврат  суммы  излишне  уплаченного  налога
   производится  за  счет средств того бюджета,  в  который  произошла
   переплата.
       Таким образом, оспариваемые судебные акты нарушают единообразие
   в  толковании  и применении арбитражными судами норм права,  что  в
   силу  пункта  1  статьи  304 Арбитражного  процессуального  кодекса
   Российской Федерации является основанием для их отмены.
       Учитывая  изложенное и руководствуясь статьей  303,  пунктом  2
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       решение Арбитражного суда города Москвы от 11.11.2003 по делу N
   А40-38456/03-87-485 и постановление Федерального арбитражного  суда
   Московского округа от 14.04.2004 по тому же делу отменить.
       Дело   передать  на  новое  рассмотрение  в  первую   инстанцию
   Арбитражного суда города Москвы.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
06.06.2015
USD
56.25
EUR
63.32
CNY
9.07
JPY
0.45
GBP
86.21
TRY
21.05
PLN
15.21
Разное