ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 ноября 2001 года
Дело N 5-Г01-140
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда России
рассмотрела в судебном заседании 9 ноября 2001 г. кассационную
жалобу представителя Правительства г. Москвы Ю. на решение
Московского городского суда от 30 июля 2001 г., которым признаны
недействительными подп. 4.8 Общих положений, подпункты 5.5 и 5.6
Расчета инсоляции, понятие "расчетные комнаты квартир" Основных
понятий и терминов (приложения А) Московских городских
строительных норм (МГСН 2.05-99) "Инсоляция и солнцезащита"
(приложение 1), утвержденных постановлением Правительства г.
Москвы от 23 марта 1999 г. N 217; в остальной части заявления К.
отказано.
Заслушав доклад судьи Н., объяснения представителей
Правительства г. Москвы Ю., Комитета по архитектуре и
градостроительству г. Москвы Ч., Центра государственного санитарно-
эпидемиологического надзора в г. Москве Х., объяснение К.,
исследовав материалы дела, коллегия
установила:
К. обратился в суд с заявлением о признании недействительными
подпунктов 4.2, 4.3, 4.5, 4.8 Общих положений, подпунктов 5.1,
5.5, 5.6 Расчета инсоляции, понятия "расчетные комнаты квартир"
Основных понятий и терминов (приложения А) Московских городских
строительных норм (МГСН 2.05-99) "Инсоляция и солнцезащита"
(приложение 1), утвержденных постановлением Правительства г.
Москвы от 23 марта 1999 г. N 217. Заявление обосновано тем, что
указанные нормы противоречат подп. 9.19 Федеральных строительных
норм и правил СНиП 2.07.01-89, Санитарным нормам и правилам N 2605-
82.
Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение. В
кассационной жалобе представитель Правительства г. Москвы Ю.
просит отменить решение суда, считая его вынесенным без полного
исследования обстоятельств дела и с нарушением норм материального
права. Обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия не находит
оснований для ее удовлетворения.
Согласно Градостроительному кодексу РФ федеральные
градостроительные нормативы и правила обязательны для выполнения
всеми участниками градостроительной деятельности на территории
Российской Федерации (п. 1 ст. 52). Субъекты Российской Федерации
в соответствии с федеральными градостроительными нормативами и
правилами разрабатывают градостроительные нормативы и правила
субъектов Российской Федерации с учетом природно-климатических,
социально-демографических, национальных и иных особенностей
субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 53).
Между тем, как установлено в судебном заседании, подпункт 4.8
Общих положений, подпункты 5.5 и 5.6 Расчета инсоляции, понятие
"расчетные комнаты квартир" Основных понятий и терминов
(приложения А) Московских городских строительных норм (МГСН 2.05-
99) "Инсоляция и солнцезащита" (приложение 1), утвержденных
постановлением Правительства г. Москвы от 23 марта 1999 г. N 217,
противоречат федеральным правовым нормам.
В подпункте 4.8 Общих положений Московских городских
строительных норм установлено, что требование к инсоляции
помещений жилых домов, включая комнаты коммунальных квартир,
следует принимать для центральной части и исторических зон города
на 22 апреля (22 августа), а для остальной части города на 22
марта (22 сентября). По подпункту 5.5 Расчета инсоляции, расчет
продолжительности инсоляции выполняется: на 22 апреля (22 августа)
для жилых зданий центральной части и исторических зон города; на
22 марта (22 сентября) для жилых зданий - на остальной территории
города и для общественных зданий - на всей территории города.
Эти положения не соответствуют подпункту 9.19 СНиП 2.07.01-89
"Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских
поселений", а также подпункту 5.11 Санитарных норм и правил N 2605-
82, которыми установлены минимальные пределы продолжительности
инсоляции жилых помещений для различных зон с учетом природно-
климатических, социально-демографических, национальных и иных
особенностей. В силу подпункта 9.19 СНиП 2.07.01-89
"Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских
поселений" размещение и ориентация жилых и общественных зданий (за
исключением детских дошкольных учреждений, общеобразовательных
школ, школ-интернатов) должны обеспечивать непрерывную
продолжительность инсоляции жилых помещений и территорий для зон,
в частности, южнее 58 град. с.ш. - не менее 2,5 часа в день на
период с 22 марта по 22 сентября. В примечаниях 2 и 3 к указанному
пункту установлена возможность сокращения продолжительности
инсоляции помещений на 0,5 ч: при реконструкции жилой застройки
или при размещении нового строительства в особо сложных
градостроительных условиях соответственно для каждой зоны; в
порядке исключения при наличии в проекте соответствующих
обоснований в районах севернее 62,5 град. с.ш.
Следовательно, в г. Москве, относящейся к территории зоны южнее
58 град. с.ш. непрерывная продолжительность инсоляции жилых
помещений должна составлять не менее 2,5 часа в день на период с
22 марта по 22 сентября, а с учетом условий, указанных в
примечании, не менее 2 часов.
В противоположность приведенным федеральным строительным нормам
и правилам оспариваемые подпункты 4.8 и 5.5 МГСН 2.05-99
устанавливают продолжительность инсоляции не на период с 22 марта
по 22 сентября, а на дни - 22 апреля (22 августа) и 22 марта (22
сентября).
Пунктом 5.6 Расчета инсоляции Московских городских строительных
норм допускается снижение расчетной продолжительности инсоляции от
нормируемой на 10 минут. Однако, в федеральных правовых нормах это
положение отсутствует.
В разделе "Основные понятие и термины" Московских городских
строительных норм дано понятие "расчетные комнаты квартир". Это
комнаты или остекленные лоджии комнат, которые должны
обеспечиваться нормируемой инсоляцией. Между тем, по федеральным
правилам, инсоляция определяется только для жилых и подсобных
помещений, к которым лоджии не относятся. Так, в пункте 1
приложения 2 к СНиП 2.07.01-89 предусмотрено, что площадь квартир
следует определять как сумму площадей жилых комнат и подсобных
помещений без учета лоджий, балконов, веранд, террас и холодных
кладовых, тамбуров.
С учетом того, что оспоренные положения Московских городских
строительных норм ухудшают права граждан по сравнению с
федеральными строительными и санитарными нормами и правилами, суд
обоснованно признал их недействительными.
Руководствуясь ст. 304, 305, 311 Гражданского процессуального
кодекса РСФСР, коллегия
определила:
оставить решение Московского городского суда от 30 июля 2001 г.
без изменения, кассационную жалобу представителя Правительства г.
Москвы Ю. без удовлетворения.
|