Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 26.06.2002 N... УПРАВЛЯЮЩИЙ ОТДЕЛЕНИЕМ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ СУБЪЕКТОМ ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


   Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 26 июня 2002 г.
   ------------------------------------------------------------------
                              (извлечение)
   
       Омским  областным  судом 10 января 2001 г.  Каменев осужден по
   ст.  148.3  УК РСФСР к одному году лишения свободы с освобождением
   от наказания на основании ст.  78 УК РФ и п.  3 ч.  1 и ч. 4 ст. 5
   УПК РСФСР за истечением сроков давности, а по п.  п. "б", "в", "г"
   ч.  4 ст.  290 УК РФ,  ч.  3 ст.  147 и ч.  1 ст.  170 УК РСФСР он
   оправдан за отсутствием в его действиях состава преступления.
       Этим же приговором осужден Кузнецов по п.  "б" ч. 3 ст. 160 УК
   РФ и п.  "б" ч. 3 ст. 165 УК РФ, а по ч. 1 ст. 291, ч. ч. 4, 5 ст.
   33 и ч.  2 ст.  291, ч. 1 ст. 312 УК РФ, ч. 3 ст. 147 УК РСФСР, п.
   п.  "а", "б" ч.  3 ст.  159 УК РФ он оправдан за отсутствием в его
   действиях состава преступления.
       По  делу  осуждены  также  и другие лица,  в отношении которых
   протест не вносился.
       Каменев  признан  виновным  в причинении имущественного ущерба
   собственнику   путем   злоупотребления   доверием  при  отсутствии
   признаков  хищения;  Кузнецов - в причинении имущественного ущерба
   собственнику   путем   злоупотребления   доверием  при  отсутствии
   признаков  хищения,  совершенного группой  лиц по предварительному
   сговору  и с причинением крупного ущерба,  кроме того,  он признан
   виновным  в хищении  вверенного  ему  чужого имущества (растрате),
   совершенном  неоднократно,  в  крупном  размере и с использованием
   своего служебного положения.
       Органами следствия Каменев обвинялся по п. п. "б", "в", "г" ч.
   4  ст.  290  УК  РФ  в том,  что  он,  будучи  управляющим  Омским
   отделением   Пенсионного   фонда  Российской  Федерации,   являясь
   должностным  лицом,  получил  25  октября  1993 г.  от заместителя
   генерального  директора  СТ  "Социальная  помощь" Кузнецова 1 тыс.
   рублей  в качестве  взятки  за запрещение контрольно - ревизионной
   службе  Омского  отделения  Пенсионного фонда Российской Федерации
   проводить  проверки  в указанной  организации,   получавшей  через
   управление   социальной   защиты  населения  администрации  Омской
   области от отделения Пенсионного фонда средства на выплату пенсий.
   Он  обвинялся по этой же статье в том,  что в период с конца марта
   по  12  апреля  1995  г.,  занимая  ту  же  должность,  получил от
   коммерческого  директора  ТОО  "Армейский  дом" Панкова автомобиль
   "ВАЗ-2121" стоимостью 26730 руб. в качестве взятки за выдачу этому
   товариществу Омским соцкомбанком льготных кредитов.
       Кузнецов по эпизоду передачи Каменеву 1 тыс. рублей 25 октября
   1993 г.  обвинялся по ч. 1 ст. 291 УК РФ (дача взятки должностному
   лицу),  а  по  эпизоду передачи в марте - апреле 1995 г.  Панковым
   Каменеву автомобиля "Нива" ("ВАЗ-2121") обвинялся по ч.  ч.  4,  5
   ст.  33 и ч.  2 ст. 291 УК РФ (подстрекательство и пособничество в
   даче  взятки  должностному  лицу,  неоднократно)  в том,  что  он,
   предварительно  договорившись с Каменевым,  предложил Панкову дать
   взятку.
       Оправдав  Каменева  в получении  взяток,  а Кузнецова - в даче
   взятки и соучастии в даче взятки, суд в приговоре привел следующие
   основания принятого решения.
       Управляющий  Омским  отделением  Пенсионного  фонда Российской
   Федерации  Каменев  не  являлся представителем власти,  так как не
   осуществлял законодательную,  исполнительную или судебную власть и
   не  был  работником государственных,  надзорных или контролирующих
   органов,  наделенным распорядительными полномочиями в отношении не
   находящихся  от  него  в служебной зависимости лиц либо наделенным
   правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами и
   организациями.
       Каменев    выполнял   организационно   -  распорядительные   и
   административно    -   хозяйственные   функции   в  некоммерческой
   организации,  не  относящейся к органам государственной власти или
   местного  самоуправления,   к  государственным  или  муниципальным
   учреждениям.
       Это  подтверждается и Положением о Пенсионном фонде Российской
   Федерации    (утвержденным    Постановлением   Верховного   Совета
   Российской  Федерации  от  27  декабря  1991  г.   N  2122-1),  из
   содержания  п.  п.  1  и 15 которого следует,  что Пенсионный фонд
   Российской Федерации - юридическое лицо, самостоятельное финансово
   - кредитное учреждение, выполняющее отдельные банковские операции.
       Согласно   п.   2   названного   Положения  денежные  средства
   Пенсионного   фонда   Российской   Федерации  не  входят  в состав
   бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
       В  силу  п.  4 Положения средства Пенсионного фонда Российской
   Федерации  формируются  за  счет  страховых взносов и добровольных
   взносов,  что  соответствует  норме  ст.  118 ГК РФ о формировании
   некоммерческих фондов на основе добровольных взносов.
       Пенсионный   фонд   Российской   Федерации  вправе  заниматься
   предпринимательской  деятельностью,  что также соответствует ч.  2
   ст.  118 ГК РФ, предусматривающей, что некоммерческие фонды вправе
   заниматься  предпринимательской  деятельностью,   необходимой  для
   достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд.
       В   данном   случае   такими  целями  являются  обеспечение  и
   финансирование выплат пенсий и социальных пособий.
       Все  перечисленные  обстоятельства свидетельствуют о том,  что
   отделение Пенсионного фонда - это некоммерческая организация,  оно
   не   относится   к  государственным   органам,   органам  местного
   самоуправления, государственным или муниципальным учреждениям.
       При  таких  обстоятельствах,  независимо  от  правоспособности
   руководителя отделения Пенсионного фонда Российской Федерации,  он
   не является должностным лицом применительно к примечанию к ст. 285
   УК  РФ.  Поэтому  Каменев  не  признан судом субъектом должностных
   преступлений.
       Судебная  коллегия  по  уголовным  делам Верховного Суда РФ 29
   августа  2001  г.   приговор  в отношении  Каменева  оставила  без
   изменения,  а в отношении Кузнецова изменила: исключила указание о
   выдаче им кредитов ООО "Офис",  в части взыскания в пользу Омского
   социального  коммерческого  банка 13516933 руб.  98 коп.  приговор
   отменила   и  дело   в этой  части  направила  на  новое  судебное
   рассмотрение  в порядке  гражданского  судопроизводства;  в  части
   оправдания  Кузнецова  по ч.  1 ст.  312 УК РФ приговор отменила и
   дело  в этой  части  направила  на  новое судебное рассмотрение со
   стадии судебного разбирательства.
       Заместитель  Генерального  прокурора  РФ  в протесте  поставил
   вопрос  об  отмене  судебных решений в части осуждения Каменева по
   ст.  148.3 УК РСФСР и оправдания его по п.  п.  "б", "в", "г" ч. 4
   ст.  290 УК РФ,  а также в части оправдания Кузнецова по ч.  1 ст.
   291 и ч. ч. 4, 5 ст. 33 и ч. 2 ст. 291 УК РФ и направлении дела на
   новое судебное рассмотрение.
       Президиум   Верховного  Суда  РФ  26  июня  2002  г.   протест
   удовлетворил, указав следующее.
       Вывод   суда   о  том,   что   управляющий  Омским  отделением
   Пенсионного   фонда   Российской   Федерации  Каменев  не  являлся
   должностным   лицом   и,   следовательно,   субъектом  должностных
   преступлений, сделан без исследования и оценки правового положения
   и  статуса  указанного юридического лица и полномочий управляющего
   его отделением.
       Согласно  Положению  о Пенсионном  фонде  Российской Федерации
   Пенсионный   фонд  Российской  Федерации  по  своему  юридическому
   статусу и организационно - правовой форме является государственным
   учреждением   со   специальной  правоспособностью,   установленной
   Верховным Советом Российской Федерации.
       Учредителем   Пенсионного  фонда  Российской  Федерации  и его
   собственником  является  Российская Федерация.  Как уполномоченный
   орган  государства Верховный Совет Российской Федерации в качестве
   учредительного  документа  утвердил  Положение  о Пенсионном фонде
   Российской  Федерации,  в  п.  1  которого  указал  статус фонда -
   самостоятельное финансово - кредитное учреждение.
       Пенсионный фонд Российской Федерации как учреждение был создан
   государством  - Российской  Федерацией,   которое  определило  его
   правовое положение и специальную правоспособность (ст.  49 ГК РФ),
   а  сам  фонд  и его  денежные средства находятся в государственной
   собственности  Российской  Федерации  (п.  2  Положения),  поэтому
   Пенсионный фонд является государственным учреждением. Председатель
   этого  фонда  назначается  на  должность  органом  государственной
   власти (п. 10 Положения). Средства фонда формируются в основном за
   счет страховых взносов, которые являются обязательными.
       Отношения    Пенсионного    фонда   Российской   Федерации   с
   работодателями и индивидуальными предпринимателями, обеспечивающие
   целевой  сбор  и аккумуляцию  страховых  взносов,  направляемых на
   пенсионное обслуживание, носят административно - властный характер
   и являются для указанных лиц обязательными.
       Как видно из показаний Каменева на предварительном следствии и
   в   судебном   заседании,   страховые  платежи  в Пенсионный  фонд
   производятся   юридическими  и физическими  лицами  в обязательном
   порядке. Возглавляемое им отделение имело право проводить проверки
   юридических  и физических лиц по вопросу правильности начисления и
   уплаты   страховых   взносов,   а   также   направлять  инкассовые
   распоряжения,  обязательные  для исполнения банком,  независимо от
   воли юридического или физического лица - владельца счета.
       Отделение   Пенсионного   фонда   Российской   Федерации,    а
   соответственно  и Каменев как его руководитель вправе осуществлять
   распорядительные   и  властные   действия   в отношении  лиц,   не
   находящихся от него в служебной зависимости.
       Согласно   п.   2   указанного   Положения  денежные  средства
   Пенсионного  фонда  не  входят в состав бюджетов,  других фондов и
   изъятию не подлежат.
       В силу ст.  13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ)
   государственный   внебюджетный   фонд   - фонд  денежных  средств,
   образуемый   вне   федерального   бюджета   и  бюджетов  субъектов
   Российской    Федерации    и   предназначенный    для   реализации
   конституционных   прав  граждан,   в  том  числе  и на  пенсионное
   обеспечение.
       В  соответствии  со  ст.  144 БК РФ Пенсионный фонд Российской
   Федерации  является государственным внебюджетным фондом Российской
   Федерации.
       Согласно   постановлению   Конституционного   Суда  Российской
   Федерации   от   25  июня  2001  г.   N  9-П  по  делу  о проверке
   конституционности  Указа  Президента  Российской  Федерации  от 27
   сентября  2000 г.  N 1709 "О мерах по совершенствованию управления
   государственным  пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в
   связи с запросом группы депутатов Государственной Думы образование
   и  деятельность единых региональных пенсионных служб и Пенсионного
   фонда  Российской  Федерации  в целом  в качестве  организационной
   системы    единой    пенсионной    службы   Российской   Федерации
   легитимированы  как  на  уровне  субъектов  Российской  Федерации,
   принявших соответствующие нормативные акты о создании таких служб,
   так и на федеральном уровне.
       Следовательно,  Пенсионный  фонд  Российской Федерации наделен
   публично  - властными полномочиями по обеспечению конституционного
   права  на  государственную  пенсию,  в  том  числе  полномочием по
   назначению  указанных  пенсий именно законом.  Такие полномочия по
   смыслу ч.  2 ст. 7, ст. 10, ч. 1 ст. 11, ч. 2 ст. 15, ст. 39, ч. 1
   ст.  45, п.  п.  "в", "ж" ст. 71, п. "ж" ч. 1 ст. 72, ч. 1 ст. 78,
   ст.  110, п.  п.  "в", "г", "е" ч. 1 ст. 114 и ст. 115 Конституции
   Российской    Федерации    относятся   к  сфере   функционирования
   исполнительной власти и ее органов.
       Изложенные  обстоятельства и требования закона не учтены судом
   при   рассмотрении  дела,   что  могло  повлиять  на  правильность
   юридической оценки действий Каменева и Кузнецова.
       При таких данных приговор суда и определение Судебной коллегии
   по  уголовным  делам Верховного Суда РФ в части осуждения Каменева
   по ст. 148.3 УК РСФСР и оправдания его по п. п. "б", "в", "г" ч. 4
   ст.  290 УК РФ,  а также в части оправдания Кузнецова по ч.  1 ст.
   291 и ч.  ч.  4,  5 ст.  33 и ч.  2 ст.  291 УК РФ отменены и дело
   передано на новое судебное рассмотрение.
   
   


Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
Разное