МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
КОЛЛЕГИЯ
РЕШЕНИЕ
от 28 июня 2002 г. N 4/3
ПРОБЛЕМЫ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Коллегия Министерства здравоохранения Московской области
отмечает, что в результате выполнения постановления Правительства
Московской области от 04.11.2000 N 137/33 "О гарантированном
лекарственном обеспечении жителей Московской области" создана
нормативная база для введения в Московской области формулярной
системы лекарственного обеспечения лечебного процесса, проводимого
в условиях ЛПУ стационарного типа, и льготных групп населения при
лечении в амбулаторных условиях. Приказами Министерства
здравоохранения Московской области в 2001 г. утверждены типовые
формуляры лечения основных нозологий в амбулаторных и стационарных
условиях, а также методические рекомендации по организации
формулярной системы лекарственного обеспечения льготных групп
населения.
Финансирование лекарственного обеспечения за счет средств
бюджета при лечении в амбулаторных условиях в 2001 г. увеличилось
по сравнению с 2000 г. на 23,6% (с 451,7 млн. руб. до 558,4 млн.
руб.). Общий расход финансовых средств на выполнение
государственных обязательств, относящихся к лекарственному
обеспечению лечебного процесса как в амбулаторных условиях, так и
в условиях специализированных лечебных учреждений и стационара,
возрос с 1,2 млрд. руб. до 1,5 млрд. руб.
С целью организации системы гарантированного лекарственного
обеспечения льготных групп населения, имеющих право на
лекарственное обеспечение за счет бюджетных средств при лечении в
поликлинических условиях в муниципальных образованиях, созданы
районные формулярные комиссии, разработавшие территориальные
формуляры лечения основных нозологий в амбулаторно -
поликлинических условиях. Для гарантированного лекарственного
обеспечения больных, находящихся на стационарном лечении, созданы
формулярные комиссии ЛПУ стационарного типа, разрабатывающие
формуляры лечения основных нозологий в стационарных условиях.
Оптовая и розничная реализация лекарственных средств
производится через 2035 торговых точек, в том числе
функционирующих от фармацевтических организаций с государственной
или муниципальной формой собственности - 1263, от организаций с
прочими видами собственности - 772.
Лекарственное обеспечение больных, находящихся на стационарном
лечении, осуществляется 65 больничными аптеками, являющимися
структурными подразделениями ЛПУ стационарного типа.
Реализация очков и других оптических изделий осуществляется
через 37 магазинов "Оптика" (в 2000 г. - 36), из которых
муниципальную форму собственности имеют 25 магазинов.
Общий объем товарооборота розничной аптечной сети составил в
2001 г. 2526,6 млн. руб. (2000 г. - 2001,5 млн. руб.). Оптовый
товарооборот составил 538,0 млн. руб. (в 2000 г. - 442,4 млн.
руб.), в том числе стоимость отпущенных лекарственных препаратов
льготным группам населения составила 403,4 млн. руб. (2000 г. -
348,6 млн. руб.). Дополнительно льготным группам населения за счет
средств муниципального бюджета были предоставлены лекарственные
препараты на 10,2 млн. руб. (2000 г. - 9,1 млн. руб.), а за счет
средств областного бюджета, Московского областного фонда ОМС и
федерального бюджета - 404,2 млн. руб. (2000 г. - 164,7 млн.
руб.).
Средний размер розничной торговой наценки составил 31,6% (2000
г. - 30,8%). Издержки обращения составили 21,2% (2000 г. - 21%).
Средний уровень рентабельности остается на прежнем уровне - 1,4%.
Дебиторская задолженность бюджета аптечным организациям,
участвующим в лекарственном обеспечении льготных групп населения,
снизилась в течение 2001 г. с 21,3 млн. руб. до 8,8 млн. руб.
С целью учета выданных лекарственных препаратов и использования
финансовых ресурсов, направленных на предоставление отдельным
группам граждан, имеющих право на получение лекарственных
препаратов за счет бюджетных средств при лечении в амбулаторных
условиях, создано единое информационное пространство. С целью
беспрепятственного обмена информацией создана единая структура
справочников и форматов отчетов, генерируемых программными
продуктами, разработанными НТО "ЮНИКО", а также страховой
компанией ЗАО "МАКС". Программные продукты установлены в аптечных
организациях, участвующих в льготном лекарственном обеспечении, а
также в муниципальных органах управления здравоохранением. Сводные
отчеты, формируемые на уровне муниципальных образований,
интегрируются в Управлении организации лекарственной помощи
Министерства здравоохранения Московской области.
В 2001 г. сотрудниками Управления организации лекарственной
помощи проводились различные виды проверок фармацевтической
деятельности: комплексные, контрольные, целевые. Проверки
проводились в 28 районах и городах Московской области. Комплексное
обследование деятельности проведено в 40 фармацевтических
организациях, проверки выполнения лицензионных условий и
требований проведены в 68 фармацевтических организациях.
На основании проведенных проверок приостановлено действие 7
лицензий, вынесено предупреждение руководителям 11
фармацевтических организаций, сделаны замечания по организации
работы руководителям 16 фармацевтических организаций.
При контроле качества лекарственных средств лабораторией Центра
сертификации было забраковано 5 лекарственных препаратов, а также
выявлен один фальсифицированный препарат (Амиксин (тилорон),
таблетки 0,125 г N 6). В 2001 г. проведено 50504 исследования на
соответствие изготовленных лекарственных препаратов фармакопейным
статьям, при этом нарушение фармакопейных статей выявлено в 474
случаях (0,94%). В 2001 г. при проверке продукции в аптечных
организациях было выявлено и снято с реализации 16 наименований
фальсифицированных лекарственных препаратов.
Вместе с тем в 2001 г. 14 муниципальных образований не
обеспечили финансирование лекарственного обеспечения льготных
групп населения даже на уровне минимального норматива
финансирования.
В большинстве районов централизованно закупленные лекарственные
препараты реализуются не через фармацевтические организации, а
через лечебные учреждения, не имеющие лицензии на фармацевтическую
деятельность. В результате этого нарушается не только
законодательство, но и искажается учет лекарственного обеспечения
граждан, имеющих право на льготы, что делает невозможным
проведение правильного планирования объемов и ассортимента
последующих централизованных закупок, а также распределения
медикаментов по районам.
Часть муниципальных образований не представила регистры
граждан, имеющих право на льготы при лечении в амбулаторных
условиях.
Не утверждены формуляры лечения больных, находящихся на лечении
в специализированных лечебных учреждениях областного подчинения.
В ходе реализации постановления Правительства Московской
области от 05.03.2001 N 50/7 "О совершенствовании организации
лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения в системе
обязательного медицинского страхования населения Московской
области" выявилось множество нерешенных организационных проблем. В
частности, до сих пор не принято решение о программном
обеспечении, способном обеспечить учет лекарственного обеспечения
лечебного процесса в условиях ЛПУ стационарного типа.
В результате введения 10% НДС на лекарственные средства с
01.01.2002 резко снизилась рентабельность деятельности
фармацевтических организаций (до 0,15% по сравнению с 2,3% в I
квартале 2000 г.). Экономическое положение фармацевтических
организаций усугубило нарастание дебиторской задолженности
фармацевтическим организациям, обеспечивающим отпуск лекарственных
препаратов льготным группам населения, с 8,8 млн. руб. до 32,6
млн. руб. Убыточные фармацевтические организации появились в 19
районах (2000 г. - 3 района). В результате "разбалансировки"
фармацевтического рынка розничная торговая наценка возросла с
31,6% до 40,3%, а средняя стоимость лекарственных препаратов,
отпускаемых по 1 рецептурному бланку, возросла в I квартале на
24,2% по сравнению с I кварталом 2001 г., в том числе на 19,9% по
сравнению с IV кварталом 2001 г.
Резкое ухудшение экономического положения может привести к
сокращению количества фармацевтических организаций муниципальной
формы собственности с последующим прекращением гарантированного
лекарственного обеспечения льготных групп населения в связи с тем,
что данные фармацевтические организации сглаживают неравномерность
бюджетного финансирования в ущерб своим экономическим интересам.
Фармацевтические организации с частной формой собственности не
будут по экономическим соображениям выполнять эту функцию,
следовательно, больные будут получать лекарственные препараты не
тогда, когда это необходимо, а тогда, когда поступят деньги.
На сегодня остро стоит проблема выбора организации,
обеспечивающей техническое сопровождение программного продукта
единой автоматизированной системы учета льготного лекарственного
обеспечения, т.к. НТО "ЮНИКО" не справляется с поставленными
задачами. А без решения этой проблемы не представляется возможным
введение системы учета лекарственного обеспечения в ЛПУ
стационарного типа.
Государственный надзор за осуществлением фармацевтической
деятельности и выполнением лицензионных условий возможен только
людьми, имеющими специальную подготовку, хорошо знающими
фармацевтическое дело. Имеющийся в настоящее время штат
сотрудников отдела надзора за фармацевтической деятельностью явно
недостаточен для проведения комплексных проверок деятельности всех
фармацевтических организаций, а привлечение на безвозмездной
основе внештатных экспертов не способно реально решить проблему
надзора.
Основой для принятия правильных решений являются наличие
достоверной информации и корректность ее анализа. В современных
условиях деятельность системы здравоохранения невозможна без учета
рыночных отношений, основанных на действии экономических законов.
В этой связи возникает проблема сбора достоверной информации, а
также ее аналитической обработки. Проведение обработки огромного
массива информации возможно только при разработке соответствующего
программного обеспечения с использованием современных средств
обработки информации, а также при развитии коммуникативных сетей
передачи информации. Информация о медицинском обеспечении
населения является специфичной, и для проведения анализа наряду с
математическими, экономическими, статистическими знаниями
требуются профессиональные медицинские знания. В связи с этим
остро стоит проблема подготовки кадров, способных проводить анализ
баз данных, а также создания областного информационно -
аналитического центра и информационно - аналитических отделов
муниципальных образований и медицинских округов.
Деятельность любой системы может быть эффективной только при
условии, если каждый субъект этой системы знает и четко выполняет
свою функцию. В связи с этим необходимо проведение постоянного
обучения медицинских и фармацевтических работников наиболее
современным технологиям организации лечебного процесса, дающим
максимальный клинический, социальный и экономический эффект. В
реально имеющихся условиях функционирования системы
здравоохранения необходимо введение системы медицинского аудита,
позволяющего повысить эффективность использования имеющихся
кадровых, материально - технических и финансовых ресурсов без
привлечения дополнительных средств.
Эффективность лечебных мероприятий во многом зависит от
желания граждан заботиться о своем собственном здоровье. В связи
с этим необходимо проведение просветительской работы среди
населения, обучение наиболее доступным способам оказания само- и
взаимопомощи.
Для решения проблем, возникающих в процессе реализации
постановления Правительства Московской области от 04.11.2000 N
137/33 "О гарантированном лекарственном обеспечении жителей
Московской области", а также постановления Правительства
Московской области от 05.03.2001 N 50/7 "О совершенствовании
организации лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения
в системе обязательного медицинского страхования населения
Московской области", Коллегия решила:
1. Начальнику Управления организации лекарственной помощи
Министерства здравоохранения Московской области Мачуле А.И.:
1.1. Внедрить автоматизированную систему учета и контроля
лекарственного обеспечения больных, находящихся на стационарном
лечении.
Срок исполнения - 30.06.2003.
1.2. Изучить и провести анализ обоснованности предоставления
льгот по лекарственному обеспечению жителей Талдомского района.
Срок исполнения - октябрь 2002 г.
2. Руководителям муниципальных органов управления
здравоохранением, главным врачам центральных районных (городских)
больниц:
2.1. Ввести в действие формуляры лечения основных нозологий у
больных, находящихся на лечении в ЛПУ стационарного типа
муниципального подчинения.
Срок исполнения - 01.11.2002.
2.2. Установить в аптеках ЛПУ стационарного типа, работающих в
системе ОМС, оргтехнику (компьютеры и периферическое оборудование)
для установки программного продукта учета и контроля
лекарственного обеспечения больных, находящихся на стационарном
лечении.
Срок исполнения - 01.03.2003.
3. Контроль за исполнением решения Коллегии возложить на
заместителя министра здравоохранения Правительства Московской
области Смирнова Н.А.
Председатель Коллегии,
министр здравоохранения
Правительства Московской области
В.Ю. Семенов
Секретарь Коллегии
О.Ю. Ситникова
|