МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИ„1¤7РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ„1¤7
ПИСЬМО
от 27 март„1¤72000 „1¤7 N 24-52-68/13
„1¤7це„1¤7„1¤7 совершенствовани„1¤7 аттестации образовательны„1¤7
учреждений „1¤7субъекта„1¤7Российской Федераци„1¤7Минобразование России
направ„1¤7ет дл„1¤7 использовани„1¤7 „1¤7 работе Рекомендации органа„1¤7
управлен„1¤7 образованием субъекто„1¤7 Российской Федераци„1¤7 по
организаци„1¤7 „1¤7 оценке региональных систем аттестации
образовательны„1¤7учреждений.
Заместител„1¤7Министра
„1¤7„1¤7ШАДРИКОВ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ОРГАНА„1¤7УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
СУБЪЕКТО„1¤7РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ„1¤7ПО ОРГАНИЗАЦИ„1¤7
„1¤7ОЦЕНКЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ АТТЕСТАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫ„1¤7УЧРЕЖДЕНИЙ
1. Обща„1¤7информац„1¤7
„1¤7соответствии „1¤7Законо„1¤7Российской Федераци„1¤7"Об образовани„1¤7
дл„1¤7 проведен„1¤7 аттестации образовательны„1¤7учреждений должна быть
создан„1¤7 независима„1¤7 от органо„1¤7 управлен„1¤7 образованием
государственна„1¤7 систем„1¤7 аттестационн„1¤7 - диагностически„1¤7центро„1¤7
(государственна„1¤7аттестационн„1¤7 служба, дале„1¤7- ГА„1¤7. Создание ГА„1¤7
находитс„1¤7 „1¤7 ведени„1¤7 Российской Федераци„1¤7„1¤7лице ее федеральны„1¤7
органо„1¤7государственно„1¤7власти „1¤7органо„1¤7 управлен„1¤7 образованием
(„1¤7 8 ст. 28 Закона Российской Федераци„1¤7"Об образовани„1¤7).
Вместе „1¤7те„1¤7ввид„1¤7„1¤7да объективны„1¤7 факторов, „1¤7 которы„1¤7 „1¤7
частност„1¤7 отно„1¤7тс„1¤7сложна„1¤7финансов„1¤7- экономическа„1¤7ситуац„1¤7 „1¤7
стране, несовершенство существующей нормативно„1¤7 правовой базы,
решени„1¤7вопрос„1¤7„1¤7создании ГА„1¤7на федерально„1¤7уровне отложено.
Однако „1¤7учетом необходимост„1¤7 государственного контро„1¤7 за
качество„1¤7 образовани„1¤7 „1¤7 наличи„1¤7 общественной потребност„1¤7 „1¤7
осуществлени„1¤7 объективно„1¤7 оценки образовательно„1¤7 де„1¤7ельности
государственны„1¤7 муниципальны„1¤7„1¤7негосударственны„1¤7образовательны„1¤7
учреждений на единой основе было признано необходимы„1¤7приступить „1¤7
аттестации образовательны„1¤7учреждений исхо„1¤7 из имеющихс„1¤7услови„1¤7
„1¤7этих це„1¤7„1¤7„1¤71996 „1¤7 было подготовлено Положени„1¤7„1¤7 по„1¤7дк„1¤7
аттестации „1¤7 государственно„1¤7 аккредитации образовательны„1¤7
учреждений (утверждено Приказом Минобразован„1¤7 России от 25.01.96
N 27, зарегистрировано Минюстом России 04.03.96, N 1046), „1¤7
соответствии „1¤7которы„1¤7 до создан„1¤7 ГА„1¤7 функци„1¤7 организаци„1¤7 „1¤7
проведен„1¤7 аттестации образовательны„1¤7 учреждений, реализующи„1¤7
общеобразовательны„1¤7 программ„1¤7 (основные „1¤7 дополнительные) „1¤7
программ„1¤7начального профессиональног„1¤7образовани„1¤7 возлагалис„1¤7на
государственны„1¤7органы управлен„1¤7 образованием.
За прошедше„1¤7 врем„1¤7„1¤7субъекта„1¤7РФ накоплен интересный опыт по
отработк„1¤7различны„1¤7подходов „1¤7 организаци„1¤7 региональных систем
аттестации „1¤7проведен„1¤7 аттестационных процедур, создан„1¤7различны„1¤7
модели органо„1¤7 выполн„1¤7щи„1¤7функци„1¤7аттестации.
Наиболее распространенной практико„1¤7 „1¤7„1¤7ет„1¤7 создание
структурного подразделени„1¤7 государственного органа управлен„1¤7
образованием субъекта Российской Федераци„1¤7 наделенног„1¤7
полномоч„1¤7ми по аттестации образовательны„1¤7учреждений. Пр„1¤7 этом,
ка„1¤7правил„1¤7 част„1¤7функци„1¤7по аттестации либо аттестац„1¤7 отдельны„1¤7
типо„1¤7 „1¤7 видо„1¤7 образовательны„1¤7 учреждений делегируют„1¤7 на
муниципальны„1¤7 уровен„1¤7 Вместе „1¤7те„1¤7„1¤7„1¤7де регионов были создан„1¤7
самост„1¤7тельны„1¤7аттестационн„1¤7- диагностически„1¤7центры пр„1¤7органа„1¤7
управлен„1¤7 образованием либо пр„1¤7 администраци„1¤7 субъекто„1¤7
Федераци„1¤7 Опыт функционирован„1¤7 указанны„1¤7 центро„1¤7 „1¤7„1¤7„1¤7„1¤7 „1¤7
цело„1¤7 положительны„1¤7 показа„1¤7 наличи„1¤7 пробле„1¤7 св„1¤7анны„1¤7 „1¤7
определением их статус„1¤7„1¤7взаимоотношени„1¤7„1¤7органами управлен„1¤7ми
образованием.
„1¤7це„1¤7„1¤7урегулирован„1¤7 этой ситуации „1¤7 ново„1¤7 Положени„1¤7 „1¤7
по„1¤7дк„1¤7 аттестации „1¤7государственно„1¤7аккредитации образовательны„1¤7
учреждений (утверждено Приказом Минобразован„1¤7 России от 22.05.98
N 1327, зарегистрированног„1¤7 Минюстом России 14.08.98, N 1589)
независимы„1¤7аттестационные службы на„1¤7ду „1¤7 органами управлен„1¤7
образованием включены „1¤7 перечень субъекто„1¤7 полномочны„1¤7
осуществ„1¤7ть аттестацию образовательны„1¤7учреждений соответствующи„1¤7
типо„1¤7
Обще„1¤7проблемо„1¤7органо„1¤7 осуществ„1¤7ющих аттестацию „1¤7регионах,
„1¤7„1¤7ет„1¤7 недостаточна„1¤7 материальн„1¤7 - техническа„1¤7оснащенность,
нехватка квалифицированного персонал„1¤7„1¤7эксперто„1¤7 аттестационных
технологий, обеспечивающих возможност„1¤7 проведен„1¤7 "массовой"
аттестации. Эт„1¤7отрицательны„1¤7образо„1¤7сказываетс„1¤7на работе этих
органо„1¤7 на отношени„1¤7 общественности „1¤7 метода„1¤7 „1¤7результата„1¤7
проводимых аттестаций.
Участник„1¤7проведенно„1¤7 Минобразование„1¤7 России „1¤7 1997 - 1999
года„1¤7сери„1¤7межрегиональны„1¤7 семинаро„1¤7 - совещани„1¤7 неоднократно
отмечали необходимост„1¤7 выработк„1¤7 на федерально„1¤7 уровне единых
требований „1¤7отношени„1¤7создаваемы„1¤7„1¤7регионах систем аттестации „1¤7
органо„1¤7 осуществ„1¤7ющих аттестацию образовательны„1¤7учреждений.
„1¤7этих це„1¤7„1¤7Минобразование„1¤7России „1¤7качестве ориентиров дл„1¤7
государственны„1¤7 органо„1¤7управлен„1¤7 образованием субъекто„1¤7РФ были
разработан„1¤7параметр„1¤7региональных систем аттестации, соответствие
которы„1¤7 „1¤7„1¤7ет„1¤7 условием их полноценного, стабильног„1¤7 „1¤7
эффективного функционирован„1¤7.
2. Основные параметр„1¤7региональных
систем аттестации
Региональные систем„1¤7аттестации могу„1¤7быть оценен„1¤7 исхо„1¤7 из
четыре„1¤7груп„1¤7параметров. Эт„1¤7организационны„1¤7услови„1¤7 нормативно
- правов„1¤7 база, научно - методическое обеспечени„1¤7 информационное
обеспечени„1¤7
2.1. Организационны„1¤7услови„1¤7
2.1.1. Организаци„1¤7аттестационной службы:
- наличи„1¤7 специализированног„1¤7 органа (структурного
подразделени„1¤7 органа управлен„1¤7 образованием, самост„1¤7тельно„1¤7
службы „1¤7„1¤7„1¤7);
- наличи„1¤7 „1¤7 специализированног„1¤7 органа (дале„1¤7 - службы)
полномочий, обеспечивающих выполнение функци„1¤7 организаци„1¤7 „1¤7
проведен„1¤7 аттестации, подготовки рекомендаций на основе анализ„1¤7
результато„1¤7 аттестации, рассмотрен„1¤7 рекламаций на качество
образовани„1¤7 организаци„1¤7научно - методическог„1¤7 информационног„1¤7„1¤7
информационн„1¤7- технического обеспечени„1¤7 консультирован„1¤7 „1¤7др.;
- наличи„1¤7 штатного персонал„1¤7 службы, достаточного дл„1¤7
выполнен„1¤7 поставленных зада„1¤7„1¤7 вышеуказанны„1¤7 функци„1¤7 „1¤7 такж„1¤7
необходимого числ„1¤7подготовленных эксперто„1¤7
- наличи„1¤7комплекс„1¤7 материальн„1¤7 - технического обеспечени„1¤7
де„1¤7ельности службы (помещени„1¤7 оргтехника, транспор„1¤7„1¤7др.);
- наличи„1¤7 схем„1¤7 финансирован„1¤7 (источник„1¤7 норм„1¤7 целево„1¤7
назначение, форм„1¤7отчетности).
2.1.2. Организаци„1¤7вспомогательны„1¤7служ„1¤7
- создание подсистемы обучен„1¤7 работников аттестационной
службы „1¤7эксперто„1¤7
- определени„1¤7 специализированной организаци„1¤7(уполномоченной
либо на основани„1¤7договоро„1¤7, оказывающе„1¤7 услуги по проведению
научны„1¤7 исследований „1¤7 разработке необходимы„1¤7 методических
материалов;
- выделени„1¤7 органами местного самоуправлен„1¤7 специалистов,
обеспечивающих проведение аттестации муниципальны„1¤7образовательны„1¤7
учреждений („1¤7 случае делегировани„1¤7соответствующи„1¤7полномочий на
муниципальны„1¤7уровен„1¤7.
2.2. Нормативна„1¤7правов„1¤7 база
2.2.1. Наличи„1¤7пакета документов:
- документ„1¤7 регламентирующие организаци„1¤7 аттестации „1¤7
регион„1¤7 статус, функци„1¤7 аттестационной службы „1¤7 по„1¤7до„1¤7 ее
взаимоотношени„1¤7 „1¤7 органами управлен„1¤7 образованием, процедур„1¤7
проведен„1¤7 аттестационных обследований, по„1¤7до„1¤7 утверждени„1¤7
примен„1¤7мы„1¤7педагогических измерительны„1¤7материалов;
- ак„1¤7 „1¤7 делегировани„1¤7 полномочий по аттестации органа„1¤7
местного самоуправлен„1¤7 („1¤7случае делегировани„1¤7;
- план - график проведен„1¤7 аттестации;
- комплект утвержденных типовы„1¤7форм документов, используемых
пр„1¤7аттестации.
2.2.2. Соответствие региональног„1¤7 пакета документов
федеральны„1¤7нормативны„1¤7правовым акта„1¤7
2.3. Научно - методическое обеспечени„1¤7
- наличи„1¤7 аттестационных технологий „1¤7 педагогических
измерительны„1¤7 материалов, рекомендованны„1¤7 „1¤7 применению органо„1¤7
управлен„1¤7 образованием;
- наличи„1¤7 методических рекомендаций „1¤7пособи„1¤7по проведению
аттестации образовательны„1¤7учреждений различны„1¤7 типо„1¤7 „1¤7 видо„1¤7
предназначенны„1¤7 дл„1¤7 различны„1¤7 участников процедур„1¤7 аттестации
(аттестационных комиссий, руководителе„1¤7 образовательны„1¤7
учреждений, учителей, эксперто„1¤7„1¤7др.);
- наличи„1¤7 технологического (программного) обеспечени„1¤7 дл„1¤7
формирован„1¤7 ба„1¤7 данных, накоплен„1¤7, обработк„1¤7„1¤7использовани„1¤7
полученной „1¤7ходе аттестации информации.
2.4. Информационное обеспечени„1¤7
- наличи„1¤7систем„1¤7 информационног„1¤7 обеспечени„1¤7 аттестации „1¤7
аккредитации (информационные бюллетен„1¤7 инструктивно -
методические письма, имеющи„1¤7определенную периодичност„1¤7издани„1¤7;
- наличи„1¤7взаимодейств„1¤7 „1¤7региональной прессо„1¤7
- наличи„1¤7 ба„1¤7 данных, открытых дл„1¤7 доступ„1¤7 „1¤7 получени„1¤7
информации (на магнитны„1¤7„1¤7бумажных носите„1¤7„1¤7;
- наличи„1¤7схем„1¤7получени„1¤7информации „1¤7рекламац„1¤7„1¤7на качество
образовани„1¤7 „1¤7 отдельны„1¤7 образовательны„1¤7 учрежден„1¤7„1¤7 об
эффективност„1¤7действующе„1¤7службы.
|