УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 23 октября 2002 г. N 05-21/3633
О ЕДИНОМ СОЦИАЛЬНОМ НАЛОГЕ
Управление Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам по Московской области в связи с поступающими запросами из
городов и районов области разъясняет следующее.
Вопрос: Как определяется налоговая база для
налогоплательщиков, в состав которых входят обособленные
подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с
использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств
(жилищно - коммунальные хозяйства, детский сад, оздоровительный
лагерь и др.)?
Ответ:
Если организация имеет на балансе структурное подразделение
(детский сад, столовую, баню, детский клуб, оздоровительный
лагерь и т.п.), которое не имеет своего расчетного (текущего)
счета, отдельного баланса и не наделено правом хозяйственного
ведения, то на выплаты и вознаграждения работникам таких
структурных подразделений, производимые организацией за счет
средств, предусмотренных сметой на их содержание, независимо от
источника образования таких средств (в том числе средств,
остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на
прибыль), в 2001 году действие пункта 4 статьи 236 Налогового
кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от
29.12.2000 N 166-ФЗ) (далее - Кодекс) не распространялось по
следующим основаниям.
Такие структурные подразделения финансируются по утверждаемой
организацией смете доходов и расходов за счет всех источников,
предусмотренных сметой. В соответствии с подпунктом "п" пункта 2
Положения о составе затрат по производству и реализации продукции
(работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ,
услуг), и о порядке определения финансовых результатов,
учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа
1992 г. N 552, отчисления (страховые взносы) в Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской
Федерации, фонды обязательного медицинского страхования и
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации от
расходов на оплату труда работников организаций, занятых в
непроизводственной сфере (работников жилищно - коммунальных
организаций, детских дошкольных, медицинских, оздоровительных
учреждений и других), должны включаться в сметы расходов на
содержание таких организаций, финансируемых за счет
соответствующих источников: прибыли, остающейся в распоряжении
организаций и учреждений, платежей квартиросъемщиков, взносов
родителей на содержание ребенка в дошкольном учреждении и др.
В связи с изложенным расходы организации на оплату труда
работников социальной сферы в 2001 году подлежали налогообложению
единым социальным налогом в общеустановленном порядке.
При этом выплаты работникам социальной сферы, осуществленные
на основании распоряжения руководителя организации по окончании
отчетного периода либо по другим основаниям в пределах своей
компетенции, предоставленной ему собственниками организации, за
счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты
налога на прибыль, и не подлежащие включению в смету доходов и
расходов, в соответствии с пунктом 4 статьи 236 Кодекса в 2001
году не признавались объектом налогообложения единым социальным
налогом.
Одновременно сообщаем, что Федеральным законом от 31.12.2001 N
198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс
Российской Федерации и в некоторые законодательные акты
Российской Федерации о налогах и сборах", введенным в действие с
1 января 2002 года, пункт 4 статьи 236 Кодекса исключен и изложен
в пункте 3 данной статьи в следующей редакции: "указанные в
пункте 1 данной статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости
от формы, в которой они производятся) не признаются объектом
налогообложения, если у налогоплательщиков - организаций такие
выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по
налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом)
периоде".
В целях исчисления единого социального налога в 2002 году под
выплатами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль
организаций, признаются выплаты, включение которых в состав
расходов при определении налоговой базы предусмотрено главой 25
Кодекса. При этом источники расходов и порядок отражения таких
выплат в бухгалтерском учете не имеют значения.
Таким образом, в 2002 году к выплатам, которые не являются
объектом налогообложения единым социальным налогом, относятся
выплаты, определенные статьей 270 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 253 Кодекса расходы, связанные с
производством и (или) реализацией, подразделяются на:
материальные расходы; расходы на оплату труда; суммы начисленной
амортизации; прочие расходы.
Таким образом, если расходы на оплату труда, не поименованные
в статье 270 Кодекса, понесены в связи с осуществлением
деятельности, направленной на получение дохода (в том числе и по
обслуживающим производствам), то указанные расходы должны
признаваться для целей налогообложения прибыли.
В соответствии со статьей 275.1 Кодекса налогоплательщики, в
состав которых входят обособленные подразделения, осуществляющие
деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих
производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной
деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам
деятельности.
Таким образом, доходы, полученные медицинским пунктом, жилищно
- коммунальным хозяйством, уменьшаются на суммы произведенных
расходов, в том числе расходов на оплату труда работников
медицинского пункта и работников жилищно - коммунального
хозяйства, которые на основании пункта 1 статьи 237 Кодекса
подлежат включению в налоговую базу по единому социальному
налогу.
Основание: письмо МНС России N 05-1-11/963-АЗ720 от 10.10.2002.
Заместитель
руководителя Управления
УМНС России по Московской области -
советник налоговой
службы РФ I ранга
Б.П. Чаплыгин
|