Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 07.08.2001 N ... ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВПРАВЕ УСТАНАВЛИВАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ЛЬГОТ ПО НАЛОГАМ, ПОДЛЕЖАЩИМ ЗАЧИСЛЕНИЮ В БЮДЖЕТ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


   Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда
   РФ от 7 августа 2001 г.
   ------------------------------------------------------------------
                              (извлечение)
   
       Прокурор  Самарской  области  обратился  в суд  с заявлением о
   признании  недействующими и не подлежащими применению ч.  1 ст.  8
   Закона  Самарской  области от 24 мая 1999 г.  "О благотворительной
   деятельности в Самарской области" (в части предоставления права на
   получение    благотворительной   организацией   налоговых   льгот,
   предусмотренных  настоящим Законом и принятых в соответствии с ним
   нормативными  правовыми  актами Самарской области) и ч.  2 ст.  14
   этого   же   Закона   (в   части   освобождения  благотворительных
   организаций,   имеющих  статус  "Благотворительная  организация  в
   Самарской   области"   от   уплаты   налогов)  как  противоречащих
   федеральному законодательству.
       В  обоснование  требований  прокурор  сослался  на  следующее.
   Согласно п.  1 ст.  56 Налогового кодекса Российской Федерации (НК
   РФ)   нормы  законодательства  о налогах  и сборах,   определяющие
   основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам,
   не могут носить индивидуального характера.  В соответствии с п.  2
   ст.  31  Федерального  закона  от  12  января  1996  г.  N 7-ФЗ "О
   некоммерческих  организациях"  (в  ред.  от  8 июля  1999  г.)  не
   допускается    предоставление    льгот   по   уплате   налогов   в
   индивидуальном   порядке  отдельным  некоммерческим  организациям.
   Пунктом  5 ст.  18  Федерального  закона  от 11 августа 1995 г.  N
   135-ФЗ   "О   благотворительной  деятельности  и благотворительных
   организациях"   запрещается   предоставление   налоговых  льгот  в
   индивидуальном порядке отдельным благотворительным организациям.
       Предоставляемые  упомянутым  областным  Законом  льготы  носят
   индивидуальный характер,  поскольку исходя из норм этого Закона не
   любая  благотворительная  организация,  действующая  на территории
   Самарской области, может получать налоговые льготы, а лишь имеющая
   особый статус "Благотворительная организация в Самарской области",
   удостоверенный специальным паспортом.
       Кроме   того,   в   п.   6  ст.   18  Федерального  закона  "О
   благотворительной  деятельности  и благотворительных организациях"
   предусмотрено, что право на налоговые и иные льготы, установленные
   законодательством,   благотворительная   организация   получает  с
   момента ее государственной регистрации.
       По  мнению  прокурора,  субъект  Российской  Федерации в своем
   законодательном    акте    не    может    связать   предоставление
   благотворительным  организациям  налоговых и иных льгот с моментом
   получения  ими  какого-либо  особого  статуса.   Благотворительные
   организации имеют право на эти льготы с момента их государственной
   регистрации в качестве юридического лица.
       Представители   Самарской   губернской   Думы   и  губернатора
   Самарской области с заявлением прокурора не согласились и пояснили
   в судебном заседании, что ч.  1 ст.  8 Закона Самарской области "О
   благотворительной   деятельности   в Самарской  области"  содержит
   понятие   паспорта  благотворительной  организации.   Им  является
   документ,  удостоверяющий  наличие у благотворительной организации
   статуса  "Благотворительная  организация  в Самарской  области"  и
   дающий право на получение благотворительной организацией налоговых
   льгот, предусмотренных данным Законом и принятыми в соответствии с
   ним нормативными правовыми актами Самарской области.  Как пояснили
   представители заинтересованных лиц, данное определение носит общий
   характер  и не  относится  к какой-либо  конкретно  - определенной
   благотворительной   организации,   а   распространяется  на  любую
   благотворительную организацию,  получившую такой паспорт.  Часть 1
   ст.   8  и ч.   2  ст.  14  Закона  Самарской  области  как  нормы
   законодательства о налогах и сборах в соответствии с п.  1 ст.  56
   НК  РФ  определяют категорию налогоплательщиков,  освобождаемую от
   уплаты  налогов,  и эти нормы не носят индивидуальный характер,  а
   распространяются    на    любые   благотворительные   организации,
   деятельность которых удовлетворяет требованиям областного закона.
       В   силу   ч.   2   ст.   14   Закона   Самарской  области  "О
   благотворительной     деятельности     в    Самарской     области"
   благотворительные  организации,  имеющие статус "Благотворительная
   организация в Самарской области",  освобождаются в части платежей,
   зачисляемых в областной бюджет, от налога на прибыль, используемую
   на благотворительные цели; налога на имущество предприятий.
       Согласно п.  6 ст. 18 Федерального закона "О благотворительной
   деятельности  и благотворительных  организациях" благотворительные
   организации  получают  право  на  налоговые  льготы  с момента  их
   государственной регистрации.  В ч.  2 ст.  14 оспариваемого Закона
   устанавливается  дополнительное  основание для получения налоговых
   льгот    благотворительной    организацией    -  наличие   статуса
   "Благотворительная     организация     в    Самарской    области",
   подтверждаемого паспортом благотворительной организации.
       Решением  Самарского  областного  суда  от  13  июня  2001  г.
   прокурору Самарской области в удовлетворении заявления отказано.
       В  кассационном  протесте  прокурор Самарской области поставил
   вопрос об отмене решения суда.
       Судебная  коллегия  по  гражданским делам Верховного Суда РФ 7
   августа 2001 г. оснований для отмены решения суда не нашла, указав
   следующее.
       Проанализировав    положения   действующего   федерального   и
   областного  законодательства,  суд  пришел  к правильному выводу о
   том,   что   в  данном  случае  налоговая  льгота  предоставляется
   отдельной    категории   налогоплательщиков   -  благотворительным
   организациям,  имеющим  статус  "Благотворительная  организация  в
   Самарской области", и она не носит индивидуального характера.
       Этот вывод соответствует положениям п.  1 ст.  56 НК РФ, п.  2
   ст.  31 Федерального закона "О некоммерческих организациях", п.  5
   ст.  18  Федерального  закона  "О благотворительной деятельности и
   благотворительных организациях".
       Обоснованно  не  согласился  суд  и с утверждением о том,  что
   субъект    Российской    Федерации   не   вправе   был   связывать
   предоставление  налоговой  льготы благотворительным организациям с
   моментом  предоставления  им  особого  статуса,  поскольку  это не
   противоречит п. 2 ст. 17 НК РФ.
       Кроме  того,  суд  правильно при принятии решения исходил и из
   положения, содержащегося в п.  9 ст. 6 Закона Российской Федерации
   от 27 декабря 1991 г.  N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и
   организаций"  (в  ред.  от  9 августа 2000 г.),  согласно которому
   законодательные  (представительные)  органы  субъектов  Российской
   Федерации и представительные органы местного самоуправления помимо
   льгот, предусмотренных настоящей статьей, вправе устанавливать для
   отдельных  категорий  налогоплательщиков  дополнительные льготы по
   налогу в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в их бюджет.
       Ссылка   в  кассационном   протесте   прокурора  на  то,   что
   налогоплательщики, которые имеют льготы, определяются губернатором
   области  в индивидуальном порядке,  является несостоятельной,  так
   как  из  содержания  оспариваемого  Закона  следует,   что  статус
   "Благотворительная  организация в Самарской области" присваивается
   в заявительном порядке.  Для его получения необходимо лишь наличие
   условий,  предусмотренных  в ст.  7 Закона области,  при которых у
   губернатора     области     возникает     обязанность    присвоить
   благотворительной организации данный статус.
       Судом проверялись доводы прокурора о противоречии оспариваемых
   положений  п.  6  ст.  18 Федерального закона "О благотворительной
   деятельности   и  благотворительных   организациях",   и  им  дана
   правильная оценка в решении суда, в частности, обоснованно указано
   на то, что п. 6 ст. 18 данного Закона подлежит применению с учетом
   требований ст. ст. 17 и 21 НК РФ.
       Суд  также  обоснованно,   с  учетом  требований  федерального
   законодательства указал в решении, что установление дополнительной
   льготы   означает   и определение  дополнительного  основания  для
   использования   льготы   налогоплательщиками   помимо   тех,   что
   содержатся  в ст.  6  Закона  Российской  Федерации  "О  налоге на
   прибыль  предприятий и организаций".  Субъект Российской Федерации
   может  предусматривать дополнительные основания для предоставления
   льгот отдельной категории налогоплательщиков,  что и имеет место в
   данном случае.
       Поэтому  сама  по  себе  ссылка  на  п.  3  ст.  12  НК  РФ не
   свидетельствует о незаконности решения суда.
       Нарушение судом норм материального права судом не допущено.
       Судебная  коллегия  по  гражданским  делам  Верховного Суда РФ
   решение Самарского областного суда от 13 июня 2001 г. оставила без
   изменения.
   
   


Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
Разное