Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 18.04.2002 N ГКПИ 2002-364 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ОБ ОТМЕНЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 13.01.1996 N 27 В ЧАСТИ, КАСАЮЩЕЙСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                РЕШЕНИЕ
                 от 18 апреля 2002 г. N ГКПИ 2002-364
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего - судьи
       Верховного Суда РФ                           Романенкова Н.С.,
       при секретаре                                Терентьевой С.В.,
       с участием прокурора                            Любимовой И.Б.
   
       рассмотрел  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   жалобе   Фуркалюка   Михаила   Юрьевича  об  отмене  Постановления
   Правительства  Российской Федерации от 13 января 1996 г.  N 27 "Об
   утверждении   Правил   предоставления  платных  медицинских  услуг
   населению   медицинскими   учреждениями"   в  части,    касающейся
   государственных  и муниципальных медицинских учреждений (пункты 1,
   4, 7 Правил),
   
                              установил:
   
       Фуркалюк М.Ю. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с
   жалобой об отмене Постановления Правительства Российской Федерации
   от  13  января 1996 г.  N 27 "Об утверждении Правил предоставления
   платных  медицинских  услуг населению медицинскими учреждениями" в
   части,   касающейся  государственных  и муниципальных  медицинских
   учреждений  (пункты  1,  4,  7  Правил),  ссылаясь  на  то,  что в
   нарушение   требований  Конституции  РФ  и Основ  законодательства
   Российской  Федерации  об  охране  здоровья  граждан  об  оказании
   гражданам   бесплатной   медицинской  помощи  в государственных  и
   муниципальных учреждениях здравоохранения оспариваемый нормативный
   правовой  акт допускает предоставление платных медицинских услуг в
   названных медицинских учреждениях.
       Как  пояснили  в судебном заседании заявитель Фуркалюк М.Ю.  и
   его представитель Старченко А.А.,  действующее законодательство не
   предусматривает    оказание   государственными   и  муниципальными
   медицинскими учреждениями платных медицинских услуг.  Оспариваемое
   Постановление  Правительства  РФ создает препятствия осуществлению
   гражданином его права на получение бесплатной медицинской помощи в
   государственных   и муниципальных  учреждениях  здравоохранения  и
   незаконно  возлагает  на гражданина обязанность оплаты медицинских
   услуг в этих учреждениях.
       Представители    заинтересованного   лица   Правительства   РФ
   Пудовкина Н.А., Акишин А.П. возражали против удовлетворения жалобы
   и  пояснили  в суде,  что оспариваемый нормативный правовой акт не
   противоречит    действующему   законодательству   и  не   нарушает
   гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан.
       Выслушав    объяснения    заявителя   Фуркалюка   М.Ю.,    его
   представителя  Старченко  А.А.,  представителей  заинтересованного
   лица  Правительства  РФ Пудовкиной Н.А., Акишина А.П.,  исследовав
   материалы   дела   и  заслушав  заключение  прокурора  Генеральной
   прокуратуры РФ Любимовой И.Б.,  полагавшей, что жалоба не подлежит
   удовлетворению,  Верховный  Суд  Российской  Федерации  не находит
   оснований для удовлетворения заявленных требований.
       Согласно  ст.  13  ГК  РФ в случаях,  предусмотренных законом,
   нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам
   и  нарушающий  гражданские  права  и охраняемые  законом  интересы
   гражданина  или  юридического  лица,   может  быть  признан  судом
   недействительным.
       Федеральный  конституционный закон "О Правительстве Российской
   Федерации"  предусматривает  возможность  обжалования  в суд актов
   Правительства Российской Федерации.
       Постановлением  Правительства  РФ  от  13 января 1996 г.  N 27
   утверждены   Правила   предоставления  платных  медицинских  услуг
   населению медицинскими учреждениями.
       Правила  определяют  порядок  и условия предоставления платных
   медицинских  услуг  населению  (дополнительных  к гарантированному
   объему  бесплатной медицинской помощи) лечебно - профилактическими
   учреждениями  независимо  от  ведомственной  подчиненности и формы
   собственности, в том числе научно - исследовательскими институтами
   и   государственными  медицинскими  образовательными  учреждениями
   высшего  профессионального  образования,  и являются обязательными
   для исполнения всеми медицинскими учреждениями.
       Представитель Правительства РФ Пудовкина Н.А. пояснила в суде,
   что  оспариваемый  нормативный  правовой  акт  не  содержит  норм,
   обязывающих    граждан    оплачивать    медицинские    услуги    в
   государственных  и муниципальных медицинских учреждениях.  Правила
   определяют  порядок  и условия  предоставления платных медицинских
   услуг населению дополнительно к гарантированному объему бесплатной
   медицинской помощи.
       В соответствии с ч.  1 ст. 41 Конституции Российской Федерации
   медицинская  помощь  в государственных и муниципальных учреждениях
   здравоохранения  оказывается  гражданам  бесплатно за счет средств
   соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
       Общий  порядок  оказания  медико - социальной помощи,  а также
   права  граждан при оказании медико - социальной помощи установлены
   Основами  законодательства Российской Федерации об охране здоровья
   граждан.
       Согласно   ст.   20  Основ  гарантированный  объем  бесплатной
   медицинской  помощи  предоставляется  гражданам  в соответствии  с
   программами государственных гарантий оказания гражданам Российской
   Федерации бесплатной медицинской помощи.
       Граждане  имеют  право  на  дополнительные  медицинские и иные
   услуги  на основе программ добровольного медицинского страхования,
   а  также  за  счет средств предприятий,  учреждений и организаций,
   своих   личных   средств   и  иных   источников,   не  запрещенных
   законодательством Российской Федерации.
       По объяснениям представителя Правительства РФ Пудовкиной Н.А.,
   государственные   и  муниципальные  учреждения  оказывают  платные
   медицинские    услуги   населению   по   специальному   разрешению
   соответствующего  органа  здравоохранения.   Цены  на  медицинские
   услуги    устанавливаются   в  соответствии   с  законодательством
   Российской Федерации.
       Гражданский  кодекс  РФ в статьях 50 и 120 не содержит запрета
   некоммерческим   организациям,   в   частности  государственным  и
   муниципальным    медицинским   учреждениям,    оказывать   платные
   медицинские   услуги   населению  в дополнение  к гарантированному
   объему бесплатной медицинской помощи.
       С  учетом изложенного доводы заявителя о незаконности оказания
   государственными   и  муниципальными   медицинскими   учреждениями
   платных медицинских услуг населению являются несостоятельными.
       Пунктом   4  Правил   предусмотрено,   что  государственные  и
   муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские
   услуги   населению  по  специальному  разрешению  соответствующего
   органа  управления  здравоохранения,  что  позволяет  осуществлять
   контроль   за   возможностью   оказания   медицинским  учреждением
   квалифицированной помощи.
       Согласно   п.   7   Правил   государственные   и муниципальные
   медицинские   учреждения,    предоставляющие   населению   платные
   медицинские  услуги,  обязаны вести статистический и бухгалтерский
   учет  и отчетность  раздельно  по  основной деятельности и платным
   медицинским услугам.
       Положения  данного  пункта правил адресованы государственным и
   муниципальным   медицинским   учреждениям   и ни  в коей  мере  не
   затрагивают права и охраняемые законом интересы граждан.
       Учитывая,  что  положения оспариваемого нормативного правового
   акта   соответствуют   действующему  законодательству,   изданы  в
   пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной
   власти  Российской  Федерации  и не  нарушают  гражданские права и
   охраняемые  законом  интересы  граждан,  жалоба Фуркалюка М.Ю.  не
   подлежит удовлетворению.
       На основании изложенного и руководствуясь ст.  ст.  191,  192,
   197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
   
                                решил:
   
       жалобу  Фуркалюка  Михаила  Юрьевича  об  отмене Постановления
   Правительства  Российской Федерации от 13 января 1996 г.  N 27 "Об
   утверждении   Правил   предоставления  платных  медицинских  услуг
   населению   медицинскими   учреждениями"   в  части,    касающейся
   государственных  и муниципальных медицинских учреждений (пункты 1,
   4, 7 Правил), оставить без удовлетворения.
       Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную
   коллегию  Верховного  Суда  Российской Федерации в течение 10 дней
   после вынесения судом решения в окончательной форме.
   
   


Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
Разное