ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 24 апреля 2001 г. N ГКПИ 2001-746
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи
Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,
при секретаре Самолине В.В.,
с участием прокурора Молодых В.Г.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению общероссийского общественного движения "За права
человека" о признании частично недействительным п. 3 "Инструкции о
порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в
органах федеральной службы безопасности", утвержденной Приказом
ФСБ России от 4 декабря 2000 г. N 613,
установил:
общероссийское общественное движение "За права человека"
обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о
признании частично недействительным п. 3 "Инструкции о порядке
рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах
федеральной службы безопасности", утвержденной Приказом ФСБ России
от 4 декабря 2001 г. N 613, т.к. оспариваемые положения Инструкции
противоречат действующему законодательству и нарушают права
граждан.
В судебном заседании Верховного Суда Российской Федерации
представители ООД "За права человека" Симонова А.В. и Ихлов Е.В.
поддержали заявленные требования.
Представители заинтересованных лиц: ФСБ России Шелег В.С.,
Комарова Н.В., Минюста России Обушенко Л.А. возражали против
удовлетворения заявления, т.к. оспариваемые положения Инструкции
соответствуют действующему законодательству, нормативный акт
принят в пределах полномочий ФСБ России, прошел государственную
регистрацию и не нарушает прав и свобод граждан.
Выслушав объяснения представителей: общероссийского
общественного движения "За права человека" Симоновой А.В., Ихлова
Е.В., заинтересованных лиц: ФСБ России Шелеги В.С., Комаровой
Н.В., Минюста России Обушенко Л.А., исследовав материалы дела и
заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской
Федерации Молодых В.Г., полагавшего, что заявление не подлежит
удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит
оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской
Федерации ненормативный акт государственного органа или органа
местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом,
также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым
актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы
гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом
недействительными.
Приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации
от 4 декабря 2000 г. N 613 утверждена Инструкция о порядке
рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах
Федеральной службы безопасности.
Данный нормативный акт зарегистрирован Минюстом России 9
января 2001 г., регистрационный номер 2521, и официально
опубликован. Инструкция определяет единый порядок учета,
регистрации, рассмотрения и разрешения предложений, заявлений и
жалоб граждан Российской Федерации, иностранных граждан, подданных
иностранных государств и лиц без гражданства, а также организацию
приема граждан в органах Федеральной службы безопасности.
Согласно п. 3 "Инструкции о порядке рассмотрения предложений,
заявлений и жалоб граждан в органах федеральной службы
безопасности" обращения, не содержащие личной подписи автора, его
фамилии, имени и отчества, а также данных о месте его жительства
(работы, учебы), признаются анонимными и не рассматриваются.
Решение об этом принимает начальник органа безопасности или его
заместители. Регистрация таких обращений осуществляется в порядке,
установленном настоящей Инструкцией, после чего они уничтожаются
(за исключением тех анонимных обращений, в которых содержатся
признаки подготавливаемого, совершаемого или совершенного
противоправного деяния, а также сведения о лицах, его
подготавливающих, совершающих или совершивших. (Анонимные
обращения, в которых содержатся признаки подготавливаемого,
совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также
сведения о лицах, его подготавливающих, совершающих или
совершивших, направляются для проверки в соответствующие
подразделения органов безопасности либо по подследственности.)
Коллективными обращениями признаются обращения, поданные от
имени двух и более лиц.
Как пояснили в суде представители ФСБ России Шелег В.С. и
Комарова Н.В., пунктом 3 Инструкции определено, что обращения, не
содержащие личной подписи автора, его фамилии, имени и отчества, а
также данных о месте его жительства (работы, учебы), признаются
анонимными и не рассматриваются. Данное положение полностью
соответствует Указу Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля
1968 года "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб
граждан" (с изменениями и дополнениями от 4 марта 1980 г. и 2
февраля 1988 г.).
При этом указанный пункт предусматривает обязательное
уничтожение таких обращений после их регистрации, что в полной
мере соответствует конституционным требованиям о запрете на сбор,
хранение, использование и распространение информации о частной
жизни лица без его согласия и направлено на защиту прав и свобод
граждан.
Из объяснений представителя ООД "За права человека" Симоновой
А.В. следует, что заявителя не устраивает сам факт регистрации
анонимных обращений в органах безопасности, а также допущенные
п. 3 Инструкции исключения в отношении анонимных обращений, в
которых содержатся признаки подготавливаемого, совершаемого или
совершенного противоправного деяния, а также сведения о лицах, его
подготавливающих, совершающих или совершивших, когда такие
обращения не уничтожаются, а направляются для проверки в
соответствующие подразделения органов безопасности либо по
подследственности.
Указ Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения
предложений, заявлений и жалоб граждан" обязывает государственные
органы при рассмотрении обращений граждан внимательно разбираться
в их существе, в случае необходимости истребовать нужные
документы, направлять работников на места для проверки, принимать
другие меры для объективного разрешения вопроса, принимать
обоснованные решения, обеспечивать своевременное и правильное их
исполнение; сообщать гражданам в письменной или устной форме о
принятых решениях.
Согласно ч. 3 ст. 2 настоящего Указа письменное обращение
гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени,
отчества и содержать помимо изложения существа предложения,
заявления либо жалобы также данные о месте его жительства, работы
или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается
анонимным и рассмотрению не подлежит.
Оспариваемые положения п. 3 Инструкции не предусматривают
рассмотрение анонимных обращений.
Факт регистрации анонимных обращений в органах безопасности и
направление анонимных обращений, в которых содержатся признаки
подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного
деяния, а также сведения о лицах, его подготавливающих,
совершающих или совершивших, для проверки в соответствующие
подразделения органов безопасности либо по подследственности не
противоречат действующему законодательству и не нарушают прав и
свобод граждан.
Федеральный закон "Об оперативно - розыскной деятельности"
определяет оперативно - розыскную деятельность как вид
деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными
подразделениями государственных органов, уполномоченных на то
настоящим Федеральным законом в пределах их полномочий посредством
проведения оперативно - розыскных мероприятий в целях защиты
жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина,
собственности, обеспечения безопасности общества и государства от
преступных посягательств (статья 1).
Согласно ст. 13 ФЗ "Об оперативно - розыскной деятельности" и
ст. 10 ФЗ "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской
Федерации" органы Федеральной службы безопасности осуществляют
оперативно - розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению,
пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности,
организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия
и наркотических средств, контрабанды и других преступлений,
дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к
их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и
раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований,
преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений,
ставящих своей целью насильственное изменение конституционного
строя Российской Федерации.
Основания для проведения оперативно - розыскных мероприятий
названы в ст. 7 ФЗ "Об оперативно - розыскной деятельности", в
частности, к ним относятся ставшие известными органам,
осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, сведения о
признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного
противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих,
совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для
решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Учитывая, что положения оспариваемого нормативного акта не
противоречат действующему законодательству, приняты ФСБ России в
пределах полномочий федерального органа исполнительной власти и не
нарушают права и свободы граждан, заявление ООД "За права
человека" не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191, 192,
197, 239.7 Гражданско - процессуального кодекса РСФСР, Верховный
Суд Российской Федерации
решил:
заявление общероссийского общественного движения "За права
человека" о признании недействительным п. 3 "Инструкции о порядке
рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах
федеральной службы безопасности", утвержденной Приказом
Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 4 декабря
2000 г. N 613, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную
коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней
после вынесения судом решения в окончательной форме.
|