МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 ноября 2001 г. N 16-00-24/90
Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности
рассмотрел запрос и сообщает следующее.
Федеральным законом от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении
контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением" установлено, что все денежные расчеты с населением при
осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории
Российской Федерации всеми организациями, в том числе физическими
лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, производятся с обязательным
применением контрольно - кассовых машин.
Однако отдельным категориям организаций в силу специфики их
деятельности или особенностей местонахождения разрешается
осуществлять расчеты с населением без применения контрольно -
кассовых машин. Такие организации приведены в Перечне отдельных
категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и
других обособленных подразделений (в том числе физических лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций
или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности
либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные
расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин,
утвержденном Постановлением Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745 (Собрание актов
Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 32, ст.
3017; 1995, N 44, ст. 4182; 1997, N 3, ст. 384; 1998, N 1, ст.
125; N 33, ст. 4016; N 36, ст. 4525; N 48, ст. 5932; 1999, N 3,
ст. 338; 2000, N 50, ст. 4898).
В соответствии с пунктом 1 Перечня организации могут
осуществлять денежные расчеты с населением без применения
контрольно - кассовых машин в случае оказания ими услуг населению
(за исключением услуг по перевозке пассажиров такси, в том числе
маршрутными) при условии выдачи клиентам документов строгой
отчетности, приравниваемых к чекам, утвержденных Министерством
финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной
межведомственной экспертной комиссией по контрольно - кассовым
машинам.
Утверждение форм бланков строгой отчетности (квитанций,
путевок, билетов, талонов и т.п.), которые подлежат использованию
при расчетах с населением для учета наличных денежных средств,
проводится Минфином России согласно пункту 2 вышеуказанного
Постановления по представлению соответствующих министерств и
ведомств, а также организаций и других юридических лиц.
Утвержденные бланки строгой отчетности являются официальными
государственными документами и распространяются на все
организации, занимающиеся подобными видами деятельности на
территории Российской Федерации.
Заполненные и выданные клиентам при оказании услуг бланки
строгой отчетности являются документами строгой отчетности,
приравниваемыми к чеку контрольно - кассовой машины, и служат
первичными учетными документами.
В соответствии с ранее действовавшим порядком утверждения
бланков строгой отчетности письмами Министерства финансов
Российской Федерации (за подписью Заместителя Министра финансов
Российской Федерации) вышеназванные документы не подлежали
направлению в Министерство юстиции Российской Федерации для
прохождения процедуры государственной регистрации, так как бланки
строгой отчетности являются техническим элементом оформления
операций и письма не относятся к нормативно - правовым актам.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации
от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной
власти и их государственной регистрации" Министерством финансов
Российской Федерации ведется работа по переутверждению
вышеуказанных бланков.
Бланки строгой отчетности, утвержденные письмами Минфина
России и не представленные до настоящего момента на
переутверждение, являются действующими до прохождения процедуры
переутверждения в указанном выше порядке. В связи с этим до
момента переутверждения организациям для приема денежных средств
от физических лиц при оказании услуг следует использовать
утвержденные действующие формы бланков строгой отчетности.
11 апреля 1997 г. Минфином России письмом N 16-00-27-14 была
утверждена форма квитанции по ОКУД 0712611 для приема вторичного
сырья и продажи товаров. Министерством финансов Российской
Федерации данная форма неоднократно доводилась организациям,
осуществляющим деятельность по заготовке, переработке и реализации
лома цветных металлов. В связи с новым порядком утверждения
бланков строгой отчетности указанная форма квитанции на
переутверждение приказом Министерства финансов Российской
Федерации в Минфин России не представлялась, в связи с чем
является действующей. Порядок применения квитанции по приему
вторсырья при осуществлении денежных расчетов с населением не
изменился.
Вместе с тем известно, что 11 мая 2001 г. вышло Постановление
Правительства Российской Федерации N 370 "Об утверждении Правил
обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения".
Раздел 3 Правил описывает порядок приема, учета и хранения лома и
отходов цветных металлов, в том числе действия приемщика при
приеме металла, какие именно документы при этом составляются и
выдаются на руки сдатчику лома и отходов. В пункте 11 указанного
раздела говорится, что прием лома и отходов цветных металлов
осуществляется с обязательным составлением приемо - сдаточного
акта, который является документом строгой отчетности. Форма акта
утверждена в качестве приложения к вышеуказанному Постановлению.
Исходя из содержания Правил приемо - сдаточный акт
составляется приемщиком лома на каждую партию лома и отходов
цветных металлов независимо от того, является ли сдатчик лома
физическим или юридическим лицом. При этом необходимо обратить
внимание, что законодательство о применении контрольно - кассовых
машин, равно как и бланков строгой отчетности, не регламентирует
расчеты с юридическими лицами.
В связи с вышесказанным сообщается, что при приеме лома и
отходов цветных металлов от юридических лиц следует
руководствоваться Постановлением Правительства Российской
Федерации от 11 мая 2001 г. N 370. Осуществляя приемку лома и
отходов цветных металлов от физических лиц, следует
руководствоваться тем же Постановлением, при этом наряду с
обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемо -
сдаточного акта необходимо выдавать бланк строгой отчетности,
утвержденный Минфином России письмом от 11 апреля 1997 г.
N 16-00-27-14, так как вышеупомянутое Постановление Правительства
Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745 является
действующим.
Руководитель Департамента
А.С.БАКАЕВ
|