Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 08.04.1998 N СП-4/98 О ГРАЖДАНСКОМ ДЕЛЕ ПО ЗАЯВЛЕНИЮ ГЛУХОВА А.Е.

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                РЕШЕНИЕ
                      от 8 апреля 1998 г. СП-4/98

       Именем Российской Федерации

       Военная коллегия  Верховного  Суда  Российской   Федерации   в
   составе:
       председательствующего - судьи Верховного  Суда  РФ  генерал  -
   майора юстиции Хомчика В.В.,
       при секретаре - майоре Соловьеве  С.В.,  с  участием  старшего
   военного  прокурора  отдела Главной военной прокуратуры полковника
   юстиции Иванова С.Е.,
       рассмотрев в  открытом  судебном заседании гражданское дело по
   заявлению Глухова Александра Евгеньевича о  признании  незаконными
   (недействующими) Приказа  Министра  обороны  Российской  Федерации
   N 115  от  16  марта  1996 г.  "О дополнительных денежных выплатах
   военнослужащим,  проходящим  военную  службу  в  отдаленных  и   с
   тяжелыми климатическими условиями местностях" и ст. ст. 208 - 214,
   257  -  285  Положения  о  денежном   довольствии   военнослужащих
   Советской  Армии и Военно - Морского флота,  введенного в действие
   Приказом Министра обороны СССР N 075 от 14 августа 1978 г.,

                              установила:

       Глухов А.Е.  обратился в Верховный Суд Российской Федерации  с
   вышеуказанными   требованиями   к   Министру   обороны  Российской
   Федерации,  сославшись на то, что Приказ Министра обороны РФ N 115
   от 16 марта 1996 г.  и ст.  ст.  208 - 214,  257 - 285 Положения о
   денежном  довольствии  военнослужащих  Советской  Армии и Военно -
   Морского Флота,  введенного в действие Приказом  Министра  обороны
   СССР  N 075 от 14 августа 1978 г.,  противоречат Закону Российской
   Федерации от 19 февраля 1993 г.  "О  государственных  гарантиях  и
   компенсациях для лиц,  работающих и проживающих в районах Крайнего
   Севера и  приравненных  к  ним  местностях"  и  Закону  Российской
   Федерации от 22 января 1993 г. "О статусе военнослужащих".
       По мнению Глухова  А.Е.,  районный  коэффициент  и  процентная
   надбавка,  установленные Законом РФ от 19 февраля 1993 г.,  должны
   начисляться ко всему денежному довольствию военнослужащих, включая
   месячные и иные надбавки и другие дополнительные денежные выплаты,
   а не  на  часть  денежного  довольствия  (к  окладам  по  воинской
   должности  и  окладам  по  воинским званиям),  как это установлено
   указанными Приказами Министра обороны РФ и Министра обороны СССР.
       Кроме того,  Глухов  считает,  что  Приказ Министра обороны РФ
   N 115  от  16  марта  1996  г.,  носящий  нормативный  характер  и
   затрагивающий   права   и   свободы   граждан,  как  не  прошедший
   государственную регистрацию  и  не  опубликованный  для  всеобщего
   сведения,  в соответствии с действующим законодательством не может
   быть признан законным и является недействительным.
       В судебном заседании Глухов А.Е.  свои требования поддержал  и
   просил также возместить ему расходы, связанные с прибытием в суд.
       Представитель Министерства обороны РФ  полковник  Хохлов  А.С.
   требования Глухова А.Е.  не признал,  но при этом не отрицал,  что
   Приказ   N  115  от  16  марта  1996 г.  не прошел государственную
   регистрацию и не был опубликован для всеобщего сведения.
       Выслушав объяснения  Глухова А.Е.,  представителя Министерства
   обороны РФ Хохлова А.С.,  исследовав  материалы  дела  и  заслушав
   заключение старшего военного прокурора Главной военной прокуратуры
   полковника   юстиции   Иванова   С.Е.,   полагавшего   необходимым
   требования  заявителя  удовлетворить  частично,  Военная  коллегия
   Верховного Суда Российской Федерации находит требования  заявителя
   подлежащими частичному удовлетворению.
       В соответствии с ч.  3 ст. 15 Конституции Российской Федерации
   любые  нормативные правовые акты,  затрагивающие права,  свободы и
   обязанности человека и гражданина,  не могут применяться, если они
   не опубликованы для всеобщего сведения.
       В силу  действовавшего на время издания оспариваемого  Приказа
   Министра обороны РФ  N  115  от  16  марта  1996  г.  п.  1  Указа
   Президента  Российской  Федерации  от  21 января 1993 г.  N 104 "О
   нормативных актах центральных органов государственного  управления
   Российской  Федерации"  нормативные  акты  министерств  и ведомств
   Российской Федерации,  затрагивающие  права,  свободы  и  законные
   интересы  граждан или носящие межведомственный характер,  принятые
   после 1 марта 1993 года, не прошедшие государственную регистрацию,
   а  также зарегистрированные,  но не опубликованные в установленном
   порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие
   в  законную  силу  и  не  могут  служить  законным  основанием для
   регулирования соответствующих правоотношений,  применения каких бы
   то  ни было санкций к гражданам,  должностным лицам и организациям
   за невыполнение содержащихся в них предписаний.  На указанные акты
   нельзя ссылаться при разрешении споров.
       В последующем эти правовые положения были закреплены и в Указе
   Президента Российской Федерации N 763 от 23 мая 1996 г.
       Как установлено судом, оспариваемый заявителем Приказ Министра
   обороны РФ N 115 от 16 марта 1996 г.  "О  дополнительных  денежных
   выплатах  военнослужащим,  проходящим  службу  в  отдаленных  и  с
   тяжелыми  климатическими  условиями  местностях"   государственную
   регистрацию  в Министерстве юстиции Российской Федерации не прошел
   и не был опубликован для всеобщего сведения.  Однако,  несмотря на
   это,  он  был  направлен для исполнения в войсковые части и другие
   подведомственные Министерству обороны РФ организации и учреждения.
       Эти обстоятельства  подтверждаются  материалами  дела   и,   в
   частности,  письмом  первого  заместителя  начальника Департамента
   регистрации  и  контроля  за  ведомственными  нормативными  актами
   Соловьевой Л.В. N 07-770 от 6 апреля 1998 г., из которого следует,
   что Приказ Министра обороны РФ N 115  от  16  марта  1996  г.  был
   возвращен  без  регистрации,  так  как были нарушены установленный
   порядок  представления  акта  на  государственную  регистрацию   и
   Правила  подготовки нормативных правовых актов федеральных органов
   исполнительной   власти   и   их   государственной    регистрации,
   утвержденные  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации
   N 1009  от  13  августа  1997  г.  Повторно  указанный  Приказ  на
   государственную регистрацию не представлялся.
       Эти обстоятельства  не  оспаривались  в   судебном   заседании
   представителем Министерства обороны РФ.
       С учетом названных выше обстоятельств оспариваемый  заявителем
   Приказ  Министра обороны N  115  от  16  марта  1996  г.,  как  не
   прошедший  государственную  регистрацию  и  не  опубликованный для
   всеобщего сведения, подлежит признанию недействующим.
       Что касается  требования Глухова А.Е.  о признании незаконными
   ст.  ст.  208 - 214,  257 - 285 Положения о  денежном  довольствии
   военнослужащих   Советской   Армии  и  Военно  -  Морского  Флота,
   введенного в действие Приказом Министра обороны СССР N 075  от  14
   августа  1978  г.,  то  оно  удовлетворению  не подлежит,  так как
   правовые нормы,  изложенные в указанных статьях данного Положения,
   не    противоречат    действующему   законодательству   Российской
   Федерации.
       Довод Глухова   А.Е.   о   том,  что  районный  коэффициент  и
   процентная надбавка, установленные Законом Российской Федерации от
   19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для
   лиц,  работающих  и  проживающих  в  районах  Крайнего  Севера   и
   приравненных   к  ним  местностях"  должны  начисляться  ко  всему
   денежному довольствию  военнослужащих,  включая  месячные  и  иные
   надбавки  и другие дополнительные денежные выплаты,  а не на часть
   денежного довольствия (к окладам по воинской должности  и  окладам
   по воинским званиям),  нельзя признать обоснованным,  поскольку он
   противоречит    Закону    Российской    Федерации    "О    статусе
   военнослужащих"  и  Закону Российской Федерации "О государственных
   гарантиях и компенсациях  для  лиц,  работающих  и  проживающих  в
   районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
       Согласно п.  2 ст.  12 Закона РФ  "О  статусе  военнослужащих"
   размеры   окладов  по  воинским  должностям  и  воинским  званиям,
   надбавок и выплат определяются Правительством РФ по  представлению
   Министерства  обороны  РФ,  других  министерств  и ведомств РФ,  в
   которых  законом  предусмотрена  военная  служба.  Такие   выплаты
   должностных окладов и надбавки военнослужащим, проходящим службу в
   отдаленных  и  с  тяжелыми  климатическими  условиями  местностях,
   установлены   соответствующими  Постановлениями  Правительства,  в
   частности,  Постановлением Правительства N 188-75 от 7 марта  1974
   г.
       Что же касается  Закона  РФ  "О  государственных  гарантиях  и
   компенсациях для лиц,  работающих и проживающих в районах Крайнего
   Севера и приравненных к ним местностях",  то в его ст. 1 определен
   круг лиц, на которых он распространяется.
       В частности,  действие  настоящего   Закона   распространяется
   помимо  лиц,  работающих по найму на предприятиях,  в учреждениях,
   организациях,  расположенных   в   районах   Крайнего   Севера   и
   приравненных  к ним местностях,  независимо от форм собственности,
   также и на неработающих пенсионеров,  военнослужащих, уволенных по
   возрасту  или  в связи с сокращением Вооруженных Сил РФ,  и других
   лиц, указанных в ст. 1 Закона.
       Анализ этой нормы позволяет сделать вывод, что указанный Закон
   распространяется лишь на определенный  круг  лиц,  непосредственно
   указанный в ст.  1. Военнослужащие же, проходящие военную службу в
   районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,  в Законе
   не указаны и на них действие закона распространяться не может.
       С учетом  этого  заявленное  Глуховым  А.Е.   в   этой   части
   требование не может быть признано обоснованным.
       Возмещение расходов,  связанных  с  явкой  в  суд,  заявленных
   Глуховым А.Е., законом не предусмотрено.
       На основании изложенного и руководствуясь ст.  ст. 191 - 197 и
   239-7  ГПК  РСФСР,  Военная  коллегия  Верховного  Суда Российской
   Федерации

                                решила:

       требования Глухова   Александра   Евгеньевича    удовлетворить
   частично.
       Приказ Министра обороны Российской Федерации N 115 от 16 марта
   1996  г.  "О  дополнительных  денежных  выплатах   военнослужащим,
   проходящим военную службу в отдаленных и с тяжелыми климатическими
   условиями местностях" признать недействующим.
       В удовлетворении    требований    о    признании   незаконными
   (недействующими) ст. ст. 208 - 214, 257 - 285 Положения о денежном
   довольствии  военнослужащих  Советской  Армии  и Военно - Морского
   Флота,  введенного в действие Приказом Министра обороны СССР N 075
   от  14  августа  1978  г.,  и  о  распространении положений Закона
   Российской Федерации от 19  февраля  1993  г.  "О  государственных
   гарантиях  и  компенсациях  для  лиц,  работающих  и проживающих в
   районах Крайнего Севера и приравненных к ним  местностях"  на  все
   виды  денежного  довольствия военнослужащих,  а также в возмещении
   расходов,  связанных с явкой в суд, Глухову Александру Евгеньевичу
   отказать.
       Настоящее решение обжалованию и опротестованию в  кассационном
   порядке  не  подлежит  и  вступает  в  законную  силу  со  дня его
   провозглашения.

                                                Судья Верховного Суда
                                                Российской Федерации,
                                              генерал - майор юстиции
                                                             В.ХОМЧИК




Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
Разное