Утратил силу- ПРИКАЗ МЧС РФ ОТ 17.01.2003 N 22
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 ноября 2001 г. N 3052
------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПРИКАЗ
от 10 сентября 2001 г. N 396
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О РЕГИОНАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
В соответствии с Положением о Министерстве Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом
Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 953
"Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999,
N 32, ст. 4042), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном центре по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий (приложение N 1).
2. В соответствии с пунктом третьим Указа Президента
Российской Федерации от 27 июля 1998 г. N 900 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3839)
утвердить прилагаемый перечень региональных центров по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий (приложение N 2).
3. Настоящий Приказ довести до заместителей Министра,
начальников (руководителей) департаментов, начальников управлений
и самостоятельных отделов центрального аппарата МЧС России,
начальников региональных центров по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий, командиров соединений и воинских частей войск
гражданской обороны центрального подчинения, руководителей
организаций МЧС России в установленном порядке.
Министр
С.К.ШОЙГУ
Приложение N 1
к Приказу МЧС России
от 10.09.2001 N 396
ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕГИОНАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
I. Общие положения
1. Региональный центр по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
(далее - региональный центр) является органом управления по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям на региональном
уровне <*>.
-------------------------------
<*> Пункты 8 и 12 Положения, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.11.1995 N 1113 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995, N 46, ст. 4459).
Региональный центр создан и осуществляет свою деятельность в
соответствии с Указом Президента РСФСР от 18 декабря 1991 г. N 305
"О Государственном комитете при Президенте РСФСР по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий" <*> и Указами Президента
Российской Федерации от 27 мая 1996 г. N 784 "Вопросы гражданской
обороны Российской Федерации" <**> и от 27 июля 1998 г. N 900 "О
военно - административном делении Российской Федерации" <***>.
-------------------------------
<*> Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета
РСФСР, 1991, N 52, ст. 1899.
<**> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996,
N 22, ст. 2671.
<***> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998,
N 31, ст. 3839.
2. Региональный центр в своей деятельности руководствуется
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами
и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями
и распоряжениями Правительства Российской Федерации, правовыми
актами МЧС России, настоящим Положением.
3. Региональный центр является юридическим лицом, имеет печать
с изображением Государственного герба Российской Федерации и со
своим наименованием, соответствующие печати, штампы и бланки,
расчетные и иные счета в органах федерального казначейства.
4. Руководство деятельностью регионального центра осуществляет
Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий.
Для регионального центра являются также обязательными указания
заместителей Министра Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий по вопросам, отнесенным к их компетенции.
5. Региональный центр осуществляет свою деятельность во
взаимодействии с полномочными представителями Президента
Российской Федерации в соответствующих регионах Российской
Федерации, территориальными органами федеральных органов
исполнительной власти, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления.
II. Основные задачи регионального центра
6. Основными задачами регионального центра являются:
1) реализация единой государственной политики в области
гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций на территории соответствующего региона Российской
Федерации;
2) обеспечение боевой и мобилизационной готовности (готовности
к применению) органов, специально уполномоченных решать задачи
гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органах местного
самоуправления (далее - орган управления по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям), соединений, воинских частей
войск гражданской обороны, организаций и поисково - спасательных
формирований МЧС России, дислоцированных на территории
соответствующего региона Российской Федерации;
3) осуществление в установленном порядке мер по организации и
ведению гражданской обороны, защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на
территории соответствующего региона Российской Федерации;
4) осуществление координации функционирования территориальных
подсистем единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС);
5) осуществление в установленном порядке сбора, обработки и
обмена информацией в области гражданской обороны, защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций;
6) управление в пределах своих полномочий соединениями,
воинскими частями и организациями войск гражданской обороны, а
также поисково - спасательными формированиями поисково -
спасательной службы МЧС России, дислоцированными на территории
соответствующего региона Российской Федерации.
III. Основные функции регионального центра
7. Региональный центр в соответствии с возложенными на него
задачами осуществляет следующие основные функции:
1) разрабатывает и организует выполнение планов действий
(взаимодействия) регионального центра по гражданской обороне,
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по поиску и
спасению людей на море и внутренних водах, с ежегодной их
корректировкой, реализует планы основных мероприятий регионального
центра;
2) участвует в подготовке предложений по применению
соединений, воинских частей и организаций войск гражданской
обороны при проведении мероприятий, направленных на предупреждение
и ликвидацию чрезвычайных ситуаций в регионе, в соответствии с
возложенными на них задачами на мирное время;
3) планирует участие подчиненных соединений, воинских частей и
организаций войск гражданской обороны и поисково - спасательных
формирований МЧС России в мероприятиях по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с возложенными на
них в мирное время задачами;
4) организует в установленном порядке доставку грузов
гуманитарной помощи населению, пострадавшему в результате
чрезвычайных ситуаций на территории соответствующего региона
Российской Федерации;
5) осуществляет в установленном порядке финансовое обеспечение
военнослужащих войск гражданской обороны и работников,
содержащихся за счет численности МЧС России, находящихся на
штатных должностях в органах управления по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям, подчиненных соединениях,
воинских частях и организациях войск гражданской обороны,
региональной поисково - спасательной службе МЧС России, за счет
средств, выделяемых из федерального бюджета;
6) координирует деятельность территориальных подсистем РСЧС и
их звеньев, территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти в осуществлении на территории
соответствующего региона Российской Федерации мероприятий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
7) осуществляет организационно - методическое руководство
органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям по вопросам планирования в области гражданской обороны,
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на
территории соответствующего региона Российской Федерации;
8) координирует деятельность территориальных органов
федеральных органов исполнительной власти в проведении поиска и
спасения людей, аварийно - спасательных работ, ликвидации разливов
нефти и нефтепродуктов, вредных химических и радиоактивных веществ
на море и внутренних водах в границах соответствующего региона
Российской Федерации;
9) осуществляет контроль за захоронением и утилизацией
остатков химических веществ и опасных отходов, появившихся
вследствие аварий и ликвидации их последствий;
10) организует в установленном порядке взаимодействие с
органами управления военного округа Вооруженных Сил Российской
Федерации, округа внутренних войск Министерства внутренних дел
Российской Федерации, региональными управлениями Федеральной
пограничной службы Российской Федерации, Федерального агентства
правительственной связи и информации при Президенте Российской
Федерации по вопросам гражданской обороны, мобилизационной
подготовки, тылового и материально - технического обеспечения,
оперативной подготовки, оперативного оборудования территории в
интересах обороны страны, оповещения об угрозе возникновения или
возникновении чрезвычайных ситуаций, доведения сигналов на
приведение органов управления по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям на территории региона Российской Федерации
в соответствующие степени боевой готовности;
11) оказывает в установленном порядке помощь органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам
местного самоуправления по организации жизнеобеспечения населения
в чрезвычайных ситуациях;
12) организует работу регионального и координирует работу
территориальных информационно - управляющих центров и абонентских
пунктов автоматизированной информационно - управляющей системы
РСЧС (далее - АИУС РСЧС), а также обеспечивает работу региональных
фондов, алгоритмов и программ МЧС России и осуществляет контроль
за созданием и состоянием территориальных сетей передачи данных
АИУС РСЧС;
13) организует на местах функционирование поисково -
спасательных формирований МЧС России в режиме постоянной
готовности, а также подготовку спасателей к действиям в
чрезвычайных ситуациях и руководит их работой;
14) организует работу по аттестации аварийно - спасательных
формирований и спасателей;
15) организует работу по привлечению в установленном порядке
общественных объединений, имеющих уставные задачи по проведению
аварийно - спасательных работ, а также трудоспособного населения,
имеющего опыт и знания, к проведению мероприятий по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
16) осуществляет руководство службами охраны труда в
подчиненных соединениях, воинских частях, организациях войск
гражданской обороны и поисково - спасательных формированиях МЧС
России, представляет в установленном порядке статистическую
отчетность по вопросам охраны труда;
17) ведет региональный перечень городов и других населенных
пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне;
18) совместно с соответствующим региональным органом
Госгортехнадзора России ведет компьютерные банки данных о
потенциально опасных объектах, подлежащих декларированию
безопасности, анализирует ход выполнения мероприятий по вопросам
декларирования безопасности на территории региона Российской
Федерации;
19) содействует в проведении работ по осуществлению
методического руководства по созданию, хранению, использованию и
восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций в органах исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и в органах местного самоуправления;
20) осуществляет на территории соответствующего региона
Российской Федерации контроль за обеспечением готовности органов
управления, сил и средств гражданской обороны, территориальных
подсистем РСЧС, предназначенных для предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
21) участвует в проведении государственной экспертизы проектов
градостроительной документации и проектов объектов строительства в
части соблюдения требований по гражданской обороне, предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
22) участвует в работе комиссий по рассмотрению причин и
условий возникновения чрезвычайных ситуаций, анализирует
вскрывшиеся недостатки и готовит предложения по их устранению;
23) осуществляет документальные ревизии и проверки финансово -
хозяйственной деятельности в подчиненных соединениях, воинских
частях и организациях войск гражданской обороны, поисково -
спасательных формированиях МЧС России;
24) организует и обеспечивает круглосуточную работу службы
оперативных дежурных в региональном центре, органах управления по
делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям на территории
соответствующего региона, подчиненных соединениях и воинских
частях войск гражданской обороны и дежурной смены
поисково - спасательной службы;
25) осуществляет контроль за созданием (реконструкцией) и
состоянием территориальных систем оповещения;
26) обеспечивает готовность региональных систем связи и
оповещения с целью управления подчиненными соединениями, воинскими
частями и организациями войск гражданской обороны, органами
управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и
поисково - спасательными формированиями МЧС России,
дислоцированными в соответствующем регионе Российской Федерации;
27) организует предоставление населению, потенциально
подверженному последствиям аварий, соответствующей информации об
опасных объектах, установках, взрыво- и химически опасных
производствах и о рекомендуемых действиях в случаях аварий,
выходящих за пределы промышленных объектов, расположенных на
территории соответствующего региона Российской Федерации;
28) организует в установленном порядке оповещение и
информирование органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления при угрозе
возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций;
29) осуществляет в установленном порядке связь с
общественностью, средствами массовой информации по вопросам
гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
30) организует и осуществляет материально - техническое и
тыловое обеспечение органов управления по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям, укомплектованных
военнослужащими, подчиненных соединений, воинских частей и
организаций войск гражданской обороны, поисково - спасательных
формирований МЧС России, а также мероприятий, проводимых МЧС
России, по ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории региона
Российской Федерации;
31) обеспечивает подготовку и воспитание личного состава,
морально - психологическое состояние и безопасность военной службы
в подчиненных соединениях, воинских частях и организациях войск
гражданской обороны и поисково - спасательных формированиях МЧС
России, поддержание дисциплины среди личного состава;
32) ведет учет военнослужащих, проходящих военную службу в
соединениях, воинских частях и организациях войск гражданской
обороны, а также в органах управления по делам гражданской обороны
и чрезвычайным ситуациям, дислоцированных на территории региона;
33) организует накопление, хранение, учет, использование и
восстановление резерва материальных ресурсов Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (резерв
Министра) и резерва МЧС России для ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
34) проводит учет и паспортизацию жилищно - казарменного
фонда, земельных участков, квартирного имущества, коммунальных
сооружений и оборудования, выполняет функции заказчика по
строительству и ремонту зданий, сооружений и объектов
коммунального хозяйства, состоящих на балансе МЧС России;
35) участвует в работе по организации создания и использования
страхового фонда документации, необходимого для решения
функциональных задач, обеспечению его хранения;
36) участвует в установленном порядке в сборе, обработке,
обмене и выдаче информации в области гражданской обороны, защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам
местного самоуправления на территории соответствующего региона
Российской Федерации;
37) обеспечивает защиту информации, в том числе составляющей
государственную тайну, в региональном центре, органах управления
по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям,
соединениях, воинских частях войск гражданской обороны,
организациях и поисково - спасательных формированиях МЧС России,
дислоцированных на территории соответствующего региона Российской
Федерации;
38) организует изучение и распространение в регионе Российской
Федерации отечественного и зарубежного опыта в области гражданской
обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
IV. Полномочия регионального центра
8. Региональный центр в пределах своей компетенции:
1) принимает решения, необходимые для организации и
координации работ по вопросам гражданской обороны, предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории соответствующего
региона Российской Федерации;
2) по согласованию с органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления проводит
на территории соответствующего региона Российской Федерации учения
территориальных подсистем РСЧС и их звеньев, органов управления по
делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и сил
гражданской обороны;
3) осуществляет по согласованию с органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления проверки по вопросам гражданской обороны, защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
4) запрашивает и получает в установленном порядке от органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления на территории соответствующего региона
Российской Федерации информацию и сведения, необходимые для
выполнения возложенных задач;
5) имеет специальные транспортные средства, оборудованные
утвержденными в установленном порядке опознавательными знаками,
специальными сигналами и средствами связи.
V. Руководство регионального центра
9. Региональный центр возглавляет начальник из числа
военнослужащих войск гражданской обороны, назначаемый на
должность и освобождаемый от должности Президентом Российской
Федерации по представлению Министра Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий.
Начальник регионального центра подчиняется Министру Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий.
Начальник регионального центра осуществляет руководство на
основе единоначалия и несет персональную ответственность за
выполнение возложенных на региональный центр задач.
10. Начальнику регионального центра подчинены дислоцированные
на территории соответствующего региона Российской Федерации:
в полном объеме - соединения, воинские части и организации
войск гражданской обороны (за исключением соединений, воинских
частей и организаций войск гражданской обороны центрального
подчинения), поисково - спасательные формирования МЧС России;
по вопросам боевой и мобилизационной готовности, прохождения
военной службы и всех видов содержания и обеспечения
военнослужащих - органы управления по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям.
11. Начальнику регионального центра предоставляется право:
1) при возникновении чрезвычайных ситуаций приводить в
готовность на территории соответствующего региона в штатах мирного
времени подчиненные соединения, воинские части и организации войск
гражданской обороны, органы управления по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям, поисково - спасательные
формирования МЧС России с последующим докладом Министру Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий и направлять указанные
соединения, воинские части, организации и формирования для
выполнения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах
соответствующей территории региона Российской Федерации;
2) согласовывать в установленном порядке назначение
руководителей органов управления по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям из числа военнослужащих войск гражданской
обороны;
3) утверждать должностные (функциональные) обязанности
заместителей начальника регионального центра и руководителей
структурных подразделений регионального центра;
4) в установленном порядке по вопросам своей компетенции
представлять в соответствующем регионе интересы регионального
центра, а по поручению руководства МЧС России и интересы МЧС
России, в органах государственной власти Российской Федерации,
органах местного самоуправления;
5) в соответствии с Положением о порядке прохождения военной
службы <*> производить назначение подчиненных военнослужащих войск
гражданской обороны на воинские должности (перемещение по службе),
увольнение их с военной службы и присвоение им воинских званий;
--------------------------------
<*> Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16
сентября 1999 г. N 1237 (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1999, N 38, ст. 4543).
6) осуществлять в соответствии с законодательством Российской
Федерации прием на работу и увольнение работников регионального
центра;
7) направлять в установленном порядке в служебные командировки
военнослужащих и работников регионального центра;
8) в установленном порядке распоряжаться фондами, имуществом и
денежными средствами, выделенными на содержание регионального
центра;
9) заключать в установленном законодательством Российской
Федерации порядке договоры (контракты, соглашения), а также
совершать иные гражданско - правовые действия;
10) представлять в установленном порядке военнослужащих,
проходящих военную службу в региональном центре, подчиненных
соединениях, воинских частях и организациях войск гражданской
обороны, а также в органах управления по делам гражданской обороны
и чрезвычайным ситуациям к назначению на воинские должности,
увольнению их с военной службы и присвоению им воинских званий;
11) вносить в установленном порядке предложения о награждении
отличившихся военнослужащих и работников государственными
наградами Российской Федерации, нагрудными знаками МЧС России, а
также предложения по другим видам поощрения.
12. Начальник регионального центра обязан осуществлять меры по
обеспечению правовой и социальной защиты военнослужащих и членов
их семей, работников регионального центра, подчиненных соединений,
воинских частей и организаций войск гражданской обороны,
поисково - спасательных формирований МЧС России, а также
военнослужащих, проходящих военную службу в органах управления по
делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям на территории
региона Российской Федерации.
13. Начальник регионального центра в отношении подчиненных ему
военнослужащих пользуется дисциплинарной властью в объеме и
порядке, установленном общевоинскими уставами Вооруженных Сил
Российской Федерации.
14. Решения начальника регионального центра оформляются, как
правило, приказами.
15. Финансирование расходов на содержание регионального центра
осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Приложение N 2
к Приказу МЧС России
от 10.09.2001 N 396
ПЕРЕЧЕНЬ
РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
1. Северо - Западный региональный центр по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий.
2. Центральный региональный центр по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий.
3. Северо - Кавказский региональный центр по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий (с 1 января 2002 г. - Южный региональный центр по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий).
4. Приволжско - Уральский региональный центр по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий.
5. Сибирский региональный центр по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий.
6. Дальневосточный региональный центр по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий.
|