Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ NO. 1414/01 ОТ 21.08.2001 ИСКОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ИНСПЕКЦИИ МНС РФ ПО АКТУ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ УДОВЛЕТВОРЕНЫ ПРАВОМЕРНО, ТАК КАК НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ДОНАЧИСЛИЛА СУММЫ НАЛОГА БЕЗ АНАЛИЗА КОНЕЧНОГО ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ЗА ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД И БЕЗ УЧЕТА...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                   от 21 августа 2001 г. No. 1414/01

       Президиум   Высшего  Арбитражного  Суда  Российской  Федерации
   рассмотрел  протест  заместителя Председателя Высшего Арбитражного
   Суда    Российской   Федерации   на   постановление   Федерального
   арбитражного  суда  Северо  - Кавказского  округа от 26.06.2000 по
   делу   No.   30/16   Арбитражного   суда   Кабардино  - Балкарской
   Республики.
       Заслушав   и  обсудив   доклад   судьи,   Президиум  установил
   следующее.
       Дочернее  хозяйственное  общество  "Нальчикгаз"  обратилось  в
   Арбитражный   суд  Кабардино  - Балкарской  Республики  с иском  к
   Инспекции  Министерства  Российской  Федерации по налогам и сборам
   No.   3   по   городу  Нальчику  о признании  недействительным  ее
   постановления   без  номера  и даты  по  акту  выездной  налоговой
   проверки от 22.12.99.
       Решением от 01.03.2000 в удовлетворении иска отказано.
       Постановлением  апелляционной  инстанции от 19.04.2000 решение
   отменено, иск удовлетворен.
       Федеральный   арбитражный   суд  Северо  - Кавказского  округа
   постановлением  от  26.06.2000 отменил постановление апелляционной
   инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции.
       В  протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
   Российской    Федерации    предлагается   отменить   постановление
   кассационной    инстанции    и  оставить   в  силе   постановление
   апелляционной инстанции.
       Президиум  считает,  что  протест  подлежит  удовлетворению по
   следующим основаниям.
       Как   видно  из  материалов  дела,   с  20.04.99  по  09.06.99
   Государственной  налоговой  инспекцией  No.  3  по городу Нальчику
   проводилась  выездная  налоговая проверка дочернего хозяйственного
   общества   "Нальчикгаз"   по   вопросам  правильности  исчисления,
   удержания,  уплаты  и перечисления  в бюджет налогов,  в том числе
   налога  на  прибыль,  за  период  с 01.07.97  по  01.01.99,  о чем
   составлен  акт  от  09.06.99  No.  2.  В  акте содержатся данные о
   налоговом  нарушении и предложения о взыскании с налогоплательщика
   1093261,4  рубля  неуплаченного налога на прибыль и 218652,3 рубля
   штрафа.
       Затем  налоговой  инспекцией 20 - 22.12.99 проведена повторная
   выездная  проверка общества за этот же период и по тем же налогам.
   По ее результатам составлен акт от 22.12.99.  В акте указано,  что
   проверка   осуществлена   в  качестве  дополнительных  мероприятий
   налогового   контроля   для  проверки  доводов  налогоплательщика,
   приведенных в разногласиях к акту от 09.06.99 No. 2.
       По  акту от 22.12.99 принято постановление без даты и номера о
   взыскании   с общества  "Нальчикгаз"  1959439,7  рубля  налога  на
   прибыль, штрафа и пеней.
       Как   следует   из   акта   проверки  от  22.12.99,   общество
   реализовывало   населению   природный   газ   по   государственным
   регулируемым ценам, в связи с чем у него возникли убытки. Дотации,
   полученные  из бюджета,  налогоплательщиком направлены на покрытие
   этих убытков.
       По   мнению   налогового  органа,   суммы  выделенных  дотаций
   налогоплательщик  был  обязан  включить в прочие внереализационные
   доходы  в соответствии  с инструкцией  "О  порядке заполнения форм
   годовой  бухгалтерской  отчетности",   пунктом  3.9  приложения  к
   приказу  Министерства  финансов  Российской  Федерации от 12.11.96
   No. 97 и с учетом этого откорректировать прибыль.
       Таким   образом,   исходя   из  позиции  налоговой  инспекции,
   выделенные   из   бюджета   дотации  на  покрытие  убытков  должны
   включаться  в налогооблагаемую  базу  в качестве внереализационных
   доходов с уплатой налога в бюджет.
       Отменяя решение об отказе в иске,  суд апелляционной инстанции
   руководствовался положениями Закона Российской Федерации "О налоге
   на  прибыль  предприятий  и организаций"  и пунктом 14 Положения о
   составе  затрат  по  производству  и реализации  продукции (работ,
   услуг),  включаемых в себестоимость продукции (работ,  услуг), и о
   порядке  формирования  финансовых  результатов,   учитываемых  при
   налогообложении     прибыли,      утвержденного     Постановлением
   Правительства  Российской  Федерации от 05.08.92 No.  552 (далее -
   Положение  о составе  затрат),  а  также  письмами  Госналогслужбы
   России и Минфина России от 11.05.93 No.  ВГ-6-01/173,  04-02-04 "О
   порядке учета при налогообложении средств, полученных из бюджета",
   Минфина   России   от   27.06.97   No.   04-02-11/2,  от  26.09.97
   No.  04-02-14. В результате анализа нормативных актов суд пришел к
   выводу,  что суммы дотаций не относятся к прочим внереализационным
   доходам.
       Суд  кассационной инстанции в обоснование отмены постановления
   апелляционной  инстанции  также  сослался  на  Положение о составе
   затрат,  письмо Госналогслужбы России и Минфина России от 11.05.93
   No.  ВГ-6-01/173,  04-02-04,  но пришел к противоположному выводу,
   признав,  как  и суд  первой  инстанции,  что  денежные  средства,
   полученные  из  бюджета,  подлежат  включению во внереализационные
   доходы.
       Согласно  пункту  1 статьи  11 Закона Российской Федерации "Об
   основах налоговой системы в Российской Федерации",  действовавшему
   до 01.01.99, обязанности налогоплательщика возникают при наличии у
   него   объекта  налогообложения  и по  основаниям,   установленным
   законодательными актами.
       Аналогичная  норма  содержится  в статье 44 Налогового кодекса
   Российской Федерации.
       Объект налогообложения для налога на прибыль - прибыль (доход)
   является   существенным  элементом  налогообложения,   с  наличием
   которого возникает обязанность по уплате налога.
       Объектом   налога   на   прибыль  исходя  из  статьи  2 Закона
   Российской   Федерации   "О   налоге   на  прибыль  предприятий  и
   организаций"  является  валовая  прибыль предприятия,  уменьшенная
   (увеличенная)   в  соответствии  с положениями,   предусмотренными
   данной статьей.
       В    составе    валовой    прибыли   учитываются   доходы   от
   внереализационных операций,  уменьшенные на сумму расходов по этим
   операциям.
       Статьей  41  Налогового кодекса Российской Федерации закреплен
   принцип определения доходов.  Под доходом признается экономическая
   выгода  в денежной  или  натуральной  форме,  учитываемая в случае
   возможности  ее оценки и в той мере,  в которой такую выгоду можно
   оценить.
       В  перечень  внереализационных доходов,  указанный в пункте 14
   Положения о составе затрат,  включены: доходы от сдачи имущества в
   аренду,  дивиденды по акциям и доходы по облигациям, штрафы, пени,
   неустойки. Этот перечень не позволяет считать средства, полученные
   из  бюджета  и использованные  на  покрытие  убытков,  доходом  от
   внереализационных операций с получением экономической выгоды.
       В  письме  Госналогслужбы  России и Минфина России от 11.05.93
   No.  ВГ-6-01/173, 04-02-04, на которое сослались суды, разъяснено,
   что  суммы  ассигнований,  выделенные из бюджета на финансирование
   мероприятий   целевого   назначения  и использованные  по  прямому
   назначению,  финансовых  результатов  деятельности  предприятия не
   увеличивают и при налогообложении не учитываются.
       Ассигнования  (дотации),  выделенные  обществу,  имеют целевое
   назначение  и предназначены  для возмещения выпадающих доходов при
   реализации газа населению. Нецелевого использования этих средств и
   получения  в результате  этого  экономической выгоды инспекцией не
   установлено.
       Приведенные  разъяснения  опровергают  вывод суда кассационной
   инстанции  о том,  что  суммы  целевых  ассигнований  из  бюджета,
   полученные  для  покрытия  убытков,  подлежат отражению в качестве
   внереализационных   доходов,   поскольку   увеличивают  финансовые
   результаты  деятельности  предприятия  и отражаются  на  счете  80
   "Прибыли и убытки".
       Из документов,  регламентирующих порядок бухгалтерского учета,
   также  не  следует,  что  дотации  из бюджета должны включаться во
   внереализационные доходы и облагаться налогом.
       В  инструкции  по применению Плана счетов бухгалтерского учета
   финансово  - хозяйственной деятельности предприятий,  утвержденной
   приказом Министерства финансов СССР от 01.11.91 No.  56,  указано,
   что   счет   80  "Прибыли  и убытки"  предназначен  для  отражения
   информации   о  формировании   конечного   финансового  результата
   деятельности предприятия в отчетном году. Сопоставление дебетового
   и  кредитового  оборотов  за  отчетный  период показывает конечный
   финансовый результат.
       Налоговая  инспекция  доначислила  суммы  налога  без  анализа
   конечного  финансового  результата  налогоплательщика  за отчетный
   период и без учета целевого назначения выделенных истцу дотаций из
   бюджета.
       В   данном   случае  у налогоплательщика  не  возникли  объект
   налогообложения и обязанность по уплате налога.
       Выводы   суда   первой   и  кассационной   инстанций  являются
   ошибочными,  в  связи с чем для отмены постановления апелляционной
   инстанции правовых оснований не имелось.
       Учитывая   изложенное   и руководствуясь  статьями  187  - 189
   Арбитражного   процессуального   кодекса   Российской   Федерации,
   Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

                              постановил:

       постановление   Федерального   арбитражного   суда   Северо  -
   Кавказского  округа  от 26.06.2000 по делу No.  30/16 Арбитражного
   суда Кабардино - Балкарской Республики отменить.
       Постановление    апелляционной    инстанции    от   19.04.2000
   Арбитражного  суда  Кабардино  - Балкарской  Республики по данному
   делу оставить в силе.

                                                    И.о. Председателя
                                            Высшего Арбитражного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                             М.К.ЮКОВ



Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
Разное