17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ
___________________________________________________________________
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
О ПОРЯДКЕ ПРИНЯТИЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ
И ОБРАЗОВАНИЯ В ЕЕ СОСТАВЕ НОВОГО СУБЪЕКТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Одобрен
Государственной Думой
30 ноября 2001 года
Одобрен
Советом Федерации
5 декабря 2001 года
(с изм., согл. Федерального конституционного закона
от 31.10.2005 N 7-ФКЗ)
Настоящий Федеральный конституционный закон в соответствии с
частью 2 статьи 65 Конституции Российской Федерации устанавливает
основные условия и процедуру принятия в Российскую Федерацию и
образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем
Федеральном конституционном законе
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о принятии в
Российскую Федерацию и об образовании в ее составе нового субъекта
Статья 3. Основные требования к принятию в Российскую Федерацию
и образованию в ее составе нового субъекта
Статья 4. Условия принятия в Российскую Федерацию нового
субъекта
Статья 5. Условия образования в составе Российской Федерации
нового субъекта
Глава II. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ
НОВОГО СУБЪЕКТА
Статья 6. Предложение о принятии в Российскую Федерацию
Статья 7. Вопросы, регулируемые международным договором
Статья 8. Внесение в Государственную Думу международного
договора на ратификацию и проекта федерального конституционного
закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта
Статья 9. Принятие и вступление в силу федерального
конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового
субъекта. Внесение изменений в Конституцию Российской Федерации
Глава III. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ В СОСТАВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА
Статья 10. Инициатива образования в составе Российской
Федерации нового субъекта
Статья 11. Референдумы по вопросу об образовании в составе
Российской Федерации нового субъекта
Статья 12. Проект федерального конституционного закона об
образовании в составе Российской Федерации нового субъекта
Статья 13. Принятие федерального конституционного закона об
образовании в составе Российской Федерации нового субъекта.
Внесение изменений в Конституцию Российской Федерации
Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального
конституционного закона
______________________________________________________________________________
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем
Федеральном конституционном законе
1. Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта - процедура,
предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации
в результате присоединения к Российской Федерации иностранного
государства или его части.
2. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта -
процедура, предусматривающая изменение состава субъектов
Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным
конституционным законом и не связанная с принятием в Российскую
Федерацию иностранного государства или его части.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о принятии в
Российскую Федерацию и об образовании в ее составе нового субъекта
1. Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта
осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
международными (межгосударственными) договорами Российской
Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, а также
федеральными конституционными законами о принятии в Российскую
Федерацию нового субъекта.
2. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта
осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
настоящим Федеральным конституционным законом, а также
федеральными конституционными законами об образовании в составе
Российской Федерации нового субъекта.
Статья 3. Основные требования к принятию в Российскую Федерацию
и образованию в ее составе нового субъекта
1. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе
нового субъекта осуществляются на добровольной основе.
2. При принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее
составе нового субъекта должны соблюдаться государственные
интересы Российской Федерации, принципы федеративного устройства
Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, а
также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и
культурные связи субъектов Российской Федерации, их социально-
экономические возможности.
Статья 4. Условия принятия в Российскую Федерацию нового
субъекта
1. В качестве нового субъекта в Российскую Федерацию может быть
принято иностранное государство или его часть.
2. Принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта
иностранного государства или его части осуществляется по взаимному
согласию Российской Федерации и данного иностранного государства в
соответствии с международным (межгосударственным) договором о
принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта
иностранного государства или его части (далее - международный
договор), заключенным Российской Федерацией с данным иностранным
государством.
3. В случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового
субъекта иностранного государства этому субъекту предоставляется
статус республики, если указанным в пункте 2 настоящей статьи
международным договором не предусматривается предоставление новому
субъекту статуса края или области.
4. В случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового
субъекта части иностранного государства этому субъекту
предоставляется статус республики, края, области, автономной
области или автономного округа в соответствии с указанным в пункте
2 настоящей статьи международным договором.
Статья 5. Условия образования в составе Российской Федерации
нового субъекта
1. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта
может быть осуществлено в результате объединения двух и более
граничащих между собой субъектов Российской Федерации.
2. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта
может повлечь за собой прекращение существования субъектов
Российской Федерации, территории которых подлежат объединению.
3. Изменение наименования субъекта Российской Федерации,
предусмотренное частью 2 статьи 137 Конституции Российской
Федерации, не влечет за собой образование в составе Российской
Федерации нового субъекта. Новое наименование субъекта Российской
Федерации включается в текст статьи 65 Конституции Российской
Федерации и учитывается при переиздании текста Конституции
Российской Федерации.
Глава II. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ
НОВОГО СУБЪЕКТА
Статья 6. Предложение о принятии в Российскую Федерацию
1. Инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в
качестве нового субъекта иностранного государства или его части и
заключении международного договора, предусмотренного пунктом 2
статьи 4 настоящего Федерального конституционного закона, является
данное иностранное государство.
2. Президент Российской Федерации после поступления указанного
в пункте 1 настоящей статьи предложения уведомляет о нем Совет
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее -
Совет Федерации), Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации (далее - Государственная Дума), Правительство
Российской Федерации и при необходимости проводит с ними
соответствующие консультации.
3. Рассмотрение предложения, указанного в пункте 1 настоящей
статьи, и принятие решений, касающихся заключения международного
договора, осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О
международных договорах Российской Федерации".
Статья 7. Вопросы, регулируемые международным договором
1. Международным договором могут быть урегулированы следующие
вопросы:
а) наименование и статус нового субъекта Российской Федерации;
б) порядок приобретения гражданства Российской Федерации
гражданами иностранного государства и распространения на них в
полном объеме правового статуса гражданина Российской Федерации;
в) правопреемство в отношении членства иностранного государства
в международных организациях, его имущественных активов и
пассивов;
г) действие законодательства Российской Федерации на территории
нового субъекта Российской Федерации;
д) функционирование органов государственной власти и органов
местного самоуправления иностранного государства на территории
нового субъекта Российской Федерации.
2. Международным договором может устанавливаться переходный
период, в течение которого новый субъект должен быть интегрирован
в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы
Российской Федерации, а также в систему органов государственной
власти Российской Федерации.
3. По отдельным вопросам, связанным с принятием в Российскую
Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или
его части, Российской Федерацией и данным иностранным государством
могут быть подписаны специальные протоколы, подлежащие ратификации
одновременно с ратификацией международного договора.
4. После подписания международного договора Президент
Российской Федерации обращается в Конституционный Суд Российской
Федерации с запросом о проверке соответствия Конституции
Российской Федерации данного международного договора.
Статья 8. Внесение в Государственную Думу международного
договора на ратификацию и проекта федерального конституционного
закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта
1. В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации
признает не вступивший в силу международный договор
соответствующим Конституции Российской Федерации, указанный
международный договор вносится в Государственную Думу на
ратификацию в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О
международных договорах Российской Федерации".
2. Одновременно с международным договором в Государственную
Думу вносится проект федерального конституционного закона о
принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.
3. Проект федерального конституционного закона о принятии в
Российскую Федерацию нового субъекта должен содержать положения,
определяющие наименование, статус и границы нового субъекта, а
также заключительные и переходные положения, устанавливающие
сроки, в течение которых новый субъект должен быть интегрирован в
экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской
Федерации, а также в систему органов государственной власти
Российской Федерации. Проект указанного федерального
конституционного закона может содержать и другие положения,
вытекающие из международного договора и протоколов к нему.
Статья 9. Принятие и вступление в силу федерального
конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового
субъекта. Внесение изменений в Конституцию Российской Федерации
1. Федеральный закон о ратификации международного договора
принимается палатами Федерального Собрания Российской Федерации в
порядке, предусмотренном статьями 105, 106 и 107 Конституции
Российской Федерации.
2. Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую
Федерацию нового субъекта принимается палатами Федерального
Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей
108 Конституции Российской Федерации.
3. Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую
Федерацию нового субъекта вступает в силу не ранее вступления в
силу для Российской Федерации и для иностранного государства
международного договора.
4. Изменения в часть 1 статьи 65 Конституции Российской
Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на
основании федерального конституционного закона о принятии в
Российскую Федерацию нового субъекта и учитываются при переиздании
текста Конституции Российской Федерации.
Глава III. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ В СОСТАВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА
Статья 10. Инициатива образования в составе Российской
Федерации нового субъекта
1. Инициатива образования в составе Российской Федерации нового
субъекта принадлежит субъектам Российской Федерации, на
территориях которых образуется новый субъект Российской Федерации
(далее - заинтересованные субъекты Российской Федерации).
2. Совместное предложение законодательных (представительных)
органов государственной власти и высших должностных лиц
(руководителей высших исполнительных органов государственной
власти) заинтересованных субъектов Российской Федерации об
образовании в составе Российской Федерации нового субъекта
направляется Президенту Российской Федерации. Указанное
предложение должно быть обосновано и содержать предполагаемые
наименование, статус и границы нового субъекта, а также прогноз
социально-экономических и иных последствий, связанных с
образованием в составе Российской Федерации нового субъекта. В
качестве сопроводительных материалов одновременно представляются:
(в ред. Федерального конституционного закона от 31.10.2005 N 7-
ФКЗ)
а) предложения о правопреемстве нового субъекта в отношении
собственности заинтересованных субъектов Российской Федерации в
отношениях с органами государственной власти Российской Федерации,
другими субъектами Российской Федерации;
б) предложения о внесении изменений и дополнений в федеральный
закон о федеральном бюджете на текущий год в связи с образованием
в составе Российской Федерации нового субъекта либо предложения к
проекту федерального бюджета на следующий год, если образование в
составе Российской Федерации нового субъекта не предполагает
перераспределение бюджетных средств текущего года;
в) предложения о функционировании государственных органов и
организаций заинтересованных субъектов Российской Федерации на
территории нового субъекта Российской Федерации, а также о
формировании органов государственной власти нового субъекта
Российской Федерации;
г) предложения о действии законов и иных нормативных правовых
актов заинтересованных субъектов Российской Федерации на
территории нового субъекта Российской Федерации;
д) сведения о предполагаемых сроках проведения референдумов
заинтересованных субъектов Российской Федерации по вопросу об
образовании в составе Российской Федерации нового субъекта и
согласованная формулировка вопроса, выносимого на референдумы
заинтересованных субъектов Российской Федерации.
(пп. "д" в ред. Федерального конституционного закона от 31.10.2005
N 7-ФКЗ)
3. Президент Российской Федерации уведомляет о полученном
предложении об образовании в составе Российской Федерации нового
субъекта Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство
Российской Федерации и при необходимости проводит с ними
соответствующие консультации.
Статья 11. Референдумы по вопросу об образовании в составе
Российской Федерации нового субъекта
1. Вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового
субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных
субъектов Российской Федерации после проведения соответствующих
консультаций с Президентом Российской Федерации. В случае
поддержки Президентом Российской Федерации инициативы
заинтересованных субъектов Российской Федерации вопрос об
образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в
согласованной формулировке выносится на референдумы
заинтересованных субъектов Российской Федерации. Вынесение вопроса
об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта на
референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации с
различиями в его формулировке не допускается.
(п. 1 в ред. Федерального конституционного закона от 31.10.2005 N
7-ФКЗ)
1.1. Инициатива проведения референдума по вопросу об
образовании в составе Российской Федерации нового субъекта
принадлежит высшим должностным лицам (руководителям высших
исполнительных органов государственной власти) заинтересованных
субъектов Российской Федерации.
(п. 1.1 введен Федеральным конституционным законом от 31.10.2005 N
7-ФКЗ)
1.2. Высшие должностные лица (руководители высших
исполнительных органов государственной власти) заинтересованных
субъектов Российской Федерации, депутаты законодательных
(представительных) органов государственной власти заинтересованных
субъектов Российской Федерации, а также иные лица, замещающие
государственные или выборные муниципальные должности, вправе
принимать участие в агитации по вопросу референдума об образовании
в составе Российской Федерации нового субъекта, но не вправе
использовать преимущества своего должностного положения.
(п. 1.2 введен Федеральным конституционным законом от 31.10.2005 N
7-ФКЗ)
1.3. В случае, если в одном или нескольких, но не более чем в
половине заинтересованных субъектов Российской Федерации
референдумы по вопросу об образовании в составе Российской
Федерации нового субъекта будут признаны несостоявшимися или
результаты референдумов будут признаны недействительными, в этих
субъектах Российской Федерации может быть проведено повторное
голосование при условии, что на референдумах иных заинтересованных
субъектов Российской Федерации вопрос об образовании в составе
Российской Федерации нового субъекта получил одобрение. Повторное
голосование проводится не позднее чем через 45 дней со дня
вступления в силу решения избирательной комиссии субъекта
Российской Федерации о признании референдума несостоявшимся или о
признании его результатов недействительными.
(п. 1.3 введен Федеральным конституционным законом от 31.10.2005 N
7-ФКЗ)
2. Назначение, подготовка и проведение референдумов
заинтересованных субъектов Российской Федерации по вопросу об
образовании в составе Российской Федерации нового субъекта
осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным
конституционным законом, федеральными законами, законами
заинтересованных субъектов Российской Федерации о референдуме.
(в ред. Федерального конституционного закона от 31.10.2005 N 7-
ФКЗ)
3. В случае, если вопрос об образовании в составе Российской
Федерации нового субъекта был вынесен на референдумы двух и более
заинтересованных субъектов Российской Федерации и не получил
одобрения на референдуме хотя бы одного из указанных субъектов
Российской Федерации, инициатива образования в составе Российской
Федерации нового субъекта может быть вновь выдвинута теми же
заинтересованными субъектами Российской Федерации не ранее чем
через год.
(п. 3 в ред. Федерального конституционного закона от 31.10.2005 N
7-ФКЗ)
4. Официальные данные о результатах референдумов
заинтересованных субъектов Российской Федерации по вопросу об
образовании в составе Российской Федерации нового субъекта
представляются Президенту Российской Федерации.
Статья 12. Проект федерального конституционного закона об
образовании в составе Российской Федерации нового субъекта
1. Проект федерального конституционного закона об образовании в
составе Российской Федерации нового субъекта может быть внесен в
Государственную Думу, если на референдумах заинтересованных
субъектов Российской Федерации были приняты соответствующие
решения по вопросу об образовании в составе Российской Федерации
нового субъекта. Проект указанного закона вносится Президентом
Российской Федерации.
2. Проект федерального конституционного закона об образовании в
составе Российской Федерации нового субъекта должен содержать
положения, определяющие наименование, статус и границы нового
субъекта Российской Федерации, положения о прекращении
существования заинтересованного субъекта (заинтересованных
субъектов) Российской Федерации в случае, предусмотренном статьей
5 настоящего Федерального конституционного закона, а также
заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в
течение которых должны быть урегулированы следующие вопросы:
а) формирование органов государственной власти нового субъекта
Российской Федерации;
б) внесение изменений и дополнений в федеральный закон о
федеральном бюджете на текущий год, если образование в составе
Российской Федерации нового субъекта предполагает
перераспределение бюджетных средств текущего года;
в) правопреемство нового субъекта Российской Федерации в
отношении собственности заинтересованных субъектов Российской
Федерации в отношениях с органами государственной власти
Российской Федерации, другими субъектами Российской Федерации,
иностранными государствами и международными организациями;
г) функционирование территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти и федеральных судов на территории нового
субъекта Российской Федерации;
д) функционирование государственных органов и организаций
заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории
нового субъекта Российской Федерации;
е) действие законов и иных нормативных правовых актов
заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории
нового субъекта Российской Федерации.
Статья 13. Принятие федерального конституционного закона об
образовании в составе Российской Федерации нового субъекта.
Внесение изменений в Конституцию Российской Федерации
1. Федеральный конституционный закон об образовании в составе
Российской Федерации нового субъекта принимается палатами
Федерального Собрания Российской Федерации в порядке,
предусмотренном статьей 108 Конституции Российской Федерации.
2. Изменения в часть 1 статьи 65 Конституции Российской
Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на
основании федерального конституционного закона об образовании в
составе Российской Федерации нового субъекта и учитываются при
переиздании текста Конституции Российской Федерации.
Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального
конституционного закона
Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со
дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
17 декабря 2001 года
N 6-ФКЗ
___________________________________________________________________
|