Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 20.08.2004 N 113-ФЗ О ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЯХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


   20 августа 2004 года N 113-ФЗ
   ___________________________________________________________________
   
                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                                   
                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
                                   
               О ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЯХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ
                ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                                                Принят
                                                 Государственной Думой
                                                     31 июля 2004 года
                                                                      
                                                               Одобрен
                                                     Советом Федерации
                                                   8 августа 2004 года
                                   
      (с изм., согл. Федерального закона от 31.03.2005 N 26-ФЗ)
   



       ОГЛАВЛЕНИЕ

     Статья  1.  Рассмотрение  уголовных дел  с  участием  присяжных
          заседателей
     Статья  2. Участие граждан Российской Федерации в осуществлении
          правосудия в качестве присяжных заседателей
     Статья 3. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям
     Статья  4.  Общий  и  запасной списки  кандидатов  в  присяжные
          заседатели
     Статья  5.  Порядок  и сроки составления списков  кандидатов  в
          присяжные заседатели
     Статья   6.   Обязанности  должностных  лиц   и   руководителей
          организаций  по  представлению информации для  составления  списков
          кандидатов в присяжные заседатели
     Статья  7.  Исключение граждан из общего  и  запасного  списков
          кандидатов в присяжные заседатели
     Статья   8.  Направление  в  суд  общего  и  запасного  списков
          кандидатов в присяжные заседатели
     Статья  9.  Кандидаты  в присяжные заседатели  Верховного  Суда
          Российской Федерации
     Статья  10. Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей
          присяжного заседателя
     Статья 11. Материальное обеспечение присяжных заседателей
     Статья   12.   Гарантии   независимости  и   неприкосновенности
          присяжного заседателя
     Статья 13. Заключительные и переходные положения

______________________________________________________________________________


       Статья  1.  Рассмотрение  уголовных дел  с  участием  присяжных
   заседателей
   
       Рассмотрение  уголовных  дел с участием  присяжных  заседателей
   федеральных  судов общей юрисдикции (далее - присяжные  заседатели)
   проводится  в Верховном Суде Российской Федерации, верховных  судах
   республик,  краевых,  областных судах, судах  городов  федерального
   значения,   автономной  области  и  автономных  округов,   окружных
   (флотских) военных судах (далее - суды).
   
       Статья  2. Участие граждан Российской Федерации в осуществлении
   правосудия в качестве присяжных заседателей
   
       1. Граждане Российской Федерации (далее - граждане) имеют право
   участвовать   в  осуществлении  правосудия  в  качестве   присяжных
   заседателей  при рассмотрении судами первой инстанции подсудных  им
   уголовных   дел  с  участием  присяжных  заседателей.   Ограничение
   данного права устанавливается только федеральным законом.
       2.  Участие  в  осуществлении правосудия в  качестве  присяжных
   заседателей  граждан,  включенных в списки кандидатов  в  присяжные
   заседатели, является их гражданским долгом.
   
       Статья 3. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям
   
       1.  Присяжными заседателями могут быть граждане,  включенные  в
   списки   кандидатов   в  присяжные  заседатели   и   призванные   в
   установленном    Уголовно-процессуальным    кодексом     Российской
   Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.
       2. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели
   не могут быть лица:
       1)  не  достигшие  к моменту составления списков  кандидатов  в
   присяжные заседатели возраста 25 лет;
       2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;
       3)  признанные судом недееспособными или ограниченные  судом  в
   дееспособности;
       4)     состоящие    на    учете    в    наркологическом     или
   психоневрологическом диспансере в связи с лечением от  алкоголизма,
   наркомании,   токсикомании,  хронических  и  затяжных   психических
   расстройств.
       3. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в
   порядке,  установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской
   Федерации,  в  качестве присяжных заседателей не допускаются  также
   лица:
       1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
       2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
       3)    имеющие    физические    или   психические    недостатки,
   препятствующие   полноценному   участию   в   рассмотрении    судом
   уголовного дела.
   
       Статья  4.  Общий  и  запасной списки  кандидатов  в  присяжные
   заседатели
   
       1.  Высший исполнительный орган государственной власти субъекта
   Российской  Федерации  каждые  четыре  года  составляет   общий   и
   запасной  списки кандидатов в присяжные заседатели, включая  в  них
   необходимое   для  работы  соответствующего  суда  число   граждан,
   постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации.
       2.   Число   граждан,  подлежащих  включению  в  общий   список
   кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации  от
   каждого     муниципального     образования,     должно     примерно
   соответствовать   соотношению   числа   постоянно   проживающих   в
   муниципальном  образовании  граждан  с  числом  граждан,  постоянно
   проживающих в субъекте Российской Федерации.
       3.  Число  граждан,  подлежащих  включению  в  запасной  список
   кандидатов    в    присяжные   заседатели,   определяется    высшим
   исполнительным  органом государственной власти субъекта  Российской
   Федерации и составляет не более одной четвертой числа кандидатов  в
   присяжные   заседатели,  подлежащих  включению   в   общий   список
   кандидатов в присяжные заседатели.
       4.  Общий  и  запасной списки кандидатов в присяжные заседатели
   для   окружных   (флотских)  военных  судов  составляются   высшими
   исполнительными    органами   государственной   власти    субъектов
   Российской  Федерации  по территориальному  признаку  на  основании
   представления  председателя соответствующего окружного  (флотского)
   военного  суда в порядке, установленном статьями 5 -  8  настоящего
   Федерального закона.
   
       Статья  5.  Порядок  и сроки составления списков  кандидатов  в
   присяжные заседатели
   
       1.  Председатель суда не позднее чем за три месяца до истечения
   срока   полномочий   кандидатов  в  присяжные   заседатели,   ранее
   включенных  в  общий  и  запасной  списки  кандидатов  в  присяжные
   заседатели,  вносит  руководителю  высшего  исполнительного  органа
   государственной   власти   соответствующего   субъекта   Российской
   Федерации  представление  о  необходимом  для  работы  суда   числе
   кандидатов в присяжные заседатели.
       2.  Высший исполнительный орган государственной власти субъекта
   Российской   Федерации  в  соответствии  со  статьей  4  настоящего
   Федерального  закона  устанавливает  порядок  и  сроки  составления
   списков кандидатов в присяжные заседатели и сообщает исполнительно-
   распорядительным органам муниципальных образований  число  граждан,
   которое   необходимо  включить  в  списки  кандидатов  в  присяжные
   заседатели   от  соответствующих  муниципальных  образований.   При
   составлении   списков  кандидатов  в  присяжные  заседатели   число
   указанных  граждан  может  быть  превышено  не  более  чем  на   10
   процентов.
       3.   Списки  кандидатов  в  присяжные  заседатели  составляются
   исполнительно-распорядительными органами муниципальных  образований
   отдельно  по каждому муниципальному образованию субъекта Российской
   Федерации на основе персональных данных об избирателях, входящих  в
   информационные  ресурсы Государственной автоматизированной  системы
   Российской    Федерации   "Выборы",   путем    случайной    выборки
   установленного числа граждан. При этом из числа отобранных  граждан
   исключаются  лица, которые не могут быть присяжными заседателями  в
   соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.
       4.  О  составлении  списков кандидатов в  присяжные  заседатели
   исполнительно-распорядительный  орган  муниципального   образования
   извещает   граждан,  проживающих  на  территории   соответствующего
   муниципального образования, а также уведомляет граждан,  включенных
   в  списки  кандидатов  в присяжные заседатели,  и  в  течение  двух
   недель  предоставляет  им  возможность  ознакомиться  с  указанными
   списками  и  рассматривает поступающие от них письменные  заявления
   об  исключении граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели
   и  исправлении  в  них неточных сведений о кандидатах  в  присяжные
   заседатели.
   (в ред. Федерального закона от 31.03.2005 N 26-ФЗ)
       5.   Уточненные  списки  кандидатов  в  присяжные   заседатели,
   подписанные   главами  муниципальных  образований   (если   уставом
   муниципального  образования  такая должность  не  предусмотрена,  -
   лицом,  уполномоченным  на  то  представительным  органом  местного
   самоуправления),  представляются  в  высший  исполнительный   орган
   государственной власти субъекта Российской Федерации.
       6.  Высший исполнительный орган государственной власти субъекта
   Российской  Федерации  на основании поступивших  от  исполнительно-
   распорядительных   органов   муниципальных   образований    списков
   кандидатов   в   присяжные  заседатели  составляет   общий   список
   кандидатов  в  присяжные заседатели субъекта Российской  Федерации,
   который подписывается руководителем высшего исполнительного  органа
   государственной власти субъекта Российской Федерации и  скрепляется
   печатью.
       7.  Одновременно  с  составлением общего  списка  кандидатов  в
   присяжные  заседатели  высший исполнительный орган  государственной
   власти  субъекта  Российской Федерации составляет  запасной  список
   кандидатов  в  присяжные  заседатели.  В  него  включаются   только
   граждане,  постоянно  проживающие  в  населенном  пункте  по  месту
   постоянного нахождения соответствующего суда.
       8.   Запасной   список   кандидатов  в   присяжные   заседатели
   подписывается   руководителем   высшего   исполнительного    органа
   государственной власти субъекта Российской Федерации и  скрепляется
   печатью.
       9.  Общий  и  запасной списки кандидатов в присяжные заседатели
   публикуются   в   средствах  массовой  информации  соответствующего
   муниципального  образования  и содержат  только  фамилии,  имена  и
   отчества кандидатов в присяжные заседатели.
       10.  Граждане  имеют  право обращаться в высший  исполнительный
   орган  государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации   с
   письменными  заявлениями  о  необоснованном  включении   в   списки
   кандидатов  в  присяжные заседатели, об исключении их из  указанных
   списков  или исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные
   заседатели, содержащихся в этих списках.
       11. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта
   Российской  Федерации в пятидневный срок рассматривает  поступившие
   письменные  заявления  и  принимает  решения,  которые  могут  быть
   обжалованы    в   суд   в   порядке,   установленном    гражданским
   процессуальным законодательством.
       12. Изменения и дополнения, внесенные в общий и запасной списки
   кандидатов   в  присяжные  заседатели,  публикуются   в   средствах
   массовой информации соответствующего муниципального образования.
       13.    Исполнительно-распорядительный   орган    муниципального
   образования  и  высший исполнительный орган государственной  власти
   субъекта  Российской  Федерации  обязаны  ежегодно  (или  в   более
   короткие сроки по представлению председателя суда) проверять и  при
   необходимости  изменять  и дополнять в соответствии  с  положениями
   настоящей   статьи   списки  кандидатов  в  присяжные   заседатели,
   исключая   из   них  граждан,  утративших  право  быть   присяжными
   заседателями, и включая в них тех, кто был отобран дополнительно.
       14.    Финансовое    обеспечение   переданных    исполнительно-
   распорядительным органам муниципальных образований  государственных
   полномочий   по   составлению  списков   кандидатов   в   присяжные
   заседатели  осуществляется  из  средств  федерального   бюджета   в
   порядке   и   размерах,   определяемых  Правительством   Российской
   Федерации.
   
       Статья   6.   Обязанности  должностных  лиц   и   руководителей
   организаций  по  представлению информации для  составления  списков
   кандидатов в присяжные заседатели
   
       1. Должностные лица и руководители организаций независимо от их
   организационно-правовой  формы обязаны  по  запросу  исполнительно-
   распорядительного  органа  муниципального  образования  и   высшего
   исполнительного  органа государственной власти субъекта  Российской
   Федерации   представить  информацию,  необходимую  для  составления
   списков кандидатов в присяжные заседатели.
       2.  За  непредставление информации, необходимой для составления
   списков   кандидатов   в   присяжные   заседатели,   а   также   за
   представление заведомо неверной информации лица, указанные в  части
   1  настоящей статьи, несут ответственность, установленную  Кодексом
   Российской Федерации об административных правонарушениях.
   
       Статья  7.  Исключение граждан из общего  и  запасного  списков
   кандидатов в присяжные заседатели
   
       Граждане,  включенные в общий или запасной список кандидатов  в
   присяжные  заседатели,  исключаются  из  указанных  списков  высшим
   исполнительным  органом государственной власти субъекта  Российской
   Федерации в случаях:
       1)  выявления  обстоятельств, указанных  в  части  2  статьи  3
   настоящего Федерального закона;
       2)   подачи   гражданином  письменного  заявления   о   наличии
   обстоятельств,    препятствующих   исполнению    им    обязанностей
   присяжного заседателя, если он является:
       а)   лицом,   не   владеющим   языком,   на   котором   ведется
   судопроизводство;
       б)   лицом,   не  способным  исполнять  обязанности  присяжного
   заседателя  по  состоянию  здоровья,  подтвержденному  медицинскими
   документами;
       в) лицом, достигшим возраста 65 лет;
       г)  лицом,  замещающим государственные должности  или  выборные
   должности в органах местного самоуправления;
       д) военнослужащим;
       е)  судьей,  прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом,
   нотариусом  или  имеющим  специальное  звание  сотрудником  органов
   внутренних  дел,  органов  по контролю  за  оборотом  наркотических
   средств   и   психотропных  веществ,  службы  судебных   приставов,
   таможенных  органов,  органов и учреждений  уголовно-исполнительной
   системы,   а   также  лицом,  осуществляющим  частную   детективную
   деятельность на основе специального разрешения (лицензии);
       ж) священнослужителем.
   
       Статья   8.  Направление  в  суд  общего  и  запасного  списков
   кандидатов в присяжные заседатели
   
       1.  Составленные  высшим исполнительным органом государственной
   власти  субъекта  Российской  Федерации  общий  и  запасной  списки
   кандидатов  в  присяжные заседатели направляются в  соответствующий
   суд   не  позднее  чем  за  месяц  до  истечения  срока  полномочий
   кандидатов   в   присяжные   заседатели,   включенных    в    ранее
   представленные  общий  и  запасной списки  кандидатов  в  присяжные
   заседатели.
       2. Изменения, внесенные в общий и запасной списки кандидатов  в
   присяжные   заседатели  в  соответствии  с  частью  13   статьи   5
   настоящего Федерального закона, направляются в соответствующий  суд
   в недельный срок.
       3.  При  выявлении в поступивших в суд общем и запасном списках
   кандидатов в присяжные заседатели лиц, указанных в части  2  статьи
   3  настоящего  Федерального закона, или  лиц,  подавших  письменное
   заявление   об  исключении  из  списков  кандидатов   в   присяжные
   заседатели   в  соответствии  с  пунктом  2  статьи  7   настоящего
   Федерального  закона,  а  также в случае  необходимости  дополнения
   этих  списков  председатель  суда вносит  в  высший  исполнительный
   орган   государственной   власти  субъекта   Российской   Федерации
   представление  о  необходимости изменения  и  дополнения  общего  и
   запасного списков кандидатов в присяжные заседатели.
   
       Статья  9.  Кандидаты  в присяжные заседатели  Верховного  Суда
   Российской Федерации
   
       Кандидаты  в  присяжные заседатели для участия  в  рассмотрении
   уголовных  дел  Верховным  Судом  Российской  Федерации  отбираются
   путем   случайной  выборки  аппаратом  Верховного  Суда  Российской
   Федерации  из  общих  и  запасных списков  кандидатов  в  присяжные
   заседатели,   составленных  для  судов   в   субъектах   Российской
   Федерации.
   
       Статья  10. Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей
   присяжного заседателя
   
       1.  Граждане  призываются  к  исполнению  в  суде  обязанностей
   присяжных    заседателей   в   порядке,   установленном   Уголовно-
   процессуальным кодексом Российской Федерации, один  раз  в  год  на
   десять  рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела,  начатое
   с   участием  присяжных  заседателей,  не  окончилось   к   моменту
   истечения  указанного  срока,  - на все  время  рассмотрения  этого
   дела.
       2.  Кандидаты в присяжные заседатели, вызванные в  суд,  но  не
   отобранные   в   состав  коллегии  присяжных   заседателей   и   не
   освобожденные  от  исполнения обязанностей кандидатов  в  присяжные
   заседатели   по  основаниям,  предусмотренным  статьями   3   и   7
   настоящего  Федерального закона, могут быть привлечены для  участия
   в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании.
   
       Статья 11. Материальное обеспечение присяжных заседателей
   
       1.  За  время исполнения присяжным заседателем обязанностей  по
   осуществлению  правосудия соответствующий суд  выплачивает  ему  за
   счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение  в
   размере  одной  второй части должностного оклада судьи  этого  суда
   пропорционально   числу  дней  участия  присяжного   заседателя   в
   осуществлении   правосудия,   но  не   менее   среднего   заработка
   присяжного  заседателя  по  месту  его  основной  работы  за  такой
   период.
       2.  Присяжному  заседателю  возмещаются  судом  командировочные
   расходы,  а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения
   суда    и    обратно    в   порядке   и   размере,    установленных
   законодательством для судей данного суда.
       3. За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей
   по  осуществлению правосудия по основному месту работы  сохраняются
   гарантии      и      компенсации,     предусмотренные      трудовым
   законодательством.   Увольнение  присяжного  заседателя   или   его
   перевод  на другую работу по инициативе работодателя в этот  период
   не допускаются.
       4.  Время  исполнения  присяжным  заседателем  обязанностей  по
   осуществлению  правосудия  учитывается при  исчислении  всех  видов
   трудового стажа.
   
       Статья   12.   Гарантии   независимости  и   неприкосновенности
   присяжного заседателя
   
       1.   На   присяжного  заседателя  в  период  осуществления   им
   правосудия     распространяются    гарантии     независимости     и
   неприкосновенности  судей,  установленные  Конституцией  Российской
   Федерации,  Федеральным конституционным законом от 31 декабря  1996
   года  N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", пунктом  1
   (за  исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и  абзацем
   первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6,  7  и  8
   статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года N  3132-
   1  "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом от
   20  апреля  1995  года  N  45-ФЗ "О государственной  защите  судей,
   должностных  лиц  правоохранительных и  контролирующих  органов"  и
   настоящим Федеральным законом.
       2.   Лица,   препятствующие  присяжному  заседателю   исполнять
   обязанности  по  осуществлению правосудия, несут ответственность  в
   соответствии с законодательством Российской Федерации.
   
       Статья 13. Заключительные и переходные положения
   
       1.  Списки  кандидатов  в  присяжные заседатели  для  судов,  в
   которых   законодательством  Российской   Федерации   предусмотрено
   рассмотрение   уголовных  дел  с  участием  присяжных  заседателей,
   должны  быть составлены в течение трех месяцев со дня вступления  в
   силу настоящего Федерального закона.
       2.   Граждане,  включенные  в  списки  кандидатов  в  присяжные
   заседатели  до  вступления в силу настоящего  Федерального  закона,
   сохраняют   свои   полномочия  до  составления  списков   присяжных
   заседателей  в соответствии с настоящим Федеральным  законом,  а  в
   случае  их  участия в качестве присяжных заседателей в рассмотрении
   уголовных  дел, которые не могут быть закончены до истечения  этого
   срока, - до окончания рассмотрения этих дел.
       3. Признать утратившими силу:
       1)  раздел V Закона РСФСР от 8 июля 1981 года "О судоустройстве
   РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, N 28, ст. 976);
       2)  пункт  5 раздела I Закона Российской Федерации от  16  июля
   1993  года  N  5451-1  "О внесении изменений и дополнений  в  Закон
   РСФСР  "О  судоустройстве  РСФСР",  Уголовно-процессуальный  кодекс
   РСФСР,  Уголовный  кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об  административных
   правонарушениях"  (Ведомости Съезда народных  депутатов  Российской
   Федерации  и  Верховного Совета Российской Федерации, 1993,  N  33,
   ст. 1313);
       3)  статью 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N  116-ФЗ
   "О  внесении  изменений  и  дополнений в некоторые  законодательные
   акты    Российской   Федерации   в   связи   с   совершенствованием
   государственного   управления  в  области  пожарной   безопасности"
   (Собрание  законодательства Российской Федерации, 2002, N  30,  ст.
   3033).
   
                                                             Президент
                                                  Российской Федерации
                                                               В.ПУТИН
   Москва, Кремль
   20 августа 2004 года
   N 113-ФЗ
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
Разное