ПРОКУРАТУРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОТЕСТ
от 7 июля 2000 г. N 7/4-836-00
НА ПП. 5, 6, 9, 13-16 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГУБЕРНАТОРА МОСКОВСКОЙ
ОБЛАСТИ ОТ 11.05.2000 N 194-ПГ "О РАЗМЕРАХ ОПЛАТЫ ЗА ВЫДАЧУ
И ЗАМЕНУ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ, ПРИЕМ ЭКЗАМЕНОВ
И О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОВЕДЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА АВТОТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВ И ПРИЦЕПОВ К НИМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
И ПРИЛОЖЕНИЕ 2 К ДАННОМУ ПОСТАНОВЛЕНИЮ
Пункты 5, 6, 9, 13-16 постановления Губернатора Московской
области от 11.05.2000 N 194-ПГ и приложение 2, предусматривающие
полномочия ГУВД Московской области по привлечению к участию в
диагностической проверке при государственном техническом осмотре,
условия заключения договора на участие в проверке технического
состояния транспортных средств с использованием средств
технического диагностирования и устанавливающие порядок
направления денежных средств, получаемых от платы за проведение
государственного технического осмотра, выдачу и замену
спецпродукции, прием экзаменов, не соответствуют федеральному
законодательству и подлежат отмене по следующим основаниям.
Пунктом 5 постановления Губернатора Московской области от
11.05.2000 N 194-ПГ определено, что ГУВД Московской области
привлекает на основе договоров юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей к участию в диагностической проверке при
государственном техническом осмотре по результатам конкурса,
проводимого в соответствии с Положением о проведении конкурса,
утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.07.98 N 880 "О
порядке проведения государственного технического осмотра...".
Данная норма не соответствует пункту 3 постановления
Правительства РФ от 31.07.98 N 880, которым установлено, что
привлекать в установленном порядке на конкурсной основе
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к участию в
проверке технического состояния транспортных средств с
использованием средств технического диагностирования при
государственном техническом осмотре может Государственная
инспекция безопасности дорожного движения МВД РФ.
Пункт 6 постановления от 11.05.2000 N 194-ПГ предусматривает,
что договоры на участие юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей в диагностической проверке при государственном
техническом осмотре заключаются от имени ГУВД Московской области
Главным государственным инспектором безопасности дорожного
движения Московской области.
Тем самым стороной по такому договору выступает ГУВД Московской
области, а не УГИБДД ГУВД Московской области, как того требует п.
18 Положения о проведении конкурса среди юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического
состояния транспортных средств с использованием средств
технического диагностирования при государственном техническом
осмотре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.07.98
N 880, которым прямо установлено, что указанный выше договор
заключается непосредственно с органом Государственной инспекции
субъекта Российской Федерации.
Как следует из пунктов 9 и 13 постановления от 11.05.2000 N 194-
ПГ и приложения N 2 к нему, до принятия Закона Московской области
"О целевом бюджетном фонде Государственной инспекции безопасности
дорожного движения" денежные средства, получаемые в виде платы за
проведение государственного технического осмотра с использованием
средств технического диагностирования на стационарных, передвижных
станциях ГТО ГИБДД, на пунктах ГТО, принадлежащих юридическим
лицам или индивидуальным предпринимателям, а также за выдачу и
замену специальной продукции, прием экзаменов, вносятся
плательщиками через филиалы (отделения) Сберегательного банка
России соответственно в процентном соотношении на счет Московского
областного фонда безопасности дорожного движения и охраны
окружающей среды "Подмосковье-БД" (далее - Фонд "Подмосковье-БД").
Пункт 14 постановления от 11.05.2000 N 194-ПГ предусматривает
распределение денежных средств (за выдачу и замену спецпродукции,
а также прием экзаменов) после оплаты договоров на поставку
спецпродукции в процентном соотношении в областной бюджет и в Фонд
"Подмосковье-БД" для развития материально-технической базы
подразделений ГИБДД.
Пунктом 15 постановления от 11.05.2000 N 194-ПГ поручено ГУВД
МО и Фонду "Подмосковье-БД" заключить соглашение о сотрудничестве,
определяющее порядок расходования названных выше денежных средств,
п. 16 устанавливает их отражение в смете доходов и расходов Фонда
"Подмосковье-БД", ежеквартально составляемой УГИБДД ГУВД
Московской области совместно с дирекцией Фонда "Подмосковье-БД",
согласовываемой с начальником ГУВД Московской области и
утверждаемой заместителем Председателя Правительства Московской
области.
Согласно свидетельству о регистрации Фонда "Подмосковье-БД"
последний как юридическое лицо зарегистрирован Управлением юстиции
Администрации Московской области с организационно-правовой формой
в виде общественного фонда (свидетельство о регистрации от
06.11.96 N 167).
На основании ст. 10 Федерального закона "Об общественных
объединениях" от 19.05.95 N 82-ФЗ общественный фонд является одним
из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее
членства общественное объединение, цель которого заключается в
формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не
запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества
на общественно полезные цели.
Вмешательство органов государственной власти и их должностных
лиц в деятельность общественных объединений, равно как и
вмешательство общественных объединений в деятельность органов
государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за
исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "Об
общественных объединениях" (ст. 17). Названной статьей определено,
что государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов
общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности,
законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот
и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде
целевого финансирования отдельных общественно полезных программ
общественных объединений по их заявкам; заключения любых видов
договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг;
социального заказа на выполнение различных государственных
программ неограниченному кругу лиц общественных объединений на
конкурсной основе.
В этой связи органы государственной власти Московской области
не правомочны вмешиваться в деятельность объединения, в том числе
рассматривать и утверждать смету доходов и расходов, а
общественный фонд, в свою очередь, вмешиваться в процесс
формирования и расходования бюджетных средств.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ денежные средства,
полученные в виде платы за проведение государственного
технического осмотра, за выдачу и замену специальной продукции,
прием экзаменов, являются собственными неналоговыми доходами
бюджета Московской области, предназначенными для финансового
обеспечения затрат и функций государства, в частности, для
финансирования затрат и материально-технической базы подразделений
Государственной инспекции, подлежащими зачислению на единый счет
бюджета (ст. 6 (понятие бюджета), п. 2 ст. 40, пп. 1, 4 ст. 41, п.
2 ст. 55, 57, ст. 216 БК РФ).
Кроме того, непосредственное зачисление указанных средств на
соответствующие бюджетные счета субъектов Российской Федерации
также предусмотрено федеральным законодательством, действовавшим
как до вступления в силу Бюджетного кодекса РФ, так и в настоящее
время (п. 4 постановления Правительства РФ "О некоторых вопросах,
связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской
Федерации" от 08.04.92 N 228, п. 3 Порядка взимания и
распределения средств, получаемых в виде платы за проведение
государственного технического осмотра транспортных средств,
утвержденного заместителем Министра внутренних дел РФ 04.12.99,
заместителем Министра финансов РФ 06.12.99, первым заместителем
Министра транспорта Российской Федерации 05.12.99, разработанного
в соответствии с п. 8 постановления Правительства РФ от 31.07.98 N
880).
В нарушение вышеназванных положений действующего федерального
законодательства средства от платы за выдачу и замену
спецпродукции, прием экзаменов, проведение государственного
технического осмотра, в том числе с применением средств
технического диагностирования, перечисляются на счет Фонда
"Подмосковье-БД" и не поступают в полном объеме в бюджет
Московской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального
закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
1. Пункты 5, 6 постановления Губернатора Московской области от
11.05.2000 N 194-ПГ привести в соответствие с п. 3 постановления
Правительства РФ от 31.07.98 N 880 и с п. 18 Положения о
проведении конкурса, утвержденного названным постановлением.
2. Отменить п. 9, пп. 13-16 и приложение 2 к постановлению
Губернатора Московской области от 11.05.2000 N 194-ПГ как не
соответствующие федеральному законодательству.
3. Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению не
позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О
результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области в
письменной форме.
Прокурор Московской области
государственный советник юстиции
2 класса
Э.Г. Денисов
|