ПРОКУРАТУРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОТЕСТ
от 19 ноября 2002 г. N 7/4-21-02
НА СТАТЬИ 4, 5 ЗАКОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
РЕГИСТРАЦИИ УСТАВОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В МОСКОВСКОЙ
ОБЛАСТИ" ОТ 16.07.1996 N 35/96-ОЗ И СТАТЬЮ 2 ЗАКОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕЕСТРЕ УСТАВОВ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
ОТ 28.10.1999 N 72/99-ОЗ
Статьи 4, 5 Закона Московской области "О государственной
регистрации уставов муниципальных образований в Московской
области" и статья 2 Закона Московской области "О Государственном
реестре уставов муниципальных образований Московской области" не
соответствуют действующему законодательству в части наделения
Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской
области полномочиями по проведению правовой экспертизы и
регистрации уставов муниципальных образований Московской области,
а также ведению Государственного реестра уставов муниципальных
образований Московской области.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации регистрация
уставов муниципальных образований не относится к предметам ведения
Российской Федерации. Установление общих принципов организации
системы органов власти и местного самоуправления находится в
совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 31.05.1999 N
60-0 "По делу о проверке конституционности положений статей 4, 5 и
6, части второй статьи 7 и статьи 9 Закона Санкт-Петербурга "О
порядке регистрации уставов муниципальных образований Санкт-
Петербурга" вопрос о порядке регистрации устава муниципального
образования Конституцией Российской Федерации непосредственно не
урегулирован. Федеральным законом от 12 августа 1995 года "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" установление порядка регистрации устава муниципального
образования отнесено к полномочиям органов государственной власти
субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления
(п. 16 ст. 5). Одновременно данный Федеральный закон определяет
некоторые принципиальные положения, относящиеся к этому порядку, а
именно: устав муниципального образования подлежит государственной
регистрации в порядке, установленном законом субъекта Российской
Федерации; основанием для отказа в государственной регистрации
устава может быть только противоречие его Конституции Российской
Федерации, законам Российской Федерации и законам субъекта
Российской Федерации; отказ в государственной регистрации устава
может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления
в судебном порядке (пп. 3 и 4 статьи 8). На основе и с соблюдением
указанных положений законодатель субъекта Российской Федерации
вправе определить конкретные механизмы и процедуры регистрации
уставов муниципальных образований.
Установление порядка регистрации устава муниципального
образования (в том числе определение того, какой государственный
орган ее осуществляет), таким образом, составляет предмет ведения
субъекта Российской Федерации и находится вне пределов ведения
Российской Федерации, а также совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов, т.е. в этом вопросе субъекты Российской
Федерации по смыслу статей 73 и 76 (часть 4) во взаимосвязи со
статьями 5 (часть 3), 71, 72 (пункт "н" части 1) и 76 (части 1, 2,
3, 5 и 6) Конституции Российской Федерации обладают всей полнотой
государственной власти и осуществляют собственное правовое
регулирование.
Статьями 4 и 5 Закона Московской области "О государственной
регистрации уставов муниципальных образований в Московской
области" установлено, что органом, проводящим правовую экспертизу
и регистрацию уставов муниципальных образований Московской
области, является Управление юстиции Московской области и в
соответствии со статьей 2 Закона Московской области "О
Государственном реестре уставов муниципальных образований
Московской области" держателем государственного реестра является
Управление юстиции Московской области.
Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным
органом исполнительной власти, в его функции согласно Положению о
Министерстве юстиции РФ (утв. Указом Президента РФ от 02.08.1999 N
954) не входят обязанности по регистрации уставов муниципальных
образований.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по
Московской области - это территориальный орган Министерства
юстиции РФ, оно не является органом государственной власти
двойного подчинения, не входит в структуру органов государственной
власти Московской области.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации не
может возлагать в законодательном порядке полномочия по
регистрации уставов муниципальных образований на территориальный
орган федерального органа исполнительной власти Российской
Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 21, 23
Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"
предлагаю:
1. Рассмотреть настоящий протест и привести статьи 4, 5 Закона
Московской области "О государственной регистрации уставов
муниципальных образований в Московской области" и статью 2 Закона
Московской области "О Государственном реестре уставов
муниципальных образований Московской области" в соответствие с
действующим законодательством.
2. Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению на
ближайшем заседании Московской областной Думы.
3. О результатах рассмотрения протеста и принятых мерах
сообщите в прокуратуру Московской области в письменной форме.
Прокурор Московской области
государственный советник юстиции
2 класса
Э.Г. Денисов
|