ПРОКУРАТУРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОТЕСТ
от 9 декабря 2002 г. N 7/4-21-02
НА ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ИЗГОТОВЛЕНИЕ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ
И ДЕМОНСТРАЦИЮ НАЦИСТСКОЙ СИМВОЛИКИ НА ТЕРРИТОРИИ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Закон Московской области "Об административной ответственности
за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской
символики на территории Московской области" (далее - Закон),
принятый решением Московской областной Думы от 14 июля 1999 года,
вступает в противоречие с нормами Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, введенного в действие с 1 июля
2002 года (далее - Кодекс).
Действие настоящего Закона Московской области, устанавливающего
административную ответственность по вопросам, имеющим федеральное
значение, есть вторжение в сферу общественных отношений,
регулирование которой составляет предмет ведения Российской
Федерации.
В соответствии с преамбулой настоящий Закон определяет на
основе Федерального закона "Об увековечении Победы советского
народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"
административную ответственность за изготовление, распространение
и демонстрацию нацистской символики на территории Московской
области.
В силу статьи 6 указанного Федерального закона Российская
Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые
меры по предотвращению создания и деятельности фашистских
организаций и движений на своей территории; в Российской Федерации
запрещается использование в любой форме нацистской символики как
оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в
Великой Отечественной войне жертвах.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 1 Федерального закона "О
противодействии экстремистской деятельности" закреплено, что
пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или
символики относятся к экстремистской деятельности. Данным
Федеральным законом в целях защиты прав и свобод человека и
гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности
и безопасности Российской Федерации определяются правовые и
организационные основы противодействия экстремистской
деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.
Из приведенных выше норм федерального законодательства следует,
что вопрос использования нацистской символики является вопросом
федерального значения.
Пунктом 3 статьи 1.3 Кодекса к ведению Российской Федерации в
области законодательства об административных правонарушениях
отнесено установление административной ответственности по
вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе
административной ответственности за нарушение правил и норм,
предусмотренных федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
В настоящее время на федеральном уровне определена
административная ответственность за пропаганду и публичное
демонстрирование нацистской атрибутики или символики (статья 20.3
Кодекса).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской
Федерации, выраженной им в определении от 1 октября 1998 г. N 145-
О "По запросу Законодательного Собрания Нижегородской области о
проверке конституционности части первой статьи 6 Кодекса РСФСР об
административных правонарушениях", законодатель субъекта
Российской Федерации, устанавливая административную
ответственность за те или иные деяния, не вправе вторгаться в те
сферы общественных отношений, регулирование которых составляет
предмет ведения Российской Федерации.
Кроме того, предусмотренные Законом санкция и
подведомственность рассмотрения данной категории дел не
соответствуют требованиям статей 20.3 и 23.1 Кодекса.
Таким образом, Закон Московской области, устанавливающий
ответственность за изготовление, распространение и демонстрацию
нацистской символики, противоречит нормам федерального
законодательства.
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального
закона "О прокуратуре Российской Федерации", прошу:
1. Признать утратившим силу Закон Московской области "Об
административной ответственности за изготовление, распространение
и демонстрацию нацистской символики на территории Московской
области" как несоответствующий действующему законодательству.
2. Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем
заседании Московской областной Думы.
3. О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру
Московской области в письменной форме.
Прокурор Московской области
государственный советник
юстиции 2 класса
Э.Г. Денисов
|