ПРОКУРАТУРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОТЕСТ
от 19 декабря 2002 г. N 7/4-21-02
НА СТАТЬИ 3, 4 ЗАКОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ
В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ" N 21/97-ОЗ ОТ 12.05.1997
(С ИЗМЕНЕНИЯМИ ОТ 17.10.1997, 20.07.2001)
16 апреля 1997 г. Московской областной Думой принят Закон
Московской области "Об административной ответственности за
правонарушения в области строительства и градостроительства на
территории Московской области" (далее - Закон).
Положения статьи 3 Закона вошли в противоречие с вступившим в
силу с 1 июля 2002 г. Кодексом Российской Федерации об
административных правонарушениях (далее - Кодекс) в части
определения размеров административных штрафов и разграничения
административной ответственности по субъектам.
Подпунктом "к" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской
Федерации установлено, что административное, административно-
процессуальное законодательство находится в совместном ведении
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 1.1 Кодекса законодательство об
административных правонарушениях состоит из Кодекса и принимаемых
в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об
административной ответственности.
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 3 Закона закреплено, что
юридические лица, индивидуальные предприниматели за строительство
объекта без полученного в установленном порядке разрешения на
выполнение строительно-монтажных работ подвергаются штрафу в
размере ста десяти минимальных размеров оплаты труда.
Данная норма противоречит пункту 1 статьи 9.5 Кодекса,
предусматривающему, что за строительство без разрешения зданий и
сооружений производственного и непроизводственного назначения, в
том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального
строительства, влечет наложение административного штрафа на
граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты
труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных
размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста
минимальных размеров оплаты труда.
Размер административного штрафа, определенный подпунктом "б"
пункта 1 статьи 3 Закона, за нарушение обязательных требований
нормативных актов в области строительства при выполнении
проектных, строительно-монтажных работ, при производстве
строительных материалов, конструкций и изделий, повлекшее за собой
потерю прочности, устойчивости, от восьмисот тридцати одного до
тысячи ста восьми минимальных размеров оплаты труда значительно
превышает предельные размеры административного штрафа, указанные в
статье 3.5 Кодекса.
Пунктом 3 статьи 3.5 Кодекса предусмотрено, что
административный штраф, налагаемый на граждан и исчисляемый исходя
из минимального размера оплаты труда, не может превышать двадцать
пять минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц -
пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц -
одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.
Подпунктом "б" пункта 1 статьи 3 Закона за нарушение
обязательных требований нормативных актов в области строительства
при выполнении проектных, строительно-монтажных работ, при
производстве строительных материалов, конструкций и изделий,
повлекшее за собой снижение прочности, устойчивости, установлен
административный штраф в размере от пятидесяти пяти до пятисот
пятидесяти четырех минимальных размеров оплаты труда, что
противоречит пункту 2 статьи 9.4 Кодекса, которым определен
административный штраф за данное правонарушение, налагаемый на
граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты
труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных
размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот
минимальных размеров оплаты труда.
В связи с тем, что Кодексом закреплены различные величины
административных штрафов в зависимости от субъектов данного
правоотношения, необходимо пересмотреть положения статьи 3 Закона
на предмет разграничения административной ответственности по
субъектам.
Пунктом 4 статьи 4 Закона определено, что перечисление штрафов
производится в соответствующие бюджеты согласно Закону Российской
Федерации N 4121-I от 17 декабря 1992 года "Об административной
ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений
за правонарушения в области строительства".
Статьей 2 Федерального закона "О введении в действие Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях" Закон
Российской Федерации от 17 декабря 1992 года N 4121-I "Об
административной ответственности предприятий, учреждений,
организаций и объединений за правонарушения в области
строительства" признан утратившим силу.
Таким образом, Закон Московской области, устанавливающий
административную ответственность за правонарушения в области
строительства и градостроительства на территории Московской
области, противоречит нормам действующего федерального
законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 21, 23
Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"
предлагаю:
1. Рассмотреть настоящий протест и привести статьи 3, 4 Закона
Московской области "Об административной ответственности за
правонарушения в области строительства и градостроительства на
территории Московской области" в соответствие с действующим
законодательством.
2. Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению на
ближайшем заседании Московской областной Думы.
3. О результатах рассмотрения протеста и принятых мерах
сообщите в прокуратуру Московской области в письменной форме.
Прокурор Московской области
государственный советник юстиции
2 класса
Э.Г. Денисов
|