Законы России
 
Навигация
Ссылки по теме
Популярное в сети
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 16.07.2004 N 212-О ПО ХОДАТАЙСТВУ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ОБ ОФИЦИАЛЬНОМ РАЗЪЯСНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 12 АПРЕЛЯ 2002 ГОДА ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЕЙ 13 И 14 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


               КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                      от 16 июля 2004 г. N 212-О
                                   
                ПО ХОДАТАЙСТВУ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
       ОБ ОФИЦИАЛЬНОМ РАЗЪЯСНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО
       СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 12 АПРЕЛЯ 2002 ГОДА ПО ДЕЛУ
         О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЕЙ 13 И 14
          ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ
          ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ
               ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
   
       Конституционный    Суд   Российской   Федерации    в    составе
   председательствующего  О.С. Хохряковой,  судей  М.В.  Баглая,  Ю.М.
   Данилова,   Л.М.   Жарковой,  Г.А.  Жилина,  В.Д.  Зорькина,   С.М.
   Казанцева, М.И. Клеандрова, Н.В. Селезнева,
       заслушав  в  заседании  палаты заключение  судьи  М.В.  Баглая,
   проводившего  на  основании статьи 41 Федерального конституционного
   закона    "О    Конституционном    Суде    Российской    Федерации"
   предварительное изучение ходатайства Тюменской областной Думы,
   
                              установил:
   
       1.  В  Постановлении от 12 апреля 2002 года по делу о  проверке
   конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона  "Об
   общих  принципах  организации законодательных (представительных)  и
   исполнительных органов государственной власти субъектов  Российской
   Федерации"   Конституционный  Суд  Российской   Федерации   признал
   положения  пунктов 1, 2 и 3 статьи 13 и пунктов 1, 2 и 4 статьи  14
   названного  Федерального  закона  не  соответствующими  Конституции
   Российской Федерации в той мере, в какой ими устанавливался  запрет
   на    привлечение   депутата   к   уголовной   и   административной
   ответственности, налагаемой в судебном порядке, и на  осуществление
   обусловленных  этим мер уголовно-процессуального и административно-
   процессуального    характера    без    согласия    законодательного
   (представительного)   органа   государственной   власти    субъекта
   Российской   Федерации.   Исключив,  таким   образом,   возможность
   освобождения    депутатов   от   уголовной    и    административной
   ответственности,  налагаемой  в судебном  порядке,  Конституционный
   Суд  Российской  Федерации вместе с тем признал право  федерального
   законодателя устанавливать особые условия привлечения  этих  лиц  к
   ответственности  и указал на его обязанность согласовать  положения
   различных законодательных актов по данному вопросу, в том  числе  с
   учетом   введения  в  действие  с  1  июля  2002   года   Уголовно-
   процессуального  кодекса  Российской  Федерации,   закрепившего   в
   качестве  условия возбуждения уголовного дела в отношении  депутата
   законодательного (представительного) органа государственной  власти
   субъекта    Российской   Федерации   или    привлечения    его    к
   ответственности   получение  по  ходатайству   прокурора   субъекта
   Российской  Федерации заключения коллегии, состоящей из трех  судей
   верховного  суда  республики, краевого или  областного  суда,  суда
   федерального  значения, суда автономной области и суда  автономного
   округа, о наличии в действиях депутата признаков преступления.
       Тюменская  областная  Дума,  обращаясь  в  Конституционный  Суд
   Российской  Федерации  с  ходатайством об  официальном  разъяснении
   данного  Постановления,  просит  ответить  на  вопрос,  суд  какого
   именно  субъекта  Российской  Федерации  -  по  месту  деятельности
   законодательного  (представительного)  органа,  в  состав  которого
   входит   соответствующий  депутат,  или  по   месту   осуществления
   производства  по уголовному делу - управомочен давать заключение  о
   наличии   в   действиях   депутата   признаков   преступления    и,
   соответственно,  прокурор  какого  субъекта  Российской   Федерации
   вправе вносить представление о подготовке такого заключения.
       2.  По смыслу статьи 83 Федерального конституционного закона "О
   Конституционном    Суде    Российской    Федерации",    официальное
   разъяснение  принятого Конституционным Судом  Российской  Федерации
   постановления  дается  только в рамках  его  предмета  и  не  может
   содержать   решение  по  новым  вопросам,  связанным  с   проверкой
   конституционности  иных  норм, а также с  толкованием  законов  или
   иных нормативных актов, которое может осуществляться в процессе  их
   применения судами общей юрисдикции.
       В  Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации  от
   12  апреля  2002 года оценивалась конституционность отдельных  норм
   Федерального    закона    "Об    общих    принципах     организации
   законодательных   (представительных)   и   исполнительных   органов
   государственной власти субъектов Российской Федерации",  в  которых
   отсутствовали положения, связывающие возбуждение уголовного дела  в
   отношении  депутата  законодательного  (представительного)   органа
   государственной   власти   субъекта   Российской   Федерации    или
   привлечения    такого   депутата   в   качестве    обвиняемого    с
   необходимостью получения заключения коллегии судей о наличии в  его
   действиях признаков преступления.
       Соответствующие  положения  впервые  были  включены  только   в
   Уголовно-процессуальный   кодекс  Российской   Федерации,   который
   вводился  в  действие с 1 июля 2002 года, не  был  и  не  мог  быть
   предметом   проверки   в   рассмотренном   Конституционным    Судом
   Российской  Федерации  деле и упоминался в Постановлении  лишь  как
   свидетельство одного из возможных и реально существующих  вариантов
   законодательного  решения вопроса об особых условиях  осуществления
   уголовного  преследования  в  отношении  депутата  законодательного
   (представительного)   органа   государственной   власти    субъекта
   Российской Федерации.
       Указав  на то, что в Уголовно-процессуальном кодексе Российской
   Федерации  установлен иной, нежели в Федеральном законе  "Об  общих
   принципах   организации   законодательных   (представительных)    и
   исполнительных органов государственной власти субъектов  Российской
   Федерации",  порядок  привлечения депутата в качестве  обвиняемого,
   Конституционный    Суд    Российской   Федерации    этот    порядок
   непосредственно не анализировал и не оценивал его  с  точки  зрения
   соответствия Конституции Российской Федерации.
       В  такой  ситуации  ответ на поставленный  Тюменской  областной
   Думой  вопрос  явно  выходил  бы  за рамки  предмета  Постановления
   Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2002  года,
   в  связи  с  чем ходатайство Тюменской областной Думы  не  подлежит
   удовлетворению.
       Исходя из изложенного и руководствуясь частью первой статьи  79
   и    статьей    83   Федерального   конституционного   закона    "О
   Конституционном  Суде  Российской Федерации",  Конституционный  Суд
   Российской Федерации
   
                              определил:
   
       1.  Поскольку  для разрешения поставленных Тюменской  областной
   Думой  вопросов не требуется дача Конституционным Судом  Российской
   Федерации  официального разъяснения Постановления  Конституционного
   Суда  Российской  Федерации  от 12  апреля  2002  года  по  делу  о
   проверке  конституционности положений статей 13 и  14  Федерального
   закона    "Об    общих   принципах   организации    законодательных
   (представительных) и исполнительных органов государственной  власти
   субъектов   Российской   Федерации",   производство   по    данному
   ходатайству прекратить.
       2.  Определение Конституционного Суда Российской  Федерации  по
   данному ходатайству окончательно и обжалованию не подлежит.
   
                                                Председательствующий -
                                           Судья Конституционного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                         О.С.ХОХРЯКОВА
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное