КОМИТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 23 июля 2004 г. N 7-1745-исх
О ХАРАКТЕРНЫХ НАРУШЕНИЯХ, ВЫЯВЛЕННЫХ
РЕВИЗИЯМИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Результаты контрольно-ревизионной работы Комитета
свидетельствуют о том, что ни один из обревизованных интернатов не
работал без финансовых нарушений. Основной причиной нарушений
являлось неправильное применение нормативных правовых актов. В
редком случае было их незнание.
Наибольшие суммы финансовых нарушений, выявляемых до 2003 года,
составляли непроизводительные расходы денежных средств. По итогам
контрольно-ревизионной работы в 2003-2004 гг. прослеживается
тенденция к их снижению. Вместе с тем Комитет обращает внимание на
необходимость проведения профилактических мер для упреждения
штрафных санкций за несвоевременное перечисление налогов и
отчислений во внебюджетные фонды, за нарушение сроков
представления установленной отчетности. По каждому факту
непроизводительных расходов бюджетных средств руководители
учреждений обязаны проводить расследования. Виновные должностные
лица должны привлекаться к материальной ответственности.
Особое беспокойство Комитета вызывает рост нарушений в
использовании бюджетных ассигнований, направляемых на оплату труда
работников домов-интернатов. Если в 2003 году ревизиями было
выявлено переплат заработной платы на сумму 33615 руб., то в
первом полугодии 2004 года переплаты составили 89202 руб., в том
числе только в Красно-Дубравском детском доме - 79073 руб.
Переплаты заработной платы допускались из-за невыполнения
работниками бухгалтерий требований Положения об оплате труда
работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденного
приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года N 377 (далее по
тексту - Положение).
В результате нарушения порядка проведения тарификации,
приведенного в приложении N 4 к Положению, в завышенных размерах
устанавливались оклады работникам в Филимонковском, Красно-
Дубравском, Звенигородском, Люберецком, Уваровском, Орехово-
Зуевском и Верейском домах-интернатах. Постоянно действующие
тарификационные комиссии в учреждениях не руководствовались Единым
тарифно-квалификационным справочником (ЕТКС) и тарифно-
квалификационными характеристиками по должностям служащих и
профессиям рабочих. В Красно-Дубравском и Верейском домах-
интернатах тарификационные комиссии не создавались. Руководители
этих учреждений самостоятельно устанавливали оклады работникам без
учета их образования, квалификации и стажа работы по
специальности.
Работники бухгалтерий перечисленных выше домов-интернатов при
начислении заработной платы не применяли порядок расчета
повышений, надбавок и доплат, установленный соответствующими
пунктами Положения. Постановление Правительства Московской области
от 21.03.2003 N 150/10 "О повышении размера доплаты к заработной
плате работникам организаций бюджетной сферы Московской области"
они не знали. В Коломенском и Красно-Дубравском домах-интернатах
порядок расчетов повышений, надбавок и доплат был искажен еще на
стадии разработки программ начисления заработной платы на ЭВМ.
В связи с изложенным выше в названных и других учреждениях
допускались следующие ошибки:
а) специалистам учреждений, расположенных в сельской местности,
сумма повышения оклада за работу в тяжелых условиях труда
рассчитывалась от оклада, установленного по Единой тарифной сетке.
В соответствии с пунктом 2.3 Положения указанной категории
работников устанавливаются повышенные оклады. От этих окладов и
следовало рассчитывать названное повышение;
б) работникам, выполняющим в пределах рабочего дня наряду со
своей основной работой дополнительную работу по другой должности
(совмещение), доплаты устанавливались в процентах от оклада
отсутствующего работника. В соответствии с пунктом 5.7 Положения,
а также пунктом 6 постановления Совета Министров от 04.12.1981 N
1145 "О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)"
доплаты следовало устанавливать от оклада по основной должности
работника. Конкретные размеры доплат, условия и порядок их
установления должны были фиксироваться в коллективных договорах
(см. п. 5.5 Положения). Абсолютный размер доплаты следовало
исчислять из должностного оклада с учетом повышения за работу в
тяжелых условиях труда;
в) пятидесятипроцентную доплату к заработной плате работника
(установлена постановлением Правительства Московской области от
21.03.2003 N 150/10) следовало рассчитывать от суммы должностного
оклада, повышений, надбавок и доплат, начисленных ему в
соответствии с федеральным законодательством. В большинстве
обревизованных учреждений при расчете этой доплаты не учитывались
суммы доплат за работу в ночное время, за совмещение должностей, а
также выплат за работу в выходные и праздничные дни;
г) в нарушение пункта 6.5 Положения абсолютный размер надбавки
за напряженность в труде в Красно-Дубравском доме-интернате
рассчитывался не от оклада работника, а от суммы его оклада и
доплаты к заработной плате, установленной постановлением
Правительства Московской области от 21.03.2003 N 150/10.
Значительные по сумме нарушения выявлялись проверками
использования средств на возмещение командировочных расходов. Так,
например, в Яхромском детском доме оформлялись командировочные
удостоверения на 2 суток для поездки в Комитет. Фактически эти
поездки осуществлялись на служебном транспорте в течение рабочего
дня, а командировочные "расходы" возмещались за 2 суток.
Оплата расходов за однодневные командировки также производилась
в Красно-Дубравском, Коробовском и Коломенском домах-интернатах,
при этом в Коломенском кроме суточных денег выплачивались и
квартирные.
Кроме нарушений порядка использования денежных средств
ревизиями выявлялись нарушения в использовании материальных
ценностей. Наиболее характерными нарушениями, относящимися к этому
виду, являлись недостачи продовольствия на складах. Недостачи
продовольствия были выявлены в Звенигородском, Егорьевском,
Люберецком, Колычевском, Денежниковском, Верейском, Красно-
Дубравском и Филимонковском домах-интернатах. Например, в ходе
выборочной инвентаризации на продовольственном складе Егорьевского
интерната из 14 наименований подлежащих проверке продуктов по 10
выявлена недостача, а по 4 - излишки. Наличие недостач
свидетельствовало о том, что внутренний контроль в учреждениях не
был организован.
В Люберецком, Орехово-Зуевском и Уваровском домах-интернатах
недостаточное внимание уделялось деятельности подсобных хозяйств,
специализирующихся на откорме свиней. В этих учреждениях не
соблюдались нормы выхода мясопродуктов от забоя животных, в связи
с чем учреждения недополучали продукцию, а подсобные хозяйства -
денежные средства от ее реализации.
Практически в каждом учреждении ревизиями отмечались недостатки
в ведении учета материальных и денежных средств. Невыполнение
положений Инструкции по ведению бухгалтерского учета в бюджетных
учреждениях являлось главной предпосылкой нарушений в финансово-
хозяйственной деятельности.
Характерным недостатком для большинства домов-интернатов было
невыполнение требований названной выше Инструкции по организации
делопроизводства в бухгалтериях. Например, из-за того, что в
бухгалтерии Красно-Дубравского интерната документы хранились
неподшитыми, были утеряны 33 платежных поручения о расходе 317730
руб. и документы о списании медикаментов на 41075 руб.
Ревизией Верейского дома-интерната установлено, что
установленный Инструкцией порядок ведения мемориальных ордеров не
соблюдался, первичные учетные документы должным образом не
оформлялись, оборотные ведомости не составлялись. В связи с этим
бухгалтерская отчетность длительное время исполнялась путем
подгонки.
Несвоевременное ведение бухгалтерского учета способствовало
допущению многочисленных ошибок. Установленный Инструкцией порядок
исправления ошибок не соблюдался в Клинском, Красно-Дубравском,
Верейском и других домах-интернатах. В Климовском доме-интернате
исправление ошибок производилось корректирующими средствами типа
"Штрих". На недопустимость применения такого способа исправлений
указано проверкой Климовского дома-интерната, проведенной Минфином
Московской области.
Особое внимание руководителям учреждений следует уделить
автоматизации бухгалтерского учета. В этом направлении
деятельности проведена большая работа, однако единого результата
не достигнуто, так как содержание показателей в выходных
документах применяемой программы "Парус" во многих домах-
интернатах не соответствовало установленным требованиям,
предусмотренным Инструкцией для регистров бухгалтерского учета.
Лучшие результаты автоматизации бухгалтерского учета были
достигнуты в Ногинском доме-интернате. Главный бухгалтер этого
учреждения была заинтересована в качестве решения задачи и
проявляла настойчивость в ходе совместной работы с программистами.
В целях устранения недостатков требую:
Руководителям подведомственных домов-интернатов:
- представленную в настоящем письме информацию принять к
сведению и руководству;
- обеспечить устранение нарушений в финансово-хозяйственной
деятельности возглавляемых учреждений;
- информационное письмо довести до каждого работника
бухгалтерии под роспись.
Председатель Комитета
В.И. Лагункина
|