УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 25 октября 2004 г. N 08-16/25488
О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ДОХОДОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Управление ФНС России по Московской области разъясняет
следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от
11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ) лотерея
- игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой
одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового
фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право
на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с
условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и
участником лотереи заключается на добровольной основе и
оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого
документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
Пунктом 10 статьи 2 Закона N 138-ФЗ определено, что
распространитель лотерейных билетов - лицо, осуществляющее
распространение лотерейных билетов среди участников лотереи, прием
лотерейных ставок, выплату, передачу или предоставление выигрышей
на основании заключенного с организатором лотереи или оператором
лотереи договора.
Пунктом 1 статьи 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее - ГК РФ) определено, что отношения между организаторами
лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на
риске игр - Российской Федерацией, субъектами Российской
Федерации, муниципальными образованиями, лицами, а для лотерей -
юридическими лицами, получившими от уполномоченного
государственного или муниципального органа право на проведение
таких игр в порядке, установленном законом, - и участниками игр
основаны на договоре.
Пунктом 2 статьи 1063 ГК РФ установлено, что в случаях,
предусмотренных правилами организации игр, договор между
организатором и участником игр оформляется выдачей лотерейного
билета, квитанции или иного документа, а также иным способом.
Согласно пункту 5 статьи 2 Закона N 138-ФЗ лотерейный билет -
документ, удостоверяющий в соответствии с Законом N 138-ФЗ право
на участие в лотерее и служащий для оформления договорных
отношений организатора лотереи с участником лотереи.
Таким образом, реализация лотерейных билетов по договорам купли-
продажи фактически означает заключение между организатором лотереи
и первым распространителем договоров на право участия в розыгрыше.
Организаторы лотерей часто заключают с распространителями
лотерейных билетов договоры купли-продажи билетов вместо договоров
комиссии; при этом роль комиссионного вознаграждения играет так
называемая торговая скидка, предоставляемая организатором лотереи
от номинальной цены билета. Такая схема применяется с целью
освобождения распространителей от уплаты НДС, так как согласно
подпункту 9 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - НК РФ) реализация лотерейных билетов не
подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Учитывая вышеизложенное, по вопросу налогообложения налогом на
добавленную стоимость операций по реализации лотерейных билетов
индивидуальным предпринимателем в 2003 и 2004 годах сообщаем, что
в соответствии с пунктом 14 Методических рекомендаций по
применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ,
утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, при
применении подпункта 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ следует иметь в
виду, что от налогообложения освобождается реализация лотерейных
билетов по ценам, не превышающим их номинальную стоимость. Однако
указанная льгота не распространяется на перепродажу лотерейных
билетов по ценам, превышающим их номинальную стоимость, а также на
посреднические услуги, связанные с их продажей.
В связи с тем, что распространитель лотерейных билетов по
заключенным договорам купли-продажи становится собственником
лотерейных билетов, не приобретая при этом статуса организатора
лотереи и не имея разрешения уполномоченного органа, он не вправе
применять освобождение от уплаты НДС, предусмотренное подпунктом 9
пункта 2 статьи 149 НК РФ.
По вопросу налогообложения налогом с продаж операций по
реализации лотерейных билетов индивидуальным предпринимателем в
2003 году сообщаем, что согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 348
НК РФ налогоплательщиками налога с продаж признавались
индивидуальные предприниматели.
В соответствии со статьей 349 НК РФ объектом налогообложения
налогом с продаж признавались операции по реализации физическим
лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской
Федерации в том случае, если такая реализация осуществлялась за
наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных
банковских карт.
Лотерейная деятельность в Российской Федерации регулируется
положениями статьи 1063 Гражданского кодекса и Законом N 138-ФЗ.
В соответствии со статьей 1063 ГК РФ отношения между
организаторами лотерей и участниками игр основаны на договоре,
оформленном выдачей лотерейного билета. Таким образом, лотерейный
билет является свидетельством заключения договора между
учредителями и участниками лотереи, подтверждающим право его
владения и участия в лотерее. Следовательно, реализация лотерейных
билетов не может рассматриваться как реализация товаров (работ,
услуг). Поэтому стоимость лотерейных билетов налогом с продаж не
облагается в случае их реализации организатором или оператором
лотереи.
Организаторы лотерей часто заключают с распространителями
лотерейных билетов договоры купли-продажи билетов вместо договоров
комиссии; при этом роль комиссионного вознаграждения играет так
называемая торговая скидка, предоставляемая организатором лотереи
от номинальной цены билета.
Таким образом, что касается налогообложения налогом с продаж
суммы комиссионного вознаграждения, являющегося результатом
посреднической деятельности индивидуального предпринимателя,
осуществляющего продажу (распространение) лотерейных билетов по
договорам комиссии, то такое вознаграждение облагается налогом с
продаж только в случае оплаты комитентом оказанных комиссионером
услуг в наличной форме.
Одновременно обращаем внимание на то, что с 1 января 2004 года
глава 27 НК РФ "Налог с продаж" утратила силу.
Заместитель руководителя Управления
Федеральной налоговой службы
по Московской области
Б.П. Чаплыгин
|