Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ NO. 10286/00 ОТ 13.03.2001 ДЕЛО ПО ИСКУ О ПРИМЕНЕНИИ ПОСЛЕДСТВИЙ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НИЧТОЖНОЙ СДЕЛКИ ПО ВЫКУПУ АРЕНДОВАННОГО ИМУЩЕСТВА НАПРАВЛЕНО НА НОВОЕ РАССМОТРЕНИЕ В СВЯЗИ С НЕПОЛНЫМ ИССЛЕДОВАНИЕМ АРБИТРАЖНЫМ СУДОМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ДЕЛА

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


        ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                   от 13 марта 2001 г. No. 10286/00
   
       Президиум   Высшего  Арбитражного  Суда  Российской  Федерации
   рассмотрел  протест  первого  заместителя  Генерального  прокурора
   Российской   Федерации  на  решение  от  21.08.96,   постановление
   апелляционной  инстанции  от  30.10.96  Арбитражного  суда  города
   Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу No. 5410/96.
       Заслушав   и  обсудив   доклад   судьи  и выступление  первого
   заместителя    Генерального    прокурора   Российской   Федерации,
   поддержавшего протест, Президиум установил следующее.
       Прокурор  Ленинградской  области  обратился  в Арбитражный суд
   города   Санкт-Петербурга   и  Ленинградской   области   в  защиту
   государственных   и общественных  интересов  с иском  о применении
   последствий  недействительности ничтожной сделки - договора выкупа
   имущества,   заключенного  между  Фондом  имущества  Ленинградской
   области   и  арендным   предприятием   "Проектно   -  строительное
   объединение "Промстрой-1" (далее - АП "ПСО "Промстрой-1"), в части
   выкупа    жилого    здания,    расположенного   по   адресу:    г.
   Санкт-Петербург, Карельский пер., д. 5.
       Исковые требования мотивированы тем,  что приватизация здания,
   относящегося  к жилищному фонду,  осуществлена в нарушение части 3
   статьи  19  Закона  Российской  Федерации  "Об основах федеральной
   жилищной  политики",  и  сделка приватизации в этой части является
   ничтожной   в силу  статьи  168  Гражданского  кодекса  Российской
   Федерации.
       Решением от 21.08.96 в удовлетворении иска отказано.
       Постановлением  апелляционной  инстанции  от  30.10.96 решение
   оставлено без изменения.
       Отказывая   в  удовлетворении  исковых  требований,   судебные
   инстанции  в судебных  актах  указали,  что  жилой  фонд в спорном
   здании  находится  в государственной  собственности  и акционерным
   обществом не выкупался,  нарушений законодательства о приватизации
   не установлено.
       В   протесте   первого   заместителя   Генерального  прокурора
   Российской   Федерации   предлагается   решение   и  постановление
   апелляционной   инстанции   отменить,   дело  направить  на  новое
   рассмотрение в связи с неполным исследованием обстоятельств дела.
       Президиум  считает,  что  протест  подлежит  удовлетворению по
   следующим основаниям.
       Из материалов дела следует, что приватизация имущества АП "ПСО
   "Промстрой-1" (ныне - АОЗТ "Трест-32") осуществлялась путем выкупа
   имущества,  сданного  в аренду,  на  основании  договора  аренды с
   правом  выкупа  от 23.05.90 и дополнительного соглашения к нему от
   17.12.91,   заключенных   между   Ленстройкомитетом   и  АП   "ПСО
   "Промстрой-1".
       Между   Фондом   имущества  Ленинградской  области  и АП  "ПСО
   "Промстрой-1"  заключен  договор выкупа арендованного имущества от
   03.07.92 No. 031.
       Согласно   ведомости   оценки  стоимости  выкупаемых  основных
   средств,   являющейся   неотъемлемой  частью  договора  выкупа  от
   03.07.92 No. 031, в состав выкупаемого имущества включен жилой дом
   No.  5 по Карельскому переулку остаточной стоимостью 469547 рублей
   70 копеек.
       Однако   действовавшее   в  тот   период   законодательство  о
   приватизации   государственных   и  муниципальных  предприятий  не
   допускало  включения в состав приватизируемого имущества жилищного
   фонда.
       Согласно  статье 2 Закона Российской Федерации "О приватизации
   государственных    и   муниципальных   предприятий   в  Российской
   Федерации"   указанный   в  нем   порядок  приватизации  имущества
   государственных и муниципальных предприятий не распространяется на
   жилищный фонд предприятий.
       В соответствии с Законом РСФСР "О приватизации жилищного фонда
   в  Российской  Федерации" (в  редакции  Закона  РСФСР  от 04.07.91
   No.    1541-1)    передача    жилищного    фонда   правопреемникам
   приватизируемых   предприятий  разрешена  лишь  на  праве  полного
   хозяйственного ведения, а его приватизация - только гражданам.
       Статьей  18  названного  Закона  и статьей 9 Закона Российской
   Федерации от 24.12.92 No.  4218-1 "Об основах федеральной жилищной
   политики"   установлено,   что  жилищный  фонд,   закрепленный  за
   предприятиями  на  праве полного хозяйственного ведения,  подлежит
   приватизации   совместно   с ними  на  условиях,   предусмотренных
   законодательством,  либо передаче соответствующему Совету народных
   депутатов, на территории которого он находится.
       В  период  выкупа  спорного  имущества  приватизация жилищного
   фонда юридическими лицами законодательством не предусматривалась.
       В   соответствии   с  пунктом  1 Указа  Президента  Российской
   Федерации от 10.01.93 No. 8 "Об использовании объектов социально -
   культурного  и коммунально  - бытового  назначения приватизируемых
   предприятий"   запрещено   включать   в  состав   приватизируемого
   имущества  находящийся  на  балансе  приватизируемого  предприятия
   жилищный фонд.
       В   связи   с  изложенным   спорное   здание   приватизировано
   необоснованно,  и  договор выкупа имущества от 03.07.92 No.  031 в
   этой части является ничтожной сделкой.
       Согласно  статье  1 Закона  Российской  Федерации  "Об основах
   федеральной   жилищной  политики"  здания  общежитий  относятся  к
   жилищному    фонду.    Поэтому   установленные   законодательством
   ограничения в приватизации касаются не только квартир, находящихся
   в спорном строении, но и здания в целом.
       Из   материалов  дела  не  усматривается,   что  часть  здания
   (неприватизированные    квартиры)   находится   в  государственной
   собственности,    указанный    вывод    суда   не   подтверждается
   документально.
       При  новом  рассмотрении  спора  суду следует уточнить исковые
   требования,  имея  в виду  заявление прокурора о рассмотрении иска
   только в части квартир, исключая помещения общежития.
       Суду   следует  выяснить,   какие  юридические  лица  являются
   собственниками   спорных   помещений  (размер,   месторасположение
   площадей,  основание  приобретения  и т.д.),  и  решить  вопрос  о
   применении   последствий  недействительности  ничтожной  сделки  в
   соответствии   с  пунктом   2  статьи   167  Гражданского  кодекса
   Российской Федерации.
       Учитывая   изложенное   и руководствуясь  статьями  187  - 189
   Арбитражного   процессуального   кодекса   Российской   Федерации,
   Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       решение от 21.08.96,  постановление апелляционной инстанции от
   30.10.96 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской
   области по делу No. 5410/96 отменить.
       Дело   направить  на  новое  рассмотрение  в первую  инстанцию
   Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
   
                                                    И.о. Председателя
                                            Высшего Арбитражного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                             М.К.ЮКОВ
   
   


Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
Разное