Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ ОТ 14 ФЕВРАЛЯ 1996 Г. N 2 В КОЛЛЕГИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ В 1995 ГОДУ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 1996 ГОД

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>

                          РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
              ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                          ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
                        от 14 февраля 1996 г. N 2

                ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА
               РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
                   В 1995 ГОДУ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ
                         ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 1996 ГОД

        Заслушав и  обсудив доклад Госкомвуза России "Об итогах работы
    Государственного  комитета   Российской   Федерации   по   высшему
    образованию  в  1995  году и основных направлениях деятельности на
    1996  год",  коллегия  отмечает,  что,  несмотря  на  существенное
    снижение   уровня  государственной  поддержки,  высшая  и  средняя
    профессиональная  школа  проявила   достаточную   устойчивость   и
    способность    к    решению    культурно-образовательных    задач,
    качественной подготовке специалистов и выполнению исследований  по
    всем  направлениям  науки,  социальной  и  производственной  сфер.
    Важнейшим  достижением  является  то,  что  она   сохранила   свой
    потенциал, являющийся как гарантией конституционного права каждого
    гражданина на качественное  профессиональное  образование,  так  и
    важнейшей социальной гарантией развития всего общества.
        В 1994 - 1995 гг.  стратегия и  тактика  проведения  реформ  в
    системе  высшего,  среднего  профессионального  и соответствующего
    дополнительного образования (далее - профессиональное образование)
    строились  в  соответствии  с  целями,  определенными  для I этапа
    реализации Федеральной программы развития  образования  в  России.
    Итогом   этого   этапа   должно  было  стать  превращение  системы
    профессионального  образования  в  систему,  способную  эффективно
    развиваться  в  условиях  рыночной экономики,  создание адекватной
    новым условиям нормативно-правовой базы и механизмов  деятельности
    образовательных учреждений.
        С этой  целью  были  обоснованы  и  внесены   предложения   по
    значительной   корректировке   Закона   Российской  Федерации  "Об
    образовании". Принятый 13 января с.г. Закон о внесении изменений и
    дополнений  в  этот основополагающий правовой документ решил целый
    ряд актуальных проблем,  связанных с отношениями  собственности  и
    приватизацией,       бюджетным      обеспечением,      расширением
    самостоятельности образовательных учреждений. С вступлением в силу
    этого Закона открылась возможность принятия в кратчайшие сроки уже
    подготовленных  и  широко  обсужденных   законов   "О   высшем   и
    послевузовском    профессиональном    образовании",   "О   среднем
    профессиональном образовании",  "О дополнительном профессиональном
    образовании",   других   законодательных   и   нормативных  актов,
    направленных на  стимулирование  системы  образования,  социальную
    защиту    педагогов    и    обучающихся,    дальнейшее    развитие
    самостоятельности учреждений образования и демократических начал в
    управлении.
        В области совершенствования  содержания  образования  основным
    результатом   является   завершение   разработки  Государственного
    стандарта   высшего   профессионального    образования,    включая
    требования  по  всем образовательным программам и их закрепление в
    примерных   учебных   программах.   Этим   созданы   условия   для
    диверсификации    высшего   образования   и   широкой   реализации
    многоуровневых программ,  к которой приступили  более  60%  высших
    учебных заведений России.
        Расширена номенклатура    направлений     и     специальностей
    гуманитарного  и  социально-экономического профиля,  издан сборник
    образовательных стандартов,  продолжена работа по созданию  нового
    поколения учебно-методической литературы по социально-гуманитарным
    дисциплинам,  в  том  числе  вариативных  учебников  для   средних
    специальных  учебных  заведений.  Совершенствуется  и  расширяется
    система переподготовки  и  повышения  квалификации  преподавателей
    гуманитарных  и  социальных  дисциплин,  особое внимание уделяется
    работе  с  молодыми  преподавателями  в  рамках  проекта  "Молодые
    гуманитарии России".
        В отчетном году разработаны проекты,  направленные на развитие
    системы юридического образования и правового воспитания, повышение
    статуса русского и иностранных языков,  создан совет  по  русскому
    языку  при  Президенте  Российской  Федерации,  ведется разработка
    специальной Федеральной программы.  В апреле 1995 г.  совместно  с
    Госкомспортом   России  одобрена  Федеральная  программа  развития
    физической  культуры  и  спорта  в  системе  высшего  и   среднего
    профессионального образования.
        Разработаны экспериментальные        программы        итоговой
    государственной аттестации выпускников вузов по ряду направлений и
    специальностей,  методики создания полидисциплинарных  тестов  для
    итоговой    аттестации,   начата   реализация   проекта   создания
    национальной  системы  оценки  качества  образования.  Уточнены  и
    доработаны  процедуры приема студентов,  создан центр тестирования
    учащихся общеобразовательных учреждений.
        Проведена работа  по  организационно-методическому обеспечению
    лицензирования и государственной аккредитации  учебных  заведений,
    создан  Научно-информационный  центр  государственной аккредитации
    Госкомитета.  Впервые  в  отечественной  практике   разработан   и
    апробирован   порядок  признания  и  установления  эквивалентности
    документов о высшем и среднем профессиональном образовании.
        В отчетном  году  выполнен комплекс работ по совершенствованию
    имеющейся и разработке новой  нормативно-методической  и  правовой
    базы   системы   дополнительного   профессионального  образования.
    Разработан и  представлен  в  Правительство  Российской  Федерации
    проект  Федерального  закона  "О  дополнительном  профессиональном
    образовании".  Разработано  и  утверждено  Правительством  Типовое
    положение    об    образовательном    учреждении   дополнительного
    профессионального     образования     (повышения     квалификации)
    специалистов.   Разработаны   формы   документов  государственного
    образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке
    специалистов   и   требования   к   этим   документам,   утвержден
    государственный образовательный стандарт повышения квалификации  и
    переподготовки федеральных государственных служащих.  Сформирована
    концепция   и    разработаны    рекомендации    по    формированию
    учебно-методического обеспечения дополнительного профессионального
    образования.  Продолжена  работа  по  координации  деятельности  в
    области  переподготовки  военнослужащих,  обеспечена  деятельность
    учебных центров,  созданных в ряде городов России на базе  ведущих
    вузов и ИПК.
        Особенностью работы   Госкомитета   в   1995   году    явилась
    необходимость  решения  большого  комплекса вопросов,  связанных с
    реформированием системы среднего профессионального  образования  в
    соответствии с самостоятельным разделом,  дополнительно включенным
    в   Федеральную   программу   развития   образования.    Коллегией
    Госкомитета   приняты   Основные   направления  развития  среднего
    профессионального образования. Во исполнение этих основополагающих
    документов, в основном, завершено создание новой нормативной базы,
    регламентирующей деятельность этой системы, включающей в себя 2603
    государственных    образовательных   учреждения   с   контингентом
    обучающихся около 2 млн человек и 156 тысяч преподавателей.
        Подготовлен проект  Закона  Российской  Федерации  "О  среднем
    профессиональном  образовании",  утверждено  Типовое  положение  о
    совете     директоров    образовательных    учреждений    среднего
    профессионального образования  Российской  Федерации.  Разработаны
    положения  об  экстернате  и  итоговой  государственной аттестации
    выпускников     в     образовательных     учреждениях     среднего
    профессионального    образования,    утверждены    новые   образцы
    государственных документов о среднем профессиональном образовании.
        В течение   года   разработаны  и  утверждены  государственные
    образовательные стандарты среднего профессионального образования в
    части  общих  требований к данному уровню и в части Классификатора
    специальностей.   Совместно   с    министерствами    (ведомствами)
    развернута  работа  по  подготовке  государственных  требований  к
    минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по  конкретным
    специальностям  и  реализующей их учебно-программной документации.
    Определены концепция и структура содержания общего гуманитарного и
    социально  -  экономического компонента среднего профессионального
    образования, подготовлены проекты программ входящих в него учебных
    дисциплин.  В  целях  развития информационного обеспечения системы
    создан журнал "Среднее профессиональное образование", первый номер
    которого вышел в свет в сентябре 1995 г.
        В 1995  г.  в  работе  Госкомвуза   России   сложилось   новое
    направление деятельности, связанное с формированием региональных и
    отраслевых    программ    поддержки    и     развития     среднего
    профессионального  образования.  В  настоящее время разработаны 21
    региональная  и  27  ведомственных  программ,   в   разработке   и
    реализации  которых активное участие принимают региональные советы
    директоров и профильные ассоциации учебных заведений.
        Реальная социально-экономическая     обстановка    потребовала
    разработки   и   реализации   новых   организационно-экономических
    принципов функционирования вузовской науки,  включая использование
    множественности  источников  финансирования,  введение  конкурсных
    начал  при  формировании  тематики,  демилитаризацию  и  конверсию
    научной сферы вузов,  развитие научнопроизводственной деятельности
    и   инновационного  бизнеса  с  выходом  на  международный  рынок,
    вовлечение научного потенциала в решение региональных проблем.
        В настоящее время около 50%  бюджетных средств направляется на
    развитие  фундаментальных  исследований,  которые  выполняются   в
    рамках межвузовских научно-технических программ,  конкурса грантов
    и единого заказ-наряда. По результатам научных исследований только
    за  один  год  издано  более 1800 монографий,  около 200 сборников
    научных  трудов,  более  7  тыс.  учебников  и  учебных   пособий,
    опубликовано свыше 70 тыс. научных статей.
        Высшая школа и  вузовская  наука  заняли  одно  из  лидирующих
    положений   в   области   разработки  инноваций,  развития  малого
    научно-технического  предпринимательства.   Объем   финансирования
    инновационной деятельности постоянно возрастает и в 1995 г. достиг
    15%  от общего объема, а реализация наукоемкой продукции превысила
    затраты  в  2,5  раза.  В ходе выполнения целевых программ создано
    свыше  5  тысяч  инновационных  подразделений,   сформированы   50
    научно-технологических   парков  в  32  городах  России.  На  базе
    технопарков  и  вузов-учредителей  широко  развернута   подготовка
    специалистов  в  области  инновационного  менеджмента  и  бизнеса.
    Значительное  развитие  получило  участие  вузов  в   сертификации
    продукции, создано и аккредитовано 13 органов по сертификации и 49
    испытательных лабораторий.
        Научно-технические достижения вузов представлялись в прошедшем
    году на ряде выставок,  в  том  числе  международных,  отражены  в
    каталогах,  подобных  выпущенному  на  двух  языках  по  программе
    "Конверсия - высокие технологии". Следует отметить важные для всей
    системы   высшей   школы  работы  в  области  информатизации.  Это
    формирование  телекоммуникационной  компьютерной  сети  RUNNET   ,
    расширение  сети  "Электронной  почты"  (450  адресов,  более 4000
    абонентов),  оснащение  библиотечной  сети  аппаратно-программными
    средствами ее поддержки, разработка целого ряда интересных учебных
    пособий  на   основе   использования   мульти-   и   гипермедийных
    технологий,  оснащение лицензионным программным обеспечением вузов
    и т.д.
        Коренные изменения  в  идеологии  и  организационном механизме
    международной деятельности  высшей  школы  позволили  на  I  этапе
    реформы  создать  необходимую основу правовой и экономической базы
    для дальнейшего развития  ее  международных  связей  на  принципах
    равноправного партнерства.
        Активно и целенаправленно  развивалась  на  современном  этапе
    правовая база международного сотрудничества.  В 1995 г. российская
    высшая школа участвовала в реализации 99 международных договоров и
    соглашений  Российской  Федерации в области образования.  Только в
    1995  г.  по  инициативе  Госкомитета  подписано   20   документов
    межведомственного  характера  о  сотрудничестве  в области высшего
    образования  с  органами  управления  образованием  18   стран   и
    национальными    образовательными    учреждениями.   В   1995   г.
    Госкомитетом    инициативно    разработан     проект     Концепции
    государственной  политики  поддержки  интеграционных  процессов  в
    области образования в государствах СНГ и Балтии.
        Российская высшая   школа   значительно   активизировала  свою
    деятельность и заняла устойчивые позиции  на  международном  рынке
    образовательных  услуг,  чему  во  многом способствовала работа по
    реализации комплексной  международной  программы  "Интеграция".  В
    течение года в программе приняло участие более 100 государственных
    вузов,  т.е.  каждый пятый вуз России.  В  результате  наблюдается
    устойчивая  тенденция к увеличению числа граждан зарубежных стран,
    поступающих в образовательные  учреждения  России  на  контрактной
    основе,  которое с 6 тыс.  в 1993 г. выросло в 5 раз и составило в
    1995 г. более 30 тыс. человек.
        Крупным достижением российской высшей школы стало подписание в
    ходе  ХХVII  Генеральной  Конференции  ЮНЕСКО  в  ноябре  1995  г.
    Меморандума  о  взаимопонимании между ЮНЕСКО,  ЮНИДО и Госкомвузом
    России.  Этот  документ  предусматривает  практические   шаги   по
    реализации принятой при нашем активном участии программы "Открытая
    образовательная  система  ХХI  века"  и  в  ее   рамках   проектов
    "Международный   технологический  университет  ЮНЕСКО  -  ЮНИДО  -
    Россия"  и  "Дистанционное  образование  в  новой   информационной
    среде".  Это  первый случай в практике специализированных агентств
    ООН  подписания  соглашения  с  органом  управления   образованием
    отдельной страны.
        Финансовая поддержка со стороны ЮНЕСКО  программ  и  проектов,
    предложенных   Госкомвузом   России  и  одобренных  ХХVII  сессией
    Генеральной Конференции ЮНЕСКО, составит около 220 тыс. долл. США.
    Особо   следует   отметить  такие  проекты,  как  "Фундаментальное
    университетское  образование",   "Интерспециалист   ХХI   века   -
    международная      система     последипломного     дополнительного
    профессионального  образования",  "Женщины  ХХI   века:   проблемы
    адаптации  и  развития",  "Студенты  и  общество",  "Международный
    университетский фонд редкой книги",  "Новая система  гуманитарного
    образования  - эффективный фактор интеграции мирового сообщества",
    "Всемирный технологический университет".
        Важное место  в  международной деятельности получила работа по
    организации  устойчивых  партнерских  связей  в  области   высшего
    образования  с зарубежными государственными и неправительственными
    образовательными организациями и фондами,  в частности, с немецкой
    службой    академических    обменов   (ДААД,   ФРГ),   Ассоциацией
    преподавателей  русского  языка  и   литературы   (АСПРЯЛ,   США),
    Консорциумом   американских   колледжей  (АСС,  США),  Ассоциацией
    университетов и  колледжей  Канады,  фондами  Сороса  и  Фулбрайта
    (США).
        В ходе   осуществления    активной    региональной    политики
    коллективно     выработана     научно    обоснованная    концепция
    реформирования региональных систем профессионального  образования,
    конкретные   пути   их   развития   определяются   соглашениями  и
    совместными программами Госкомвуза России и регионов. Работа по их
    выполнению   проводится  в  тесном  контакте  с  вновь  созданными
    органами  управления  образованием  и  наукой   в   54   субъектах
    Российской   Федерации,   совместно  с  руководством  16  регионов
    утверждены  и  выполняются  программы  развития  профессионального
    образования.
        Такие программы  охватывают   широкий   перечень   проблем   и
    предусматривают  серьезную  поддержку  из  местных бюджетов.  В их
    развитие изданы соответствующие распоряжения и  постановления  как
    по  социальной  поддержке студентов,  аспирантов и преподавателей,
    так и по решению задач укрепления материально-технической  базы  с
    миллиардными затратами.
        С целью удовлетворения образовательных потребностей граждан  и
    подготовки  кадров  по  широкому  спектру  специальностей для нужд
    регионов  последовательно   проводится   университезация   высшего
    образования,  в том числе путем интеграции вузов и их филиалов. В,
    итоге,  с организацией университетов в Бурятии,  Алтае, Хакассии и
    Тыве  завершился  процесс  их создания в национальных республиках.
    Целенаправленно  осуществляется  формирование  университетов  и  в
    других субъектах Федерации:  они созданы в гг. Новгороде, Тамбове,
    Туле,  Кургане,  Благовещенске,  Оренбурге;   в   стадии   решения
    организация университетов в гг. Ставрополе, Череповце, Магадане.
        С заинтересованным    участием    регионов    трансформируется
    структура  специальностей  и  направлений подготовки специалистов,
    учитывающая    запросы    личности    и    интересы    территорий,
    последовательно   решаются   проблемы  устранения  дублирования  в
    деятельности вузов, развиваются новые направления, соответствующие
    потребностям экономики и социальной сферы.  Например, за последние
    3 года прием на технические специальности сократился на  23,3%,  в
    том  числе  по  дневной форме на 10,6%,  тогда как на гуманитарные
    вырос на 46,0%  и 72,3%,  на экономические  -  на  34,5%  и  94,5%
    соответственно.
        В 1995 г.  вопросы социальной защиты студентов, преподавателей
    и сотрудников были в числе приоритетных. Разработаны и реализуются
    целевые программы социальной направленности,  в основном выполнено
    отраслевое   тарифное   соглашение,   разработан,   согласован   и
    представлен   в   Правительство   Российской   Федерации    проект
    Государственной   комплексной   программы   социальной   поддержки
    студенчества.
        В целом,   систематическая   работа   по  реализации  основных
    направлений I  этапа  выполнения  Федеральной  программы  развития
    образования  в  России  позволила  создать объективные условия для
    дальнейшего поступательного развития  и  эффективно  решить  целый
    комплекс     проблем     за    счет    внутренних    возможностей,
    интеллектуального   потенциала   и   инициативы    образовательных
    учреждений, государственных и общественных структур системы высшей
    школы.
        Однако нарастают   такие  проблемы  жизнедеятельности  учебных
    заведений и научных учреждений, решение которых выходит за пределы
    внутренних  возможностей  и  зависит  от  степени  государственной
    поддержки.  Прежде всего речь идет об уровне финансового и другого
    ресурсного  обеспечения,  которое в кризисных условиях переходного
    периода явно недостаточно.  В  1995  г.  подведомственные  учебные
    заведения профинансированы из федерального бюджета только на 75,5%
    от плана и задолженность составила около 1  трлн  руб.  Заработная
    плата  работникам выделена в размере 87,6%,  расходы на содержание
    образовательных учреждений - на 47,8% от бюджетных назначений.
        Тем не  менее,  в  условиях  большого  дефицита финансирования
    доступ к высшему образованию в стране удалось сохранить.
        Сейчас в   вузах  России,  финансируемых  из  государственного
    бюджета,  обучаются 2 642 тыс.  студентов. Студенческий контингент
    России  превышает численность студентов Франции,  Великобритании и
    Германии,  вместе взятых.  По их числу на 10 тыс.  населения  (180
    человек)   Россия   опережает   Японию,  Францию,  Великобританию,
    Германию и Италию.  Более того,  за последние два года наблюдается
    устойчивая  тенденция увеличения приема в высшие учебные заведения
    как на основные профессиональные образовательные программы,  так и
    на программы послевузовского образования. С 1993 по 1995 гг. прием
    студентов на первый курс увеличился на 12%  (с  580  тыс.  до  653
    тыс.), а прием аспирантов и докторантов с 1992 г. - на 39% (с 13,9
    тыс. до 19,4 тыс.) и на 40% (с 410 до 575) соответственно.
        При утвержденной на 1995 г.  программе строительства с объемом
    капитальных вложений 40,2  млрд  руб.,  фактически  было  получено
    всего  19,9 млрд руб.,  ушедших на погашение задолженности за 1994
    г.  В то же время вузами выполнено строительных работ на  85  млрд
    руб.  и  при  практически  полном  отсутствии капитальных вложений
    введены в эксплуатацию здания общей площадью 77,4 тыс.  кв.  м, из
    них 42,6 тыс. кв. м в общежитиях и жилых домах.
        Сохранению жизнедеятельности     системы     профессионального
    образования в условиях финансового дефицита в значительной степени
    способствует реализация нового финансово-хозяйственного механизма,
    включающего в себя систему налоговых и других экономических льгот,
    расширение    самостоятельности    учреждений    образования     в
    финансово-хозяйственной  сфере  и  ресурсная поддержка из бюджетов
    субъектов Российской Федерации.
        Используя различные дополнительные источники ресурсов в рамках
    многоканального финансирования,  в  истекшем  году  вузы  получили
    около    25%    внебюджетных   средств   от   объемов   бюджетного
    финансирования   и   почти   100%   средств    для    капитального
    строительства.  Примечательно,  что  в объеме внебюджетных средств
    около  75%  зарабатывается  за  счет   образовательных   услуг   и
    хозрасчетной  научной и инновационной деятельности.  Доля средств,
    полученных учебными заведениями из местных бюджетов,  достигла 15%
    от общего объема внебюджетных ассигнований.
        Коллегия считает,  что все достигнутые экономические свободы и
    льготы  могут  служить  целям  развития учебных заведений только в
    условиях  надлежащего  бюджетного  финансирования,  а  в  нынешних
    реальных   условиях   только   способствуют  задачам  "выживания".
    Ситуация,  сложившаяся в сфере ресурсного обеспечения в  1995  г.,
    недопустима  и  может  иметь  разрушительные  последствия для всей
    системы профессионального образования страны.
        К числу других нерешенных проблем следует отнести следующие:
        - недостаточный  учет   в   законодательной   базе   специфики
    деятельности учебных заведений различных уровней образования;
        - слабость  информационной  базы  образовательного   процесса,
    включая обеспеченность учебниками и средствами информатизации;
        - недостаточную методическую и организационную проработанность
    вопросов    лицензирования    и    государственной    аккредитации
    образовательных учреждений;
        - необходимость    современного    нормативного    обеспечения
    инновационной деятельности,  создания экономических механизмов  ее
    стимулирования и поддержки;
        - отсутствие    четких    организационных    механизмов    при
    осуществлении    международного    сотрудничества,    определяющих
    взаимоотношения  с  соотечественниками  за  рубежом,  выпускниками
    российских  вузов  -  гражданами  других  государств,  российскими
    неправительственными  организациями  -  участниками  международных
    обменов;
        - ограниченное участие средних специальных учебных заведений и
    их  объединений  в  финансируемой  научной и научно - методической
    работе,   в   международных    обменах,    в    инновационной    и
    производственной инфраструктуре;
        - недостаточные темпы структурной перестройки систем высшего и
    среднего  профессионального  образования  в  регионах,  сохранение
    элементов дублирования  подготовки  в  вузах  и  ссузах  различных
    министерств   и   ведомств,   недостаточно   активную   работу  по
    реформированию и организации поддержки образовательных  систем  на
    территории ряда субъектов Российской Федерации;
        - нерешенность вопросов системной  организации  воспитательной
    работы   в   учебных  заведениях,  эффективного  взаимодействия  с
    молодежными и другими общественными организациями;
        - необходимость  принятия  дополнительных  мер  по  социальной
    защите  преподавателей,  сотрудников   и   студентов,   сохранению
    объектов учебной и социальной сферы образовательных учреждений.
        Коллегия решила:
        1. Одобрить  основные  положения  доклада  "Об  итогах  работы
    Государственного  комитета   Российской   Федерации   по   высшему
    образованию  в  1995  году и основных направлениях деятельности на
    1996 год".  Считать задания,  определенные Федеральной  программой
    развития  образования  для  решения  на  I  этапе  ее реализации в
    основном выполненными.
        2. Обеспечить выполнение программных документов, разработанных
    и принятых во исполнение заданий II этапа  реализации  Федеральной
    программы развития образования в России в части высшего,  среднего
    профессионального и соответствующего дополнительного  образования.
    Кроме  того,  определить  в  качестве  наиболее актуальных задач в
    деятельности Госкомвуза России  на  1996  г.  организацию  решения
    следующих наиболее актуальных проблем:
        - завершение  разработки   и   принятие   законов   Российской
    Федерации,     регламентирующих    деятельность    образовательных
    учреждений  различных   уровней   профессионального   образования,
    соответствующая  корректировка  нормативной базы,  включая Типовые
    положения об учреждениях  образования  и  Положение  о  Госкомвузе
    России;
        - обеспечение  регулярного  финансирования  в  соответствии  с
    утвержденным   федеральным   бюджетом   на  1996  г.;  организация
    выполнения при принятии  бюджета  на  1997  г.  требования  Закона
    Российской   Федерации   "Об  образовании"  об  установлении  доли
    расходов на высшее образование не менее  3%  от  расходной  части;
    оптимизация системы расходования бюджетных средств, путем введения
    дифференцированного   распределения    финансовых    ресурсов    и
    эффективного    использования   возможностей   их   централизации;
    дальнейшее совершенствование отношений собственности,  налоговой и
    таможенной     политики    в    части,    касающейся    учреждений
    профессионального образования;
        - методическое    обеспечение    выполнения    государственных
    образовательных стандартов, необходимое согласование их содержания
    по  всем  уровням  в  системе  непрерывного образования,  развитие
    информационной  базы   образовательного   процесса,   приоритетное
    развитие системы заочного, в том числе дистанционного образования;
        - методологическое  и  организационное  обеспечение   контроля
    качества   образования,   решение  вопросов  создания  эффективной
    системы    лицензирования    и    государственной     аккредитации
    образовательных  учреждений,  активное  участие  в  формировании в
    стране органов Государственной аттестационной службы;
        - обеспечение      дальнейшего     реформирования     среднего
    профессионального   образования    на    принципах    формирования
    многоуровневости    и    многоступенчатости   подготовки   кадров,
    вариативности  образовательных  программ,   учета   отраслевых   и
    региональных   интересов,   интеграции   с   учреждениями  высшего
    образования;
        - разработка  Федеральной  программы  развития дополнительного
    профессионального образования  в  России  с  участием  федеральных
    ведомств  и регионов,  а также региональных программ на базе учета
    потребностей рынка труда и образовательных услуг;
        - в   области  организации  научных  исследований  продолжение
    работы  по  интеграции  научного  потенциала  вузов  и  учреждений
    Российской   академии  наук  на  региональном  уровне,  завершение
    создания системы материальной поддержки и нормативного обеспечения
    инновационной  деятельности,  расширение  участия в ней учреждений
    среднего профессионального образования;
        - в   международной   деятельности   реализация   программного
    принципа организации работы со странами различных  регионов  (СНГ,
    страны  Балтии,  Центральная  и  Восточная  Европа  и  т.  д.),  с
    соотечественниками за рубежом и выпускниками  российских  вузов  -
    гражданами зарубежных государств, в деле укрепления в мире позиций
    русского языка; расширение международного сотрудничества в области
    среднего  профессионального  и  дополнительного  профессионального
    образования;
        - завершение  разработки  и  согласования  отраслевых программ
    поддержки и развития образовательных учреждений высшего,  среднего
    и  соответствующего дополнительного профессионального образования,
    совместно  с  отраслевыми  органами   управления   и   профильными
    ассоциациями  вузов и ссузов организация работы по их выполнению и
    контролю;
        - реформирование   сети  учебных  заведений  профессионального
    образования и формирование региональных образовательных систем  на
    принципах  сочетания  общероссийских и региональных потребностей в
    подготовке кадров,  интеграции  научно-педагогического  потенциала
    образовательных  учреждений  различных  уровней  и  ликвидации  их
    ведомственной    разобщенности,    развития    эффективных    форм
    государственно-общественного      управления      профессиональным
    образованием на федеральном и региональном уровнях;
        - выполнение   целевых   программ  социальной  направленности,
    принятие оперативных  мер  по  социальной  защите  преподавателей,
    сотрудников  и  студентов,  системное  решение проблем организации
    воспитательной работы в образовательных учреждениях.
        3. Руководителям  структурных подразделений Госкомвуза России,
    руководителям подведомственных образовательных  учреждений  учесть
    основные  положения  доклада  и  скорректировать  планы  работы по
    выполнению заданий Федеральной программы  развития  образования  в
    России   на   1996  г.  в  соответствии  с  настоящим  решением  и
    предложениями, высказанными в ходе заседания коллегии.
        4. Поручить председателям региональных советов ректоров высших
    и директоров средних специальных учебных заведений использовать  в
    работе  основные  положения  доклада и настоящее решение,  довести
    итоги коллегии до сведения коллективов учебных заведений и органов
    власти и управления субъектов Российской Федерации.
        5. Первому заместителю председателя Госкомитета А. Н. Тихонову
    осуществить  контроль за исполнением решения коллегии и обеспечить
    информирование общественности об итогах работы в 1995 г. и задачах
    по  выполнению Федеральной программы развития образования в России
    на 1996 г.

         Председатель коллегии                              В. Кинелев


Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
Разное