Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

РЕШЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРСОВЕТА ОТ 24 ФЕВРАЛЯ 1993 Г. N 16 О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ПРОКУРОРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОТ 04.12.92 N 7-75/92 "ОГРУБОМ НАРУШЕНИИ ЗАКОНА О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

                              РЕШЕНИЕ

17 сессии 21 созыва
от 24.02.93 N 16

О представлении прокурора
Санкт-Петербурга от 04.12.92
N 7-75/92 "О грубом нарушении
Закона о социальной защите
населения Санкт-Петербурга"
     
     
     Санкт-Петербургский городской Совет народных депутатов РЕШИЛ:
     
     1. Представление  прокурора  Санкт-Петербурга  от  04.12.92   N
7-75/92  "О  грубом  нарушении  Закона о социальной защите населения
Санкт-Петербурга",  а также заключение рабочей депутатской группы "О
представлении  прокурора  Санкт-Петербурга  от 04.12.92 N 7-75/92 "О
грубом нарушении Закона о социальной защите  населения  Санкт-Петер-
бурга" согласно приложению принять к сведению.
     
     2. Отметеить, что:
     
     2.1. Председателем, первым заместителем председателя и постоян-
ными комиссиями Петербургского горсовета не  осуществляется  должный
контроль за  исполнением  решения малого Совета от 04.02.92 N 25 "Об
утверждении Положения о Территориальном фонде  социальной  поддержки
населения Санкт-Петербурга"  (далее  - Положение) и за расходованием
средств в порядке, установленном Положением.
     
     2.2. Мэром Санкт-Петербурга Собчаком А.А. в нарушение п.4.3 По-
ложения проект сметы доходов и расходов Территориального фонда соци-
альной поддержки населения Санкт-Петербурга в  1992  году  (далее  -
Фонд) на утверждение Петербургского горсовета представлен не был.
     
     2.3. Председатель  Совета  Беляев  А.Н.  и  первый  заместитель
председателя Совета Моисеев Б.А.  в нарушение разделов 3 и 4 Положе-
ния принимали к рассмотрению вопросы о размещении временно свободных
средств Фонда в банках в качестве кредитных ресурсов.
     
     2.4. Руководители Финансового комитета  мэрии  Санкт-Петербурга
(Кудрин А.Л.-  председатель;  Кролли Ж.А.- заместитель председателя;
Медведев С.Ф.- бывший председатель; Семенов Е.А.- бывший заместитель
председателя) превышали должностные правомочия, решая вопросы о пре-
доставлении кредитов банкам из средств Фонда.
     
     2.5. Мэр Санкт-Петербурга Собчак А.А.  и вице-мэр  Санкт-Петер-
бурга Щербаков  В.Н.,  издавая  распоряжения  о расходовании средств
Фонда без согласия Петербургского горсовета и в  отсутствии  утверж-
денной Советом  сметы  Фонда  (распоряжения от 19.05.92 N 445-р,  от
02.06.92 N 513-p,  от 26.05.92 N 474-р,  от  21.07.92  N  647-р,  от
27.07.92 N   648-р),   неоднократно  нарушали  порядок  расходования
средств Фонда, установленный Положением.
     
     Отдельными распоряжениями,  в  том  числе  распоряжением   мэра
Санкт-Петербурга от 26.05.92 N 474 "О компенсации удорожания путевок
СЛО "Белые ночи",  средства Фонда направлялись  на  цели,  не  соот-
ветствующие задачам Фонда.
     
     3. Постоянным комиссиям по социальной политике,  плановой и фи-
нансово-бюджетной до 15.03.93 представить малому Совету  предложения
о внесении изменений в Положение,  с учетом отмеченных в представле-
нии Прокурора Санкт-Петербурга от 04.12.92 N 7-75/92 "О грубом нару-
шении  Закона  о  социальной  защите населения Санкт-Петербурга" не-
достатков и нарушений.
     
     4. Малому Совету до 25.03.93 рассмотреть  предложения  согласно
п.3 настоящего решения.
     
     5. Предложить  мэру Санкт-Петербурга до 15.03.93 представить на
утверждение Петербургского горсовета проект сметы доходов и расходов
Фонда на 1993 год.
     
     6. Городской  контрольной комиссии Санкт-Петербурга до 01.05.93
провести комплексную проверку деятельности санаторно-лечебного  объ-
единения "Белые ночи", включающую проверку порядка распределения ль-
готных путевок в санаторий и фактов получения льготных  путевок  ра-
ботниками мэрии Санкт-Петербурга, аппарата Петербургского горсовета,
других органов государственной власти и управления.
     
     7. Информировать генерального прокурора Российской Федерации  о
том,  что  представление  прокурора  Санкт-Петербурга  от 04.12.92 N
7-75/92 "О грубом нарушении Закона  о  социальной  защите  населения
Санкт-Петербурга":
     - содержит факты, не соответствующие действительности;
     - не опирается на нормативную базу;
     - содержит политические оценки.
     
     8. Контроль за исполнением решения  возложить  на  председателя
городской контрольной комиссии Санкт-Петербурга.
     
     
     
     
Председатель Совета                                       А.Н.Беляев
     
     
     
     
                                                  Приложение
                                            к решению 17 сессии
                                          Петербургского горсовета
                                          21 созыва от 24.02.93 N 16
     
                             Заключение
                     рабочей депутатской группы
     
       О представлении прокурора Санкт-Петербурга от 04.12.92
           "О грубом нарушении Закона о социальной защите
                    населения Санкт-Петербурга"
                
     
     Рассмотрев представление прокурора Санкт-Петербурга от 04.12.92
"О  грубом  нарушении Закона о социальной защите населения Санкт-Пе-
тербурга" (далее- представление), рабочая депутатская группа (далее-
рабочая группа) пришла к следующим выводам:
     
     1. По факту направления представления в Совет и по тексту доку-
мента
     В представлении речь идет о нарушениях решения малого Совета от
04.02.92 N 25 "Об утверждении Положения о Территориальном фонде  со-
циальной поддержки  населения  Санкт-Петербурга" (далее- Положение),
имевших место вследствие "отсутствия должного контроля малого Совета
за исполнением собственного решения и превышения власти своих полно-
мочий председателем городского Совета А.Н.Беляевым".  (Здесь и далее
в тексте заключения орфография и пунктуация представления сохранены).
     
     В документе  указывается  также на несоответствие Положения ут-
вержденному впоследствии Правительством Российской Федерации Положе-
нию о  Республиканском  (федеральном) и территориальных фондах соци-
альной поддержки населения (постановление от 19.02.92 N 121).
     
     Так как речь идет,  таким образом,  не о нарушении закона,  а о
нарушении решения малого Совета Петербургского горсовета то для нап-
равления в Совет представления "О грубом нарушении Закона о социаль-
ной защите населения Санкт-Петербурга" - основания отсутствуют.
     
     В представлении не указано, какой конкретно закон был нарушен.
     
     Кроме того,  в  представлении  содержатся  как факты,  не соот-
ветствующие действительности, так и неточности.
     
     Вызывает сомнение направление представления непосредственно  на
сессию городского  Совета,  а  не председателю Совета или президиуму
Совета.
     
         2. По приведенным в представлении фактам нарушений
     
     2.1. Представление кредитов банкам из средств  Территориального
фонда поддержки населения Санкт-Петербурга (далее- Фонд).
     
     Прокурор Санкт-Петербурга утверждает, что:
     - "деньги фонда по личному указанию председателя Совета Беляева
А.Н., как  правило,  использовались  для финансирования коммерческих
структур, что противоречит Временному положению о Фонде,  утвержден-
ному малым Советом";
     
     - "...за  9  месяцев  1992 года перечислено на депозитные счета
коммерческих банков 380 млн.руб.  В тоже время израсходовано на ком-
пенсацию неработающим  пенсионерам  лишь 23 млн.руб.,  на содержание
детских оздоровительных учреждений 10 млн.руб.";
     
     - "Главное финансовое управление  мэрии  (Финансовый  комитет),
своими действиями  способствовало  нарушению  действующего законода-
тельства и обогащению коммерческих структур за счет малоимущих слоев
населения".
     
     Здесь необходимо  отметить,  что  приведенные цифры не отражают
действительной картины,  так как,  кроме перечисленных затрат,  и  в
соответствии с Положением, например, было выделено:
     
     - на выплаты работникам учреждений культуры, образования, здра-
воохранения, социального обеспечения - около 130 млн.руб.;
     
     - на финансирование комплекса социальных программ "Защита семьи
и детства" - около 15 млн.руб.;
     
     - для выплаты пособий на воспитание детей дошкольного возраста,
не посещающих   детские    дошкольные    учреждения,-    свыше    56
млн.руб.(последнее- в октябре 1992).
     
     Что касается  предоставления  кредитов банкам необходимо прежде
всего подчеркнуть,  что это - не расходование средств Фонда,  а лишь
временное использование этих средств.
     
     Оценку данного  факта  рабочая  группа  разделила  на следующие
аспекты:
     - правомерность предоставления кредитов;
     
     - порядок рассмотрения обращений банков и ответственность орга-
нов власти и управления и должностных лиц за нарушение этого порядка;
     
     - целесообразность и условия заключения договоров о  предостав-
лении кредитов.
     
     2.1.1. Правомерность предоставления кредитов
     
     Положение не  предусматривает,  но  и  не  запрещает  временное
использование средств  для  кредитования.  В  то  же   время   Закон
Российской Федерации  "О местном самоуправлении в Российской Федера-
ции" (ст.48) дает право местным Советам "выдавать...  ссуды...предп-
риятиям, учреждениям, организациям".
     
     Учитывая высокие  темпы  инфляции и увеличения суммы средств за
счет процентов при условии быстрого возврата средств, предоставление
кредитов из временно свободных средств бюджета и внебюджетных фондов
следует считать правомерным.
     
     2.1.2. Порядок рассмотрения обращений банков и  ответственность
органов власти  и  управления,  а также должностных лиц за нарушение
этого порядка.
     
     В Положении не определен порядок использования временно свобод-
ных средств Фонда.
     
     В связи  с  этим  председателю  Совета  и  первому  заместителю
председателя Совета следовало действовать в соответствии с порядком,
установленным для расходования средств Фонда разделом 4-м Положения,
и этот порядок грубо нарушался.  Однако,  это относится не только  к
фактам использования  средств  для кредитов банкам,  о которых гово-
рится в представлении, но и в целом к расходованию средств Фонда.
     
     Мэром Санкт-Петербурга на рассмотрение  Совета  не  был  внесен
проект сметы  доходов  и расходов Фонда на 1992 год,  и расходование
проводилось без утвержденной Советом  сметы.  Как  следствие,  боль-
шинство расходов  проводилось без согласования с постоянной плановой
и финансово-бюджетной комиссией по социальной политике,  а целый ряд
расходов производился  по  распоряжениям  мэра  Санкт-Петербурга без
согласия Совета, выраженного в какой-либо форме.
     
     При отсутствии  в  Совете  информации  об  имеющихся  в   Фонде
средствах сложилась  практика принятия малым Советом отдельных реше-
ний о расходовании средств Фонда.
     
     С 29.07.92 по 01.09.92 малый Совет предоставил председателю Со-
вета право разрешать мэру использование средств Фонда только по сог-
ласованию с постоянной плановой и финансово-бюджетной комиссией.
     
     Однако председатель Совета Беляев А.Н., а также первый замести-
тель председателя  Моисеев Б.А.  в нарушение Положения и сложившейся
практике расходования средств Фонда, направляли письма банков о пре-
доставлении кредитов для рассмотрения только в Финансовый комитет, а
после поступления предложений от  Финансового  комитета  ставили  на
письмах резолюции о своем согласии с предложениями,  что воспринима-
лось руководством Финансового комитета как основание для  заключения
договоров о предоставлении кредитов.
     
     Таким образом, председатель Совета и первый заместитель предсе-
дателя Совета способствовали нарушению порядка использования средств
Фонда.
     
     Руководители Финансового  комитета  (Кудрин А.Л.- председатель;
Кролли Ж.А.- заместитель председателя; Медведев С.Ф.- бывший предсе-
датель; Семенов  Е.А.-  бывший  заместитель  председателя) превышали
свои правомочия, заключая от имени комитета договоры на предоставле-
ние кредитов, не имея на то согласия Петербургского горсовета.
     
     Признавая справедливым  заключение прокурора Санкт-Петербурга о
систематическом нарушении Положения,  рабочая группа  отмечает,  что
выводы представления  об использовании средств Фонда главным образом
для финансирования коммерческих структур за  счет  малоимущих  слоев
населения не обоснованы.
     
     Следует также  обратить  внимание  на  тот  факт,  что прокурор
Санкт-Петербурга не дает оценку нарушениям Положения, допущенным мэ-
ром  Санкт-Петербурга Собчаком А.А.  и вице-мэром Щербаковым В.Н.  и
выразившимся в издании распоряжений о расходовании средств Фонда без
согласия  Совета  (распоряжения  от 19.05.92 N 445-р,  от 02.06.92 N
513-p,  от 26.05.92 N 474-р,  от 21.07.92 N  647-р,  от  27.07.92  N
648-р).
     
     2.1.3. Целесообразность  и  условия заключения договоров о пре-
доставлении кредитов
     
     Рабочая группа не  располагала  возможностями  для  оценки  це-
лесообразности выбора  заемщиков  кредитов  и  оптимальности условий
кредитных договоров.
     
     В тоже время рабочая группа,  считает, что в условиях, несоблю-
дения установленного  порядка  расходования средств Фонда,  принятия
решений о кредитовании узким кругом лиц,  отсутствия  гласности  при
заключении договоров, неконкурсного рассмотрения предложений и оцен-
ки целесообразности кредитования конкретного банка с  позиций  соци-
альной значимости этой для города,  руководством Финансового комите-
та, не  уполномоченным  на   это,   создавали   атмосферу,   которая
способствовала принятию субъективных решений.
     
     Вызывает сомнение  своевременность принятых отдельных решений о
кредитовании. В этой связи следует указать,  что мэрия  Санкт-Петер-
бурга, в частности Финансовый комитет, в период заключения договоров
не выполняла пункты 2,3,4 решения 13-сессии Петербургского горсовета
от 26.03.92  N  52 "О дополнительных мерах по материальной поддержке
инвалидов, больных и престарелых граждан",  касающиеся  расходования
средств Фонда  на  социальные нужды.  Неудовлетворительной была дея-
тельность председателя Совета и органов Совета по контролю за выпол-
нением этого решения.
     
     2.2. Расходование средств Фонда не по целевому назначению
     
     В представлении  в качестве нарушения приводятся "факты,  когда
по решению Совета средства Фонда расходовались не по целевому назна-
чению. В  частности,  на  компенсацию  стоимости путевок в санаторий
"Белые ночи" работникам Совета и государственных учреждений".
     
     В связи с этим рабочая группа установила, что:
     - действительно имело место выделение суммы около 7 млн.руб. из
средств Фонда на компенсацию стоимости почти пятисот путевок в сана-
торий "Белые ночи",  созданный ранее специально для отдыха и лечения
номенклатурных работников;
     
     - деньги эти  были  выделены  на  основании  распоряжения  мэра
Санкт-Петербурга от 26.05.92 N 474-р "О компенсации удорожания путе-
вок СЛО "Белые ночи",  без согласия и ведома  Совета,  что  нарушало
действующее Положение  и  о  чем прокурор Санкт-Петербурга не мог не
знать;
     
     - такое расходование средств не  соотвествует  целям  Фонда.  В
частности, через  Управление  делами мэрии льготные путевки получали
должностные лица мэрии и ее комитетов- более 100 человек,  в  то  же
время через  Управление социального обеспечения льготные путевки по-
лучили лишь 8 инвалидов;
     
     - 11 работников аппарата Совета, в основном из состава управле-
ния делами и секретариата,  а также один депутат воспользовались ль-
готными путевками,  получив  их  через   Управление   делами   мэрии
Санкт-Петербурга. Ряд должностных лиц Совета, прежде всего начальник
управления делами Шершнев А.Ф.,  без  согласования  с  Петербургским
горсоветом и  его  органами письменно ходатайствовали об обеспечении
путевками в санаторий этих работников аппарата Совета,  создавая тем
самым возможность неправильного толкования позиции городского Совета
по этому вопросу.
     
         3. Общая оценка сложившегося порядка расходования
                           средств Фонда
     
     Безотносительно к  формулировкам  представления  рабочая группа
считает необходимым констатировать грубые нарушения порядка расходо-
вания средств  Фонда и отсутствие должного контроля за расходованием
со стороны органов и должностных лиц, имеющих к этому отношение.
     
     Малый Совет, утвердив Положение, ключевыми требованиями которо-
го в  части  расходования  средств  являются  утверждение сессией по
представлению мэра Санкт-Петербурга сметы, а также выполнение поряд-
ка расходования,  установленного законом и инструкциями Министерства
финансов России для бюджетных средств,  практиковал  принятие  малым
Советом отдельных  решений  о  расходовании  средств без утверждения
сметы Фонда. Большинство решений принимались малым Советом без пред-
варительного обсуждения в постоянных комиссиях Совета.
     
     Совет и его председатель не реагировали на издание без согласо-
вания с Советом мэром Санкт-Петербурга распоряжений  о  расходовании
средств Фонда,  что противоречит Положению, а также на неправомерное
исполнение Финансовым комитетом этих распоряжений. Постоянная плано-
вая и финансово-бюджетная комиссия,  постоянная комиссия по социаль-
ной политике практически сняли с себя ответственность за  подготовку
решений по расходованию средств Фонда, а также не осуществляли конт-
роль за исполнением Положения и  за  порядком  расходования  средств
Фонда.
     
     Председатель Совета  и  первый  заместитель председателя Совета
своими действиями  способствовали  нарушению  порядка   расходования
средств Фонда,  а также неудовлетворительно осуществляли контроль за
выполнением решений сессии,  касающихся порядка расходования средств
Фонда.
     
     Мэр санкт-Петербурга  систематически нарушал порядок расходова-
ния средств Фонда:
     - не  представил на утверждение совету смету доходов и расходов
Фонда;
     - издавал распоряжения о расходовании средств, не согласованные
с Советом, причем некоторые расходы не соответствовали целям Фонда.
     
     Были случаи невыполнения мэрией Санкт-Петербурга решений сессий
Совета о расходовании средств на социальные цели.
     
     Финансовый комитет мэрии не занял принципиальной позиции и гру-
бо нарушал порядок расходования средств:
     
     - производил расходование при отсутствии сметы;
     
     - исполнял как решения малого Совета,  так и распоряжения  мэра
Санкт-Петербурга, изданные  без  согласия  Совета.  При кредитовании
банков руководство Финансового комитета выступало в качестве  распо-
рядителя средств Фонда, не имея на то права.
     
     4. О правовом уровне и политических оценках представления
     
     Только намерением  придать  представлению  политическую окраску
можно объяснить ниличие в тексте таких  неюридических  формулировок,
как:
     "В результате проводимой экономической реформы произошло резкое
снижение жизненного уровня в малообеспеченных слоях населения. Инва-
лиды, пенсионеры,  многодетные семьи находятся на грани голода и се-
годня становится очевидным, что без помощи государства эти категории
людей просто не выживут".
     
     "Прокуратура города,  придавая первостепенное значение соблюде-
нию конституционного права граждан России на нормальные условия жиз-
ни, провела проверку законов о социальной защите населения и устано-
вила, что эти законы грубо нарушаются городским Советом".
     
     Рабочая группа   делает   вывод   о  низком  правовом  качестве
представления и о наличии в нем политических оценок,  что  не  соот-
ветствует задачам  деятельности  прокуратуры  и форме документа,  на
основании следующих фактов:
     
     - несоответствие прокурорского представления о нарушении закона
существу нарушений (нарушение решения малого Совета и несоответствие
Положения принятому позднее постановлению  Правительства  Российской
Федерации);
     
     - адресование   представления   непосредственно  сессии  Петер-
бургского горсовета;
     
     - название представления и его общие выводы,  не опирающиеся на
нормативную базу;
     
     - наличие фактических ошибок и неточностей в представлении;
     
     - умолчание  о систематическом нарушении мэром Санкт-Петербурга
порядка расходования средств Фонда;
     
     - безоговорочное требование "решить вопрос о создании фонда со-
циальной защиты ...  под руководством соответствующих органов испол-
нительной власти".
     
     
     
     
     
Председатель рабочей группы                            Пальмова Н.И.
     
Члены рабочей группы:                                  Круглов М.В.
                                                       Фартанов В.К.
                                                       Юдин Е.П.
     
     

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
Разное