МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
УПРАВЛЕНИЕ ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 27 декабря 1999 г. N 15-09/6848
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
ГНИ по г. Сосновый Бор
Всем рай(гор)налоговым инспекциям
по Ленинградской области
ВОПРОС: Если несвоевременно представлена в налоговый орган
декларация, по которой нет суммы налога, подлежащей уплате в
бюджет, имеет ли право инспекция применить штраф, предусмотренный
ст. 119 НК РФ? Штрафные санкции необходимо применять за каждую
"нулевую" декларацию или штраф составит 100 рублей в совокупности
по всем нулевым декларациям?
ОТВЕТ: При ответе на этот вопрос необходимо иметь в виду
следующее. Санкция ст. 119 НК РФ построена таким образом, что
основой исчисления налоговой санкции является сумма налога,
подлежащая уплате в бюджет по непредставленной в срок декларации.
Размер санкции в 100 рублей определен как минимальный и поэтому
для того чтобы выяснить, превышает ли исчисленная налоговым
органом санкция этот минимальный предел, необходимо исчислить
санкцию из расчета 5% от суммы, подлежащей уплате в бюджет,
сравнить ее с минимальным пределом и только после этого
определить, какой размер санкции подлежит взысканию с
налогоплательщика. Поэтому представляется, что если по
несвоевременно представленной декларации нет суммы налога,
подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщик не может быть
привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ, но может быть
привлечен к административной ответственности по п. 12 ст. 7 за
несвоевременное представление налоговой декларации.
ВОПРОС: Следует ли включать в охватываемый выездной налоговой
проверкой период налоговые (отчетные) периоды года, в котором
непосредственно проводится проверка?
ОТВЕТ: Согласно ст. 87 НК РФ налоговой проверкой могут быть
охвачены только три календарных года, предшествующих году
проверки. Календарным годом согласно ст. 11 НК РФ является год с 1
января по 31 декабря включительно. Таким образом, проводя проверку
в 1999 году выездной налоговой проверкой, могут быть охвачены
1996, 1997, 1998 гг.
ВОПРОС: Каков порядок применения п. 3 ст. 120 НК РФ в случае,
если занижение налоговой базы повлекло неуплату налогов в
незначительных размерах. Например, неуплата налогов составляет до
1 т. р., 3 т. р., 5 т. р.?
ОТВЕТ: Во-первых, при рассмотрении поставленного вопроса
необходимо иметь в виду, что квалифицирующим признаком п. 3 ст.
120 являются не суммы неуплаченных налогов, а суммы занижения
налогооблагаемой базы. Это исчисление размера санкции происходит
от суммы неуплаченного налога. Во-вторых, если состав
правонарушения установлен, т. е. доказана вина организации в
совершении данного правонарушения, сумма нарушения не может
служить основанием для применения санкции меньшего размера. Кроме
того, санкция п. 3 ст. 120 НК РФ имеет нижний предел санкции,
меньше которого она быть не может, даже если при исчислении ее в
процентах она составит сумму меньше 15 тысяч рублей. Небольшой
размер занижения налогооблагаемой базы может быть учтен как
смягчающее вину обстоятельство, но согласно п. 4 ст. 112
смягчающие обстоятельства устанавливаются только судом и могут
быть учтены судом при наложении санкций за налоговое
правонарушение в порядке, предусмотренном ст. 114. До внесения
изменений в налоговый кодекс, т. е. до 13 августа 1999 г. такое
право было предоставлено и налоговой инспекции, но в настоящее
время это право предоставлено только суду.
Зам. руководителя Управления
МНС РФ по Ленинградской области
государственный советник
налоговой службы III ранга
Е.Г.Опарина
|