ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО
от 30.03.95 N 14-0-13/1568
О выдаче средств
на потребление
В соответствии с письмом Центрального банка Российской
Федерации от 20.03.95 года N 14-5/104 направляем для руководства в
работе ответы на вопросы, возникающие при выдаче средств на
потребление предприятиям, учреждениям и организациям.
Заместитель Начальника
Главного Управления В.И.Схаб
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
1. В какой строке "Справки о наличии средств, направляемых на
потребление", представляемой хозорганами в банк при получении
средств на потребление, отражаются поступления от культурно-бытовых,
оздоровительных и других объектов, находящихся на их балансе.
Для предприятий, имеющих на своем балансе указанные объекты, в
"Справку о наличии средств, направляемых на потребление"
(приложение N 1 к письму Главного Управления Центрального банка
Российской Федерации по Санкт-Петербургу от 5.04.94 года N
14009/6/1036) может быть введена дополнительная строка 05 "а":
"Затраты на оплату труда персонала обслуживающих производств и
хозяйств, находящихся на балансе предприятия". В строке 05 "а"
отражаются фактические начисления на оплату труда работникам этих
хозяйств. Данные дополнительной строки 05 "а" учитываются при
определении заработанных средств в строке 37 "Справки".
Достоверность этих сумм проверяется работниками коммерческих
банков в последующем порядке.
2. В каком порядке представляют "Справки о наличии средств,
направляемых на потребление" предприятия и организации, получающие
денежные средства, в том числе и на потребление, в учреждениях
банков с помощью корпоративных пластиковых карт (через банкоматы).
Предприятия и организации, при получении наличных денежных
средств с помощью корпоративных пластиковых карт для использования
этих сумм на потребление, в установленном порядке представляют в
обслуживающий их банк "Справки о наличии средств, направляемых на
потребление". В справке по форме приложения N 1 к письму Главного
Управления Центрального банка Российской Федерации от 5.04.94 года N
14009/6/1036 после строк 14а и 15а от руки вписывается строка "в
том числе через банкоматы". Аналогичная строка вводится после строк
8а и 9а "Справки" по форме приложения N 2 к этому письму.
Достоверность данных, указанных в этих справках, проверяется
работниками банка в последующем порядке не реже 1 раза в квартал.
3. В каком размере предприятия и организации могут получить в
банке средства на заработную плату и осуществление приравненных к
ней платежей за счет средств, получаемых на неотложные нужды в
соответствии с Указом Президента России от 23.05.94 N 1005 и письмом
Центрального банка России от 30.06.94 N 98.
В соответствии с п.2.1. письма Центрального банка России от
30.06.94 года N 98 "О выполнении Указа Президента Российской
Федерации от 23 мая 1994 года N 1005 "О дополнительных мерах по
нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном
хозяйстве" средства на заработную плату и осуществление приравненных
к ней платежей, получаемые хозорганами в банке в счет неотложных
нужд в течение месяца, не могут превышать сумму, рассчитанную исходя
из 5-кратного размера минимальной месячной оплаты труда,
установленной законодательством, и фактической среднесписочной
численности работников предприятия.
Недополученная заработная плата при наличии у предприятия
заработанных средств может быть выдана банком в пределах свободного
остатка средств на его расчетном счете.
4. Как проверить правильность заполнения реквизитов "Справки о
наличии средств, направляемых на потребление", представляемой в банк
бюджетными организациями и учреждениями, переведенными на новые
условия хозяйствования и получающими доходы от предпринимательской
деятельности.
При проверке правильности заполнения реквизитов "Справки",
представляемой указанными организациями в банк при получении средств
на потребление, необходимо иметь в виду следующее.
Остаток фонда потребления на конец предыдущего года (строка 01
справки) определяется по данным строки 511 формы N 1 Баланса
исполнения сметы расходов.
Строка 02 "Справки" должна соответствовать данным строки 230,
раздела II "Исходные прибыли" формы N 2 "Отчета о финансовых
результатах и их использовании", представляемого этими организациями
в налоговый орган (Приложение N 1 к письму Министерства финансов
России и Государственной налоговой службы России N 100 от 28.10.92
года).
Затраты на оплату труда в составе издержек производства
продукции (услуг) от предпринимательской деятельности (строка 05
справки) должны соответствовать данным строки 6 "Расчеты определения
расходов на оплату труда, принимаемых при исчислении облагаемой
налогом прибыли" (приложение N 1 к инструкции Государственной
налоговой службы России "О порядке исчисления и уплаты в бюджет
налога на прибыль предприятий и организаций" N 4 от 6.03.92).
Строка 06 литера "г" "Справки" определяется следующим образом:
начисления в единый фонд оплаты труда (строка 140 формы N 2-1
"Отчета об исполнении сметы доходов и расходов учреждения,
переведенного на новые условия хозяйствования") минус расходы на
оплату труда в составе издержек производства продукции (услуг) от
предпринимательской деятельности (строка 5 справки), минус строка 02
справки.
Заработанные средства, которые могут быть направлены на
потребление, указанными организациями и учреждениями определяются
как сумма строк 01, 02, 05 и 06 "Справки о наличии средств,
направляемых на потребление". Все последующие строки "Справки"
заполняются в общеустановленном порядке.
5. Перечисляются ли в бюджет подоходный налог и денежные
средства в пенсионный фонд, если у предприятия (организации)
отсутствуют заработанные средства.
Начисление заработной платы рабочим и служащим предприятий и
организаций производится ежемесячно, при этом одновременно
определяются суммы перечислений в бюджет и Пенсионный фонд. Поэтому,
согласно п.1.1. письма Центрального банка Российской Федерации от
30.06.94 года N 98 "О выполнении Указа Президента Российской
Федерации от 23 мая 1994 года N 1005 "О дополнительных мерах по
нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном
хозяйстве" указанные платежи (наряду с выплатами денежных средств на
неотложные нужды) должны осуществляться при поступлении средств на
их расчетные (текущие) счета в первоочередном порядке.
6. Какие санкции могут применить банки к хозорганам,
израсходовавшим средства на потребление из выручки при отсутствии у
них заработанных средств.
Указаниями Главного Управления Центрального банка Российской
Федерации по Санкт-Петербургу от 1 декабря 1993 года N 14009/10/1642
предусмотрено, что при принятии банками решения о расходовании
указанными предприятиями выручки на потребление им следует
оговаривать в договорах на расчетно-кассовое обслуживание условия
обязательного представления в банк в установленном коллективным
договором сроки выплаты заработной платы за вторую половину месяца
отчетного квартала "Справок о наличии средств, направляемых на
потребление". Кроме того, в договорах на расчетно-кассовое
обслуживание указанных клиентов необходимо предусмотреть ограничения
расходования выручки на эти цели в случае использования ими на
потребление средств сверх заработанных. Крайней мерой, применяемой к
хозорганам, не соблюдающим эти условия, может быть запрещение
использования ими выручки на выплату средств на потребление до
изыскания соответствующих финансовых источников.
7. При перечислении подоходного налога в бюджет удержания с
пособий по социальному страхованию (по временной нетрудоспособности,
по беременности и родам, при рождении ребенка, на детей
малообеспеченным семьям и т.п.) учитывается в общей сумме удержаний.
В соответствии с Инструкцией о составе средств, направляемых на
потребление, утвержденной Госкомстатом России 13.10.92 года N
6-3/124, указанные пособия не включаются в состав средств,
направляемых на потребление. Какую сумму в этом случае необходимо
указать предприятию по строке 14 литера "г" "Справки о наличии
средств, направляемых на потребление" (удержания подоходного налога
со средств, направляемых предприятиями и организациями на
потребление).
Поскольку пособия по временной нетрудоспособности не включаются
в состав средств, направляемых на потребление, предприятиям и
организациям следует рекомендовать вести раздельный учет сумм
удержаний подоходного налога со средств, направляемых на
потребление, и налога с пособий по временной нетрудоспособности
работников, выделив последнюю в платежном поручении на перечисление
из общей суммы подоходного налога. В "Справке о наличии средств,
направляемых на потребление" и в карточке учета выданных средств
указывается сумма перечислений подоходного налога за вычетом налога
с пособий по временной нетрудоспособности работников.
8. Как правильно заполнить "Справку о наличии средств,
направляемых на потребление", если в Балансе предприятия
(организации) по строке 350 показан убыток-перерасход, а по строке
470 - прибыль.
Если начисленная сумма прибыли - строка 470 баланса меньше
израсходованной прибыли (строка 471 баланса) и перерасход прибыли
отнесен на убытки - строка 350 баланса, то в строке 04 "Справки о
наличии средств, направляемых на потребление", проставляются данные
из строки 350 баланса.
9. В каком порядке банки должны выдавать средства на
потребление инвестиционным фондам и их филиалам.
В соответствии с Примерным Уставом инвестиционного фонда,
утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 7 октября
1992 года N 1186, целью инвестиций является "обеспечение доходности
вложений". Такие юридические лица, в соответствии со статьей 50
части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенного в
действие с 1.01.95 года, являются коммерческими организациями и,
следовательно, на них распространяется действие Указа Президента
Российской Федерации от 15 ноября 1991 года N 210, согласно которому
предприятия производят расходование средств на потребление в
пределах заработанных ими средств.
В связи с этим, выдача средств на оплату труда и
социально-трудовые выплаты головным инвестиционным фондам должна
производится на основании "Справок о наличии средств, направляемых
на потребление" (Приложение N 1 к письму Центрального банка
Российской Федерации от 5.04.94 года N 14009/6/1036), составленных с
учетом произведенных с начала года расходов на эти цели их
филиалами.
Филиалы инвестиционных фондов 2,5 месяца текущего квартала во
избежание встречных потоков наличных денег могут производить расходы
на потребление в суммах, предусмотренных на эти цели в сметах
расходов, утвержденных для них головными организациями, за счет
денежных средств, получаемых ими от населения. В окончательный
расчет за квартал средства на заработную плату и приравненные к ней
платежи указанным филиалам должны выдаваться с их текущих счетов в
пределах сумм, сообщенных по просьбе головных инвестиционных фондов
учреждениям банков, обслуживающим эти филиалы, с кодовым знаком
"АСТОФ".
Для осуществления банками предварительной проверки
достоверности реквизитов указанных "Справок" инвестиционные фонды
обязаны представить всю необходимую бухгалтерскую и статистическую
отчетность, предусмотренную пунктом 4 письма Главного Управления
Центрального банка Российской Федерации от 16 апреля 1993 года N
14009, а именно: Баланс предприятия (форма N 1), Отчет о финансовых
результатах и их использовании (форма N 2), Приложение N 1 к
изменениям и дополнениям N 4 к Инструкции Государственной налоговой
службы России "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на
прибыль предприятий и организаций" от 6.03.92 N 4.
10. Из каких источников осуществляется премирование работников
дирекций строящихся предприятий за основные результаты хозяйственной
деятельности.
При обеспечении ввода производственных мощностей и объектов
строительства в срок или досрочно дирекциям для премирования их
работников перечисляются средства, предусматриваемые на эти цели в
сметах на строительство.
В пределах указанных средств вопросы оплаты труда и
материального стимулирования работников служб заказчика-застройщика
решаются ими по согласованию с министерством (ведомством) или
органом, по решению которого они созданы (письмо Минстроя Российской
Федерации от 16.10.92 года N 7-18/179).
11. Как проверить реквизиты "Справки о наличии средств,
направляемых на потребление", представляемой в банк
негосударственными страховыми организациями.
Реквизиты "Справки о наличии средств, направляемых на
потребление", представляемых в банк страховыми негосударственными
организациями при получении средств на заработную плату и
приравненные к ней платежи сверяются с данными Баланса страховой
организации (форма 1-страховщик), Отчета о финансовых результатах и
их использовании (форма 2-страховщик), утвержденного письмом
Федеральной Службы России по надзору за страховой деятельностью от
3.03.94 года N 11-4р, и статотчетностью N 1-СК, утвержденной
Постановлением Госкомстата от 11.02.94 года N 19.
12. Как отражается в отчете "О результатах расходования
предприятиями и организациями средств на потребление" (форма N 775)
данные по вновь введенным предприятиям в случае, если, открыв
расчетный счет в банке, они длительное время не представляют
"Справку о наличии средств, направляемых на потребление".
Данные по таким предприятиям и организациям отражаются банком в
графе 1 указанного отчета (количество предприятий, организаций и
учреждений, на которые распространяется установленный порядок выдачи
средств на потребление), под условным номером 913 по символу 13
(количество вновь созданных предприятий и организаций) и под условным
номером 914 по символу 14 (число предприятий, организаций и
учреждений, не представивших в банк на момент составления отчета
"Справок о наличии средств, направляемых на потребление").
Источник документа (сверен по):
официальная рассылка
|