Решение Президиума Ленсовета N 68 от 15.02.91
Заслушав и обсудив информацию Первого заместителя предсе-
дателя исполкома Ленсовета - председателя Комитета по экономи-
яеской реформе А.Б.Чубайса "Об основных положениях концепции
цен и социальной защиты населения", Президиум Ленсовета РЕШИЛ:
1. Поддержать обращение председателя Ленсовета и предсе-
дателя исполкома Ленсовета в союзные и республиканские органы
по реформе цен и социальной защите.
2. Одобрить в основном "Основные положения концепции цен
и социальной защиты населения" (приложение).
3. Исполкому Ленсовета:
3.1. Руководствоваться в своей работе "Основными положе-
ниями ...".
3.2. Приступить к принятию мер по обеспечению минимально-
го прожиточного уровня наиболее слабым социальным группам не
дожидаясь общесоюзных и республиканских мер.
3.3. Принимаемые решения в области ценообразования сог-
ласовывать с руководством Ленсовета.
4. Исполкому Ленсовета совместно с постоянной комиссией
по военно-промышленному комплексу, конверсии оборонных предп-
риятий и взаимоотношениям со структурами вооруженных сил с
привлечением профсоюзов оборонных отраслей и заинтересованных
предприятий разработать систему чрезвычайных мер по выводу ле-
нинградскойпромышленности из кризисной ситуации, вызванной по-
вышением оптовых цен на сырье и энергоресурсы. Председателю
постоянной комиссии О.И.Гапановичу доложить о результатах ра-
боты на 6-й сессии Ленсовета.
5. Обратиться в Правительство СССР с просьбой незамедли-
тельно пересмотреть январское решение о повышении цен на дра-
гоценные металлы, применяемые при производстве бытовой техники.
6. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить
на Первого заместителя председателя Ленсовета В.Н.Щербакова.
Председатель А.А.Собчак
Приложение
к Решению Президиума Ленсовета
от 15.02.91 N 68
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
концепции цен и социальной защиты населения
Пересмотр системы ценоообразования, формирование бюджета
и разработка мер по социальной защите населения в новых усло-
виях должны представлять собой единый комплекс мер, осущест-
вляющих в увязке с политикой Союза ССР и РСФСР.
Его основные принципы:
- переход преимущественно к рыночным ценам (спроса и
предложения):
- замена дотаций производителям денежной компенсацией
потребителям;
- обеспечение минимального прожиточного уровня наиболее
слабым социальным группам;
- защита групп населения, нуждающихся в социальной помо-
щи, от ухудшения их экономического положения;
- введение системы социальной защиты не позднее реформы
цен;
- проведение согласованной ценовой политики с Ленинг-
радской областью.
Основными целями реформы ценообразования являются:
- приведение системы розничных оптовых цен в соответствии
с уровнем оптовых цен и траифов;
- обеспечение условий для самоокупаемости основной массы
предприятий, производящих товары и услуги для населения;
- привлечение в регион продукции сельского хозяйства и
промышленности и предотвращение ее вывоза за пределы региона
преимущественно экономическими методами.
В городском хозяйств, на транспорте цены формируются на
основе затрат и обеспечивают, как правило, безубыточность ра-
боты (возможны дотации).
В бытовом обслуживании допускается минимальное регулиро-
вание цен и тарифов, которые по мере приватизации и развития
конкуренции в данной сфере становятся свободными (дотации иск-
лючаются).
Продовольственные и отдельные непродовольственные товары
первой необходимости: снятие или сведение к минимуму дотаций к
ценам в госсекторе; для продуктов, продающихся по ценам ниже
равновесных и поддающихся вывозу за пределы региона предусмат-
риваются административные меры по защите внутреннего рынка.
Непродовольственные товары:
свободные цены и применение видоизмененных льгот по их
приобретению для отдельных категорий населения.
По отдельным товарным группам возможно применение времен-
ных административных ограничений на приобретение товаров и вы-
воз их за пределы региона (продажа по записи, по "визиткам").
Система социальной защиты.
Чтобы не создавать препятсвий формированию рынка, центр
тяжести мер по социальной защите должен быть с политики цен
перенесен на осуществление комплекса целевых социальных прог-
рамм. Это означает, что по основной массе товаров и услуг до-
тации выплачивабтся не производителям, а непосредственным пот-
ребителям. Исключение составляют услуги первой необходимости в
тех сферах хозяйства, где потребитель не имеет выбора и нет
достаточных предпосылок для формирования рынка. При определе-
нии дотаций к ценам учитывается социальная значимость услуг.
Политика в области социальной защиты должна быть по воз-
можности дифференцирована по социальным группам.
Для экономически активного населения главное - это воз-
можность зарабатывать. В этом смысле поддрежка предпринима-
тельства во всех его формах - тоже одна из основ комплекса мер
социальной защиты, особенно если учесть, что успешное его раз-
витие укрепляет доходную базу городского бюджета за счет нало-
говых поступлений. Однако, принимая во внимание ограниченные
возможности по наращиванию доходов у основной части населения,
занятой наемным трудом, необходима прямая социальная защита
широких слоев трудоспособного населения.
Основными объектами социальной защиты являются лица нет-
рудоспособного возраста, лица с ограниченной трудоспособ-
ностью, учащиеся, работники бюджетных организаций, безработные
и некоторые другие категории граждан, например, матери-одиноч-
ки.
Остальные категории граждан, в т.ч.лица, имеющие низкие
доходы подлежат социальной защите в соответствии с возмож-
ностями городского бюджета и размером сумм, передаваемых на
эти цели в городской бюджет союзным и республиканским бюджета-
ми.
В качестве мер социальной защиты могут применяться:
- выплата денежных компенсаций в связи с ростом цен на
товары , входящие в "потребительскую корзину", в т.ч. в форме
ваучеров;
- индексирование пенсий и пособий, а также доходов или
средств предприятий, направляемых на потребление;
- выплата пособий;
- обеспечение бесплатным и льготным питанием.
Разработка системы социальной защиты предполагает выделе-
ние приоритетных направлений помощи вышеназванным категориям
населения с учетом складывающейся в регионе ситуации, опреде-
ление прожиточного минимума в минимальной потребительской кор-
зине, создание условий для формирования благотворительных фон-
дов, разработка системы налоговых льгот предприятиям, участву-
ющим в социальной защите.
Для скоординированного осуществления программ социальной
защиты основную часть предназначенных для этого средств - бюд-
жетных и внебюджетных целесообразно объединить в единый фонд
социальной защиты (ФСЗ), наряду с которым должны создаваться
районные ФСЗ. Кроме того, возможно образование целевых са-
мостоятельных благотоврительных фондов.
|