Новые фигуранты в деле «Метростроя»: кто ещё участвовал в многомиллионных растратах

Недвижимость >> 01.02.2020, 12:09

Глава ОАО «Метрострой» Николай Александров был выпущен из-под стражи Санкт-Петербургским городским судом. Это смягчение меры пресечения, которое позволит Николаю Александрову, обвиняемому в многомиллионных растратах, находиться под домашним арестом. Данное смягчение стало следствием того, что в заведённом уголовном деле начал фигурировать не только руководитель компании «Метрострой», но и другие участники – выяснилось, что расследование дела требует больше времени и впереди изучение новых подробностей.

Данная новость является частью событий, начавшихся ещё в мае 2018 года и связанных с чемпионатом мира по футбол – с той его частью, которая проходила в Санкт-Петербурге. Здесь именно компания «Метрострой» занималась возведением двух станций метро – «Новокрестовская» и «Беговая». Несмотря на важность процедуры строительства и международное значение спортивного события, исполнитель подошёл к процессу крайне недобросовестно. В скором времени, не меньшее тысячи претензий было составлено касательно качества двух станций.

Разбирательство затянулось и следователи подробно знакомились со всеми собранными данными. Как выяснилось, время не было потрачено зря – в деле, начиная с 10 декабря 2019 года, начало фигурировать ещё два человека. Первый из них – генеральный директор филиала «Метрострой» Олег Кузьменко, второй – Анатолий Болотов, занимающий пост генерального директора компании «БТР». Таким образом, дело из многомиллионных растрат одного Николая Александрова превратилось в преступный сговор, в котором участвовали все трое. Частью этого сговора, к примеру, стала закупка несуществующего щебня, которая осуществлялась при помощи подложного договора. Результатом этой сделки стала процедура обналичивания 178 миллионов рублей, отсутствие поставок щебня и кража денежных средств.

В том же декабре 2019 года ситуация вокруг «Метростроя» начала становиться ещё более тяжёлой, ведь начались многочисленные иски о задержке заработных плат – их писали сотрудники компании. Итоговая сумма исков составила 6,6 миллиардов рублей. Сначала планировалась процедура банкротства, но в итоге суд зафиксировал мировое соглашение, предполагающее необходимость выплатить 1 миллиард рублей в счёт заработных плат.

Здесь стоит отметить итоговую характеристику, которая сложилась вокруг компании «Метрострой». Дело в том, что прошлый руководитель компании является отцом руководителя нынешнего – это уже династия, которая захватила власть в компании на более чем два десятка лет и не планировала останавливаться. Особый выбор «своих» подрядчиков, сложные коррупционные схемы и постоянный отток средств в карманы заинтересованных лиц – всего этого было в достатке.

И так бы эта ситуация осталась на этом уровне, если бы не одна интересная деталь. Дело в том, что из всей некачественной процедуры строительства двух станций метро выделилось низкое качество витражей и дверей. Начав расследование в этом направлении, следователи вышли на компанию «Метроалюм» – именно она занималась поставками данных конструкций. Но самое интересное заключалось в том, что всю документацию, по которой предоставлялись конструкции, подготовил институт «Ленметрогипротранс». В этом не было бы совершенно ничего странного, если бы не любопытный факт – дело в том, что в этом деле начал подозрительно часто фигурировать Владимир Масла, занимающий пост учредителя компании «Метроалюм» и пост генерального директора указанного выше института.

И это было бы совершенно нормально, если бы не сама ситуация – как такой опытный специалист, совмещающий две ответственные должности, допустил поставку таких некачественных витражей и дверей?

Расследование этого обстоятельства привело к подтверждению мнения о том, что изначально институт «Ленметрогипротранс» ориентировался на те возможности, которые может предоставить компания «Метроалюм». То есть стандарты качества витражей, дверей и других элементов не было повода наращивать – использовались имеющиеся ресурсы, в конкурсе участвовала одна компания и всё проходило максимально тихо. При этом стоимость закупаемых материалов была завышена многократно – это классическая часть мошеннической схемы. В итоге договор получился на 373 миллиона рублей, хотя реальная стоимость низкокачественных конструкций была как минимум в три раза ниже.

Таким образом, в деле начали появляться новые лица, несущие ответственность за произошедшее во время строительства метро. Эксперты уже предоставили свои оценки, указав в них, что световые фонари, стеклянные перегородки, потолки и другие элементы или были низкого качества, или просто не работали. Учитывая важность проводимого в Санкт-Петербурге мероприятия и вообще необходимость соответствовать каким-то высоким стандартам качества, данная ситуация является неприемлемой.

Несмотря на то, что картина с растратами во время строительства двух станций метро в Санкт-Петербурге, за которое отвечала компания «Метрострой», начинает складываться, никаких окончательных выводов пока что не было сделано. Расследование данного события продолжается: берутся показания, изучаются документы, проводится аудит деятельности нескольких смежных компаний. Становится очевидно, что все виновные понесут наказания, а на самих станциях метро должны быть заменены все низкокачественные элементы.