Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

[ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ N 4188/04 ОТ 24.08.2004] ДЕЛО О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ РЕШЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ О ДОНАЧИСЛЕНИИ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ И НАЧИСЛЕНИИ И ВЗЫСКАНИИ ПЕНЕЙ ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННУЮ ИХ УПЛАТУ ПЕРЕДАНО НА НОВОЕ РАССМОТРЕНИЕ, ТАК КАК СУДУ НЕОБХОДИМО РАССЧИТАТЬ НЕДОИМКУ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ С УЧЕТОМ СТАВКИ, УСТАНОВЛЕННОЙ НА МОМЕНТ ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ ГЛАВЫ НАЛОГОВОГО...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 24 августа 2004 г. N 4188/04
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного Суда  Российской  Федерации  в
   составе:
       председательствующего   -  заместителя   Председателя   Высшего
   Арбитражного Суда Российской Федерации Исайчева В.Н.;
       членов  Президиума: Арифулина А.А., Бойкова О.В., Вышняк  Н.Г.,
   Киреева  Ю.А., Наумова О.А., Савкина С.Ф., Слесарева В.Л., Стрелова
   И.М., Финогенова В.И., Юхнея М.Ф.
       рассмотрел заявление предпринимателя Беляевой Н.В. о пересмотре
   в  порядке  надзора  решения суда первой инстанции  от  25.12.2002,
   постановления   суда   апелляционной   инстанции   от    07.07.2003
   Арбитражного  суда Приморского края по делу N А51-9116/02-18-206  и
   постановления   Федерального  арбитражного  суда   Дальневосточного
   округа от 29.12.2003 по тому же делу.
       Заслушав  и  обсудив  доклад судьи Финогенова  В.И.,  Президиум
   установил следующее.
       Предприниматель  Беляева  Н.В.  обратилась  в  Арбитражный  суд
   Приморского края с заявлением о признании недействительным  решения
   Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по  налогам
   и  сборам N 4 по Приморскому краю (далее - инспекция) от 12.07.2002
   N  2945  о доначислении страховых взносов во внебюджетные фонды  за
   2000  год  и  начислении  и взыскании пеней за  несвоевременную  их
   уплату.
       Решением   суда  первой  инстанции  от  25.12.2002   заявленные
   требования  удовлетворены частично: оспариваемый  акт  инспекции  в
   части  доначисления страховых взносов в Пенсионный фонд  Российской
   Федерации   в   сумме   33686  рублей  и  в   фонды   обязательного
   медицинского    страхования   в   сумме   5886    рублей    признан
   недействительным;   в  части  начисления  и   взыскания   пеней   в
   удовлетворении заявления отказано.
       Постановлением  суда  апелляционной  инстанции  от   07.07.2003
   решение оставлено без изменения.
       Федеральный    арбитражный    суд    Дальневосточного    округа
   постановлением  от  29.12.2003 названные судебные  акты  оставил  в
   силе.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший Арбитражный  Суд  Российской
   Федерации,  о  пересмотре в порядке надзора решения суда  первой  и
   постановлений   судов   апелляционной  и   кассационной   инстанций
   предприниматель Беляева Н.В. просит данные судебные акты  отменить,
   ссылаясь  на  то, что судом не приняты во внимание ее  аргументы  о
   необоснованном   исчислении   налоговой   инспекцией   дохода    за
   проверяемый  период, в связи с чем имеет место переплата  страховых
   взносов,  в том числе и за счет неправомерного применения ставки  в
   размере   20,6  процента.  Свою  позицию  в  этой  части  заявления
   предприниматель     обосновала    введением    нового     правового
   регулирования,   а  именно:  установлением  новой  ставки   налога,
   предусмотренной пунктом 3 статьи 241 Налогового кодекса  Российской
   Федерации.
       Проверив   обоснованность  доводов,  изложенных  в   заявлении,
   Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат  отмене,
   дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции  по
   следующим основаниям.
       Решением  инспекции от 12.07.2002 N 2945, принятым на основании
   акта  выездной  налоговой проверки, предпринимателю  Беляевой  Н.В.
   доначислены  за  2000  год  страховые  взносы  в  Пенсионный   фонд
   Российской  Федерации в сумме 33686 рублей и в фонды  обязательного
   медицинского  страхования в сумме 5886 рублей, а за несвоевременную
   их  уплату начислены пени - 21217 рублей 12 копеек и 3707 рублей 29
   копеек соответственно.
       При   начислении  страховых  взносов  за  2000  год   инспекция
   руководствовалась положениями Федерального закона от  20.11.1999  N
   197-ФЗ  "О  тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд  Российской
   Федерации,   Фонд  социального  страхования  Российской  Федерации,
   Государственный фонд занятости населения Российской Федерации  и  в
   фонды  обязательного медицинского страхования на 2000 год", а также
   Федерального  закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной  системе
   налогообложения,   учета   и  отчетности   для   субъектов   малого
   предпринимательства",   поскольку  предпринимателем   был   получен
   патент.
       Требованием N 04-2762 налоговый орган предложил предпринимателю
   Беляевой  Н.В.  уплатить страховые взносы и  пени  на  общую  сумму
   64496 рублей 41 копейка.
       Удовлетворяя    заявление    предпринимателя    о     признании
   недействительным   решения  инспекции  в  части  задолженности   по
   страховым взносам, суд исходил из следующего установленного  факта:
   на   момент   вынесения  налоговым  органом  решения   (12.07.2002)
   доначисленные  страховые  взносы во  внебюджетные  фонды  были  уже
   уплачены   (17.06.2002).   Отказывая  в  удовлетворении   заявления
   относительно пеней, суд учел, что указанная задолженность  уплачена
   несвоевременно,  а  следовательно,  пени  на  ее  сумму  инспекцией
   начислены и предъявлены к взысканию правомерно.
       Однако  при  рассмотрении  дела судами  не  учтено  то,  что  в
   соответствии   с   пунктом  3  резолютивной   части   постановления
   Конституционного  Суда Российской Федерации от  23.12.1999  N  18-П
   положения  Федерального закона от 20.11.1999 N  197-ФЗ  "О  тарифах
   страховых  взносов  в  Пенсионный фонд Российской  Федерации,  Фонд
   социального страхования Российской Федерации, Государственный  фонд
   занятости  населения  Российской Федерации и в фонды  обязательного
   медицинского  страхования  на  2000  год"  подлежат  пересмотру   в
   установленном  порядке. Пунктом 4 определено,  что  после  введения
   нового  правового регулирования излишне уплаченные страховые взносы
   подлежат зачету в счет будущих платежей.
       На    период   с   даты   вступления   в   силу   постановления
   Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1999 N 18-П  до
   даты  вступления в силу части второй Налогового кодекса  Российской
   Федерации  законодатель специально не предусмотрел нового правового
   регулирования  размера  ставок обязательных платежей  в  Пенсионный
   фонд Российской Федерации.
       Определением   от   20.11.2001  N  246-О  Конституционный   Суд
   Российской  Федерации  разъяснил,  что  установленный   пунктом   4
   резолютивной  части  постановления от  23.12.1999  N  18-П  порядок
   исполнения данного постановления сохраняет свою силу независимо  от
   избранной   законодателем  формы  нового  правового   регулирования
   отношений,  связанных  с  платежами в  Пенсионный  фонд  Российской
   Федерации и другие фонды Российской Федерации.
       Частью 3 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации был
   установлен   размер   отчислений  в  Пенсионный   фонд   Российской
   Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в  составе
   единого    социального   налога   (взноса)    для    индивидуальных
   предпринимателей,    получивших   доходы   от   предпринимательской
   деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
       Следовательно, после вступления в силу части второй  Налогового
   кодекса   Российской  Федерации  недоимка  по  страховым   взносам,
   образовавшаяся   в  период  с  01.01.2000  по  31.12.2000,   должна
   рассчитываться с учетом ставки, установленной на момент введения  в
   действие главы 24 Кодекса.
       Таким  образом, поскольку оспариваемые судебные  акты  нарушают
   единообразие  в  толковании и применении  судами  норм  права,  они
   подлежат  отмене  на  основании пункта 1  статьи  304  Арбитражного
   процессуального кодекса Российской Федерации.
       Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 303, 304, пунктом
   2  части  1  статьи  305, статьей 306 Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       решение суда первой инстанции от 25.12.2002, постановление суда
   апелляционной    инстанции   от   07.07.2003   Арбитражного    суда
   Приморского  края  по  делу  N А51-9116/02-18-206  и  постановление
   Федерального   арбитражного   суда   Дальневосточного   округа   от
   29.12.2003 по тому же делу отменить.
       Дело   направить  на  новое  рассмотрение  в  первую  инстанцию
   Арбитражного суда Приморского края.
   
                                                  Председательствующий
                                                           В.Н.ИСАЙЧЕВ
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
Разное
Rambler's Top100