Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N 82-Г04-12 ОТ 27.11.2004 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМИ ДЕЙСТВИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО РЕГИСТРАЦИИ КАНДИДАТА В ДЕПУТАТЫ НА ДОЛЖНОСТЬ ГУБЕРНАТОРА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ, БЕЗДЕЙСТВИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ В ЧАСТИ НЕПРИНЯТИЯ МЕР ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ АГИТАЦИИ ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 27 ноября 2004 года
   
                                                      Дело N 82-Г04-12
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Манохиной Г.В.,
       судей                                           Еременко Т.И.,
                                                       Соловьева В.Н.
   
       рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению  Х.
   о  признании незаконными действий избирательной комиссии Курганской
   области  по  регистрации  Б.  18  октября  2004  года  в  связи   с
   нарушением срока его регистрации, о признании незаконными  действий
   избирательной  комиссии Курганской области по  принятию  документов
   Б.  в  связи с нарушением срока их принятия, о признании незаконным
   бездействия  избирательной  комиссии  Курганской  области  в  части
   непринятия  мер по пресечению распространения агитации и  признании
   незаконными  решений избирательной комиссии Курганской  области  от
   ноября  2004  года  за  номерами  64/544-4,  64/545-4  и  64/546-4,
   вынесении    частного   определения   в   отношении    председателя
   избирательной  комиссии Курганской области по фактам бездействия  и
   направлении  материала в прокуратуру, о возложении  обязанности  на
   газету  "Новый  мир"  по опубликованию решения суда  по  настоящему
   делу  по  кассационной жалобе Х. на решение Курганского  областного
   суда  от 19 ноября 2004 года, которым постановлено: заявление Х.  о
   признании  незаконными действий избирательной  комиссии  Курганской
   области  по  регистрации  Б.  18  октября  2004  года  в  связи   с
   нарушением срока его регистрации, о признании незаконными  действий
   избирательной  комиссии Курганской области по  принятию  документов
   Б.  в связи с нарушением срока их принятия, о признании незаконными
   бездействия  избирательной  комиссии  Курганской  области  в  части
   непринятия  мер по пресечению распространения агитации и  признании
   незаконными  решений избирательной комиссии Курганской  области  от
   11  ноября  2004  года за номерами 64/544-4, 64/545-4  и  64/546-4,
   вынесении    частного   определения   в   отношении    председателя
   избирательной  комиссии Курганской области по фактам бездействия  и
   направлении  материала  в  прокуратуру, возложении  обязанности  на
   газету  "Новый  мир"  по опубликованию решения суда  по  настоящему
   делу оставить без удовлетворения.
       Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.Н.
   Еременко,    объяснения    председателя   избирательной    комиссии
   Курганской   области   В.П.  Пшеничникова,   заключение   помощника
   Генерального   прокурора  Российской  Федерации  М.М.   Гермашевой,
   полагавшей  решение  оставить без изменения, Судебная  коллегия  по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       постановлением  Курганской областной Думы от  7  сентября  2004
   года  назначены выборы губернатора Курганской области на 28  ноября
   2004  года.  Решением избирательной комиссии Курганской области  от
   18.10.2004   Б.  был  зарегистрирован  в  качестве   кандидата   на
   должность губернатора Курганской области.
       Х.,   который   является  избирателем  на  выборах  губернатора
   Курганской  области,  обратился  в  Курганский  областной   суд   с
   заявлением   о   снятии  с  регистрации  кандидата  в   губернаторы
   Курганской  области  Б.  и  о  возложении  на  газету  "Новый  мир"
   обязанности  по  опубликованию решения  суда  по  настоящему  делу,
   также  он  просил установить юридические факты незаконной  агитации
   кандидата  в губернаторы Курганской области Б., злоупотребления  им
   должностным  и  служебным положением, факты подкупа  избирателей  и
   злоупотребления в средствах массовой информации.
       До  судебного  заседания  заявитель  представил  дополнительное
   заявление,   в   котором   просил  признать   незаконными   решения
   избирательной  комиссии Курганской области от 11 ноября  2004  года
   за номерами 64/544-4, 64/545-4 и 64/546-4.
       В  судебном  заседании Х. предъявил дополнительные  требования,
   изложенные  в  письменном  заявлении,  в  котором  просил  признать
   незаконными действия избирательной комиссии Курганской  области  по
   регистрации Б. 18 октября 2004 года в связи с нарушением срока  его
   регистрации,  признать незаконными действия избирательной  комиссии
   Курганской  области по принятию документов Б. в связи с  нарушением
   25-дневного  срока  их  принятия,  признать  незаконной   агитацией
   размещение   на   рейсовых   автобусах   надписи   "Губернатор    -
   зауральцам", признать подкупом избирателей установление  заниженных
   тарифов   на   проезд   в  автобусах  с  надписью   "Губернатор   -
   зауральцам", признать незаконной агитацией размещение на  автобусах
   надписи   "Губернатор  -  детям",  признать  незаконной   агитацией
   материал  "Порядок  и  справедливость" 17.10.04,  где  говорится  о
   "последней  осени  олигархов" и неких врагах, разваливших  сельское
   хозяйство;   признать  незаконной  агитацией  материал  "Курганской
   нефти  быть", где отвергается частная собственность, что, по мнению
   заявителя,   разжигает  социальную  вражду;   признать   незаконной
   агитацией  статью  "Сегодня только Богомолов"; признать  незаконной
   агитацией распространение книги "Олег Богомолов: Зауралье на  карте
   России",   возбуждающей   социальную  вражду;   признать   вручение
   автомобилей   "Ока",   картов,  газелей,   наборов   моделирования,
   музыкальных центров незаконными агитационными действиями,  подкупом
   избирателей   как  действий,  не  входящих  в  прямые   обязанности
   губернатора; признать незаконной агитацией статьи с 21 сентября  по
   21  октября  2004  года  в учрежденной губернатором  газете  "Новый
   мир",  опубликование  которых  является  злоупотреблением  в  форме
   использования  преимуществ должностного лица;  признать  незаконным
   бездействие  избирательной  комиссии  Курганской  области  в  части
   непринятия   мер   по  пресечению  распространения   указанной   им
   агитации; и о признании незаконными решений избирательной  комиссии
   Курганской  области, о вынесении частного определения  в  отношении
   председателя  избирательной комиссии Курганской области  по  фактам
   бездействия и о направлении материала в прокуратуру.
       Определением Курганского областного суда от 19 ноября 2004 года
   производство  по  делу  по  заявлению Х.  о  снятии  с  регистрации
   кандидата в губернаторы Курганской области Б. прекращено.
       Иных требований заявитель не заявлял.
       С   учетом   изложенного  суд  пришел  к  выводу  о  том,   что
   рассмотрению   подлежат  требования  Х.  о  признании   незаконными
   действий  избирательной комиссии Курганской области по  регистрации
   Б.   18   октября  2004  года  в  связи  с  нарушением  срока   его
   регистрации,   о   признании  незаконными  действий   избирательной
   комиссии  Курганской области по принятию документов Б.  в  связи  с
   нарушением  срока  их принятия, о признании незаконным  бездействия
   избирательной  комиссии Курганской области в части  непринятия  мер
   по  пресечению  распространения  незаконной  агитации  и  признании
   незаконными  решений избирательной комиссии Курганской  области  от
   11  ноября  2004 года за номерами 64/544-4, 64/545-4 и 64/546-4,  о
   вынесении    частного   определения   в   отношении    председателя
   избирательной  комиссии Курганской области по фактам бездействия  и
   направлении  материала в прокуратуру, о возложении  обязанности  на
   газету "Новый мир" по опубликованию решения суда.
       В  обоснование  требований  заявитель  указал,  что  кандидатом
   Курганской    области   Б.   в   нарушение   норм    избирательного
   законодательства  допущены нарушения правил предвыборной  агитации,
   использованы  преимущества должностного и служебного положения  при
   проведении  предвыборной агитации, совершен  подкуп  избирателей  и
   злоупотребление средствами массовой информации.
       В  судебном  заседании заявитель и его представитель  на  своих
   требованиях настаивали.
       Представитель  Б.  - Вощинин В.С. с требованиями  заявителя  не
   согласился, просил прекратить производство по делу.
       Возражая  против заявленных требований, указал, что  заявителем
   пропущен   10-дневный  срок  оспаривания  решения   о   регистрации
   кандидата   Б.,  утверждал,  что  решения  избирательной   комиссии
   Курганской  области от 11 ноября 2004 года за N 64/544-4,  64/545-4
   и    64/546-4   правомерны,   поскольку   жалобы   Х.   рассмотрены
   избирательной  комиссией и по ним приняты соответствующие  решения,
   жалоб других граждан в избирательную комиссию не поступало.
       Размещение  надписи  "Губернатор  -  зауральцам"  на  автобусах
   произошло  на  основании решения коллектива ЗАО "Сибагросервис",  а
   установление  платы  на  проезд в этих  автобусах  производится  их
   собственником.   Такая   же  плата  установлена   и   транспортными
   предприятиями, обслуживающими перевозку граждан.
       Автобусы   с  надписью  "Губернатор  -  детям"  выпускаются   и
   обслуживаются  в  соответствии  с  областной  программой   развития
   системы   образования.   Освещение   деятельности   губернатора   и
   администрации  Курганской области в средствах  массовой  информации
   является   информацией,  а  не  агитационным  материалом.  Вручение
   автомобилей,  картов,  музыкальных центров  производится  в  рамках
   областной программы развития системы образования и не имеет  умысла
   агитации.
       Статьи   Б.,   опубликованные  в  газетах  или   информационных
   бюллетенях,  являются  его  личным мнением  о  положении  сельского
   хозяйства  области, суждением о реформах бывшего  Президента  РФ  и
   реформе   действующего  Президента  РФ  о  назначении  губернаторов
   субъектов РФ.
       Агитационным  материалом статьи Б. и других  лиц  не  являются,
   поскольку  не  имеют  умысла кандидата на агитацию  избирателей  за
   него.
       Нарушений  избирательного законодательства Б.  не  допускалось,
   доказательств   нарушения  избирательных  прав   не   предоставлено
   заявителем в суд.
       Представитель  избирательной  комиссии  Курганской  области   с
   требованиями   заявителя  не  согласилась,   пояснив   в   судебном
   заседании  о  том,  что  Х. путает понятия:  порядок  выдвижения  и
   порядок  регистрации кандидата, данные понятия различны,  срок  для
   регистрации   кандидата   исчисляется  с   даты,   когда   кандидат
   представил  все  документы,  необходимые  для  его  регистрации,  в
   избирательную  комиссию.  Б. представил  в  избирательную  комиссию
   документы  8  октября 2004 года, а 18 октября  2004  года,  т.е.  в
   установленный  законом  срок,  он  был  зарегистрирован.  Нарушений
   срока подачи документов также не было.
       По рейсовым автобусам, на которых имеются надписи "Губернатор -
   зауральцам",  Б.  договоров не заключал, инициатива  такой  надписи
   принадлежит  коллективу предприятия ЗАО "Сибагросервис",  а  не  Б.
   Автобусы  "Губернатор - детям" выпущены в соответствии с  областной
   программой развития системы образования.
       Материал  в печатных изданиях был опубликован до выдвижения  Б.
   своей  кандидатуры  на  должность губернатора  Курганской  области,
   регистрации кандидата и является мнением газеты "Новый мир".
       Вручение   автомобилей   также  не   носит   умысла   агитации.
   Бездействия  избирательной  комиссии Курганской  области  не  было,
   поскольку  все жалобы Х., за исключением тех, по которым срок  дачи
   ответа не истек, рассмотрены избирательной комиссией.
       Заявитель  был на всех заседаниях избирательной комиссии  и  ее
   рабочих групп.
       Представитель администрации Курганской области требования также
   не  признал и пояснил, что маршруты автобусов с надписью  на  борту
   "Губернатор   -   зауральцам"   были   согласованы   администрацией
   Курганской  области согласно приказу Минтранса РСФСР от 24.12.1987,
   плата  за  проезд установлена в размере от 5 до 7 рублей владельцем
   транспорта, т.е. ЗАО "Сибагросервис". Автобусы с надписью на  борту
   "Губернатор   -   детям"  выпущены  в  соответствии   с   областной
   программой   развития   образования.   Какой-либо   инициативы    в
   размещении   надписей  на  борту  автобусов  Б.   и   Администрация
   Курганской области не имели.
       Представитель газеты "Новый Мир" также с требованиями заявителя
   не  согласился,  пояснив, что опубликование статей в  отношении  Б.
   было инициативой редакции газеты, а не его самого.
       Имело   место   лишь   освещение   деятельности   Администрации
   Курганской   области  во  главе  с  ее  губернатором,  агитационным
   материалом  указанные  заявителем статьи не  являются,  т.к.  носят
   информационный   характер.  Всем  кандидатам   были   предоставлены
   площади  в  газете  на  равных условиях, на  бесплатной  и  платной
   основах.
       По делу постановлено указанное выше решение.
       Х. подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить
   и принять новое, которым удовлетворить заявленные требования.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы кассационной  жалобы,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации находит решение подлежащим оставлению без изменения.
       В  соответствии с п. 9 ст. 33 Федерального закона "Об  основных
   гарантиях  избирательных  прав и права  на  участие  в  референдуме
   граждан   Российской  Федерации"  установленный   законом   период,
   включающий  в  себя  выдвижение кандидатов, а также  сбор  подписей
   избирателей  в  поддержку  выдвижения кандидатов  либо  иные  формы
   поддержки  выдвижения, не менее 30 дней, а в силу п.  8  статьи  15
   Закона   Курганской  области  "О  выборах  Губернатора   Курганской
   области" период, включающий в себя выдвижение кандидатов,  а  также
   сбор  подписей  избирателей в поддержку выдвижения кандидатов  либо
   иные  формы поддержки выдвижения при выборах губернатора Курганской
   области,   начинается  со  дня,  следующего  за  днем  официального
   опубликования решения о назначении выборов, и составляет 30 дней.
       С  учетом  даты официального опубликования решения о назначении
   выборов  (7  сентября 2004 года) и установленного  указанными  выше
   нормами  периода выдвижения, сбора подписей избирателей в поддержку
   кандидатов,  последний день представления избирательных  документов
   для   регистрации  кандидатов  в  губернаторы  Курганской   области
   приходится на 8 октября 2004 года.
       Как  видно из материалов дела, Б. были представлены необходимые
   документы  в  избирательную комиссию Курганской  области  8  ноября
   2004  года,  то  есть  в установленный законом срок,  а  заявитель,
   утверждая,  что  избирательная  комиссия  нарушила  срок   принятия
   документов,  ссылался на недействующую редакцию  пункта  8  ст.  15
   Закона   Курганской  области  "О  выборах  Губернатора   Курганской
   области".
       С  учетом изложенного суд правильно пришел к выводу о том,  что
   требование   о   незаконности   действий   избирательной   комиссии
   Курганской  области  в  принятии  от  Б.  документов  для   его   о
   регистрации  в качестве кандидата в губернаторы Курганской  области
   с   нарушением   срока  не  основано  на  законе  и   не   подлежит
   удовлетворению.
       Суд   признал   необоснованным  требование  Х.  о  незаконности
   действий  избирательной комиссии Курганской области по  регистрации
   Б.  в качестве кандидата в губернаторы Курганской области, так  как
   в  силу  п.  18  ст. 38 Федерального закона "Об основных  гарантиях
   избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан
   Российской  федерации" и п. 1 ст. 22 Закона Курганской  области  "О
   выборах  Губернатора  Курганской  области"  избирательная  комиссия
   Курганской  области  не  позднее чем через  10  дней  после  приема
   необходимых для регистрации кандидата документов обязана  проверить
   соответствие  порядка  выдвижения кандидата  требованиям  закона  и
   принять   решение  о  регистрации  кандидата  либо   мотивированное
   решение об отказе в его регистрации.
       Избирательная комиссия Курганской области своим решением от  18
   октября  2004  года  зарегистрировала  Богомолова  в  установленный
   законом  срок кандидатом в губернаторы Курганской области,  поэтому
   довод  Х.  о  том, что избирательная комиссия нарушила  сроки,  суд
   признал несостоятельным.
       Кроме того, суд указал в решении, что несоблюдение кандидатом и
   избирательной  комиссией  установленных законом  сроков  выдвижения
   кандидата  и его регистрации не нарушает активных прав избирателей,
   а  о  нарушении  пассивных  избирательных  прав  граждан  никто  не
   заявлял.
       Из   дела  видно,  что  Б.,  являясь  действующим  губернатором
   Курганской   области,  согласно  приказу  заместителя   губернатора
   Курганской  области от 09.10.2004 Бухтоярова,  с  22  октября  2004
   года   до  27  ноября  2004  года  находится  в  отпуске  и  вправе
   заниматься предвыборной агитацией.
       Заявитель  утверждал,  что  в размещении  на  бортах  автобусов
   надписей  "Губернатор  -  зауральцам" и  "Губернатор  -  детям",  в
   размещении  в информационном бюллетене и газете "Новый Мир"  статей
   о  Б.,  а  также его суждений о реформах в Российской Федерации  по
   вопросу   о  положении  экономики  области,  написании   им   книги
   "Зауралье   на   карте   России",  вручении  автомобилей   и   т.д.
   усматривается    незаконная    агитация,    подкуп     избирателей,
   злоупотребление   своим  должностным  положением,   злоупотребление
   средствами  массовой  информации  и  таким  образом  Б.   оказывает
   воздействие на волеизъявление избирателей.
       Суд признал, что этот довод заявителя не основан на законе,  не
   подтвержден доказательствами и не нарушает избирательных прав Х.
       В  силу  ст.  2  Федерального  закона  "Об  основных  гарантиях
   избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан
   Российской  Федерации" предвыборная агитация  -  это  деятельность,
   осуществляемая  в  период избирательной кампании  и  имеющая  целью
   побудить  или  побуждающая избирателей к голосованию за  кандидата,
   кандидатов,  список кандидатов или против него  (них)  либо  против
   всех кандидатов (против всех списков кандидатов).
       В  постановлении Конституционного Суда Российской Федерации  от
   30   октября  2003  года  "По  делу  о  проверке  конституционности
   отдельных  положений  Федерального закона  "Об  основных  гарантиях
   избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан
   Российской   Федерации"  в  связи  с  запросом   группы   депутатов
   Государственной  Думы  и  жалобами  граждан  С.А.  Баутмана,   К.А.
   Катаняна   и  К.С.  Рожкова"  говорится  о  том,  что  предвыборная
   агитация  отличается  от  информирования  наличием  в  агитационной
   деятельности   специальной   цели   -   склонить   избирателей    в
   определенную   сторону,   обеспечить   поддержку   или,   напротив,
   противодействие конкретному кандидату, избирательному  объединению.
   Не  может быть признано агитацией информирование избирателей  через
   средства   массовой   информации  без   выявления   соответствующей
   непосредственно  агитационной  цели.  Действия,  не  имеющие  целью
   побудить избирателей голосовать за кандидатов или против них,  т.е.
   не   обусловленные   объективно  подтвержденным  умыслом   добиться
   конкретного  результата  на  выборах, не  могут  рассматриваться  в
   качестве предвыборной агитации.
       Дав  анализ  собранным по делу доказательствам,  суд  пришел  к
   выводу,  что  в  указанных  заявителем материалах  и  действиях  не
   содержится  призыва  Б. голосовать за его кандидатуру,  а  описание
   его  жизни,  его суждения по различным вопросам сами по  себе,  без
   побуждения  избирателей голосовать за него, не могут  расцениваться
   как   предвыборная  агитация.  По  мнению  суда,  в  данном  случае
   отсутствует  и  специальная цель агитации  -  умысел  кандидата  на
   формирование волеизъявления избирателей.
       Суд не нашел доказательств, свидетельствующих о том, что Б. как
   действующий  губернатор области давал редакции газеты  указания  на
   публикацию статей, указанных заявителем.
       Кроме  того,  в  силу пункта 23 Устава редакция газеты  обязана
   всесторонне  освещать деятельность областной Думы  и  администрации
   Курганской  области  в  лице  ее  губернатора  и  в  данном  случае
   информация, содержащаяся в газетах за указанный заявителем  период,
   освещала  деятельность губернатора и администрации области,  в  том
   числе   и   его  деловые  визиты  в  районы  области,   встречи   с
   государственными деятелями, высказывания.
       Суд  также  указал  в  решении, что публикация  в  агитационный
   период  редакцией  газеты  статей без  ведома  кандидата  не  может
   рассматриваться как агитационный материал.
       Не нашел своего подтверждения и довод о том, что суждения Б.  в
   информационном  бюллетене,  в  частности  в  статьях   "Порядок   и
   справедливость",  "Курганской  нефти  быть",  содержат   какую-либо
   направленность   на  разжигание  национальной  розни   и   являются
   злоупотреблением  средствами  массовой  информации  или  незаконной
   агитацией,  а суждения Б. о реформах, проводимых бывшим Президентом
   РФ,  и  реформах, проводимых действующим Президентом РФ, по  мнению
   суда,  являются личным мнением губернатора области  и  не  содержат
   нарушений избирательного законодательства.
       Кроме  того,  согласно ст. 49 Федерального закона "Об  основных
   гарантиях  избирательных  прав и права  на  участие  в  референдуме
   граждан  Российской  Федерации" агитационный период  начинается  со
   дня    выдвижения   кандидата,   списка   кандидатов,   регистрации
   инициативной    группы   по   проведению   референдума,    создания
   соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.
       Агитационный  период  прекращается в  ноль  часов  по  местному
   времени  за  одни сутки до дня голосования. Предвыборная  агитация,
   агитация   по   вопросам   референдума   на   каналах   организаций
   телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается  за
   30  дней  до  дня  голосования. Агитационный период  определен  как
   период,  в  течение  которого  разрешается  проводить  предвыборную
   агитацию.
       Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 58 Федерального закона  "Об
   основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие   в
   референдуме   граждан  Российской  Федерации"  избирательный   фонд
   создается  после  выдвижения,  но  до  регистрации  кандидата,   то
   начинать   предвыборную  агитацию  можно  не  со  дня   регистрации
   кандидата,  а со дня создания избирательного фонда. Б.  сформирован
   избирательный фонд 6 октября 2004 года, а распространение  сведений
   о  кандидате,  создание  им  творческих работ,  написание  книг  до
   агитационного  периода  не может рассматриваться  как  агитационный
   материал.
       В  связи  с изложенным суд не признал книгу "Зауралье на  карте
   России",  изданную  в  апреле 2004 года, т.е. задолго  до  выборов,
   агитационным  материалом,  указав, что написание  Б.  данной  книги
   было  вызвано  обращением  к  нему  ФГУИПП  "Зауралье",  которое  и
   распространяло эту книгу.
       Не  признал  суд  незаконной агитацией и  подкупом  избирателей
   также   использование  Б.  преимуществ  должностного  и  служебного
   положения  выпуск  автобусов с надписями  на  борту  "Губернатор  -
   детям"  (школьные автобусы), который осуществляется с 2002  года  в
   рамках  целевой  программы развития системы образования  Курганской
   области  в  2002  -  2004 годах, утвержденной Курганской  областной
   Думой  от  23  октября  2001 года, поскольку это  мероприятие  было
   запланировано заранее.
       Суд  признал  несостоятельными и доводы заявителя  относительно
   нарушения  Б.  правил предвыборной агитации и подкупа  избирателей,
   которые  запрещены  статьей  56 Федерального  закона  "Об  основных
   гарантиях  избирательных  прав и права  на  участие  в  референдуме
   граждан  Российской Федерации", т.е. размещения  на  автобусах  ЗАО
   "Сибагросервис"  надписи  "Губернатор -  зауральцам"  и  уменьшения
   платы  за  проезд  до  5  рублей, поскольку  автобусы,  на  которых
   размещена   указанная   выше   надпись,   принадлежат   на    праве
   собственности  ЗАО  "Сибагросервис",  а  не  Б.  или  администрации
   Курганской области.
       При  этом  суд дал оценку письму директора ЗАО "Сибагросервис",
   из которого видно, что маршруты перевозки граждан, согласованные  с
   администрацией  Курганской области, были открыты по  просьбе  самих
   граждан   и   размещение  указанной  надписи  на   автобусах   было
   произведено по решению коллектива предприятия.
       Как   установлено  судом,  стоимость  проезда  по  г.   Кургану
   установлена  в  пределах 5 - 7 рублей, за пределами города  Кургана
   до  0,85  руб.  за 1 км, эта оплата и маршрут движения транспортных
   средств   установлены  перевозчиком  пассажиров  и  согласованы   с
   администрацией   Курганской  области  в  соответствии   с   Уставом
   автомобильного транспорта.
       Такой  же размер оплаты перевозок пассажиров по городу  Кургану
   имеет  весь  муниципальный  транспорт,  а  надпись  "Губернатор   -
   зауральцам"  на автобусах данного предприятия не содержит  агитации
   в  поддержку кандидата Б., носит нейтральный характер,  не  называя
   фамилию  кандидата, не содержит призыва голосовать за кандидата  Б.
   Транспортные   средства   с  этой  надписью   начали   осуществлять
   перевозку  пассажиров в сентябре 2004 года, т.е.  до  избирательной
   кампании.  Доводы  заявителя  о вручении  Б.  автомобилей,  картов,
   музыкальных   центров   и  другого  имущества   суд   также   нашел
   несостоятельными.
       Получение  автомобилей  "Ока"  инвалидами  происходит  за  счет
   средств  из  федерального бюджета по государственному контракту  на
   финансирование мероприятий, предусмотренных Федеральным законом  "О
   федеральном  бюджете  на  2003 год", и  осуществлялось  задолго  до
   выборов,   предоставление  за  счет  областного  бюджета   центрами
   дошкольного  образования  картов, комплекта  спортивно-технического
   оборудования  и  т.д.  производится  в  рамках  целевой   программы
   развития  системы образования в Курганской области в  2002  -  2004
   годах,  утвержденной Курганской областной Думой от 23 октября  2001
   года,  Б. указанные выше программы не финансирует, его участие  при
   вручении  указанных  материальных  ценностей  субъектам  социальных
   программ,  как  руководителя  исполнительной  власти  области,  суд
   правильно  (в данном случае) не признал предвыборной агитацией  или
   подкупом избирателей.
       Суд  пришел к выводу, что заявитель не доказал нарушение  своих
   избирательных  прав указанными им решениями избирательной  комиссии
   Курганской области, как этого требует ст. 259 ГПК РФ.
       Поскольку    избирательной   комиссией    Курганской    области
   рассмотрены жалобы Х., по ним приняты соответствующие решения,  суд
   правильно   указал  в  решении,  что  признать  такую  деятельность
   избирательной комиссии бездействием нельзя.
       Кроме того, суд правильно пришел к выводу о том, что требования
   о  возложении  обязанности на редакцию "Новый мир" по опубликованию
   настоящего  решения, вынесении частного определения (при отсутствии
   на  то  оснований)  в  адрес руководителя  избирательной  комиссии,
   направлении  материала  в прокуратуру не предусмотрены  федеральным
   законодательством,  в  частности ГПК РФ и Федеральным  законом  "Об
   основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие   в
   референдуме граждан Российской Федерации".
       Доводы  в  кассационной  жалобе  о  том,  что  суд  игнорировал
   доказательства    истца,    неправильно    оценил     установленные
   обстоятельства,     не     свидетельствуют     о     неправильности
   постановленного по делу решения и в силу закона не могут  послужить
   основанием к его отмене.
       Руководствуясь  ст.  361  Гражданского процессуального  кодекса
   Российской  Федерации,  Судебная  коллегия  по  гражданским   делам
   Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Курганского  областного суда от 19  ноября  2004  года
   оставить   без   изменения,  а  кассационную  жалобу   Х.   -   без
   удовлетворения.
   
   


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
Разное
Rambler's Top100