Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N 81-Г04-8 ОТ 08.12.2004 ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ЧАСТИЧНО П. 1 СТ. 1 ЗАКОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ "О ДЕНЕЖНОМ СОДЕРЖАНИИ ЛИЦ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ, И ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ"...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 8 декабря 2004 года
   
                                                       Дело N 81-Г04-8
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Пирожкова В.Н.,
       судей                                          Соловьева В.Н.,
                                                        Емышевой В.А.
   
       рассмотрела в судебном заседании от 8 декабря 2004 г.  дело  по
   заявлению  прокурора  Кемеровской  области  о  признании  в   части
   противоречащим   федеральному  законодательству   и   недействующим
   Закона  Кемеровской  области  от 24.07.2001  N  81-ОЗ  "О  денежном
   содержании     лиц,     замещающих    государственные     должности
   государственной  службы Кемеровской области, и лиц,  осуществляющих
   техническое   обеспечение   деятельности  органов   государственной
   власти  Кемеровской области", по кассационной жалобе  представителя
   Совета   народных   депутатов  Кемеровской   области   на   решение
   Кемеровского   областного  суда  от  22  июля  2004   г.,   которым
   удовлетворено  заявление  прокурора  и  оспариваемое  им  положение
   Закона признано недействующим.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Соловьева  В.Н., объяснения представителя администрации Кемеровской
   области  Черкасовой Е.В., поддержавшей доводы кассационной  жалобы,
   заключение  прокурора Генеральной прокуратуры Российской  Федерации
   Селяниной  Н.Я.,  полагавшей  решение суда  обоснованным,  Судебная
   коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       прокурор  Кемеровской области обратился в суд  с  заявлением  о
   признании    противоречащим   федеральному    законодательству    и
   недействующим в части пункта 1 статьи 1 Закона Кемеровской  области
   от  24.07.2001  N  81-ОЗ  "О  денежном содержании  лиц,  замещающих
   государственные   должности  государственной   службы   Кемеровской
   области,    и    лиц,   осуществляющих   техническое    обеспечение
   деятельности органов государственной власти Кемеровской области".
       Требования  обоснованы  тем, что Закон области  в  оспариваемой
   части  противоречит  п. 1 ст. 17 Федерального  закона  "Об  основах
   государственной  службы Российской Федерации" в части  включения  в
   состав     денежного    содержания    государственного    служащего
   материальной помощи.
       В  судебном  заседании прокурор отдела по  обеспечению  участия
   прокурора  в  гражданском процессе прокуратуры Кемеровской  области
   предъявленное  требование  поддержала, просила  признать  названный
   Закон  области  в  оспариваемой части  противоречащим  федеральному
   законодательству,  недействующим  и  не  подлежащим  применению   с
   момента его принятия.
       Представитель  Совета  народных депутатов Кемеровской  области,
   заявленные  требования  признала, пояснив, что  09.07.2004  Советом
   народных  депутатов  Кемеровской области принят  Закон  Кемеровской
   области,  которым  в оспариваемый Закон области внесены  изменения,
   согласно которым п. 1 ст. 1 Закона области от 24.07.2001 изложен  в
   новой   редакции,   не  предусматривающей  включения   в   денежное
   содержание  государственных служащих материальной помощи.  Но  этот
   Закон  до  настоящего времени не подписан губернатором  Кемеровской
   области.
       Представитель  губернатора Кемеровской области Черкасова  Е.В.,
   требования прокурора признала обоснованными.
       Решением   Кемеровского  областного  суда  заявление  прокурора
   удовлетворено  и  обжалуемое им положение Закона  области  признано
   противоречащим  федеральному законодательству  и  недействующим  со
   дня его принятия.
       В  кассационной жалобе представитель Совета народных  депутатов
   Кемеровской  области  просит  отменить  решение  суда  по   мотивам
   неправильного    применения   положений    материального    закона,
   регулирующего спорные правоотношения.
       Проверив  материалы  дела, изучив доводы  кассационной  жалобы,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации  находит вынесенное по данному делу решение  Кемеровского
   областного  суда подлежащим оставлению без изменения  по  следующим
   основаниям.
       Судом  установлено,  что  18  июля  2001  г.  Советом  народных
   депутатов  Кемеровской области принят Закон  N  81-ОЗ  "О  денежном
   содержании     лиц,     замещающих    государственные     должности
   государственной  службы Кемеровской области, и лиц,  осуществляющих
   техническое   обеспечение   деятельности  органов   государственной
   власти   Кемеровской  области",  подписан  исполняющим  обязанности
   губернатора  Кемеровской области 24.07.2001, официально опубликован
   в  "Законодательном вестнике Совета народных депутатов  Кемеровской
   области"  30.07.2001, том 1. В настоящее время  Закон  действует  в
   редакции  Законов области от 24.12.2001 N 131-ОЗ, от  17.06.2002  N
   43-ОЗ,   от  18.07.2002  N  61-ОЗ,  от  11.12.2002  N  102-ОЗ,   от
   08.04.2003 N 15-ОЗ.
       Судом  правильно  обращено внимание  на  то,  что  оспариваемое
   положение  Закона области определяет особенности трудовых отношений
   государственных    служащих   в   Кемеровской    области.    Данное
   регулирование  в  силу  статьи  72  (пункты  "к",  "н"   части   1)
   Конституции  Российской Федерации относится к  совместному  ведению
   Российской Федерации и ее субъектов.
       В  этой связи законы и иные нормативные правовые акты субъектов
   Российской Федерации, содержащие нормы трудового права,  не  должны
   противоречить  Трудовому  кодексу  РФ,  иным  федеральным  законам,
   указам     Президента    Российской    Федерации,    постановлениям
   Правительства  Российской  Федерации и нормативным  правовым  актам
   федеральных органов исполнительной власти.
       Согласно  ч.  1  ст.  6  Трудового кодекса РФ,  устанавливающей
   разграничение     полномочий    между     федеральными     органами
   государственной власти и органами государственной власти  субъектов
   Российской  Федерации  в  сфере  трудовых  отношений,   к   ведению
   федеральных органов государственной власти относится, в  частности,
   принятие  обязательных для применения на всей территории Российской
   Федерации  федеральных законов и иных нормативных  правовых  актов,
   устанавливающих основы правового регулирования трудовых  отношений,
   обеспечиваемый  государством  уровень  трудовых  прав,   свобод   и
   гарантий, в т.ч. и дополнительных.
       Федеральным    законом,   регулирующим    правовое    положение
   государственных служащих, является Федеральный закон от  31.07.1995
   N  119-ФЗ  "Об основах государственной службы Российской Федерации"
   (с  изменениями), в пункте 3 статьи 4 которого закреплено,  что  на
   государственных       служащих      распространяется       действие
   законодательства  Российской Федерации  о  труде  с  особенностями,
   предусмотренными настоящим Федеральным законом.
       Пунктом  1  статьи 1 Закона Кемеровской области  от  24.07.2001
   установлен  состав  денежного содержания  государственных  служащих
   государственной  службы Кемеровской области,  в  который,  согласно
   подпункту "е", включена материальная помощь.
       Судом   сделан  правильный  вывод  о  том,  что  это  положение
   противоречит действующему федеральному законодательству,  поскольку
   частью   первой  ст.  17  ФЗ  "Об  основах  государственной  службы
   Российской   Федерации"  определен  состав   денежного   содержания
   государственных служащих без включения в него материальной помощи.
       Таким   образом,  материальная  помощь  не  входит  в  денежное
   содержание  государственного  служащего.  Однако  она  может   быть
   отнесена к иным выплатам.
       Материальная помощь не входит в состав заработка, поскольку  не
   обусловлена  системой оплаты труда, что следует из норм  раздела  6
   Трудового   кодекса   Российской  Федерации  и   других   положений
   действующего законодательства Российской Федерации.
       При  таких  данных вывод суда о том, что оспариваемое положение
   Закона    области   противоречит   федеральному   законодательству,
   является обоснованным.
       В   соответствии  с  ч.  2  ст.  253  ГПК  РФ,  установив,  что
   оспариваемый  нормативный правовой акт или его  часть  противоречит
   федеральному  закону  либо  другому  нормативному  правовому  акту,
   имеющим  большую  юридическую силу, суд признает такой  нормативный
   акт  недействующим полностью или в части со дня  его  принятия  или
   иного указанного судом времени.
       Признавая  вывод суда об удовлетворении требования прокурора  в
   части   оспариваемого  им  Закона  обоснованным   и   по   существу
   правильным,  судебная  коллегия в то же  время  полагает  возможным
   уточнить  время  признания  этого  Закона  недействующим   со   дня
   вступления решения суда в законную силу.
       При  таких обстоятельствах решение Кемеровского областного суда
   от 22 июля 2004 г. следует признать законным и обоснованным.
       Правильным  является  и вывод суда в части  взыскания  в  доход
   федерального   бюджета  государственной  пошлины  в  размере   1000
   рублей.
       Поскольку    кассационная   жалоба   не    содержит    доводов,
   опровергающих суждение суда, она удовлетворению не подлежит.
       С  учетом  изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная
   коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Кемеровского  областного  суда  от  22  июля  2004  г.
   оставить  без  изменения, кассационную жалобу представителя  Совета
   народных депутатов - без удовлетворения.
       В  резолютивной  части  решения слова  "со  дня  его  принятия"
   заменить на "со дня вступления решения суда в законную силу".
   
   


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
Разное
Rambler's Top100