Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 30.11.2001 N 1607-Р ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ВОВЛЕЧЕНИЮ В ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ОБОРОТ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                   ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                              РАСПОРЯЖЕНИЕ
                     от 30 ноября 2001 г. N 1607-р
   
       1.   Одобрить   прилагаемые  Основные  направления  реализации
   государственной  политики  по  вовлечению  в хозяйственный  оборот
   результатов научно - технической деятельности.
       Федеральным  органам  исполнительной  власти руководствоваться
   положениями  Основных  направлений  при  проведении мероприятий по
   вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно - технической
   деятельности.
       2. Определить Минпромнауки России ответственным за координацию
   осуществления  мероприятий,  направленных  на  реализацию Основных
   направлений государственной политики по вовлечению в хозяйственный
   оборот результатов научно - технической деятельности.
       3.  Минпромнауки  России совместно с Минэкономразвития России,
   Минюстом  России,  Минобороны России,  Минатомом России с участием
   других  заинтересованных федеральных органов исполнительной власти
   сформировать   в  2001   году   план   подготовки  соответствующих
   нормативных   правовых  актов  и обеспечить  до  конца  2002  года
   разработку   единого   правового   и  организационного   механизма
   вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно - технической
   деятельности,  созданных  в гражданской  и военной  сферах за счет
   бюджетных средств.
   
                                           Председатель Правительства
                                                 Российской Федерации
                                                           М.КАСЬЯНОВ
   
   
   
   
   
                                                           Утверждены
                                          распоряжением Правительства
                                                 Российской Федерации
                                        от 30 ноября 2001 г. N 1607-р
   
                         ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
           РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ВОВЛЕЧЕНИЮ
                  В ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ОБОРОТ РЕЗУЛЬТАТОВ
                   НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
   
                     1. Цели и задачи государства
           по вовлечению в хозяйственный оборот результатов
                   научно - технической деятельности
   
       Указом  Президента  Российской Федерации от 22  июля  1998  г.
   N 863 "О государственной  политике  по  вовлечению в хозяйственный
   оборот  результатов  научно  - технической деятельности и объектов
   интеллектуальной   собственности   в  сфере   науки  и технологий"
   предусмотрено   осуществление  государственной  политики  в данной
   области  на принципах сбалансированности прав и законных интересов
   субъектов правоотношений,  включая государство, и государственного
   стимулирования процессов создания, правовой охраны и использования
   результатов научно - технической деятельности.
       Вовлечение  результатов  научно  - технической  деятельности в
   хозяйственный  оборот  рассматривается  Правительством  Российской
   Федерации  как  одно  из  ключевых  направлений подъема российской
   экономики,   обеспечивающее   реализацию   национальных  интересов
   России.  Реализация  возможностей  научно - технического комплекса
   страны   позволит   обеспечить   увеличение  валового  внутреннего
   продукта,   создать  новые  производственные  мощности,  увеличить
   производительность    и   качество    труда,    повысить   престиж
   научно - технической деятельности.
       Основными  целями  государства  при вовлечении в хозяйственный
   оборот    объектов    интеллектуальной   собственности   и  других
   результатов  научно  - технической деятельности являются повышение
   уровня  и качества жизни населения на основе развития производства
   конкурентоспособной  отечественной  продукции  (работ,   услуг)  с
   высокими    техническими   и  потребительскими   характеристиками,
   прогрессивные  структурные  преобразования в области материального
   производства,    повышение   экспортного   потенциала   российской
   экономики,  создание новых рабочих мест, расширение на этой основе
   налогооблагаемой  базы,  обеспечение  оборонной,  технологической,
   экономической и экологической безопасности Российской Федерации.
       Создание   наукоемкой  продукции  требует  крупных  финансовых
   затрат.  В то же время в условиях ограниченности бюджетных средств
   государство  может  взять на себя расходы,  связанные в основном с
   первым   этапом  - созданием   результатов   научно  - технической
   деятельности в приоритетных областях науки и техники.
       Приоритетными для государства являются разработки,  содержащие
   охраноспособные  объекты  интеллектуальной  собственности,  и иные
   результаты   научно  - технической  деятельности,   обеспечивающие
   наибольшую  социально  - экономическую  эффективность и реализацию
   указанных  основных  целей  государства,  а  также  решение  задач
   укрепления обороноспособности страны.
       Усилия  федеральных  органов  исполнительной  власти (в первую
   очередь  государственных  заказчиков)  при  реализации федеральных
   целевых  или  научно - технических программ должны быть направлены
   на  первоочередное обеспечение финансовыми средствами приоритетных
   разработок и коммерческое использование их результатов.
       Особого  внимания  требуют  вопросы  использования результатов
   работ  военного,  специального  и двойного назначения.  Необходимо
   четко  идентифицировать  эти  результаты  с учетом  возможности их
   реализации  в гражданской  сфере  как  конечного  продукта  или  в
   составе  разработанного  оборудования или техники,  технологий,  а
   также  предоставления прав на них путем заключения соответствующих
   договоров.
       Государство обязано   использовать   рычаги   экономической  и
   хозяйственной политики  для  эффективного  использования  прав  на
   результаты научно - технической деятельности. Капитализация затрат
   на научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы  в
   составе  затрат на производство продукции является важным условием
   равноправного вхождения России в мировую экономику.
   
                    2. Обеспечение правовой охраны
             результатов научно - технической деятельности
                      и распределение прав на них
   
       Обеспечение  правовой  охраны результатов научно - технической
   деятельности  является  одним  из  важнейших условий введения их в
   хозяйственный  оборот и создания рынка инноваций.  Правовая охрана
   создает   основу  для  защиты  интересов  авторов,   инвесторов  и
   производителей   продукции   от   недобросовестной  конкуренции  в
   процессе  оборота  этих результатов,  который регулируется нормами
   гражданского права.
       Наряду  с созданием  условий для легального оборота охраняемых
   результатов   научно  - технической  деятельности  важной  задачей
   является   обеспечение   легального  оборота  сведений  о секретах
   производства (чертежи, параметры технологических процессов, данные
   об   условиях   осуществления   различных   операций   и  способов
   производства и т.п.).
       При этом должны быть обеспечены:
       защита  прав  и законных  интересов  авторов,   организаций  -
   разработчиков   и  инвесторов,   включая   государство,   создание
   действенных   организационно  - правовых  механизмов  выявления  и
   пресечения нарушений прав;
       четкая  регламентация  осуществления  правовой охраны и защиты
   результатов  научно - технической деятельности,  созданных за счет
   средств  федерального  бюджета  и охраняемых в режиме коммерческой
   тайны.
       Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, в том
   числе  те,  на которые решением Правительства Российской Федерации
   возложены  функции государственных заказчиков научно - технической
   продукции, должны обеспечить в обязательном порядке закрепление за
   государством  прав  на  объекты  интеллектуальной  собственности и
   другие результаты научно - технической деятельности,  созданные за
   счет средств федерального бюджета, которые непосредственно связаны
   с  обеспечением  обороны и безопасности страны,  а также доведение
   которых   до   стадии   промышленного  применения  берет  на  себя
   государство.  Эти федеральные органы исполнительной власти обязаны
   эффективно  осуществлять в пределах своей компетенции распоряжение
   закрепленными  за  государством  правами  на  результаты  научно -
   технической   деятельности   в  целях   их   доведения  до  стадии
   промышленного   применения   и  реализации   готовой  продукции  с
   привлечением при необходимости организаций - разработчиков.
       Права   государства   на   результаты   научно   - технической
   деятельности  следует вводить в хозяйственный оборот,  в том числе
   путем их передачи либо организации - разработчику, либо инвестору,
   либо иному хозяйствующему субъекту.
       Вопросы  прав  на результаты научно - технической деятельности
   должны  определяться  в государственных  контрактах  на выполнение
   работ    для   государственных   нужд,    других   предусмотренных
   законодательством договорах (соглашениях). При этом в контрактах и
   договорах,   одной   из  сторон  в которых  выступает  государство
   (федеральный  орган  исполнительной власти от имени государства) и
   которые  предусматривают  последующую  передачу прав на результаты
   научно  - технической  деятельности,   необходимо  предусматривать
   получение    государством    неисключительной,    безотзывной    и
   безвозмездной     лицензии     на     использование    результатов
   научно - технической деятельности для государственных нужд.
       В   этих   контрактах   и  договорах  следует  предусматривать
   конкретные  обязательства  организаций,  которым  передаются права
   государства   по   обеспечению   доведения  разработок  до  стадии
   промышленного  применения и реализации готовой продукции,  порядок
   материального   поощрения   организаций  - исполнителей,   порядок
   выплаты  вознаграждения авторам,  а также конкретные обязательства
   стороны,  реализующей в производственной практике результат научно
   -  технической  деятельности,   и  санкции  за  невыполнение  этих
   обязательств.
       При передаче хозяйствующим субъектам прав на результаты научно
   - технической деятельности, созданные за счет средств федерального
   бюджета,  государство  не  рассматривает  в качестве основной цели
   возмещение затрат на финансирование этой деятельности.
   
           3. Формирование государственной системы контроля
                 за хозяйственным оборотом результатов
                   научно - технической деятельности
   
       В    период    становления    в  стране   эффективного   рынка
   интеллектуальной  собственности  государству  следует сохранить за
   собой  право контроля за сферой использования результатов научно -
   технической деятельности,  полученных за счет средств федерального
   бюджета,  путем  создания  системы,  обеспечивающей  идентификацию
   таких результатов, учет и контроль за их оборотом.
       В государственных контрактах, а также в договорах, связанных с
   реализацией   прав   государства   на   объекты   интеллектуальной
   собственности    и   другие   результаты   научно   -  технической
   деятельности,  необходимо предусматривать обязанность организаций,
   за   которыми   закрепляются   указанные  права,   представлять  в
   уполномоченные федеральные органы исполнительной власти сведения:
       1)   о  заявках  на  выдачу  охранных  документов  на  объекты
   интеллектуальной собственности и о наличии ноу - хау;
       2) о полученных охранных документах;
       3)   о  заключенных   сделках,   касающихся  прав  на  объекты
   интеллектуальной      собственности     и    другие     результаты
   научно - технической деятельности;
       4)    о   фактах   использования   объектов   интеллектуальной
   собственности    и  других   результатов   научно   -  технической
   деятельности, в том числе о лицензионных договорах (соглашениях) с
   зарубежными партнерами.
       Система  контроля  и использования  созданных  за счет средств
   федерального    бюджета    результатов    научно    -  технической
   деятельности,  передаваемых  исполнителям и пользователям,  должна
   предусматривать   возможность   изъятия   государством   прав   на
   использование этих результатов, если организация - владелец прав в
   течение установленного срока не предприняла эффективных мер для их
   практического  использования и введения в хозяйственный оборот или
   лицензиат  исключительного права нарушает условие об использовании
   преимущественно  в России  объектов интеллектуальной собственности
   или созданного с их использованием продукта.
   
                 4. Нормативное обеспечение вовлечения
              в хозяйственный оборот результатов научно -
                       технической деятельности
   
       Основными направлениями совершенствования нормативной правовой
   базы  в области  хозяйственного  оборота объектов интеллектуальной
   собственности    и  других   результатов   научно   -  технической
   деятельности являются:
       1)  создание  системы  экономических стимулов,  обеспечивающих
   заинтересованность всех субъектов правоотношений, в первую очередь
   инвесторов,  творческих  коллективов  и организаций,  в создании и
   вовлечении в хозяйственный оборот результатов научно - технической
   деятельности;
       2)   обеспечение   координации  действий  федеральных  органов
   исполнительной  власти по выявлению и пресечению нарушений прав на
   результаты   научно   - технической  деятельности,   принадлежащие
   государству;
       3) регулирование порядка учета,  инвентаризации, амортизации и
   налогообложения  объектов  интеллектуальной собственности и других
   результатов научно - технической деятельности;
       4) регламентация  проведения  стоимостной  оценки  результатов
   научно  -  технической  деятельности,  а  также  включения   таких
   объектов в уставные капиталы создаваемых юридических лиц;
       5)  регламентация  передачи за рубеж объектов интеллектуальной
   собственности    и   иных    результатов   научно   -  технической
   деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации.
       Разработка   указанной   нормативной  правовой  базы  позволит
   сбалансировать    интересы   инвесторов   (включая   государство),
   творческих  коллективов  и организаций  и ускорить  темпы освоения
   новых технологий.
   
   
   ------------------------------------------------------------------


Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
Разное
Rambler's Top100