УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 30 января 2004 г. N 07-40/17/Б662
ОБЗОР ПЕРЕПИСКИ ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА II ПОЛУГОДИЕ 2003 Г.
Управление Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам по Московской области направляет для сведения и руководства
в работе обзор переписки за второе полугодие 2003 года по
лицензированию отдельных видов деятельности.
Вопрос 1: Чем регламентируется порядок лицензирования
деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных
объектов? Достаточно ли для признания объекта пожароопасным
осуществление на этом объекте использования (производства,
хранения и переработки) легковоспламеняющихся, горючих и
трудногорючих жидкостей? Могут ли налоговые органы проверять
наличие лицензий?
Ответ: В соответствии со статьей 15 Федерального закона от
08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов
деятельности" за рассмотрение лицензирующим органом заявления и
предоставление лицензии взимается лицензионный сбор в
установленном порядке. Суммы указанных сборов зачисляются в
соответствующие бюджеты.
Согласно статьям 13, 14, 15 главы 2 части первой Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) федеральные,
региональные и местные лицензионные сборы входят в систему налогов
и сборов Российской Федерации.
Главной задачей налоговых органов в соответствии со статьей 6
главы 2 Федерального закона от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых
органах Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
является контроль за соблюдением налогового законодательства, за
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в
соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей,
установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О
лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым видам
деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых
может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным
интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства,
культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование
которых не может осуществляться иными методами, кроме как
лицензированием.
В соответствии с руководящим документом РД 153-39.2-080-01
"Правила технической эксплуатации автозаправочных станций",
принятым и введенным в действие приказом Министерства энергетики
Российской Федерации от 01.07.2001 N 229, и согласно письму
Министерства юстиции Российской Федерации от 16.10.2001 N 07/10035-
ЮД, не нуждающемуся в государственной регистрации, автозаправочные
станции предназначены для приема, хранения и выдачи автомобильного
топлива, масел, смазок, запасных частей и специальных жидкостей
для транспортных средств и их обслуживания, а также оказания услуг
владельцам и пассажирам транспортных средств.
Согласно Федеральному закону от 21.07.97 N 116-ФЗ "О
промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с
изменениями и дополнениями) к категории опасных производственных
объектов относятся объекты, на которых получаются, используются,
перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются,
уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные
самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и
самостоятельно гореть после его удаления.
Объекты, на которых используются (производятся, хранятся,
перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие
жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в
том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть
при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом,
являются пожароопасными производственными объектами (Положение о
лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных
производственных объектов, утвержденное постановлением
Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 N 595).
В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О
лицензировании отдельных видов деятельности" эксплуатация
пожароопасных объектов является лицензируемым видом деятельности.
Таким образом, на основании действующего законодательства
Российской Федерации автозаправочные станции, а также объекты,
имеющие в своем составе мазутохранилища, относятся к категории
пожароопасных производственных объектов. Для осуществления
деятельности по их эксплуатации требуется соблюдение лицензионного
законодательства Российской Федерации, в данном случае - Положения
о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных
производственных объектов, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 N 595. При этом
необходимо учитывать, что лицензии на осуществление деятельности в
области промышленной безопасности опасных производственных
объектов, выданные в установленном порядке до принятия
постановления Правительства Российской Федерации N 595, действуют
до окончания указанного в них срока.
Вопрос 2: Существует ли перечень федеральных органов
исполнительной власти, осуществляющих лицензирование отдельных
видов деятельности?
Ответ: Лицензирование отдельных видов деятельности
осуществляется на основании статьи 17 Федерального закона от
08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов
деятельности".
Действие данного Закона не распространяется на следующие виды
деятельности:
- деятельность кредитных организаций;
- деятельность, связанная с защитой государственной тайны;
- деятельность в области производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- деятельность в области связи;
- биржевая деятельность;
- деятельность в области таможенного дела;
- нотариальная деятельность;
- страховая деятельность;
- деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- осуществление внешнеэкономических операций;
- осуществление международных автомобильных перевозок грузов и
пассажиров;
- приобретение оружия и патронов к нему;
- использование результатов интеллектуальной деятельности;
- использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для
осуществления телевизионного вещания и радиочастот для
осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе
вещания дополнительной информации);
- использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного
фонда, объектов растительного и животного мира;
- деятельность, работы и услуги в области использования атомной
энергии;
- образовательная деятельность.
Лицензирование данных видов деятельности устанавливается
действующим законодательством и другими нормативными актами.
Лицензирование купли-продажи драгоценных металлов, камней и
изделий из них, торговля легковыми автомобилями иностранного
производства, предоставление площадей в аренду для мелкооптовой и
розничной торговли, в том числе и рыночной, риелторской,
лизинговой деятельности, лицензирование платных юридических услуг
действующим законодательством не предусмотрено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2002
N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" определен
перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих
лицензирование, а именно:
- Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)
- осуществляет лицензирование негосударственной (частной) охранной
деятельности и негосударственной (частной) сыскной деятельности
(адрес: 119049, г. Москва, ул. Житная, д. 16);
- Центральный банк Российской Федерации (ЦБ России) -
осуществляет лицензирование профессиональной деятельности
кредитных организаций (адрес: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д.
12);
- Министерство Российской Федерации по связи и информации
(Минсвязи России) - осуществляет лицензирование деятельности в
области связи (электрическая (электросвязь) и почтовая связь)
(адрес: 105064, г. Москва, ул. Казакова, д. 18);
- Государственный комитет Российской Федерации по физической
культуре и спорту (Госкомспорт России) - осуществляет
лицензирование организации и содержания тотализаторов и игорных
заведений (адрес: 125375, г. Москва, ул. Тверская, д. 7);
- Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) -
осуществляет лицензирование аудиторской и страховой деятельности
(адрес: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9);
- Министерство имущественных отношений Российской Федерации
(Минимущество России) - осуществляет лицензирование
консультационных услуг по оценке (как объектов недвижимости, так и
иных объектов, включая инвестиционные проекты)(адрес: 101990, г.
Москва, ГСП, Никольский пер., д. 9);
- Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФБЦК России) -
осуществляет лицензирование деятельности инвестиционных фондов,
негосударственных пенсионных фондов (адрес: 119991, г. Москва,
ГСП, Ленинский проспект, д. 9);
- Управление организации лекарственной помощи Министерства
здравоохранения Московской области - осуществляет лицензирование
на территории Московской области фармацевтической деятельности
(адрес: 123056, г. Москва, Электрический пер., д. 8, стр. 1).
Вопрос 3: Нужна ли лицензия на осуществление работ по ремонту
авиационной техники?
Ответ: В соответствии с разъяснением Российского авиационно-
космического агентства от 03.11.2003 N 350/60 Российское
авиационно-космическое агентство, осуществляя лицензирование
организаций в области авиационной техники, действует в
соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О
лицензировании отдельных видов деятельности" и на основании
постановлений Правительства Российской Федерации от 11.02.2002 N
135, от 27.05.2002 N 346.
Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании
отдельных видов деятельности", вступивший в силу 10.02.2002,
предусматривает обязательное лицензирование ремонта авиационной
техники двойного назначения.
В соответствии с Федеральным законом от 08.01.98 N 10-ФЗ "О
государственном регулировании развития авиации" к авиационной
технике относятся: летательные аппараты, их бортовое оборудование
и агрегаты, двигатели, авиационное вооружение, авиационные
средства спасения, тренажеры, наземные средства управления
воздушным движением, навигации, посадки и связи, а также средства
наземного обслуживания летательных аппаратов.
Действовавший до 10.02.2002 Федеральный закон от 25.09.98 N 158-
ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановления
Правительства Российской Федерации от 11.04.2000 N 326, от
19.03.2001 N 205 лицензирование деятельности по ремонту
авиационной техники не предусматривали.
Вопрос 4: В каких случаях деятельность котельных может
рассматриваться как опасный объект, на который нужна лицензия?
Ответ: В соответствии с разъяснениями Министерства по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по Московской области
от 01.10.2003 N 4647/3 котельную как опасный объект следует
рассматривать в двух случаях:
1. Котельная использует в производственной деятельности жидкое
топливо - нефтепродукты (мазут, дизельное топливо).
На основании Федерального закона Российской Федерации от
21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных
производственных объектов" (приложение 1, п. 1, абзац "в") к
категории опасных производственных объектов относятся объекты, на
которых используются, хранятся, транспортируются опасные вещества:
горючие вещества - жидкости, способные самовозгораться, а также
возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после
его удаления.
В данном случае котельная относится к пожароопасному
производственному объекту. На основании постановления
Правительства Российской Федерации от 04.08.2002 N 595 "Об
утверждении Положения о лицензировании деятельности по
эксплуатации пожароопасных производственных объектов" (п. 1, подп.
2) под пожароопасными производственными объектами понимаются
объекты, на которых используются, хранятся легковоспламеняющиеся,
горючие и трудногорючие жидкости, способные гореть при
взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.
В соответствии с вышеизложенным деятельность по эксплуатации
котельных, использующих, хранящих и транспортирующих жидкие
нефтепродукты (мазут, дизельное топливо), подлежит лицензированию.
Лицензирование деятельности по эксплуатации котельных как
пожароопасных производственных объектов осуществляет Министерство
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
2. Котельная использует оборудование, работающее под давлением
более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115
градусов.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 N 116-ФЗ
(приложение 1, п. 2; ст. 6, п. 1) "О промышленной безопасности
опасных производственных объектов" деятельность по эксплуатации
опасного производственного объекта может осуществляться на
основании лицензии, выданной федеральным органом исполнительной
власти, специально уполномоченным по выдаче лицензий в области
промышленной безопасности, или его территориальным органом в
соответствии с законодательством Российской Федерации, то есть
органами Гостехнадзора России.
Таким образом, в обоих случаях деятельность по эксплуатации
котельных как опасного производственного объекта осуществляется на
основании соответствующей лицензии, выданной специально
уполномоченными (лицензирующими) органами.
Вопрос 5: Нужна ли лицензия на деятельность по разработке
проектно-сметной документации, а также на осуществление функций
генподрядчика по строительству, реконструкции, ремонту и
содержанию автодорог?
Ответ: Положениями статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001
N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"
установлен исчерпывающий перечень видов деятельности, на
осуществление которых требуется лицензия.
Регламентация лицензирования конкретных видов деятельности
осуществляется в соответствии с требованиями постановлений
Правительства Российской Федерации от 11.02.2002 N 135 "О
лицензировании отдельных видов деятельности" и от 21.03.2002 N 174
"О лицензировании деятельности в области проектирования и
строительства".
В соответствии с указанными законодательными актами Российской
Федерации лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
- проектирование зданий и сооружений I и II уровней
ответственности в соответствии с государственным стандартом;
- строительство зданий и сооружений I и II уровней
ответственности в соответствии с государственным стандартом;
- инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений I
и II уровней ответственности в соответствии с государственным
стандартом.
В действующих в настоящее время государственных стандартах
отсутствует упоминание об автомобильных дорогах и сооружениях на
них в качестве сооружений I или II уровней ответственности с
государственным стандартом.
По этому вопросу также отсутствуют нормативные правовые акты
федеральных органов исполнительной власти, прошедшие в
установленном порядке в соответствии с требованиями Указа
Президента Российской Федерации от 23.05.96 N 763 "О порядке
опубликования и вступления в силу актов Президента Российской
Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных
правовых актов федеральных органов исполнительной власти"
соответствующую регистрацию в Министерстве юстиции Российской
Федерации.
Основание: письмо Государственной службы дорожного хозяйства
(Росавтодор) Министерства транспорта Российской Федерации от
05.09.2003 N ГСДХ-24/3878-ис.
Вопрос 6: Какой существует порядок списания лицензиатом
расходов по приобретению лицензий?
Ответ: Лицензия - это специальное разрешение на осуществление
конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении
лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом
юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
На основании пункта 47 главы 25, пункта 1 статьи 264 Кодекса,
Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль
организаций" части второй Кодекса, утвержденных приказом МНС
России от 26.02.2002 N БГ-3-02/98, расходы на приобретение
лицензий на осуществление отдельных видов деятельности в
соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 N
128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности",
формирующие расходы будущих периодов, относятся к прочим расходам,
связанным с производством и (или) реализацией. Порядок признания
расходов при методе исчисления установлен статьей 272 Кодекса, при
кассовом методе - статьей 273 Кодекса.
Поскольку расходы на приобретение лицензии на какой-либо вид
деятельности относятся ко всему сроку действия этой лицензии, то в
соответствии с пунктом 65 Положения по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации,
утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н (с
изменениями и дополнениями), такие расходы отражаются в
бухгалтерском балансе отдельной статьей "Расходы будущих периодов"
и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией
(равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение
периода, к которому они относятся.
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности предприятий и Инструкцией по его применению,
утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 34н, для
обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном
периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен
счет 97 "Расходы будущих периодов".
Таким образом, если налогоплательщик расходы по приобретению
лицензий учитывает в составе расходов, переносимых на будущее, то
указанные расходы будут уменьшать налоговую базу равными долями в
течение срока, на который выдана лицензия.
При этом следует иметь в виду, что помимо оплаты лицензионных
сборов за рассмотрение лицензирующим органом заявления и
предоставление лицензии к затратам на приобретение лицензий могут
быть отнесены и иные расходы, произведенные налогоплательщиком,
которые являются необходимым условием для получения лицензии.
Пунктом 55 Положения по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного
приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н (с изменениями и
дополнениями), определено, что лицензии на осуществление отдельных
видов деятельности не относятся к нематериальным активам.
Расходы организации по приобретению лицензии являются
расходами, непосредственно связанными с производством продукции
(работ, услуг), и, следовательно, они должны относиться на
себестоимость продукции (работ, услуг) в составе управленческих
расходов.
Заместитель
руководителя Управления
Министерства РФ по налогам и сборам
по Московской области
Б.А. Курочкин
|